"Странный человек"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК» (ПОВЕСТЬ «БЭЛА»)
Читая первую часть романа, мы захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке и сочувствуем ей. Обаяние горцев, цельность и сила их чувств, смелость и естественность объясняют, почему Печорин хочет приблизиться к ним. Любовь к Бэле для Печорина не каприз избалованного сердца, но попытка вернуться в мир искренних чувств «детей природы». Почему эта попытка не удалась? Можно ли было предвидеть по началу отношений Печорина с Бэлой трагическую развязку? Какую роль в этом предвосхищении событий читателем играют картины природы? Кто виноват в гибели Бэлы? Обдумайте эти вопросы и решите: кто же Печорин — только виновник или и жертва трагедии?
Подумаем, какую роль во всей этой истории играет Максим Максимыч: кто он — сочувствующий свидетель или непосредственный участник происходящего? Вот они с Печориным едут по приглашению «мирного князя» на свадьбу его старшей дочери. При этом у Максима Максимыча «было свое на уме»: хотел он встречей с Бэлой изменить мнение Печорина о черкешенках. Но добрый порыв Максима Максимыча оборачивается бедой. «Никогда себе не прощу одного: черт меня дернул, приехав в крепость, пересказать Григорию Александровичу все, что я слышал, сидя за забором: он посмеялся,— такой хитрый! — а сам задумал что-то». Непосредственность Максима Максимыча подводит его, как и его доброта: сам того не желая, он подсказывает Печорину способ похищения Бэлы.
Максим Максимыч честен и чуток, он понимает, что похищение Бэлы — «нехорошее дело», но доказать свою правоту Печорину не в силах. Печорин здесь дан в самом невыгодном освещении: он добивается Бэлы, ничем не рискуя,— хитросплетения ума заменяют отвагу. Похищение, совершенное чужими руками, скверно, но Максим Максимыч не в силах объяснить это и может лишь укорять Печорина, который постоянно ставит его в тупик.
Доброта, непосредственность, честность Максима Максимыча оказываются явно недостаточны, чтобы противостоять злу или хотя бы понимать смысл совершающегося. При этом, любя Печорина, Максим Максимыч не в силах и ему помочь, понять его трагедию.
«— Скажите-ка, пожалуйста,— продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне,— Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужто тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое, что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду... и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастие, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головой и улыбнулся лукаво:
— А всё, чай, французы ввели моду скучать?
— Нет, англичане.
— А-га, . вот что!..— отвечал он,— да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!»
Ограниченность Максима Максимыча не просто соседствует с его добротой, но подтачивает ее и противодействует ей. Вот отчего иронично заключение повести: «Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч — человек достойный уважения?.. Если вы сознаетесь в этом, то я вполне буду вознагражден за свой, может быть, слишком длинный рассказ». Выделение в последних строках повести отношения к штабс-капитану подчеркивает, что для автора смысл повести не сводится к истории с Бэлой.
Перечитайте вторую часть романа и ответьте на вопрос: «злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть» лежит в основе характера Печорина?
Прочтите статью В. Г. Белинского о «Герое нашего времени». Согласны ли вы с оценкой Максима Максимыча в этой статье?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»
1. Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...
Тип петербургского мечтателя.Тема одиночества человека в странном мире ночей
Цель: оценить особенности образа главного героя-мечтателя; обучать аналитическому чтению;давать характеристику герою произведения...
Урок литературы в 9 классе на тему «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».
Урок и презентация по литературе на тему: «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» к учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной (М.: Прос...
Судьба человека как отражение истории страны
Презентация...
ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ. СТРАНЫ МИРА
ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ. СТРАНЫ МИРА...
Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")
Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...
Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...