Мастер-класс "Кирилл и Мефодий – первоучители славянские".
методическая разработка по теме
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам. Задачи: 1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России. Причисленных Русской Православной Церковью к лику святых. 2. Сохранение и развитие традиций Православия. |
3. Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций.
С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как возник у каждого народа его родной язык? Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том, как она зарождалась, и какие книги первыми были написаны на родном языке. Но у славянской письменности удивительное происхождение. Славяне, благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим источникам, знают о том, как зарождалась славянская грамота. Мы не только с точностью до года можем определить время появления славянской азбуки, но знаем и имена творцов славянской письменности и их жизнеописания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirill_i_mefodiy_-_pervouchiteli_slavyanskie.doc | 100.5 КБ |
kirill_i_mefodiy_-_pervouchiteli_slavyanskie.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 2. Этапы работы мастер-класса |
Подготовительно-организационный:
Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). Слайд 3. Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам. Задачи: 1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России. Причисленных Русской Православной Церковью к лику святых. 2. Сохранение и развитие традиций Православия. 3. Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций. Методы: поисковый, наглядный, словесный, творческий, анализ. Содержание: Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности |
Слайд 1. Кирилл и Мефодий – первоучители славянские.
Тема: «Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»
Слайд 4. Эпиграф:
Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой. Д.С. Лихачев
Содержание этапа |
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия |
Слайд 5. Вступительное слово учителя.
С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как возник у каждого народа его родной язык?
Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том, как она зарождалась, и какие книги первыми были написаны на родном языке. Но у славянской письменности удивительное происхождение. Славяне, благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим источникам, знают о том, как зарождалась славянская грамота. Мы не только с точностью до года можем определить время появления славянской азбуки, но знаем и имена творцов славянской письменности и их жизнеописания.
Если спросить у славян грамотеев: кто вам азбуку сотворил, или кто книги перевёл, - все знают и ответят: святой Константин – Философ и брат его Мефодий… И если спросить, когда это было, знают и это, и скажут: во времена греческого царя Михаила и болгарского князя Бориса, и моравского князя Растицы, и блатенского князя Коцела, в 6563 году после сотворения мира.
Слайд 6.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Святые учители словенские стремились к уединению в молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия золотыми буквами вписаны в историю православной святости. Их жизнь стала зримым исполнением Завета Спасителя, полученного Апостолами в Галелее.
Слайд 7. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…»
Евангелие от Матфея
Жертвенный подвиг учёных братьев на ниве просвещения заложил основы письменной славянской культуры и способствовал установлению многоликой восточной христианской цивилизации. Начало славянской миссии святых Кирилла и Мефодия относится к 863 году.
Деятельность участников |
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Следующий этап урока – выстраивание диалога с учащимися, который подведёт к основной части урока – раскрытию темы.
После вступительного слова учителя, учащиеся с его помощью выстраивают диалог, на основе тех знаний, которыми они уже обладают.
Необходимо вспомнить, что это было за время?
В 842 году прекращаются столетние богословские споры, Поместный Константинопольский собор учреждает праздненство «Торжество православия». На престол восходит император Михаил III, при котором и началась апостольская и просветительская деятельность Кирилла и Мефодия.
О просветительской деятельности святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать миссионеров для распространения христианской проповеди среди славян, населявших Моравию и Паннонию. Пришествие праведных учителей упоминается в «Повести временных лет». Ученики могут рассказывать об этом, а могут прочитать выдержку из повести:
Слайд 8. «Однажды славянские князья Ростислав, Святослав и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы рассказать о книжных словах и о смысле их….Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия, и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю….Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие….И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своем языке…»
Великая Моравия, включавшая в то время отдельные области современной Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Румынии и Польши. Уже была христианской. (Если это возможно, то всё, что касается географии, надо стараться показывать на карте. Детям трудно представить расстояние, которое они не проходили, и другие страны, где они не были). Но просвещало её немецкое духовенство, и всё богослужение, священные книги и богословие были латинские, для славян непонятные. Прибыв в Моравию, святые братья привезли с собой созданную незадолго до этого славянскую азбуку и переводы на славянский язык некоторых богослужебных книг. Самоотверженное служение святых в деле распространения христианской проповеди, их жертвенная готовность послужить людям «даже до смерти» снискали им любовь моравского народа, который всей душой принял благую весть о спасении и потянулся к христианству. На своём личном примере братья исполнили слова апостола Павла: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим». Посеянное ими семя «упало на добрую землю и принесло плод».
