"Странный человек"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК» (ПОВЕСТЬ «БЭЛА»)
Читая первую часть романа, мы захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке и сочувствуем ей. Обаяние горцев, цельность и сила их чувств, смелость и естественность объясняют, почему Печорин хочет приблизиться к ним. Любовь к Бэле для Печорина не каприз избалованного сердца, но попытка вернуться в мир искренних чувств «детей природы». Почему эта попытка не удалась? Можно ли было предвидеть по началу отношений Печорина с Бэлой трагическую развязку? Какую роль в этом предвосхищении событий читателем играют картины природы? Кто виноват в гибели Бэлы? Обдумайте эти вопросы и решите: кто же Печорин — только виновник или и жертва трагедии?
Подумаем, какую роль во всей этой истории играет Максим Максимыч: кто он — сочувствующий свидетель или непосредственный участник происходящего? Вот они с Печориным едут по приглашению «мирного князя» на свадьбу его старшей дочери. При этом у Максима Максимыча «было свое на уме»: хотел он встречей с Бэлой изменить мнение Печорина о черкешенках. Но добрый порыв Максима Максимыча оборачивается бедой. «Никогда себе не прощу одного: черт меня дернул, приехав в крепость, пересказать Григорию Александровичу все, что я слышал, сидя за забором: он посмеялся,— такой хитрый! — а сам задумал что-то». Непосредственность Максима Максимыча подводит его, как и его доброта: сам того не желая, он подсказывает Печорину способ похищения Бэлы.
Максим Максимыч честен и чуток, он понимает, что похищение Бэлы — «нехорошее дело», но доказать свою правоту Печорину не в силах. Печорин здесь дан в самом невыгодном освещении: он добивается Бэлы, ничем не рискуя,— хитросплетения ума заменяют отвагу. Похищение, совершенное чужими руками, скверно, но Максим Максимыч не в силах объяснить это и может лишь укорять Печорина, который постоянно ставит его в тупик.
Доброта, непосредственность, честность Максима Максимыча оказываются явно недостаточны, чтобы противостоять злу или хотя бы понимать смысл совершающегося. При этом, любя Печорина, Максим Максимыч не в силах и ему помочь, понять его трагедию.
«— Скажите-ка, пожалуйста,— продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне,— Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужто тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое, что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду... и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастие, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головой и улыбнулся лукаво:
— А всё, чай, французы ввели моду скучать?
— Нет, англичане.
— А-га, . вот что!..— отвечал он,— да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!»
Ограниченность Максима Максимыча не просто соседствует с его добротой, но подтачивает ее и противодействует ей. Вот отчего иронично заключение повести: «Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч — человек достойный уважения?.. Если вы сознаетесь в этом, то я вполне буду вознагражден за свой, может быть, слишком длинный рассказ». Выделение в последних строках повести отношения к штабс-капитану подчеркивает, что для автора смысл повести не сводится к истории с Бэлой.
Перечитайте вторую часть романа и ответьте на вопрос: «злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть» лежит в основе характера Печорина?
Прочтите статью В. Г. Белинского о «Герое нашего времени». Согласны ли вы с оценкой Максима Максимыча в этой статье?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»
1. Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/09/picture-294611-1381329669.jpg)
Тип петербургского мечтателя.Тема одиночества человека в странном мире ночей
Цель: оценить особенности образа главного героя-мечтателя; обучать аналитическому чтению;давать характеристику герою произведения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-298517-1403111443.jpg)
Урок литературы в 9 классе на тему «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей».
Урок и презентация по литературе на тему: «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» к учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной (М.: Прос...
ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ. СТРАНЫ МИРА
ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ. СТРАНЫ МИРА...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-448726-1509564971.jpg)
Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")
Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/16/picture-1046990-1531763383.jpg)
Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...