Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azhazha_programma_po_literatura_6_klass.doc | 352.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Зам. директора по УВР _________
«____» _________20___ г. | Рассмотрено: на заседании МО Протокол № _____ «____» _________20___ г. |
Рабочая программа | ||
по литературе | ||
(название предмета, курса) | ||
6 класс | ||
Ажажа Ирина Юрьевна | ||
учитель | ||
учитель русского языка и литературы | ||
должность | ||
102 часа в год (3 часа в неделю) | ||
Тематическое планирование составила
Ажажа Ирина Юрьевна ______________ _____________________
подпись расшифровка подписи
2014 /2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
- словарная работа,
- различные виды пересказа,
- устные и письменные сочинения,
- отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
- произведения для заучивания наизусть,
- списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).
Таблица тематического распределения часов:
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 4 |
Из древнерусской литературы. | 2 |
Из русской литературы ХVIII века | 1 |
Из русской литературы XIX века. | 54 |
Из русской литературы XX века. | 28 |
Зарубежная литература. | 11 |
Повторение пройденного. | 1 |
Всего часов | 102 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
литературы 6 класса
Результаты изучения предмета
«Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результатывыпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы ученик
должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения:
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2010.
Для учителя:
1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
2. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
3. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).
Дополнительная литература:
1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.
2. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003
3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012
5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002
6. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005
7. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002
Содержание тем учебного курса
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока по теме | № учебной недели | Тема урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | ||||||||||||
предметные | метапредметные УУД | личностные УУД | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||
Тема 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч) | |||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | Художественное произведение. Содержание и форма. | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание | Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | Статья учебника-пересказ, с.5 вопросы 2-3 | ||||||||||
2 | 2 | 1 | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. | Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлен иях. | Статья учебника- с.12 вопросы 1-3, чтение наизусть песни | ||||||||||
3 | 3 | 1 | Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. | Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. | Умеют заменять термины определениями. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | Письменный ответ: «Почему пословицы и поговорки называют зёрнами народной мудрости?» | ||||||||||
4 | 4 | 2 | Загадки | Обобщение и систематизация знаний. | Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий | Знание наизусть 10-2 загадок., придумать свою загадку | ||||||||||
5 | 5 | 2 | Контрольная работа №1 по теме УНТ | Контроль. | Умеют создавать связный текст Оценивают достигнутый результат. Структурируют знания. | Освоение личностного смысла учиться. | Вн.чт. Русские народные сказки. | ||||||||||
Тема 2. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч.) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. (1ч) | |||||||||||||||||
6 7 | 1-2 | 2-3 | « Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей | Уважение истории, культурных и исторических памятников | Учебник пересказ, с.18-22 «Повесть временных лет».-иллюстр. «Сказание о белгородском киселе».-чтение | ||||||||||
8 | 3 | 3 | И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. | Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | «Муха»-наизусть, С. 27-28 Пересказ Биография Крылова | ||||||||||
Тема 3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 ч.) | |||||||||||||||||
9 | 1 | 3 | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация | Листы и корни»-наизусть, «Ларчик»-чтение. Жанровые признаки басни | ||||||||||
10 | 2 | 4 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». | Роль власти и народа в достижении общественного блага. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | Учебник,с43. В.1-5 Иллюстрация к басне | ||||||||||
11 | 3 | 4 | Контрольная работа №2 по теме «Басни» | Тестирование + творческое задание | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | А.С. Пушкин Повторить известные сти-ния | ||||||||||
А. С. ПУШКИН (18 ЧАС) | |||||||||||||||||
12 | 1 | 4 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» | Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Уважение личности и ее достоинства | «Узник» наизусть. Рисунки зимнего пейзажа | ||||||||||
13 | 2 | 5 | Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро». | Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Обучение анализу одного стихотворения. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. | Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. | План анализа сти-ния. наизусть | ||||||||||
14 | 3 | 5 | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр послания. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи | Гражданский патриотизм. | Стихотворение «И. И. Пущину»- наизусть | ||||||||||
