выступление на заседании ШМО
статья по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Тезисы выступления Бедовой О.А.,
учителя русского языка и литературы,
«Выявление и развитие творческих способностей
учащихся на уроке и во внеурочное время ».
Сейчас необычайно возросли требования к литературному образованию учащихся. Существенную помощь в преподавании литературы могут оказать учителю-словеснику активные формы обучения. Активными являются такие формы обучения, где увеличен вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика. Это уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-конференции…
Урок-семинар требует от учителя серьезной предварительной работы (продумать форму участия каждого ученика, подготовить вопросы, провести консультации, помочь разработать «сценарий» и т.п.), а также большого педагогического мастерства при ведении урока.
Конечно, семинар – урок для старшеклассников. Его следует проводить с 9 класса, но я пробовала проводить семинар-беседу в 8 классе по произведению В. Распутина «Уроки французского». Дает ли это особенный эффект, стоит ли результат затраченного труда? При разумном проведении семинарская форма занятий открывает многообразные пути для вовлечения школьников в духовные искания, для организации деятельности каждого с учетом индивидуальных свойств, для создания атмосферы творческого общения в коллективе, для роста личности, способной к познанию и творчеству.
Урок-беседа. Урок-семинар.
Но на этом останавливаться не собираюсь…
Очень хочется попробовать провести уроки-диспуты. Мои ученики выросли. Девятиклассникам, я думаю, по силам принять участие в диспутах и по произведению Грибоедова «Горе от ума», и по произведению Пушкина «Евгений Онегин», и по лермонтовскому «Герою нашего времени». Произведения проблематичны, темы для диспута могут быть очень благодатными.
Опыт показывает, что школьные диспуты, умело включенные в систему воспитательных мероприятий, при условии их творческой организации оказывают сильное влияние на формирование цельного мировоззрения, убеждений и взглядов. Диспуты вызывают активность и самостоятельность суждений учащихся, инициативу и страстность, приучают их зорче вглядываться в жизнь. Умело организованные диспуты обогащают ребят духовно, заставляют глубоко и всесторонне оценивать моральные проблемы, мотивы поведения своих сверстников, старших товарищей, сопоставлять свои взгляды и поведение с мыслями и поступками героев литературных произведений, глубоко вникать в систему художественных средств писателя. Участие в диспуте способствует развитию критики и самокритики, культуры речи и логического мышления, учит умению спорить и проверять правильность своих взглядов и убеждений. Диспут всегда предполагает спор, столкновение различных, иногда прямо противоположных точек зрения. Он требует от учащихся идейной убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы, доказывать неправоту противника…
Ценность диспута как формы воспитания заключается, прежде всего, в том, что он отражает диалектику нравственных, волевых и других качеств подростков.
Цели уроков и внеурочных занятий по литературе общие – расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить их гражданские и нравственные позиции. Цели одни, а способы их достижения разные. Они определяются самой спецификой внеклассных занятий.
В отличие от классно-урочных занятий во внеклассной работе учащиеся более самостоятельны: они выбирают работу по своим склонностям и вкусам: участвуют в организации этих мероприятий, проявляют инициативу. Видами внеклассных и внешкольных занятий являются следующие: внеклассное чтение, организация и подготовка литературных утренников и вечеров, проведение литературных игр, посещение музеев, театров, литературные экскурсии, литературное краеведение, подготовка и выпуск школьных литературных газет, устройство литературных выставок.
Дети живут играя. Игра, если она правильно педагогически сконструирована и организована, больше чем какая-либо другая деятельность позволяет всесторонне и во всей полноте развивать самодеятельность детей применительно к их возрастным особенностям. Не случайно такой большой мастер воспитания, как Виктор Николаевич Терский, выдвинул формулу: «игра – творчество – жизнь».
Я.А. Каменский в своей работе «О развитии природных дарований» писал: «Следует играть так, чтобы игры служили преддверием для вещей серьезных…», а вот что писал об игре В.А. Сухомлинский: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».
На уроки и внеурочные занятия пришли различные игры, шутливые, задорные, познавательные, воспитывающие. Игра – могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Я не считаю, что использование игры, как метода обучения, дает возможность учащимся овладеть литературой «легко и просто». Легких путей в науке нет. Но я считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны литературы, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"
Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и России. Забота о здоровье нации – одно из...
Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...
Выступление на заседании ШМО учителей русского языка
Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...
Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...
Выступление на заседаниях МО: "Информационные технологии на уроках иностранного языка"
выступление по теме "Информационные технологии на уроках иностранного языка"...