Слайд 9. Ученики равноапостольных братьев нашли убежище в Болгарии, которая стала новым центром славянской письменности. И уже через Болгарию наследие равноапостольных просветителей проникло в другие славянские земли и оказало огромное воздействие на религиозную жизнь и культуру Руси, Сербии, Чехии и Хорватии.
Слайд 10. Благодаря трудам святых равноапостольных Мефодия и Кирилла славяне услышали благую весть о Христе на своём родном языке.
Основная часть.
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
1.Тайна славянской азбуки.
2.Структура азбуки.
3.Букварная истина, высшая часть азбуки.
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.
В основной части урока поэтапно раскрывается тайна создания славянской азбуки. Всё, что связано с таинственным, необычным привлекает любого человека. Предположительно, эта тема может увлечь и учащихся.
Тайна славянской азбуки.
В чём заключалась сложность создания азбуки.
Слайд 11. У славян не было письменности. Но даже не сам факт отсутствия букв представлял главную проблему. У них не было отвлечённых понятий и богатства терминологии, которое обычно складывается в «книжной культуре». Высокое христианское богословие, Писание и богослужебные тексты надо было переложить на язык, не обладающий к тому никакими средствами. Константин и Мефодий, справились с задачей. Буквы первого алфавита – глаголицы составили на основе греческой тайнописи, они соответствуют буквам греческого алфавита, но выглядят по-другому. Предстояло научить славян новым буквам, новому книжному языку, новому богослужению.
Слайд 12. Можно привести другую версию создания славянской азбуки. Многие ученые в наши дни предполагают, что святыми братьями Кириллом и Мефодием была создана «глаголица», которая больше была похожа на древнеболгарскую, чем на славянскую. А уже многим позже была составлена «кириллица» - уже есть славянская речь. Это видоизмененная «глаголица» более усовершенствованная как сказали бы сейчас. А создателем её является ученик праведных братьев - Климент Орхидский. Но как бы то не было, первостепенная заслуга в создании славянской письменности и азбуки принадлежит Кириллу и Мефодию. Даже если первоначальный вид их «детища - азбуки словенской» видоизменяли и дополняли, заслуги их неоспоримы.
Можно узнать, что думают ребята по этому поводу.
Что представляла собой старославянская азбука.
Слайд 13. Своё название старославянская азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б. Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро… Интереснейшим фактом является то, что древнеславянская азбука представляла собой граффити, т. е. надписи, нацарапанные на стенах. Первые славянские буквы появились на стенах церквей в Переславле приблизительно в IX веке, а уже к XI веку древние граффити появились в Софийском соборе в Киеве, затем в Новгороде. Именно на этих стенах указывались буквы азбуки в нескольких начертаниях, а ниже приводилось толкование буквы-слова.
Слайд14. До IX века славяне пользовались неким древним алфавитом, схожим с руническим письмом, нанося ого на священные камни, деревья, оружие.
Структура азбуки.
Слайд 15. Если мы оглянёмся назад, то увидим, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. Если вы посмотрите на исторические события, разница между которыми составляет всего 125 лет, то поймёте, что на самом деле путь утверждения христианства на нашей земле непосредственно связан с созданием славянской азбуки. Ведь буквально за одно столетие славянский народ искоренил архаичные культы и принял новую веру. Связь создания кириллицы и принятия христианства сегодня не вызывает никаких сомнений. Изучая старославянскую азбуку, многие учёные приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий философский и религиозный смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм. Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путём добавления новых буквенных форм. Интересно так же, что большинство букв старославянского алфавита представляют собой буквы-числа. Причём, если вы посмотрите на всю азбуку, то увидите, что её условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки мы условно назовём «высшая часть», а вторую «низшая».
