Турчук Людмила Витальевна

Сайт учителя русского языка и литературы

Слово - дело великое (Лев Толстой).

Профессия: Учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Соединение классической дидактики Коменского, Ушинского с современными педагогическими технологиями

Увлечения: Краеведение. Путешествия. Самообразование.

Регион: Брянская область

Населенный пункт: Брянск

Место работы: МБОУ "Брянский городской лицей №2 им. М.В. Ломоносова" до 1.08.2018

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lyudmila-turchuk
Нет неудач, а есть ступени духа, По коим ты, карабкаясь, идёшь.
Валентин Сидоров.

Профессор А.В. Текучёв в известной "Методике русского языка в средней школе" предупреждает: "Никакой самый лучший учебник не может заменить живого опыта. Поскольку же учитель не копировщик чужого опыта и поскольку двух совершенно одинаковых уроков вообще дать невозможно, он должен в каждом конкретном случае самостоятельно находить наилучший вариант решения методической задачи". Учитель имеет право учить, если учится сам непрерывно, анализирует опыт коллег и свой собственный. 

О себе

Родилась в древнем русском городе Брянске, в центре Бежицкого района, около станции Орджоникидзеград. Выросла  на окраине Бежицы, в Новом городке. Район был новый,  дом новый, школа новая.  Всё строилось и развивалось в "эпоху Застоя".

С детства замечала удивительных людей: воспитанных, аккуратных, тактичных, правильно, метко и красиво говорящих на родном русском языке. Наверное, они стали моим ориентиром в жизни.

Училась в средней школе №17, которую считаю лучшей. Люблю своих учителй, одноклассников,  директора школы в то время  Алексадра Михайловича Хомякова. 

Занималась весьма успешно лёгкой атлетикой. Мудрый тренер, Анатолий Иванович Свечников,  стал  моим   жизненным наставником , заменил рано погибшего отца,  направлял на путь получения гармоничного для меня  высшего образования. (Он успел насладиться результатами своего педагогического таланта: пришёл в гости в школу №42 г. Брянска,  где творчески работали  две его любимые воспитанницы: Коробова Татьяна Васильевна, директор школы, учитель английского языка, и я, учитель русского языка и литературы.) Отца своего любила всегда. Когда меня спрашивали, помню ли его, удивлялась: никогда не забывала. Похожа я на отца так, что мама в роддоме, когда ей на кормление принесли другую  новорождённую, сразу увидела подмену: " Это не моя доченька!"         

  

Окончила БГПИ имени ак. И. Г . Петровского в 1981 году, на "отлично" сдав выпускные экзамены. Мне повезло с преподавателями и однокурсниками. Благодарна им.

Без отрыва от работы в школе закончила курсы экскурсоводов и была внештатным экскурсоводом Брянского бюро путешествий и экскурсий. Это расширило мой кругозор и обогатило жизненный опыт.

В 2005 победила в областном конкурсе "Лучшие элективные курсы предпрофильной подготовки" (курс "Введение в литературоведение").

В 2007-2008 в году в ГОУ ВПО при БГУ имени ак. И. Г. Петровского получила дополнительное образование по программе Профильное обучение на старшей ступени общего образования (русский язык и литература) и защитила на «отлично» дипломную работу по теме «Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения» (курс "Развитие речи на основе краеведческого материала") .

Учитель русского языка и литературы высшей категории, стаж работы 37 лет. Подготовила победителей и призеров муниципального, победителя и  призёра регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Большое внимание уделяю организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, а также краеведению (интегрируя краеведческий материал в проекты и материалы уроков). Награждена Почетной грамотой Минобрнауки РФ.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Не удивляйтесь, я люблю   "Сказки о животных", которые "сладко"  в детстве  мне рассказывал на ночь мой любимый старший брат Володя (Вова) . Быть может, именно тогда меня поразила магия и мудрость словесного творчества.  Став студенткой литфака,  в первый год  обучения я выполнила проиллюстрированный  реферат,  восхитивший преподавателя  УНТ   Жанну Ивановну Лахтину , -  "Поэтика сказок о животных". Мне и теперь (десятилетия спустя) интересен  этот  жанр народного творчества.

Приведу фрагменты  моей  студенческой  работы: "... со временем представление о божественности зверя исчезает. Пословица "и сила уму уступает" подтверждает это. <...>  "Социальный аллегоризм есть важнейшее свойство народных сказок о животных, и без этого аллегорического смысла сказки были бы не нужны народу",- отмечает Аникин.  <...>  Особенности сказки вполне соответствуют восприятию мира ребёнком.  Мир для детей разграничен чётко: добро - только добро,  зло - только зло. Поэтому им близко отнесение персонажей к разным полюсам сказочнрго мира.  <...> Человечество повзрослело, а сказка осталась. Осталась как память, как друг и советчик детей, откуда они черпают свои первые представления о жизни. <...>  ... в сказке "Кот, петух и лиса" ... увещевания интересны ... великолепным раскрытием характера плутовки.

"Кикереку - петушок,

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко, 

Дам тебе горошку!" -

с притворной лаской начинает лиска обольщать оставшегося одного петушка.

<...> ... рыжая кумушка не унимается... её аппетит, разгораясь, помогает ей находить всё новые ... "невыносимо" ласковые слова:

"Кикереку - петушок,

Золотой  гребешок,

Масляна головка!

Выгляни в окошко,

Я дала тебе горошку,

Дам и зёрнышков". 

<...>  Дальше лисий язык прзаичен.  "Да покажись же ты, Петя, вот я за угол уйду", - не выдержав, восклицает плутовка.

Петушок тоже не смог больше терпеть, "высунул головку в окошко, а лиса его в когти и была такова".

