Урок литературы по теме: "Судьба Григория Мелехова"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Колесников Алексей Алексеевич

Урок изучение нового материала с учащимися 11 класса.

Тема урока поднимает нравственные проблемы личности в сложной исторической обстановке в стране. Урок по роману М. Шолохова "Тихий Дон".

Тема урока связана с трагедией простых людей в РОссии.

 

                        

                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы на основе

дифференциации обучения

Класс    2 курс (11 класс) группа № 132

Учебное заведение: СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»

Литературная  тема  роман «Тихий Дон» М. Шолохов»  

Тема урока   «Судьба Григория Мелехова»

Тип урока комбинированный

Триединая задача (образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока)    показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова в мире зла и насилия, связь этой трагедии с судьбой общества, показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния ее на человека, воспитывать чувство патриотизма, мужества, развивать мышление, умение отстаивать свою точку зрения, умение вести диалог и спор и чувство коллективизма.

                                                                Уровень литературного развития        

           

Аспекты учебной деятельности

низкий

средний

высокий

Аргументация целесообразности учебной деятельности

1

Методы обучения

Словесные

Наглядные

Практические

Как внешность Григория помогает понять его характер?

Самостоятельная работа

Как меняется Григорий с момента прихода на войну?

Словесные

Наглядные

Практические

Что нужно Григорию для счастья?

Самостоятельная работа

Проблемно-поисковый метод

Ученики читают домашние заготовки по теме урока.

Каким мы видим Григория в начале романа?

Индуктивные задания

Что общего у Григория с другими казаками? Чем он отличается от своих сельчан?

Словесные

Наглядные

Практические

Как его родословная отразилась в его характере?

Самостоятельная работа

Дедуктивный  метод

Что говорит сам Григорий о себе?

Данные методы обучения помогают в каждой группе осмыслить и понять судьбу главного героя, а также помогают выявить основные черты его характера.

2

Вопросы

 Вопросы связаны с конкретными материалами из текста, чтобы можно было это подтвердить и найти в книге.

Например, каково отношение Григория  к службе в армии?

Как он относится к своей жене Наташке Коршуновой?

Что для него главное в жизни?

Вопросы по тексту, также по работе с критической литературой, нацелены на осмысление личности через призму суждений.

Например, есть ли в поведении Григория поступки, продиктованные  материальной заинтересованностью и выгодой? Докажите это.

Почему Григорий спасает Степана Астахова? Что им руководит в первую очередь?

Проблемно-поисковые задания нацеливают на более глубокое осмысление

Например,

Действительно  ли Григорий «тугодум», для которого мысль эта «непосильное бремя»?

Меняется ли Григорий после смерти жены? Что в нем как будто надломилось?

Предложенные вопросы нацеливают учащихся на создание образа Григория более точного и полного. Вызывают азарт мыслить и найти правильный ответ.

3

Повторяемый материал

Какой смысл вкладывает в слова Шолохов, говоря о Григории «добрый казак»?

Вопросы о личности Григория Мелехова

Как личность Григория проявляется в сцене насилия над Франей?

Почему главным героем Выбран Григорий Мелехов?

Что притягивает к нему и сельчан, и читателя?

Вопросы о личности Григория Мелехова

Как проявляется Григорий в конфликте с отцом? Его уход из дома.

В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория?

Вопросы о личности Григория Мелехова

Как ведет себя Григорий после убийства матросов?

Каким мы видим его в эти минуты?

Вопросы целесообразно применить на уроке,  так как они направлены на воссоздание текста, где учащиеся вспоминают эпизоды из романа, точную характеристику героя.

4

Внутрипредметные связи

Связь с произведениями Шолохова ранее изученными, повторение теоретического материала.

Чем отличаются стремления Григория от стремлений князя Андрея из романа Л. Толстого «Война и мир»?

Проследить  и выявить героев,  их судьбу в годы гражданской войны, как проявляются качества личности героя перед сложным выбором.

Как повлияла на Григория встреча  с Чубатым?

Проанализировать поступки героев произведений начала 20 века, что их связывает.

В чем трагедия Григория Мелехова?