Слайд 16. Рассматриваются две части азбуки. Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части, и несут в себе негативный подтекст. Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово, ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин.
Чтобы ученикам была понятна следующая часть урока. Раскрывать её содержание лучше с использованием приготовленных заранее каточек с изображением букв славянского алфавита, или таблиц.
Букварная истина, высшая часть азбуки.
В этой части раскрытия темы рассматриваются смысловые и числовые значения букв славянского алфавита.
Слайд 17. Азъ – это начальная буква славянского алфавита, которая обозначает местоимение «я». Однако, её коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало», хотя в быту славяне употребляли Азъ в контексте местоимения. Тем не менее, в некоторых старославянских письменах можно найти Азъ, который обозначал «один», например «поеду азъ к Владимиру». Или же «начинать с азов» обозначало «начинать сначала». Таким образом, славяне обозначили с началом азбуки весь философский смысл бытия, где без начала нет конца, без тьмы нет света, а без добра нет и зла. При этом главный акцент ставится на двойственности устроения мира. Собственно и сама азбука построена на принципе двойственности, где она условно разделена на две части: высшая и низшая, положительная и отрицательная.
Азъ имеет и числовое значение, которое выражается цифрой 1. У древних славян цифра 1 была началом всего прекрасного. Сегодня, изучая славянскую нумерологию, можно сказать, что славяне, как и другие народы, разделяли все числа на чёт и нечет. При этом нечётные числа были воплощением всего положительного, доброго и светлого. Чётные числа представляли тьму и зло. Единица считалась началом всех начал и очень почиталась славянскими племенами.
Буки (Букы) – вторая буква-слово в азбуке, цифрового значения не имеет. Однако имеет не менее глубокое философское значение. Буки - значит «быть», «будет», чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме. В этом слове наши предки выражали будущее как неизбежность, которая могла быть, как хорошей и радужной, так и мрачной и ужасной. Букам Константин не дал числового значения, однако многие учёные предполагают, что это связано с двойственностью этой буквы.
Веди – интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Когда Константин вкладывал в Веди этот смысл, он подразумевал сокровенное знание – как высший Божественный дар. Если вы сложите Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!» Таким образом, Константин показывал, что человек, открывший созданную им азбуку, впоследствии будет обладать каким-то знанием. Не менее важна и числовая нагрузка этой буквы, ведь 2 – двойка, пара были не просто числами, у славян они принимали активное участие в магических ритуалах и были символами двойственности всего земного и небесного. Число 2 у славян обозначало единение Неба и Земли, двойственность человеческой натуры, добро и зло и т.д. Двойка была символом противоборства двух сторон, небесного и земного равновесия.
Славяне считали двойку дьявольским числом и приписывали ему массу негативных свойств, считая, что именно двойка открывает числовой ряд отрицательных чисел, которые несут человеку смерть. Именно поэтому рождение близнецов в старославянских семьях считалось плохим знаком, которые несли роду болезни и несчастья. Дурным знаком считалось вдвоём качать колыбель, двум людям утираться одним полотенцем, совершать вдвоём какое-либо действие. Несмотря на такое отношение к числу 2, славяне признавали его магическую силу. Например, многие ритуалы изгнания нечистой силы проводились с помощью двух одинаковых предметов или при участии близнецов.
Таким образом рассматриваются смысловые и цифровые значения других букв.
Слайд 18. Рассмотрев высшую часть азбуки можно констатировать факт, что она является тайным посланием Константина к потомкам. Попробуем прочитать все буквы, зная их истинный смысл. Если брать по несколько последующих букв, то складываются фразы-назидания:
Веди+Глаголь обозначает «ведай учение»;
Рцы+Слово+Твёрдо можно понять как фразу «изрекай слово истинное»;
Твёрдо+Оукъ можно интерпретировать как «укрепляй закон»…
А вы задумывались когда-нибудь, почему буквы в азбуке стоят именно в таком порядке, а не в каком-либо другом?
Порядок высшей части букв кириллицы можно рассмотреть с двух позиций.
