Изучение повести Л.Н.Толстого "Детство", 7 класс
материал по литературе (7 класс) по теме
Вопросы составлены для проверки знания текста повести Л.Н.Толстого "Детство".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_k_izucheniyu_povesti_l.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы к изучению повести Л.Н.Толстого «Детство»
- С чего начинается повесть «Детство»?
- Кто такой Карл Иванович?
- Какой возраст у героя повести? (10 лет)
- Есть ли у него родные? (брат Володя и сестра Любочка)
- Как в 1-й главе несколько раз меняется отношение мальчика к своему учителю? Почему?
- С какими чувствами мальчик описывает матушку? Что он вспоминает из ее внешности (карие глаза и улыбку)
Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом всё как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
- Какую новость сообщил своему сыну папа? Каким по характеру вам показался отец героя?
- А какие чувства испытывал сын? Почему в конце главы он заплакал?
- По какому поводу Карл Иванович испытал обиду? Как он говорит о хозяевах?
- Как в семье относились к юродивому Грише?
- Какой самый важный момент охоты описывает автор? В чем заключалась ошибка мальчика? (не выдержал)
- В какую игру стали играть дети после охоты?
- Как вел себя во время игры Володя?
- Какие еще игры вспоминает герой повести?
- «Что-то вроде первой любви» - к кому относится эта фраза и что это было за чувство?
- Как мальчик описывает своего отца: внешность, характер, что он любил, что умел?
Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришепетывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность моего отца…
Он умел взять верх в отношениях со всяким…
Он был чувствителен и даже слезлив…
Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно.
Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе…
- Расскажите, чем занимались вечером в семье Иртеньевых?
- Почему папа решил отправить Карла Ивановича вместе с детьми в Москву?
- Какие ощущения испытал Николенька, подсматривая вечером за молитвой Гриши?
- Расскажите о Наталье Савишне. Чем она занималась? Какое самое главное качество выделяет в ней мальчик?
- В каком состоянии Николенька расстается со своей мамой?
- С каким человеком в первую очередь связаны воспоминания детства главного героя?
- Какую еще любовь называет автор в главе «Детство»?
Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.
- Что же является детством в понимании взрослого человека, какие мысли, чувства, какое состояние души? (глава 15 «Детство»)
- Что из прочитанного понравилось, запомнилось, почему?
- С чего начинается описание московской жизни мальчиков, с какого события в доме? (д.р.бабушки)
- Что подарили мальчики бабушке? (Володя рисунок, Николенька стихи)
- Что больше всего волновало Николеньку в его стихах? («и любим, как родную мать»)
- Расскажите о посетителях бабушки. Кто запомнился мальчику? (княгиня Корнакова, князь Иван Иванович)
- Что восхищало Николеньку Иртеньева в Сереже Ивине?
- О каком случае эти рассуждения мальчика?
Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд… (Иленька Грап)
- Перескажите эпизод с перчаткой.
- В какой момент бала мальчик вспомнил о своей маме? (не сумел станцевать мазурку)
- Чем привлекла Николеньку Сонечка? Что он рассказывает о любви к ней?
- В чем разность взглядов на любовь, ее проявления у Володи, которому 13 лет, и Николаши, которому 11 лет? Какой вам больше нравится и почему?
- Володя! ты спишь? –
- Нет, — ответил он мне сонным голосом, — а что?
— Я влюблен, Володя! решительно влюблен в Сонечку.
— Ну так что ж? — отвечал он мне, потягиваясь.
— Ах, Володя! ты не можешь себе представить, что со мной делается... вот я сейчас лежал, увернувшись под одеялом, и так ясно, так ясно видел ее, разговаривал с ней, что это просто удивительно. И еще знаешь ли что? когда я лежу и думаю о ней, Бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать.
Володя пошевелился.
— Только одного я бы желал, — продолжал я, — это — чтобы всегда с ней быть, всегда ее видеть, и больше ничего. А ты влюблен? признайся по правде, Володя.
Странно, что мне хотелось, чтобы все были влюблены в Сонечку и чтобы все рассказывали это.
— Тебе какое дело? — сказал Володя, поворачиваясь ко мне лицом, — может быть.
— Ты не хочешь спать, ты притворялся! — закричал я, заметив по его блестящим глазам, что он нисколько не думал о сне, и откинул одеяло. — Давай лучше толковать о ней. Не правда ли, что прелесть?.. такая прелесть, что скажи она мне: «Николаша! выпрыгни в окно или бросься в огонь», ну, вот, клянусь! — сказал я, — сейчас прыгну, и с радостью. Ах, какая прелесть! — прибавил я, живо воображая ее перед собою, и, чтобы вполне наслаждаться этим образом, порывисто перевернулся на другой бок и засунул голову под подушки. — Ужасно хочется плакать, Володя.
— Вот дурак! — сказал он, улыбаясь, и потом, помолчав немного: — Я так совсем не так, как ты: я думаю, что, если бы можно было, я сначала хотел бы сидеть с ней рядом и разговаривать...
— А! так ты тоже влюблен? — перебил я его.
— Потом, — продолжал Володя, нежно улыбаясь, — потом расцеловал бы ее пальчики, глазки, губки, носик, ножки — всю бы расцеловал...
— Глупости! — закричал я из-под подушек.
— Ты ничего не понимаешь, — презрительно сказал Володя.
— Нет, я понимаю, а вот ты не понимаешь и говоришь глупости, — сказал я сквозь слезы.