Каким видим мы Григория?

Вопросы наталкивают учащихся на трудность выбора, перед которым стояли герои романа. Высказывают свою точку зрения, работают с критической литературой. Поднимают материал домашнего задания.

5

Межпредметные связи

Связь с историей:  подумайте, каким рисует Шолохов казачий быт в романе?

Связь с историей:

Как Шолохов объясняет причины восстания казаков на Дону против большевиков?

Почему Григорий не нашел своего места в рядах красных?

Связь с историей:

почему Григорий Мелехов не находит своего места в противоборстве белых и красных? Что вы можете рассказать об этом противоборстве из курса истории?

Связь с историей помогает более полно представить картины исторической правды.

Жизнь народа в лихие годы становления советской власти.

6

Самостоятельная работа

Работа по вопросам учителя

Что чувствует Григорий после гибели Аксиньи?

Работа по вопросам учителя

Тестовые задания

Критические статьи

Каким мы видим Григория в конце романа? Почему Григорий видит таким странным солнце?

Работа по вопросам учителя,

проблемная ситуация,  в которой каждый вправе выбрать свой путь решения.

Можем ли мы определить финальную судьбу Григория Мелехова?

Самостоятельная работа нацеливает ребят на личное право выбора ответа, а затем его доказательства.

Аргументация ответа дает возможность ученикам осознать себя соучастником урока литературы.

7

Контроль и обратная связь

Ответы на вопросы, работа с текстом, взаимопроверка

Тестовые задания, работа с текстом, ответы на вопросы

Работа с текстом, работа с критической литературой

Работа с текстом неотъемлемая часть на уроке литературы, без чего невозможно изучение произведения, поэтому работа ведется во всех группах.

8

Планируемые результаты

 Формирование знаний, умений, навыков в соответствии с программой, развитие речи учащихся

Формирование знаний,  умений, навыков,  связанных с особенностями предмета литературы, умение оформлять и доказывать свою точку зрения, знание критической литературы.

Формирование специальных умений, связанных с особенностью предмета, развитие умения рецензирования ответов, развитие познавательных интересов,

умение составить план ответа, раскрыть проблемы путем доказательства.

В зависимости от проводимых работ с каждой группой хотелось бы видеть и положительные результаты в соответствии с уровнем развития учеников, чтобы с высоким уровнем развития учащиеся заинтересовались произведением и в дальнейшем выполнили литературные проекты.

9

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная работа по вопросам учителя.

Коллективная работа группы.

Индивидуальная работа по вопросам учителя

Групповая работа

Индивидуальная работа по вопросам учителя.

Групповая работа

При дифференцированном подходе необходима индивидуальная работа, а также групповая,  в которой бы ребята обменивались своими ответами, точками зрения,  спорили и доказывали бы свою правоту.

10

Домашнее задание

Работа по вопросам, выбрать из текста слова характеризующие личность Григория Мелехова.

Работа по вопросам, проанализировать эпизод Мелехов убивает австрийского солдата. Дать свою оценку.

Работа по вопросам, составить план ответа о судьбе Г. Мелехова в конце романа. Дать свое видение будущей судьбы Мелихова.

Задания даются индивидуально, что позволит на следующем уроке охватить при повторении больший материал.

Преподаватель                                                          /Колесников А. А./

05 марта 2015 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...")

Урок в разделе "Литература последних десятилетий" завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования  знаний, умений и навыков. Решаются образов...

урок литературы в 11 классе на тему "Трагедия Григория Мелехова"

Особенности характера Григория Мелехова, показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой русского общества...

План двухчасового занятия литературы по теме "Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон""

Материал представляет план двухчасового занятия литературы по теме "Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон", в котором отражены цели занятия, оборудо...

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова.  Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс....

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению  М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...

Интегрированный урок литературы и родной (татарской) литературы на тему "Судьба человека"

Интегрированный урок (русская литература, татасркая литература) на тему "Судьба человека"...

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагедия Григория Мелехова"

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагедия Григория Мелехова" по роману М. Шолохова "Тихий Дон". Это завершение изучения романа.Подводятся итоги жизненных исканий главного гер...