Интеллектуальная игра "Умники и умницы", посвященная жизни и творчеству Гоголя.
методическая разработка по литературе (6, 7 класс) по теме

Балакшина Людмила Александровна

Данный сценарий игры построин по аналогии с известной одноименной передачей. Правила такие же. Игра посвящена двухсотлетию со дня рождения Н.В.Гоголя. Дети самостоятельно повторяют факты из биографии Н.В.Гоголя, а так же перечитывают такие произведения как "Вий", "Заколдованное место", "Ночь перед Рождеством", "Тарас Бульба". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy_2.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                            Игра   «Умники и умницы».

                                            ( 6-7классы).

Данная игра посвящена двухсотлетию со дня рождения Н.В.Гоголя.

Цели:

  1. обучающие: обобщить сведения из биографии Н.В.Гоголя. Вспомнить и повторить такие произведения как «Вий», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Тарас Бульба».
  2. развивающие: развивать умение самостоятельно находить информацию, анализировать ее; выступать перед аудиторией, показать владение ораторским искусством; доказывать свою точку зрения, анализировать. Развивать память, творческое мышление, способность владения точным выразительным языком
  3. воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, интерес к великой русской классической литературе.

Предварительная подготовка.

До проведения мероприятия проводится подбор игроков. Для этого среди учащихся 6 – 7 классов проводится конкурс сочинений: «Мое любимое произведение Н.В.Гоголя». 9 победителей назначаются участниками игры.

Готовятся листы плотного картона, обтянутые цветной самоклеющейся бумагой, для обозначения дорожек: 4 зеленых, 3 желтых, 2 красных. Делается запись музыки из одноименной передачи. По заказу из пластика изготавливаются ордена, из тонкой атласной ленты делается петля 80 сантиметров, чтобы ее можно было свободно надевать отвечающему.

Игрокам предлагается повторить факты из биографии Н.В.Гоголя, а также содержание таких произведений писателя, как «Заколдованное место», «Вий», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба».

Приглашаются коллеги и учащиеся старших классов в качестве членов жюри. Оформляется  зал: портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации учащихся к произведениям писателя.

                                                 Ход игры

Ведущий

     Я рада приветствовать всех присутствующих на интеллектуальной игре «Умники и умницы», которая посвящена двухсотлетию со дня рождения Н.В.Гоголя.

     Тема игры: «Н.В.Гоголя. Жизнь и творчество».

     Мы выбрали 9 участников игры, будем называть их агонистами, от греческого слова «агон», что значит «соревнование». А если агонисты не справятся с вопросами, то право ответа переходит к теоретикам, то есть зрителям. За верный ответ теоретик получает орден «Умника». Секретарь судейской коллегии внимательно следит,  кто из теоретиков первым поднял руку для ответа, а также за тем, сколько орденов вы заработали. Тот, у кого больше орденов, как и победитель игры, будет удостоен награды. Желающие после игры могут поменять ордена на пятерки по русскому языку или литературе.

Представляю нашу судейскую коллегию:

Судья______________________________

Ученый секретарь_______________________

Ответственный секретарь_________________________

Старшеклассник_______________________________

Ордена вручает моя помощница_______________________

Правила игры:

Свойство дорожек:

Красная – самая короткая (2 этапа), но на ней нельзя ошибиться, если все-таки

это происходит, то игрок может согласиться на блиц, в котором три вопроса, время на обдумывание не дается, нужно определить из какого произведения строки.

Желтая – 3 этапа, можно ошибиться один раз.

Зеленая – 4 этапа, можно ошибаться 2 раза.

Пролог.

 В нем два конкурса:

1) Русский язык. Задача – исправить ошибки в тексте, если они есть. (Обязательно ведущим комментируется то, что делают участники, зачитывается правильный ответ).                  

2) Конкурс красноречия. За пятнадцать минут до начала состязания участником было предложено дать аргументированный развернутый ответ на вопрос: «Актуальность творчества Н.В.Гоголя в наше время». (Регламент – не больше 2-3 мин.)

Судьи по итогам пролога называют места: 1, 2, 3. Участники выбирают дорожки.

4 этапа игры. 3 агона, победители выходят в финал.

