Главные вкладки
Турчук Людмила Витальевна
Сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: Учитель русского языка и литературы
Профессиональные интересы: Соединение классической дидактики Коменского, Ушинского с современными педагогическими технологиями
Увлечения: Краеведение. Путешествия. Самообразование.
Регион: Брянская область
Населенный пункт: Брянск
Место работы: МБОУ "Брянский городской лицей №2 им. М.В. Ломоносова" до 1.08.2018
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lyudmila-turchukНет неудач, а есть ступени духа, По коим ты, карабкаясь, идёшь.
Профессор А.В. Текучёв в известной "Методике русского языка в средней школе" предупреждает: "Никакой самый лучший учебник не может заменить живого опыта. Поскольку же учитель не копировщик чужого опыта и поскольку двух совершенно одинаковых уроков вообще дать невозможно, он должен в каждом конкретном случае самостоятельно находить наилучший вариант решения методической задачи". Учитель имеет право учить, если учится сам непрерывно, анализирует опыт коллег и свой собственный.
О себе
Родилась в древнем русском городе Брянске, в центре Бежицкого района, около станции Орджоникидзеград. Выросла на окраине Бежицы, в Новом городке. Район был новый, дом новый, школа новая. Всё строилось и развивалось в "эпоху Застоя".
С детства замечала удивительных людей: воспитанных, аккуратных, тактичных, правильно, метко и красиво говорящих на родном русском языке. Наверное, они стали моим ориентиром в жизни.
Училась в средней школе №17, которую считаю лучшей. Люблю своих учителй, одноклассников, директора школы в то время Алексадра Михайловича Хомякова.
Занималась весьма успешно лёгкой атлетикой. Мудрый тренер, Анатолий Иванович Свечников, стал моим жизненным наставником , заменил рано погибшего отца, направлял на путь получения гармоничного для меня высшего образования. (Он успел насладиться результатами своего педагогического таланта: пришёл в гости в школу №42 г. Брянска, где творчески работали две его любимые воспитанницы: Коробова Татьяна Васильевна, директор школы, учитель английского языка, и я, учитель русского языка и литературы.) Отца своего любила всегда. Когда меня спрашивали, помню ли его, удивлялась: никогда не забывала. Похожа я на отца так, что мама в роддоме, когда ей на кормление принесли другую новорождённую, сразу увидела подмену: " Это не моя доченька!"
Окончила БГПИ имени ак. И. Г . Петровского в 1981 году, на "отлично" сдав выпускные экзамены. Мне повезло с преподавателями и однокурсниками. Благодарна им.
Без отрыва от работы в школе закончила курсы экскурсоводов и была внештатным экскурсоводом Брянского бюро путешествий и экскурсий. Это расширило мой кругозор и обогатило жизненный опыт.
В 2005 победила в областном конкурсе "Лучшие элективные курсы предпрофильной подготовки" (курс "Введение в литературоведение").
В 2007-2008 в году в ГОУ ВПО при БГУ имени ак. И. Г. Петровского получила дополнительное образование по программе Профильное обучение на старшей ступени общего образования (русский язык и литература) и защитила на «отлично» дипломную работу по теме «Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения» (курс "Развитие речи на основе краеведческого материала") .
Учитель русского языка и литературы высшей категории, стаж работы 37 лет. Подготовила победителей и призеров муниципального, победителя и призёра регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Большое внимание уделяю организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, а также краеведению (интегрируя краеведческий материал в проекты и материалы уроков). Награждена Почетной грамотой Минобрнауки РФ.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Не удивляйтесь, я люблю "Сказки о животных", которые "сладко" в детстве мне рассказывал на ночь мой любимый старший брат Володя (Вова) . Быть может, именно тогда меня поразила магия и мудрость словесного творчества. Став студенткой литфака, в первый год обучения я выполнила проиллюстрированный реферат, восхитивший преподавателя УНТ Жанну Ивановну Лахтину , - "Поэтика сказок о животных". Мне и теперь (десятилетия спустя) интересен этот жанр народного творчества.
Приведу фрагменты моей студенческой работы: "... со временем представление о божественности зверя исчезает. Пословица "и сила уму уступает" подтверждает это. <...> "Социальный аллегоризм есть важнейшее свойство народных сказок о животных, и без этого аллегорического смысла сказки были бы не нужны народу",- отмечает Аникин. <...> Особенности сказки вполне соответствуют восприятию мира ребёнком. Мир для детей разграничен чётко: добро - только добро, зло - только зло. Поэтому им близко отнесение персонажей к разным полюсам сказочнрго мира. <...> Человечество повзрослело, а сказка осталась. Осталась как память, как друг и советчик детей, откуда они черпают свои первые представления о жизни. <...> ... в сказке "Кот, петух и лиса" ... увещевания интересны ... великолепным раскрытием характера плутовки.
"Кикереку - петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!" -
с притворной лаской начинает лиска обольщать оставшегося одного петушка.
<...> ... рыжая кумушка не унимается... её аппетит, разгораясь, помогает ей находить всё новые ... "невыносимо" ласковые слова:
"Кикереку - петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
Я дала тебе горошку,
Дам и зёрнышков".
<...> Дальше лисий язык прзаичен. "Да покажись же ты, Петя, вот я за угол уйду", - не выдержав, восклицает плутовка.
Петушок тоже не смог больше терпеть, "высунул головку в окошко, а лиса его в когти и была такова".
