Внеклассное мероприятие по литературе «Великие просветители Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки»
методическая разработка по теме
Разработка внеклассного мероприятия по литературе ко Дню славянской письменности и культуры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе «Великие просветители Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки»
Цель: познакомиться с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки; пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа, способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.
Оборудование: слайдовая презентация, цветные карандаши, листы А 4
Ход мероприятия
- Чтецы читают стихотворение:
1 чтец
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2 чтец
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
3 чтец
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
- Ведущий:
В России, как и в других славянский государствах, 24 мая широко отмечается День славянской письменности и культуры. Славянская письменность была создана в IX веке, около 863 года. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия. На российскую землю этот праздник пришел совсем недавно – в 1992 году, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям-просветителям (фотография памятника на слайде).
До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности. Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык. Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу.Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога.
Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, их детство прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец - болгарин. Всё население Солуни говорило на двух языках. Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом. По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию.
Брат Мефодий был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом. После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно обучали людей грамоте и основывали новые церкви. В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание.
В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.
Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников. Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков.
Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней.
Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
- Творческие задания
- А теперь посмотрите на слайд. Перед вами изображение и название некоторых букв славянской азбуки. Прочитаем первые буквы.
- Сравните славянскую азбуку и современный алфавит.
- Что общего можно заметить? Чем они отличаются?
- Встретили ли вы знакомые буквы?
Писцы при монастырях переписывали книги от руки. На изготовление одной книги уходил год и больше. Буквы были ровные, прямые, чёткие. Заглавные буквы разрисовывали кисточкой, украшали, делая их красивыми. Отсюда и пошло название красная строка (т. е. красивая). А назывались заглавные буквы БУКВИЦАМИ.
Творческое задание.
– Возьмите карандаши и попробуйте нарисовать буквы современного алфавита, украсив их, как это делали когда-то наши предки. (Звучит музыка, ребята рисуют буквы, затем представляют их).
- Вспомните и назовите пословицы, поговорки, крылатые выражения, в которых говорится про азбуку, про грамотность. (Грамоте учиться всегда пригодится; сперва аз да буки, а там и науки; прочитать от доски до доски; азбуку учат, во всю избу кричат; не красна книга письмом, красна умом и другие)
4. Подведение итогов. Викторина.
1. Как современники называли Кирилла за его учёность? (Философ)
2. Как называлось государство, куда прибыли со своей миссией Кирилл и Мефодий? (Моравия)
3. Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита? (Кириллица)
4. На территории какой современной страны изобрели бумагу? (Китай)
5. До какого века употребляется славянский язык в качестве церковного и литературного? (до 17 века на Руси.)
6. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
7. Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)
8. Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)
9. Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)
10 .В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»?
(В царствование Петра Первого)
11. Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)
12. Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)
13. Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил III)
- А закончит наше мероприятие гимн, который написал в честь Кирилла и Мефодия поэт 19 века Алексей Хомяков.
В исполнении ученика звучит стихотворение.
Слава вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы,
Слава вам, Правды Христовой Учители,
Слава вам, грамоты нашей творцы.
Будьте ж Славянству звеном единения,
Братья святые Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом Сил!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Кирилл и Мефодий – первоучители славянские".
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам.Задачи: 1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России. Причисл...
Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы
Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».Цели урока:Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.Прививать любовь и уважение к культур...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "От Кирилла и Мефодия до наших дней"
Познавательная игра «От Кирилла и Мефодия до наших дней» Цель: 1)развивать межпредметные связи уроков русского языка и основ православной культуры Крыма...
Кирилл и Мефодий - основатели славянской письменности
Презентация "Кирилл и Мефодий..." может быть использована на уроке истории в 6 классе, на мероприятии. посвяшенном Дню славянской письменности....
Урок ОПК в 8 классе: "Кирилл и Мефодий - первые славянские просветители".
Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия, судьба славянской письменности....
Презентация по истории: "Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности" (6 класс)
Славянская исьменность. История создания,...
Технологическая карта внеклассного мероприятия по литературе «Великий подвиг советского народа»
Технологическая карта внеклассного мероприятия по литературе «Великий подвиг советского народа» для обучающихся 5 класса...