15 | 4 | 5 | Лирика Пушкина | Урок-рефлексия. Обучение анализу одного стихотворения. | Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. Оценивают достигнутый результат. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме | Выбор дальнейшего образовательного маршрута. | «Барышня-крестьянка» инд. и групповые задания | ||||||||||
16 | 5 | 6 | А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла. | Выделяют и формулируют проблему. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | Уважение личности и ее достоинства. | Вопросы на стр. | ||||||||||
17 | 6 | 6 | Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка». | Речевая и портретная характеристика героя-рассказчика. | Строят логические цепи рассуждений. Осознают качество и уровень усвоения. Демонстрируют способность к эмпатии. | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния. | инд. и групповые задания | ||||||||||
18 | 7 | 6 | Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» | Контрольное списывание | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | «Дубровский»- читать | ||||||||||
19 | 8 | 6 | Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повети. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Уважение ценностей семьи. | «Дубровский»-читать | ||||||||||
20 | 9 | 7 | Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения. | Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста Определять цель выполнения заданий на уроке. Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Учебник, стр 74-92 (чтение глав 3-7) Письменный ответ: «В чём сходство Троекурова и Дубровского | ||||||||||
21 | 10 | 7 | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский». | Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в повести «Дубровский» | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Признание ценности здоровья, своего и других людей | Стр. 92-116, чтение глав, озаглавить | ||||||||||
22 | 11 | 7 | Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский | Образы крестьян в повести. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Позитивная моральная самооценка. | Пересказ эпизода « Обед в Покровском» от лица одного из главного героев | ||||||||||
23 | 12 | 8 | Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Анализ образов судьи, присяжных, обывателей. | Определяют основную и второстепенную информацию Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | Оптимизм в восприятии мира. | Портрет героя или иллюстрация к эпизоду | ||||||||||
24 | 13 | 8 | Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Образ Владимира Дубровского. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Планируют общие способы работы | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Ответ на вопрос: «Романтическая история любви Владимира и Маши» | ||||||||||
25 | 14 | 8 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского» | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют представлять конкретное содержание | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | План контрольного сочинения | ||||||||||
26 | 15 | 9 | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | Образ повествователя и автора. | Строят логические цепи рассуждений Оценивают достигнутый результат. Обмениваются знаниями между членами группы . | Позитивная моральная самооценка. | Учебник, стр 146-148 чтение и пересказ. | ||||||||||
27 | 16 | 9 | Обобщение по теме «Дубровский». | Понятие «открытый финал» | Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов Осознают качество и уровень усвоения. Планируют общие способы работы. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Инд. задания | ||||||||||
28 | 17 | 9 | Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Инд. задания | ||||||||||
29 | 18 | 10 | Анализ к\р, работа над ошибками | Проводят анализ способов решения | Оценивают достигнутый результат. Структурируют знания. Планируют общие способы работы. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Инд. задания | ||||||||||
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 ч.) | |||||||||||||||||
30 | 1 | 10 | Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворения. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Обмениваются знаниями между членами группы | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния. | «Тучи» наизусть «Листок», «На севере диком…», «Утес» (чтение, определение, стихотворного размера | ||||||||||
31 | 2 | 10 | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях. Поэтическая интонация. | Выделяют и формулируют проблему. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения | Любовь к природе. | Анализ сти-ний«Листок», «На севере диком…» наизусть | ||||||||||
32 | 3 | 11 | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы» | Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | Анализ сти-ний «Утес», «Три пальмы» Наизусть на выбор | ||||||||||
33 | 4 | 11 | Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | Художественный анализ стихотворения | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Инд. задания | ||||||||||
И.С. ТУРГЕНЕВ (5 ч.) | |||||||||||||||||
34 | 1 | 11 | Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. | Позитивная моральная самооценка. | «Рассказы мальчика..» Инд. задания | ||||||||||
35 | 2 | 12 | Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Понимают возможность различных точек зрения. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им | Ролевое чтение отрывка Инд. задания | ||||||||||
36 | 3 | 12 | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | Портреты героев как средство изображения их характеров. | Устанавливают причинно-следственные связи. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Уважение ценностей семьи. | Устный рассказ о герое по плану Поиск в тексте описания прирды, определение её роли в рассказе | ||||||||||
37 | 4 | 12 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | Строят логические цепи рассуждений. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | Любовь к природе. | Чтение, сотавление вопросов Инд. задания | ||||||||||
38 | 5 | 13 | Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). | Обобщение и систематизация изученного. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Инд. Задания Чтение стих-ний Тютчева | ||||||||||
Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 ч.) | |||||||||||||||||
39 | 1 | 13 | Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. | Особенности изображения природы. Роль антитезы в стихотворении | Определяют основную и второстепенную информацию. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Умеют слушать и слышать друг друга. | Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. | РАссказ о биографии Тютчева, | ||||||||||
40 | 2 | 13 | Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». | Обучение выразительному чтению и анализу стихотворения | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Составляют план и последовательность действий Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Любовь к Родине. | устный анализ ст-ний Наизусть сти-ние | ||||||||||
41 | 3 | 14 | Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. | Определяют основную и второстепенную информацию. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Представление результатов самостоятельной работы. | Инд. задания | ||||||||||
А.А.ФЕТ (2 ч.) | |||||||||||||||||
42 | 1 | 14 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы...». | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы | Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. | Практ. Работа по подбору цитат. Наизусть на выбор | ||||||||||
43 | 2 | 14 | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | . Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Чувство гордости за свою страну. | Сочинение «А мы в гармонии с природой?» | ||||||||||
Н.А. НЕКРАСОВ (6 ч.) | |||||||||||||||||
44 | 1 | 15 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Оценивают достигнутый результат. Умеют слушать и слышать друг друга. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Доброжелательное отношение к окружающим. | Закончить таблицу, цитатные примеры. | ||||||||||
45 | 2 | 15 | Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Определяют основную и второстепенную информацию. Вносят коррективы и дополнения в составленные план | Уважение русского народа как творца и созидателя. | Инд. Задания Наизусть отрывок | ||||||||||
46 | 3 | 15 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознают качество и уровень усвоения. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Оптимизм в восприятии мира. | Инд. задания | ||||||||||
47 | 4 | 16 | Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. | Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Позитивная моральная самооценка. | Найти примеры троп | ||||||||||
48 | 5 | 16 | Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний. | Выделяют и формулируют проблему. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Подготовка к тестированию Лесков «Левша» | ||||||||||
49 | 6 | 16 | Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века | Контроль. | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | |||||||||||
Н.С. ЛЕСКОВ (6 ч.) | |||||||||||||||||
50 | 1 | 17 | Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. | Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Учебник, стр 235-247 | ||||||||||
51 | 2 | 17 | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. | Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют план и последовательность действий. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения | Любовь к Родине. | Художест. пересказ одной главы | ||||||||||
52 | 3 | 17 | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». | Лексическая работа с текстом. | Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Чувство гордости за свою страну. | Дочитать «Левша» Цитатный план | ||||||||||
53 | 4 | 18 | Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша» | Составление толкового словаря. Проект. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Чувство гордости за свою страну. | Письменный ответ «Н.С. Лесков-писатель будущего» | ||||||||||
54 | 5 | 18 | Сказовая форма повествования. | Обобщение и систематизация изученного. | Строят логические цепи рассуждений. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Чтение рассказов Лескова по выбору, подготовка к контр. работе | ||||||||||
55 | 6 | 18 | Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. | Сочинение – рассуждение | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Инд. задания | ||||||||||
А.П.ЧЕХОВ (3 ч.) | |||||||||||||||||
56 | 1 | 19 | А.П. Чехов. Литературный портер писателя. | Рассказ о писателе на основе презентации | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Рассказы А.П. Чехова, иллюстрация к рассказу | ||||||||||
57 | 2 | 19 | Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | Речь героев и художественная деталь как источник юмора | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Любовь к Родине. | Чтение по ролям Инд. задания | ||||||||||
58 | 3 | 19 | Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». | Роль художественной детали. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Составляют план и последовательность действий. | Гражданский патриотизм. | Инд. задания | ||||||||||
Тема 4. РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 ч.) | |||||||||||||||||
59 | 1 | 20 | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Учатся принимать решение и реализовывать его. | Экологическое сознание. | Отзыв о сти-ниях | ||||||||||
60 | 2 | 20 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. | Особенности пейзажной лирики Баратынского | Выделяют обобщенный смысл и Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. формальную структуру задачи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Экологическое сознание. | Инд. задания | ||||||||||
61 | 3 | 20 | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | Анализ стихотворения. | Выполняют операции со знаками и символами. Оценивают достигнутый результат. Планируют общие способы работы. | Любовь к родной природе. | Инд. задания | ||||||||||
62 | 4 | 21 | Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века | Художественный анализ стихотворения. | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Инд. задания | ||||||||||
Тема 5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (54 час) | |||||||||||||||||
63 | 1 | 21 | А.И.Куприн. «Чудесный доктор». | Реальная основа и содержание рассказа. | Анализируют условия и требования задачи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся принимать решение и реализовывать его. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Чтение рожд.рассказа (по выбору) Чтение по ролям | ||||||||||
64 | 2 | 21 | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор» | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. | Уважение ценностей семьи. | Сочинение-миниатюра (по выбору) А. Платонов – чтение рассказов | ||||||||||
65 | 3 | 22 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | Знакомство с творчеством писателя. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Оптимизм в восприятии мира. | А.П.Платонов.»Цвкток на земле», «железная старуха» | ||||||||||
66 | 4 | 22 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | Прекрасное вокруг нас. | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями. | Оптимизм в восприятии мира. | Отзыв о творчестве А.П.Платонова. А.Грин «Алые паруса» | ||||||||||
67 | 5 | 22 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | Победа романтической мечты над реальностью жизни. | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Биография А.Грина. Сравнит. Хар0ка главных героев. Анализ одного из эпизодов. | ||||||||||
68 | 6 | 23 | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» | ТЛ: понятие феерии | Выражают структуру задачи разными средствами. | Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. | Подготовка к обобщ. уроку. Инд. задания. | ||||||||||
69 | 7 | 23 | Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | Обобщение и систематизация изученного | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Доброжелательное отношение к окружающим. | Инд. задания. | ||||||||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 час) | |||||||||||||||||
70 | 1 | 23 | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | Солдатские будни в стихотворениях о войне. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Составляют план и последовательность действий. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств. | Готовность к равноправному сотрудничеству | Чтение наизусть, анализ ст-ний | ||||||||||
71 | 2 | 24 | Д.С. Самойлов. «Сороковые». | Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Составляют план и последовательность действий. Описывают содержание совершаемых действий . | Уважение ценностей семьи. | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».-чтение . 5 вопросов для викторины | ||||||||||
В.П. АСТАФЬЕВ (3 час) | |||||||||||||||||
72 | 1 | 24 | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | .Нравственные проблемы рассказа | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Чувство гордости за свою страну. | Ответ на вопрос. Ч.2, стр 82-84, творческое задание | ||||||||||
73 | 2 | 24 | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | Самобытность героев рассказа | Выделяют и формулируют познавательную цель. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Любовь к природе. | Отбор материала по теме»речевая характеристик понравившегося героя рассказа» | ||||||||||
74 | 3 | 25 | Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | Письменный ответ на вопрос. | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Поиск интересных фактов из биографии В.Г. Распутина. Инд. задания | ||||||||||
В. Г. РАСПУТИН (3 час) | |||||||||||||||||
75 | 1 | 25 | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» | Слово о писателе. Чтение и анализ произведения. | Определяют основную и второстепенную информацию Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | Чтение рассказа до конца, отбор цитат. Инд. задания | ||||||||||
76 | 2 | 25 | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | Нравственная проблематика повести. | Выделяют и формулируют проблему. Оценивают достигнутый результат. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Инд. задания пересказ фрагмента «история с посылкой» | ||||||||||
77 | 3 | 26 | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | Обобщение и систематизация изученного. | Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Составляют план и последовательность действий. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. | Понимание конвенционального характера морали. | Сочинение (тема по выбору) Инд. Задания | ||||||||||
М.М. Пришвин «Кладовая солнца» (2 ч) | |||||||||||||||||
78 | 1 | 26 | Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | Нравственная суть взаимоотношения Митраши и Насти | Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Умеют слушать и слышать друг друга. | Основы социально-критического мышления. | «Кладовая солнца»-читать Характеристика героев | ||||||||||
79 | 2 | 26 | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» . Особенности композиции и смысл названия сказки. | Выделяют и формулируют проблему. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Инд. задания | ||||||||||
РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ XX ВЕКА (4 ч) | |||||||||||||||||
80 | 1 | 27 | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» | Средства создания поэтических образов. Чувство радости и печали, любви к родной природе. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | Чтение наизусть стихотворений (по выбору) | ||||||||||
81 | 2 | 27 | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. | Определяют основную и второстепенную информацию. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | Анализ стих-ний. Инд. задания | ||||||||||