Каждый раз участникам предлагаются ключевые слова: Факты биографии, «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Вий», «Тарас Бульба». Выбрав, ребята слушают вопрос и отвечают.

Пролог: русский язык.

   1.  Последний день перед рождеством прошол. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру чтобы всем было весило калядавать и славить Христа. Марозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип  мароза под сапогом слышался за пол версты.

    2.  Вся поверхность зимли представлялася  зеленозолотым океаном по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие стебли травы сквозили голубые синие и зеленые волошки; жолтый дрок выскакивал в верх  своею пирамидальною верхушкою; белая кашка пистрела на поверхности.

     3. Он слышал только, как билось его серце; он видел, как старуха подошла к нему, слажила ему руки, вскачила с быстротой кошки к нему на спину, и он подпрыгивая понес ее на плечах своих. Все это случилось так быстро, что философ едва мог опомнится и схватил обоими руками себя за колени желая удержать ноги.

Факты биографии.

1.Где провел детские годы Н.В.Гоголь и как это отразилось на его дальнейшем творчестве?

В имении родителей Васильевке Миргородского уезда на Украине. Край был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, действующими на воображение. Рядом с Васильевкой располагалась Диканька.

2.Гоголь с детства мечтал быть писателем или думал о каком-то другом поприще, если да, то о каком?

Он хотел быть юристом. Николай Васильевич писал в письме двоюродному дяде Петру Косаровскому 3 октября 1827 года: «Я видел, что здесь работы будет более всего, Неправосудие -  величайшее в свете несчастье, более всего разрывало мое сердце».

3.«Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло с ним». О ком говорит Н.В.Гоголь и в связи с каким страшным для России событием?

Об А.С Пушкине, с которым Гоголь был близко знаком. Событие – дуэль, в результате которой Пушкин погиб.

4.Подлинным литературным дебютом Гоголя стало произведение, по поводу которого А.С.Пушкин писал: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился». О каком произведении идет речь?

«Вечера на хуторе близ Диканьки».

5.Известный факт: Гоголь сжигал рукописи, которые не нравились ему или были плохо встречены критикой. Так он поступил со своей первой книгой-поэмой «Ганц Кюхельгартен», со 2 томом «Мертвых душ». Однажды он попросил Жуковского высказать мнение об одной своей пьесе. Почему Гоголь после прочтения сжег эту пьесу, хотя Жуковский не сказал ни слова?  

Жуковский во время прочтения уснул.

«Заколдованное место».

1.Что было более всего любо деду?

«Когда приезжали каждый день возов 50 чумаков и пойдут рассказывать».

2.Как звали деда?

Максим.

3.Верный признак клада?

Когда на могиле вспыхивала свечка.

4.Что принес дед в котле?

«Сор и стыдно сказать что такое».

«Ночь перед Рождеством».

1.От кого  «ни одна на свете ведьма не ускользнет, кто знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков и сколько в сундуке лежит полотна»?

От сорочинского заседателя.

2.О ком так говорит Гоголь? «Спереди совершенный немец, но зато сзади настоящий губернский стряпчий в мундире».

О черте. «Спереди совершенный немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как у наших свиней, кругленьким пяточком. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, острый и длинный. Только разве по козлиной бороде, по небольшим рожкам можно было догадаться, что это просто черт».

3.Почему черт украл месяц?

Чтобы отомстить кузнецу, который намалевал картину для церкви, на которой уж очень отвратительно изобразил черта.

4.Кузнец Вакула говорит: «Если бы меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня все, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе». Что ответил бы царю Вакула, что пожелал?

«Дай мне лучше мою Оксану.»

5.Что за вельможу описывает Гоголь? «Минуту спустя вошел довольно плотный человек в гетьманском мундире».

Потемкина, фаворита Екатерины.

6.Кому говорила Екатерина: «Я до сих пор без памяти от вашего «Бригадира»? Как звали этого великого русского писателя?

Фонвизин

7.Как поступали бабы в церкви, если у них на руках плакало дитя?

Подносили его к картине Вакулы, на которой был нарисован черт в аду, и говорили: «Ой бачь, яка кака намалевана», дите испуганно замолкало.

«Вий».

1.Кто такой Вий?

Начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли.

2.Как умерла панночка?