Во-первых, каждая буква-слово складывается в осмысленную фразу с последующей, и это может означать неслучайную закономерность, которая была придумана для скорейшего запоминания алфавита. Во-вторых, старославянскую азбуку можно рассмотреть с точки зрения нумерации чисел. То есть каждая буква представляет собой ещё и число. Все буквы-числа расположены в порядке возрастания. Так, букве А – «аз» соответствует единица. С буквы К начинаются десятки, которые здесь перечислены аналогично единицам: 10, 20. 30, 40, 50, 60, 70, 80 и 100. Кроме того многие учёные заметили, что очертания букв «высшей» части азбуки графически просты, красивы и удобны. Они прекрасно подходили к скорописному письму.
Многие философы усматривают в численном расположении азбуки принцип триады и духовной гармонии, которой достигает человек, стремясь к Добру, Свету и Истине.
Учащиеся выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного
Следующая часть урока практическая, заключается в выполнении творческих заданий.
Слайд 19. Тема происхождения письма вызывает у детей огромный интерес. Но её нельзя преподать только рассказом: надо и пописать самим, и показать образцы древнего знакового письма. Они есть во многих книгах.
- Учащимся даны карточки, на которых изображены буквы древнего славянского алфавита, или древнерусского. Попытайтесь повторить изображение, можно проявить творчество и продемонстрировать свои варианты, близкие к оригиналу, или свой вариант, выражающий смысловое значение буквы.
- Расшифруй послание. Это задание можно выполнять так же с использованием карточек, после его выполнения, озвучить свои варианты. А можно делать это коллективно в устной форме, организовав обмен мнениями.
Слайд 20. Вариант перевода «высшей части азбуки»:
Я знаю буквы.
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, Земляне!
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание.
Несите слово убеждённо!
Знание – дар Божий.
Дерзайте, вникайте…
Чтобы Сущего свет постичь!
Слайд 21.
Другая расшифровка:
Аз Буки Веди – Я Бога ведаю.
Аз – основа, начало. Я – с меня начинается мой мир.
Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть родителей, корней своих.
Глаголь Добро – говори, делай добро.
Глаголь – это и слово и дело одновременно.
Говорю – значит делаю, и делаю добро.
Добро есть жизнь. Только добро создаёт жизнь.
Живите зело земля – живите землёю – она кормилица наша.
Како люди мыслите – наш он покой. Т.е. как вы, люди думаете, таков и ваш мир.
Рцы слово твёрдо – говори слово твёрдо. Сказал – сделал.
Слайд 22. Другие варианты перевода:
Аз Буки Веди – я буквы знаю.
Глаголь Добро – утверждай – добро есть.
Како люди мыслите – как праведные думайте.
Рцы слово твёрдо – исповедуй веру неуклонно.
Данное значение способствует пониманию Священного писания.
Афиширование-представление, обсуждение выполненных работ.
Заключительное слово.
Слайд 23. Вывод: Изучив азбуку с самых «азов», мы можем прийти к выводу, что Константин и Мефодий оставили своим потомкам главную ценность – творение, которое призывает нас стремиться к самосовершенствованию, учению, мудрости и любви, поминая тёмные тропинки злобы. Зависти и вражды.
Слайд 24. Теперь, раскрывая азбуку, вы будете знать, что творение, появившееся на свет благодаря стараниям Константина Философа, является не просто перечнем букв, с которых начинаются слова, выражающие наши страх и негодование, любовь и нежность, уважение и восторг.
Слайд 25. Эти буквы полны содержания до краёв. Они несут в себе целый эпос об их создании, потребовавшем от создателей, с одной стороны, долгих лет упорного труда, с другой – всей без остатка жизни. Слайд 26.
Анализ ситуации по критериям: овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.
Учитель организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
Почитание Кирилла и Мефодия
Слайд 27. Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Слайд 28. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1986 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Слайд 29. Русский народ отдает дань памяти и благодарности «славянских стран учителям... Божественных писаний, источник богопознания нам источивших». Это слова из церковных песнопений в день памяти святых Кирилла и Мефодия.