82 | 3 | 27 | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Составляют план и последовательность действий. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия. | Сочинение-миниатюра «Читая стихи Николая Рубцова…» | ||||||||||
83 | 4 | 28 | Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века. | Художественный анализ стихотворения. | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Инд. задания | ||||||||||
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (5ч.) | |||||||||||||||||
84 | 1 | 28 | Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». | Слово о писателе. Чтение и анализ произведений. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Оценивают достигнутый результат. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | Чтение рассказов В.М. Шукшина. Инценирование. Иллюстрации к рассказу. | ||||||||||
85 | 2 | 28 | Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал». | Особенности использования народной речи в художественном произведении. Роль речевых характеристик в создании образов героев. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Пересказ. Инд. Задания. | ||||||||||
86 | 3 | 29 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | Влияние учителя на формирование детского характера | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Оценивают достигнутый результат. Проявляют уважительное отношение к партнерам. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Чтение расказа Инд. задания | ||||||||||
87 | 4 | 29 | Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | Приемы юмористического изображения в прозаическом тексте. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Умеют слушать и слышать друг друга. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | Характеристика гл. героя. Инд. задания | ||||||||||
88 | 5 | 29 | Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | Характеристика образа. Обобщение и систематизация изученного. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм. | Сочинение (тема на выбор) | ||||||||||
Тема 6. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ч.) | |||||||||||||||||
89 | 1 | 30 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу. | Чтение и анализ произведений | Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают достигнутый результат. Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. | Любовь к малой Родине, родной природе. | Выразительное чтение Инд. задания | ||||||||||
90 | 2 | 30 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия | Строят логические цепи рассуждений. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | Экологическое сознание. | Инд. Задания Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | ||||||||||
Тема 7. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (12 ч.) | |||||||||||||||||
91 | 1 | 30 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | Понятие о мифе. Фантастика и реальность в мифе. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | Учебник, с.180-183 «Я блоки Гесперид» пересказ содержания 12 подвигов Геракла | ||||||||||
92 | 2 | 31 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | Фантастика и реальность в мифе. | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Изучение материала «легенда об Арионе» Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | ||||||||||
93 | 3 | 31 | Геродот. «Легенда об Арионе». А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | Слово о писателе и историке. Сопоставительный анализ. | Определяют основную и второстепенную информацию. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат Умеют слушать и слышать друг друга. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Учебник с.188-191, статья «Гомер и его поэмы» | ||||||||||
94 | 4 | 31 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе | Строят логические цепи рассуждений. Сличают свой способ действия с эталоном. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Освоение общемирового культурного наследия. | Сочинение-рассуждение на одну из тем. М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». | ||||||||||
95 | 5 | 32 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. | Выделяют и формулируют проблему. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». (чтение) С. 226-227 вопросы 1-3 | ||||||||||
96 | 6 | 32 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Оценивают достигнутый результат Умеют слушать и слышать друг друга. | Освоение общемирового культурного наследия. | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка» в переводе Лермонтова, Жуковского (наизусть) | ||||||||||
97 98 | 7-8 | 32-33 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. | Выделяют и формулируют проблему. Осознают качество и уровень усвоения. Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | П. Мериме. -3-4 вопроса по биграфии, Новелла «Маттео Фальконе»-читать | ||||||||||
99-100 | 9-10 | 33 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Тест | Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми. | Структурируют знания. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Освоение общемирового культурного наследия. | Экзюпери. «Маленький принц» Инд. задания | ||||||||||
101- 102 | 11-12 | 34 | Итоговый тест. По курсу литературы 6 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Основы социально-критического мышления. | Список чтения на лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа политературе в 5 классе
Ррабочая программа по литературе для 5 класса. Учебник - «Литература» Москва, «Просвещение», 2010 год, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Пр...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа и КТП политературе (УМК В.Я.Коровиной)
КТП по литературе (УМК В.Я.Коровиной), 3 часа в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа политературе 6 класс
Рабочая программа по литературе 6 класс...