— Только плакать-то уж незачем. Настоящая девочка!
- Мы говорили о том, что пора детства связана у автора с самым дорогим человеком – матерью. Чем заканчивается повесть и почему?
- А почему глава «Детство» не стала завершающей, а стоит в середине повести?
- Кто рассказал мальчику, как умирала его мама?
- Вспомните, когда именно мальчик испытал настоящее чувство горя? (когда увидел ее в гробу и начал вспоминать жизнь в деревне)
- Какие мысли посещали его во время похорон? Что мешало предаться горю?
Метод Толстого: психологизм! Передает постоянные переживания героя.
Вспоминая теперь свои впечатления, я нахожу, что только одна эта минута самозабвения была настоящим горем. Прежде и после погребения я не переставал плакать и был грустен, но мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней всегда примешивалось какое-нибудь самолюбивое чувство: то желание показать, что я огорчен больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на других, то бесцельное любопытство, которое заставляло делать наблюдения над чепцом Мими и лицами присутствующих. Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна. Сверх того, я испытывал какое-то наслаждение, зная, что я несчастлив, старался возбуждать сознание несчастия, и это эгоистическое чувство больше других заглушало во мне истинную печаль.
- Как реагировала на смерть дочери бабушка?
Нас не пускали к ней, потому что она целую неделю была в беспамятстве, доктора боялись за ее жизнь, тем более что она не только не хотела принимать никакого лекарства, но ни с кем не говорила, не спала и не принимала никакой пищи. Иногда, сидя одна в комнате, на своем кресле, она вдруг начинала смеяться, потом рыдать без слез, с ней делались конвульсии, и она кричала неистовым голосом бессмысленные или ужасные слова.
- Как Наталья Савишна утешала мальчика? Что она рассказывала о матушке?
- Чем запомнилась герою кончина Натальи Савишны?
- Из замысла Л.Н.Толстого: «Интерес «Отрочества» должен состоять в постепенном развращении мальчика после детства и потом в исправлении его перед юностью». Какие приметы отрочества видны уже в повести «Детство»? («темные пятна»: отношение к Иленьке Грапу, насмешливые отзывы о Карле Ивановиче в конце 21 гл.)
Контрольная работа по повести Л.Н.Толстого «Детство» и экскурсии в Музей Л.Н.Толстого
1 вариант (по экскурсии)
- Какому событию посвящена выставка, открытая сейчас в Музее Толстого?
- Какие факты из военной карьеры Л.Н.Толстого вы узнали на экскурсии?
- Как Толстой относился к детям, своим и крестьянским?
- Как в старости Толстой изменил свою жизнь? И почему?
- Какой художник (Репин, Перов, Шишкин) сделал 74 портрета Толстого?
- Опишите женскую гостиную комнату.
- Чему посвящена большая гостиная в Музее? Почему?
- Расскажите о матери и отце Л.Н.Толстого. Какие их черты Толстой изобразил в повести?
- В честь кого Толстой назвал главного героя повести?
- Какая главная черта отмечена писателем в образе Натальи Савишны? Кто был прототипом этого образа?
- Почему «темные пятна» в воспоминаниях детства связаны с Сережей Ивиным?
- Напишите, какие традиции проведения бала в 19 веке вы запомнили?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Контрольная работа по повести Л.Н.Толстого «Детство» и экскурсии в Музей Л.Н.Толстого
2 вариант (по книге)
- Перечислите всех героев повести «Детство», разделив их на группы: дети, взрослые- родные, взрослые- прислуга, взрослые- чужие.
- С чего начинается повесть?
- Каким событием в жизни мальчика повесть завершается?
- Опишите характер матери мальчика? Как он относился к ней? Что вспоминает из ее внешности?
- Как мальчик описывает своего отца: внешность, характер, что он любил, что умел?
- Кто еще воспитывал мальчика? Опишите характеры гувернера и няни.
- Опишите, как вы поняли характер главного героя. Что его волновало? Что радовало? Огорчало?
- Вспомните, когда именно мальчик испытал настоящее чувство горя?
- Какие мысли посещали героя во время похорон мамы? Что мешало предаться горю?
- Как реагировала на смерть дочери бабушка?
- Как Наталья Савишна утешала мальчика? Что она рассказывала о матушке?
- Чем запомнилась герою кончина Натальи Савишны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение повести М.Горького "Детство", 7 класс
Вопросы для проверки знания содержания повести....
Презентация к уроку литературы в 9 классе по изучению повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
Презентация содержит фотографии современного Санкт-Петербурга, иллюстрации к повести "Белые ночи"...
Методика и опыт. Изучение повести В. Л. Кондратьева "Сашка" в 10 классе
Семь десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историчскому событию. Нынешнее время, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ст...
Материалы к изучению повести А.И.Куприна "Поединок" (11 класс).
Лабораторная работа по повести "Поединок" и тест на знание содержания рассказа "Гранатовый браслет" способствуют закреплению навыка изучающего чтения, вырабатывают внима...
Изучение повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" в 6 классе
Конспект содержит биографический материал и методические рекомендации по проведению урока в 6 классе...
История в произведениях Н.В.Гоголя. При изучении повести "Тарас Бульба". 8 класс
Можно использовать в качестве вводного урока при изучении повести Гоголя "Тарас Бульба". Идея произведения. Патриотизм. Запорожская Сечь....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-М КЛАССЕ
Представлен опыт реализации использования видеофрагментов мультипликационного фильма в процессе изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 5-м классе...