Ее убил Хома, она была ведьмой, в образе старухи Хома забил ее до смерти.

3.Сотник предположил, почему его дочь, прекрасная панночка, велела именно Хоме Бруту молиться три ночи по ее грешной душе. Каково это предположение?

«Ты, добрый человек, верно известен святою жизнью своею и богоугодными делами».

4.Что по обычаю делают малороссияне, увидевши мертвеца?

Прикладывают руки к печке.

5.Что странного и жуткого было в церкви, в которой предстояло три ночи провести Хоме?

« Почерневшая, убранная зеленым мхом, уныло стояла на краю сел. В ней уже давно не справляли службу».

6.Как защищал себя Хома от ведьмы?

Он чертил круг и молился.

7.Почему умер Хома?

От страха. Когда кинулись на него чудовища, он «пропал от того, что испугался».

«Тарас Бульба».

 

1.Тарас Бульба , обращаясь к казакам, говорит: «Нет уз святее товарищества». Почему нет? А родительская любовь? А детская любовь? Что говорит Тарас?

«Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек. Поэтому нет уз святее товарищества».

2.Как Н.В.Гоголь характеризует строй в Запорожской Сечи.

Республика.

3.Как наказывали в Запорожской Сечи убийц?

Вырывали яму, опускали в нее живого убийцу и сверху него ставили гроб с убиенным, а потом обоих засыпали землей..

4.Назовите три случая, когда казак должен браться за саблю.

Тарас положил себе правило, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю:

когда комиссары не уважали в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда поглумились над Православием и не чтили обычаев предков и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случаи позволительным поднять оружие во славу христианства.

5.Кто такой мазунчик и кого так называл Тарас?

Мазунчик – маменькин сынок,  тот, кто держится за бабью юбку. Тарас назвал так Андрия.

6.Назовите кличку коня Тараса Бульбы?

Черт

7.Чье имя перед смертью шептал Андрий? Имя ли отца, с мольбой о прощении?

Имя прекрасной панночки.

8.Почему Остап во время казни позвал отца: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»

«Когда подвели его к последним смертным мукам, все чужие лица. Хотел бы он увидеть твердого мужа, который бы утешил при кончине.»

9.Как Тарас попал в руки ляхов?

У него упала люлька с табаком, он не захотел, чтобы она досталась врагам и остановил коня.

10.Как погиб Тарас?

В муках, его сожгли живьем.

Блиц

1.В «Вие» говорится о таком важном для семинаристов событии, как вакансия. А что такое вакансия?

Каникулы с июня месяца.

2.Хома Брут часто пробовал «крупного гороху». Что это значит?

Это розги, его часто наказывали, пороли.

3.После какой ночи поседел Хома?

После второй, когда ведьма начала творить заклинания.

1.В «Ночи перед Рождеством» что поручила достать Оксана влюбленному кузнецу, пообещав выйти за него замуж?

Черевики.

2.А что такое черевики?

Башмачки.

3.У кого кузнец должен был их достать и благодаря кому достал?

У царицы, благодаря черту.

1.Какую должность занимал Тарас?

Полковник

2.В какое время происходят события, изложенные в повести «Тарас Бульба»?

В 15 веке.

3.С какими словами убил Тарас Андрия? Эти слова стали крылатыми.

Я тебя породил, я тебя и убью.

По окончанию игры жюри подводят итоги. Два победителя: один на дорожке, другой по наибольшему количеству орденов. Происходит торжественное награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца....", посвященное жизни и творчеству Юрия Визбора

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца"  представляет собой литературно-музыкальную композицию, в которой основным объектом интереса выступает поэт, бард, драматург, журналист, сценарис...

Классный час "Жизнь и творчество Гоголя Н.В. - воплощение патриотизма"

Цель: Патриотическое воспитание школьников.            Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России....

Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя

Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя ЦЕЛЬ: развивать познавательные способности учащихся, воспитывать любовь к литературе и художественному слову...

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »

Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...

Конкурс -игра "Умники и умницы"(о жизни и творчестве М.В. Ломоносова)

Игра позволяет проверить знания о жизни и творчестве великого учёного М.В. Ломоносова...

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...

Викторина, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя.

Материал требует глубокого и детального изучения творчества Н.В. Гоголя....