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе
Слайд 30. Хочется, чтобы, оторвав взгляд от последнего слова, ученик продолжил работу, поразмышлял, задумался. Солунские братья того стоят. Их жизненный, человеческий подвиг – создание и внедрение первой славянской письменности – отмечен не только причислением к лику святых христианской церкви. Этот подвиг обессмертил имена Кирилла и Мефодия в тысячелетней памяти народной.
Слайд 31.
Слайд 32. Использованные источники:
- Azbukivedi-istoria.ru/zagadki_istorii
- www.pravmir.ru
- www.redstar.ru
- С.Х. Караславов «Кирилл и Мефодий. Москва. Издательство «Правда». 1987 г.
Примерное содержание карточек: (на примере древнерусской азбуки)
“АЗ” – первая буква алфавита, основа мира. Причудливый зверь симург, соединяющий в себе свойства птицы, зверя, человека, представляет соединение трёх царств: неба, земли и царства подземного. От этой буквы произошло название алфавита – “азбука”. Книжники Древней Руси отождествляли её с буквой “АЛЬФА” древнегреческого алфавита, “АЛЬФА”– это начало всех начал. “Я есть АЛЬФА и ОМЕГА”.
“БУКИ”– вторая буква русского алфавита. Есть поговорка “Не суйтесь, буки, поперёк аза”. Буки олицетворяют собой второе место в мире, потому фигурка человека как бы сдерживает движение. Сложное переплетение орнамента, напоминающего деревья, травы символизирует собой природу, в которую вплетается человек.
Буква “ВЕДИ” – восходит к слову ведать, знать. Маска– символ тайны, окружающий знание.
Буква “ДОБРО”– название равнозначно слову “добро”. На изображении буква ассоциируется с образом царя Давида– псалмопевца и поэта. Это образ, призывающий к стойкости духа в любых гонениях.
Буква “МЫСЛИТЕ” – изображается в виде двух диковинных симургов. Эти звери символизируют мироздание. Симметричность изображения означает восход и заход солнца. В центре из переплетения рождается символ амфоры – сосуда мудрости. Амфора премудрости переполнена, из неё как бы изливается мудрость.
Буква “ОН” – Царственный петух. Он символизирует собою солнце– свет, знания, источник мудрости.
Буква “РЦИ” – мы видим человека, в руках у него жезл премудрости с трилистником на конце. Он трубит, о чем–то возвещая. О чём? “Говори и слушай премудрость!”
Буква “СЛОВО” – автор изображает её в виде пойманного сокола. Сейчас на соколе колпачок, а когда он будет снят, сокол устремится вперёд на ловлю премудрости. Это зримое напоминание поэтического образа в “Слове о полку Игореве”, где творчество сравнивается с соколиной охотой. Боян “пускал 10 соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигал, та первой пела песнь”.
Древнерусские летописцы были не просто писцами, но и философами. Буквы, написанные ими, отражают целый мир славянской культуры, наполненный удивительными, диковинными существами.
Начертания букв славянского алфавита дают на возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Украшая буквы, древнерусские книжники украшали мысль и передавали её.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы урока: Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). Содержание урока. План действий, включающий поэтапное раскрытие темы. Представление выполненных работ. Вывод. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам. Задачи: 1 . Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых. 2. Сохранение и развитие традиций Православия. 3. Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций. Методы: поисковый, наглядный, словесный, творческий, анализ. Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, раздаточный материал для работы в группах.
Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой. Д.С. Лихачев
Вспоминают Кирилла с Мефодием , Братьев славных равноапостольных, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии, Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…» Евангелие от Матфея
«Повесть временных лет» - первая русская летопись (фрагмент) «…когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие…И рады были славяне, что услышали о Величии Божьем на своём языке…»
Как говорит наша «Начальная Летопись», «славянский же язык и русский есть один»
Распространение кириллицы
Первый алфавит – глаголицу – составили на основе греческой тайнописи. Буквы соответствуют буквам греческого алфавита, но выглядят по-другому.
