Любить мир со всем его хорошим и дурным. (По повести Л.Н. Толстого «Детство»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Конспект урока литературы в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubit_mir_so_vsem_ego_horoshim_i_durnym.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Любить мир со всем его хорошим и дурным. (По повести Л.Н. Толстого «Детство»)
Рыжкова Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Средняя школа №4»
г. Кимры Тверская область
Ход урока.
Подготовительный этап
- Чтение учащимися глав из повести Л.Н.Толстого.
- Пересказ начала главы «Классы» (Наказание Николеньки)
- 1 учащемуся подготовить чтение наизусть стихотворения Н.Заболоцкого «Детство»
- Учитель оформляет записи на доске. Эпиграф к уроку: «Милое, дорогое, незабвенное детство» Л.Толстой
Семья Иртеньевых:
Мать – Наталья Николаевна.
Отец – Пётр Александрович.
Дети: Володя, 11 лет,
Николай, 10 лет, Люба, 11 лет.
учитель-немец: Карл Иваныч.
Няня: Наталья Савишна.
Цели. Образовательные: создать условия для изучения произведения, учить работать с текстом ,осмысливать прочитанное.
Развивающие: навыки выразительного пересказа эпизода, аналитической работы над характеристикой персонажей, формирование правильной речи. Воспитательные: создание условий для воспитания умения оценивать свои поступки.
Содержание урока.
I Вступление. Учитель. В программу по литературе в 7 классе включены произведения и на историческую тему, и на патриотическую. Особое место в ней занимают произведения, посвященные теме « Детство», проблемам взаимоотношений взрослых и детей. Думаю, подбор такой тематики не случаен, так как проблемные вопросы воспитания ребенка, общения детей и родителей, формирования характера подростка сохраняют неизменное значение для нашей современности.
II О целях занятия.
III Учитель. Чтение эпиграфа. Отталкиваясь от этих слов писателя, подумаем, какие же чувства возбуждают в нас герои повести «Детство» и их поступки ? Начнем разговор с главного героя Николеньки. Его душа открыта всем впечатлениям детства.- Каким вы его увидели? ( живой, наблюдательный ребенок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый ). Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился? ( обида на Наталью Савишну, на Карла Иваныча). Мальчик страдает от того, что думает о людях плохо, а они – лучше его, добрее.
IV Работа с главой « Классы».
- Какое горькое открытие делает для себя Николенька? (мальчик слышит разговор Карла Иваныча с отцом. Карл Иваныч жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться, не доверяя его работе).
- А как об этом разговоре узнал Николай? (подслушал. А хорошо ли подслушивать?)
Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя.
Какие чувства пережил Николенька? Чем интересны его размышления? (перечитать со слов « Я сочувствовал его горю…»
- Но мы узнали в начале главы о том, что Карл Иваныч наказал Николеньку?
Перескажем этот эпизод и подумаем, чем отвечает Николай на поведение взрослых? (не о себе ребенок думает, страдает, видя людскую несправедливость не к себе лично, а к другим людям).
- Что такое страдание, можно ли пережить жизнь без страданий? (Много ли будет «стоить» такая жизнь?)
Что, по-вашему, сочувствие ? (Умение понять другого человека).
- Кто из героев вызывает сочувствие? ( Карл Иваныч).
- Каким его увидели? (Усердно несет службу)
- Как отомстил Карл Иваныч за обиду? ( Самый тяжкий порок неблагодарность)
- А можно ли представить, что он действительно будет мстить?
В основном Николая окружали люди добрые, бескорыстные. И среди них Наталья Савишна.
V Работа с главой «Наталья Савишна».
- Была ли у неё семья?
- Кто в этом виновен?
- Озлобилась ли она на жизнь?
Ропщет ли на барина, лишившего её женского счастья? Жалуется ли на судьбу?
- Нигде, никогда, ни разу! Не жалуясь на судьбу, несёт эта женщина свой крест?
Так что же дала ей жизнь вместо семейного счастья?
Перескажите историю превращения простой крепостной девки Наташки в старую няню в чепце Наталью Савишну.
Какой эпиграф из текста можно подобрать к рассказанной характеристике?
«Вся жизнь её была любовь и самопожертвование»
VI В тетрадях записываем характеристику Натальи Савишны.
(Крестьянским умом, рачительностью, экономностью, усердием наделил её автор.
И, конечно, нежной любовью к домочадцам ).
- Как проявляются характеры героев в случае со скатертью? На чьей стороне автор? Согласитесь,
Толстого интересовал не столько поступок, сколько его нравственный смысл.
- Как приходит к герою раскаяние?
- Чему научит эта женщина Николеньку? ( Бескорыстию, честности, любви к людям). Что есть добро, что есть зло?
Неизбежно ли оно в жизни? Как самому избежать дурных поступков?
VII Рефлексия. Чему хотел научить нас Толстой? Какой же важный вывод делает для нас 24-летний писатель?
Учитель зачитывает название темы урока: « Любить мир со всем его хорошим и дурным». - С каких пор этому надо учиться? ( с детства ).
- А какие впечатления от детства вынесете вы?
Ученик читает наизусть стихотворение Н. Заболоцкого «Детство».
- Смотрите на мир огромными глазами, любите его…
VIII Домашнее задание: письменно составьте словарик слов со значением « состояние души» по повести Л.Толстого «Детство».
Список литературы:
1.Гудзий Н.К. Как работал Толстой. М. : Советский писатель, 1936.
2.Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. М.,2000.
3.ТолстойЛ.Н. «Детство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение повести Л.Н.Толстого "Детство", 7 класс
Вопросы составлены для проверки знания текста повести Л.Н.Толстого "Детство"....
Анализ эпизода из повести Л.Н. Толстого "Детство"
Вопросы для анализа эпизода...
Нравственный смысл поступков в повести Л.Н. Толстого Детство
Цель: продолжая изучение повести Л.Н.Толстого “Детство”, углубляя проникновение в художественный мир писателя, пробудить желание извлекать нравственные уроки из классической литературы....
Тест по повести Л.Н.Толстого "Детство"
Тест преднозначен для детей общеобразовательных школ 7 класса...
Нравственный смысл поступков в повести Л.Н. Толстого “Детство”
Открытый урок по литературе в 7 классе...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л.Н. Толстого "Детство"
Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературы в 7 классе. Урок, проводимый согласно предложенной схеме, позволяет не только проанализировать повесть Л....
Открытый урок по повести Л.Н. Толстого "Детство"
На уроке осмысливается содержание художественного произведения, развивается умение анализировать. Толстой - тонкий психолог и знаток души человеческой. Вместе с ребятами прослеживаем путь станов...