<...>" Если первоначально слово в основном выполняло номинативную и комммуникативную функции, то с развитием сказочных диалогов оно начало  выполнять и психологическую функцию.  Сказка  стала не просто повествованием, а повествованием с элементами действа, что свидетельствует о её эволюции, о ёё драматизации".  

Поражает меня мудрость, заключённая в пословицах и поговорках. Сопоставляю эти малые жанры УНТ разных народов. Например,  русскую идиому  "дело мастера боится"  с английской -"плохой работник ссорится со своим инструментом": Или русское выражение  "цыплят по осени считают" с английским - "не считай своих цыплят,  пока они не высижены". И так далее.  Весьма сие сопоставление мне помогает понять особенность мышления (то есть менталитет)  моих соотечественников  и  представителей Великой Британии.        

Книги , которые всегда   со мной (мысленно возвращаюсь к ним): 

А.С. Пушкин (размышления в разных жанрах о человеке, об истории и об Отечестве),

Л. Н. Толстой "Война и мир",  

Оноре де Бальзак "Гобсек",

Н. Рубцов -  стихи.

Мой взгляд на мир

 "Глядя на мир, нельзя не удивляться!" (Козьма Прутков.) 

Учитель-практик опирается на теорио. Это неоспоримо. Но, согласитесь, есть нечто таинственное в процессе обучения, то есть во время общения учителя и ученика.

Это заметил ёще великий К. Д. Ушинский : "Мы учимся тремя путями: или путём опыта и собственного наблюдения... или нас учат другие... или, наконец, мы учимся, подчиняясь бессознательно влиянию сильных, уже образовавшихся характеров. Образование, передаваемое этим последним путём... ведёт к изумительным результатам. Оно действует не на ум человека... но на  самый центр человеческой природы, на тот таинственный узел, которым связываются душа и тело... Этот магнетический способ передачи ... изменяет натуру человека,  не только не ослабляя её ... но придавая ей новую энергию".

Вероятно, на меня "магнетически" воздействовали мои любимые  и глубокоуважаемые преподаватели  Брянского Государственного педагогического института имени академика И.Г. Петровского:  Владимир Иванович Грешных (зарубежная литература),  Светлана Якоовлевна Гехтляр (введение в языкознание),  Людмила Яковлевна Гришина  (методика литературы) , Касема Александровна Жаворонкова (современная советская литература),  Равиль Хасанович Муратов (синтаксис современного русского языка),  Николай Антонович Соболев (древнерусская литература).  С годами возрастает  моя благодарность этим ярким, сильным., талантливым педагогам и необыкновенно тактичным и чутким людям, которые "возились" со мной. 

Драматична  моя  история  взаимоотношений с преподавателем методики руского языка нашего вуза Тамарой Петровной Лозинской. Закончилась же эта история автографом  Тамары Петровны на её  (совместно с Н.И. Курганской)  "Пособии для самостоятельной работы по русскому языку"  : "Милой Людмиле Витальевне с уважением. Июнь  1996 года".  Это для меня - главное.

Россия и Брянщина, к счастью, богата  одарёнными учителями. Благодарю судьбу за возможность  профессионального и  личного общения с  уникальным человеком и учителем русского языка и литературы Надеждой Александровной Пузановой,  по праву - Заслуженным учителем.

Незабываемые  впечатления произвели на меня и  энтузиасты-туристы из Сельцо (город недалеко от   Брянска):  учитель истории и краевед  Людмила Андреевна Астахова и  моя однокурсница Людмила Вячеславовна Писаревская (Щукина), бравшие меня в походы по родному краю. 

Не могу не отметить профессиональное и личное  благородство заместителя директора по учебной работе школы 42 Брянска Надежды Васильевны Левой,  помогавшей мне   на протяжении многих лет воплощать в УВП творческие эамыслы и защищавшей меня от буквоедов. Мы, учителя русского языка и литературы, чувствовали себя в школе как за каменной стеной. Когда Надежда Васильевна  была приглашена на работу в БИПКРО (в кабинет Руководящих работников), эта стена  исчезла и школа 42 словно осиротела.  Всё-таки есть незаменимые люди!  

Вот так постепенно во мне соединились желание узнавать (учиться) и  необходимость делиться узнанным (учить).  Узнавать от людей и людям передавать...

 

 

 

 

Мои достижения

Воспитание учеников, идущих за мной и дальше меня по пути просвещения. Слова благодарности   учеников и их родителей годы спустя. 

Моё портфолио

XXI  век  стремително набрал обороты.  Уже  не новость  новые ФГОСы  (Федеральные государственные образовательные  стандарты). Их кропотлио изучают учителя-практики. Неужели эти стандарты  абсолютно новы?  Давайте обратимся к "Великой дидактике"   Яна Амоса Коменского, созданной, между прочим,  в XVII веке: "Ошибку делают те наставники, которые хотят достигнуть образования ... тем, что много диктуют и дают многое заучивать на память, без тщательного разъяснения вещей. Точно так же погрешают и те, которые хотят всё разъяснить, но не соблюдают меры... <...> Учитель должен соблюдать все способы раскрытия познавательных способностей и применять их сообразно обстоятельствам..."

Согласитесь, великий чешский педагог  был  в  те давние для нас времена и  остаётся в теперешнее время инноваций  основоположником дидактики. Именно он объясняет учителю главное  на пути    обучения подрастающег о поколения: "Нужно образовывать, во-первых, понимание вещей, во-вторых память и , в-третьих, язык и руки". 

 Следуя  этим наставлениям  и  разумному в  ФГОСах,  стараюсь учить.  Предлагаю ознакомиться с некоторыми материалами из моего опыта. 

 

Добавить грамоту в портфолио