Новгородская берестяная грамота и её прорисовка
Если брать по несколько последующих букв, то складываются фразы-назидания: Веди+Глаголь обозначает «ведай учение» ; Рцы+Слово+Твёрдо можно понять как фразу «изрекай слово истинное»; Твёрдо+Оукъ можно интерпретировать как «укрепляй закон»…
Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, Земляне! Как подобает разумным людям. Постигайте мироздание. Несите слово убеждённо! Знание – дар Божий. Дерзайте, вникайте… Чтобы Сущего свет постичь!
Аз – основа, начало. Я – с меня начинается мой мир. Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть родителей, корней своих. Глаголь Добро – говори, делай добро. Глагол – это и слово и дело одновременно. Говорю – значит делаю и делаю добро. Добро –есть жизнь. Живите зело земля – живите землёю – она кормилица наша. Како люди мыслите – наш он покой - как вы, люди думаете, таков и ваш мир. Рцы слово твёрдо – говори слово твёрдо. Сказал – сделал.
Данное значение способствует пониманию Священного Писания Аз Буки Веди – я буквы знаю. Глаголь Добро – утверждай – добро есть. Како люди мыслите – как праведные думайте. Рцы слово твёрдо – исповедуй веру неуклонно.
Обретение славянскими народами письменности имело такое же историческое и геополитическое значение, как и открытие Америки.
Совсем немногие народы удостоились чести иметь свой собственный алфавит. Это понимали уже в далёком IX веке. «Бог сотворил и ныне в наши годы – объявив буквы для знания языка вашего – то, чего не было дано никому после первых времён, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят Бога на своём языке. Прими же дар ценнейший и больше всякого серебра и злата. И драгоценных камней, и всего приходящего богатства», - писал император Михаил князю Ростиславу .
Русские буквы придумали православные монахи для церковных книг. В самом основании славянской книжности лежит не просто влияние и заимствование, а «трансплантация» византийской церковной книжности. Книжный язык, культурный контекст, терминологию высокой мысли создавали вместе с библиотекой книг апостолы славян святые Кирилл и Мефодий.
Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев.
Хочется, чтобы, оторвав взгляд от последнего слова, вы продолжили работу, поразмышляли, задумались. Солунские братья того стоят. Их жизненный, человеческий подвиг – создание и внедрение первой славянской письменности – отмечен не только причислением к лику святых христианской церкви. Этот подвиг обессмертил имена Кирилла и Мефодия в тысячелетней памяти народной.
32 глаголица Кирилл и Мефодий 863 год славянская азбука перевод богослужебных книг кириллица
Использованные источники: Azbukivedi-istoria.ru/zagadki_istorii www.redstar.ru С.Х. Караславов «Кирилл и Мефодий. Москва. Издательство «Правда». 1987 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кирилл и Мефодий - великие славянские просветители
Занятие с мультимедийной презентацией о Кирилле и Мефодии, о их роли в просвещении России....
Разработка урока "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - просветители Славянские"
Разработка рассказывает о жизни и трудах святых братьев Кирилла и Мефодия ...
Кирилл и Мефодий - основатели славянской письменности
Презентация "Кирилл и Мефодий..." может быть использована на уроке истории в 6 классе, на мероприятии. посвяшенном Дню славянской письменности....
Урок ОПК в 8 классе: "Кирилл и Мефодий - первые славянские просветители".
Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия, судьба славянской письменности....
Внеклассное мероприятие по литературе «Великие просветители Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки»
Разработка внеклассного мероприятия по литературе ко Дню славянской письменности и культуры...
"Кирилл и Мефодий - великие славянские просветители"
Данная презентация является хорошим приложением к уроку истории по теме "Кирилл и Мефодий - великие славянские просветители"...
Презентация по истории: "Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности" (6 класс)
Славянская исьменность. История создания,...
Комментарии
Мастер-класс "Кирилл и Мефодий – первоучители славянские".
Отличная разработка! Очень цельный и красиво выстроенный подход к теме, отбор и последовательная подача непростого материала. Постижение духовных ценностей всегда непросто донести до детских душ. Большое спасибо за замечательную работу!Всего Вам доброго!
Спасибо, Полина Николаевна!
Спасибо, Полина Николаевна!