<...>" Если первоначально слово в основном выполняло номинативную и комммуникативную функции, то с развитием сказочных диалогов оно начало выполнять и психологическую функцию. Сказка стала не просто повествованием, а повествованием с элементами действа, что свидетельствует о её эволюции, о ёё драматизации".
Поражает меня мудрость, заключённая в пословицах и поговорках. Сопоставляю эти малые жанры УНТ разных народов. Например, русскую идиому "дело мастера боится" с английской -"плохой работник ссорится со своим инструментом": Или русское выражение "цыплят по осени считают" с английским - "не считай своих цыплят, пока они не высижены". И так далее. Весьма сие сопоставление мне помогает понять особенность мышления (то есть менталитет) моих соотечественников и представителей Великой Британии.
Книги , которые всегда со мной (мысленно возвращаюсь к ним):
А.С. Пушкин (размышления в разных жанрах о человеке, об истории и об Отечестве),
Л. Н. Толстой "Война и мир",
Оноре де Бальзак "Гобсек",
Н. Рубцов - стихи.
Мой взгляд на мир
"Глядя на мир, нельзя не удивляться!" (Козьма Прутков.)
Учитель-практик опирается на теорио. Это неоспоримо. Но, согласитесь, есть нечто таинственное в процессе обучения, то есть во время общения учителя и ученика.
Это заметил ёще великий К. Д. Ушинский : "Мы учимся тремя путями: или путём опыта и собственного наблюдения... или нас учат другие... или, наконец, мы учимся, подчиняясь бессознательно влиянию сильных, уже образовавшихся характеров. Образование, передаваемое этим последним путём... ведёт к изумительным результатам. Оно действует не на ум человека... но на самый центр человеческой природы, на тот таинственный узел, которым связываются душа и тело... Этот магнетический способ передачи ... изменяет натуру человека, не только не ослабляя её ... но придавая ей новую энергию".
Вероятно, на меня "магнетически" воздействовали мои любимые и глубокоуважаемые преподаватели Брянского Государственного педагогического института имени академика И.Г. Петровского: Владимир Иванович Грешных (зарубежная литература), Светлана Якоовлевна Гехтляр (введение в языкознание), Людмила Яковлевна Гришина (методика литературы) , Касема Александровна Жаворонкова (современная советская литература), Равиль Хасанович Муратов (синтаксис современного русского языка), Николай Антонович Соболев (древнерусская литература). С годами возрастает моя благодарность этим ярким, сильным., талантливым педагогам и необыкновенно тактичным и чутким людям, которые "возились" со мной.
Драматична моя история взаимоотношений с преподавателем методики руского языка нашего вуза Тамарой Петровной Лозинской. Закончилась же эта история автографом Тамары Петровны на её (совместно с Н.И. Курганской) "Пособии для самостоятельной работы по русскому языку" : "Милой Людмиле Витальевне с уважением. Июнь 1996 года". Это для меня - главное.
Россия и Брянщина, к счастью, богата одарёнными учителями. Благодарю судьбу за возможность профессионального и личного общения с уникальным человеком и учителем русского языка и литературы Надеждой Александровной Пузановой, по праву - Заслуженным учителем.
Незабываемые впечатления произвели на меня и энтузиасты-туристы из Сельцо (город недалеко от Брянска): учитель истории и краевед Людмила Андреевна Астахова и моя однокурсница Людмила Вячеславовна Писаревская (Щукина), бравшие меня в походы по родному краю.
Не могу не отметить профессиональное и личное благородство заместителя директора по учебной работе школы 42 Брянска Надежды Васильевны Левой, помогавшей мне на протяжении многих лет воплощать в УВП творческие эамыслы и защищавшей меня от буквоедов. Мы, учителя русского языка и литературы, чувствовали себя в школе как за каменной стеной. Когда Надежда Васильевна была приглашена на работу в БИПКРО (в кабинет Руководящих работников), эта стена исчезла и школа 42 словно осиротела. Всё-таки есть незаменимые люди!
Вот так постепенно во мне соединились желание узнавать (учиться) и необходимость делиться узнанным (учить). Узнавать от людей и людям передавать...
Мои достижения
Воспитание учеников, идущих за мной и дальше меня по пути просвещения. Слова благодарности учеников и их родителей годы спустя.
Моё портфолио
XXI век стремително набрал обороты. Уже не новость новые ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты). Их кропотлио изучают учителя-практики. Неужели эти стандарты абсолютно новы? Давайте обратимся к "Великой дидактике" Яна Амоса Коменского, созданной, между прочим, в XVII веке: "Ошибку делают те наставники, которые хотят достигнуть образования ... тем, что много диктуют и дают многое заучивать на память, без тщательного разъяснения вещей. Точно так же погрешают и те, которые хотят всё разъяснить, но не соблюдают меры... <...> Учитель должен соблюдать все способы раскрытия познавательных способностей и применять их сообразно обстоятельствам..."
Согласитесь, великий чешский педагог был в те давние для нас времена и остаётся в теперешнее время инноваций основоположником дидактики. Именно он объясняет учителю главное на пути обучения подрастающег о поколения: "Нужно образовывать, во-первых, понимание вещей, во-вторых память и , в-третьих, язык и руки".
Следуя этим наставлениям и разумному в ФГОСах, стараюсь учить. Предлагаю ознакомиться с некоторыми материалами из моего опыта.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты