Рабочая программа по литературе для 6 класса по И.Н.Сухих
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Янышевская Елена Алексеевна

Рабочая программа по литературе к учебнику под редакцией И.Н.Сухих для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_dlya_6_kl.docx75.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.Общие сведения о рабочей программе.
Рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по предмету «Литература», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программы литературного образования «Программа для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. И.Н. Сухих.

 – М., 2009.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника – хрестоматии для 6 класса общеобразовательных учреждений Рыжкова Т.В. Гуйс И.Н. Литература: учебник для 6 класса: основное общее образование: в 2 ч. / под ред. И.Н. Сухих. – М., 2014.

2. Цели изучения предмета.

Задача литературного образования — обеспечить условия для наиболее плодотворной реализации функциональной направленности искусства, для того чтобы духовный рост юного читателя осуществлялся под воздействием самого художественного произведения, а не нравственных сентенций или познавательного материала, извлеченных из текста педагогом. Учитель призван «освободить заряд, заключенный в произведении, — а там этот заряд уже сам обрушит свою могучую силу воздействия на сознание учащегося.

Основной целью литературного образования, обеспечивающего культурный рост школьников, является литературное развитие школьников, понимаемое как трехсторонний процесс, включающий:

1) совершенствование читательской деятельности: повышение качества восприятия и, как результат, создание интерпретации художественного произведения в единстве его формы и содержания; выработка оценки произведения с эстетических позиций и выражение своего отношения к прочитанному как в словесной, так и невербальной форме;

2) развитие литературно        творческих способностей школьников — способности ребенка адекватно выразить себя в слове;

3) расширение культурного кругозора и культурного опыта ребенка.

При разработке рабочей программы были внесены следующие изменения в темы авторской программы:

Раздел № 5 помещен после раздела № 3, так как произведения, изучаемые в данном разделе (№ 5) более актуальны в начале 3-й четверти, когда проходит круг новогодних и рождественских праздников. Повесть И.С.Тургенева «Муму» и басня И.А.Крылова «Свинья под дубом» исключены из программы, так как были изучены в 5 классе. Также исключено из программы произведение Ч.Айтматова «Белый пароход»..


3. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по литературе для 6 «Б» класса разработана в соответствии с учебным планом школы на основе Примерной программы основного общего образования по предмету «Литература», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программы литературного образования под редакцией И.Н.Сухих: «Литература. Программа для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. И.Н. Сухих». – М., 2009.

Согласно действующему  учебному плану в 6 классе предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.

4. Общая характеристика учебного предмета.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не-достаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 10—11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе —взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — лите-ратура в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и XX веков). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы желательно в конце курса в каждом классе, но возможна и некоторая перестановка в изучении того или иного текста (например, как это сделано в учебнике 6 класса).

5. Место учебного предмета в учебном плане ОУ.

Согласно действующему  учебному плану в 7 классе предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год на базовом уровне.

6. Планируемые результаты обучения.

Учащихся 7 класса (базовый уровень) должны знать:

- текст художественного произведения;

- событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений;

- особенности композиции изученного произведения;

- основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Уметь:

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Основное содержание курса
ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ И В РАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
1.
ГЕРОЙ В МИФАХ (6 часов) Представление о мифах и мифологии. Мифология как отражение взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Античная мифология. Антропоморфизм. Боги как олицетворение сил хаоса и космоса, природных стихий. Жизнь богов — жизнь природы. Бог — герой — человек. Литература и искусство как хранители мифологических сюжетов: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Метаморфозы» Овидия. Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей). Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.
1.
Мифы о Геракле. Культурный герой Древней Греции. Испытания Геракла на службе у царя Эврисфея. Подчинение воле богов как закон жизни человека и героя. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея. Безумие как нарушение гармонии между силой и разумом и его последствия.
2.
Мифы об Ахилле. Ахилл как воплощение красоты и отваги. Античные представления о роке и невозможности избежать своей судьбы. Рождение Ахилла, его короткая, но яркая жизнь. Смерть Ахилла в «Илиаде» Гомера.
3.
Миф об Орфее и легенда об Арионе как отражение античных представлений о божественной силе искусства. Сравнение мифа и легенды. Любовь как источник искусства в мифе об Орфее и Эвридике. Решимость героя, его талант, безграничная любовь и награда богов. Сомнение в слове бога — причина наказания Орфея. Античные образы в европейском искусстве.
Теоретико-литературные знания. Представление о мифе. Мифологический герой. Миф и литература.
 Самостоятельное чтение. Гомер. «Одиссея» (Одиссей у циклопов), «Илиада» (поединок Ахилла с Гектором, смерть Ахилла); Овидий. «Метаморфозы» (Орфей и Эвридика, смерть Орфея); Н. А. Кун. «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»; М. Л. Гаспаров. «Занимательная Греция»; И. А. Ефремов. «На краю Ойкумены».
Художественная и аналитическая деятельность. Рассказ о мифологических персонажах, именами которых названы созвездия. Отзыв об экскурсии в музей, где хранятся собрания античного искусства. Отзыв об одном из произведений античного искусства (скульптура, архитектура, вазопись). Отзыв о кинофильме на античный сюжет. Подбор научно-популярной литературы по теме. Сочинение «Античные образы в архитектуре».
Культурное пространство. Античные образы в европейском искусстве и современной культуре. Мифологический словарь.
Проектная деятельность. Составление мифологического словаря. Создание альманаха «Подарки древних греков европейской культуре». Разработка сценария компьютерной игры или виртуальной экскурсии «Путешествие в Древнюю Грецию».
2.
ГЕРОЙ И ЧЕЛОВЕК В ФОЛЬКЛОРЕ. Русский героический эпос. Былины и история. Идеализация героического прошлого. Богатыри как защитники родной земли.
1.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (1 час) Средства создания художественного образа. Особенности былинного повествования и исполнения.
2.
Баллада «Авдотья Рязаночка» (1 час) Историческое содержание в русских балладах. Отражение трагических событий монголо-татарского нашествия в балладе «Авдотья Рязаночка». Мужество героини и ее мудрость. Способы создания образов Авдотьи и царя Ахмета.
 Теоретико-литературные знания. Былины. Фольклорная баллада. Гипербола, антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы. Ритм.
Самостоятельное чтение. Былины Киевского цикла: «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и змей», «Добрыня и Василий Каземирович», «Бой Добрыни с Дунаем», «Добрыня и Маринка», «Добрыня и Алеша», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Алеша Попович и сестра Петровичей», «Ставр Годинович»; былины Новгородского цикла: «Садко»; русские былины в переложении А. К. Толстого — «Змей Тугарин», «Садко».
Художественная и аналитическая деятельность. Работа с иллюстрациями к произведениям. Выразительное чтение. Отзывы о художественных и анимационных фильмах на сюжеты русских фольклорных произведений. Поиск произведений на одну тему в других видах искусства. Культурное пространство. История России. Древняя Русь и ее культура. Стилизация. Фольклорные образы в современном искусстве. Картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» и др.
 Проектная деятельность. Создание киносценария анимационного фильма, диафильма по сюжету русской былины. Подготовка выставки «Былинные образы в русском искусстве».
3.
ГЕРОЙ И ЧЕЛОВЕК В ЛИТЕРАТУРЕ 
Р а з д е л 1.
Человек в историческом времени (8 часов) Киевская Русь. Летопись как жанр древнерусской литературы. Особенности летописного отражения событий.
1.
Летопись «Повесть временных лет» («Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белогородском киселе») (3 часа) «Повесть временных лет» и летописец Нестор. «Сказание о походе князя Олега на Царьград». Эпизод о походе Олега. Особенности стиля. Документальное и художественное в летописи. «Сказание о Кожемяке». Княжение Владимира Святославича и его походы. Печенежские набеги на Русь. Обычай единоборства. Образ Кожемяки в сказании. Роль гиперболы в создании образов богатырей. «Сказание о белгородском киселе». Осада Белгорода. Коварство врага. Образ голода как страшнейшего оружия. Антитеза ума и силы: острый ум, способный найти выход из безнадежной ситуации и победить силу. Надежда и ее влияние на отношение людей к ситуации и своим возможностям.Лаконизм летописного изложения событий. Особенности повествования, синтаксиса, подчеркивающего последовательность и непрерывность действия.
Теоретико-литературные знания. Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальное и художественное. Гипербола.
Самостоятельное чтение. Сказания из «Повести временных лет» (основание Киева, смерть Игоря, месть княгини Ольги за смерть Игоря, о княжении Святослава, о Ярославе). Сказание о Борисе и Глебе. Повесть о разорении Рязани Батыем; В. Г. Ян. «Чингисхан», «Батый»; Л. Д. Любимов. «Искусство Древней Руси»; А. Я. Дегтярев, И. В. Дубов. «Начало Отечества».
Художественная и аналитическая деятельность. Иллюстрирование древнерусских сказаний. Стилизованная под летопись запись о современных событиях.
2.
 А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (2 часа) Образ князя Олега в летописи и балладе. Конфликт князя и кудесника. Мотив подлинной и мнимой свободы человека. Попытка Олега обмануть судьбу и отношение к этому Пушкина. Композиция баллады. Роль заключительной строфы. Роль тропов в создании атмосферы баллады. Сопоставление изображения гибели Олега в летописи и в балладе Пушкина. Авторская идея произведения.
Теоретико-литературные и аналитические знания. Баллада. Высокая лексика. Архаизмы и историзмы. Строфа. Художественная идея. Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Анализ иллюстраций. Составление киносценария. Сопоставление летописи и баллады: образы, композиция, стиль.
Культурное пространство. Древняя Русь. Киев. Византия. Князь Олег. Походы Олега.
3.
А. К. Толстой. «Курган», «Василий Шибанов» (2 часа) Неумолимость времени в стихотворении «Курган». Образы прошлого и настоящего. Хрупкость славы и памяти людской перед равнодушным временем. Роль образов природы и авторских вопросов. Курган как памятный знак, утративший свое конкретное содержание и обретший содержание вечное. Способы выражения авторского отношения в стихотворении. Сопоставление с балладой М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и с «Песнью о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Исторические события и их изображение в балладе А. К. Толстого «Василий Шибанов». Композиция баллады. Строфика и ритмика и их роль в произведении. Конфликт Курбского и Ивана Грозного. Образ Курбского и авторское отношение к нему. Выразительно-изобразительная роль эпитетов. Образ Ивана Грозного и художественные средства его создания, средства выражения авторского отношения. Стилизация и сохранение особенностей древнерусского языка в послании Курбского как прием, создающий установку на достоверность. Образ Василия Шибанова. Авторские характеристики и оценка Ивана Грозного. Авторская романтизация событий и образов. Прямая речь Шибанова в финале баллады, ее смысл и роль в произведении. Неоднозначность читательского отношения к личности Шибанова. Художественная идея баллады. Сопоставление баллады А. К. Толстого и «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.
Теоретико-литературные знания. Баллада на исторический сюжет. Представление о романтизме и романтическом герое. Представление о художественном вымысле и художественной условности. Строфа, система рифмовки, ритм. Эпитет, метафора. Стилизация. Самостоятельное чтение. А. К. Толстой. «Князь Ростислав», «Князь Серебряный»; Н. С. Тихонов. «Баллада о гвоздях», «Баллада о синем пакете»; Н. Н. Асеев. «Синие гусары»; М. Ю. Светлов. «Гренада».
Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Сочинения-рассуждения «Что сильнее времени?», «Почему проходит слава людская?». Составление киносценария по эпизодам баллады. Сочинение баллады на исторический сюжет. Составление биографической справки об А. К.Толстом. Сообщение о царе Иване Грозном. Культурное пространство. История России: эпоха Ивана Грозного, опричнина.
4.
И. А. Крылов. «Волк на псарне» (1 час) Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» и ее историческая основа. Сатирическо-аллегорическое изображение Наполеона в образе Волка. Самоуверенность и ее следствие — роковая ошибка Волка. Мудрость ловчего. Авторская позиция и мораль басни. Сопоставление с басней «Волк и Ягненок».
 Теоретико-литературные знания. Поэтическая басня. Аллегория. Мораль и ее связь с сюжетом. Мораль и позиция автора. Афоризм.
Культурное пространство. Тема войны 1812 года в русском искусстве.
Проектная деятельность. Подготовка презентации «Русские летописи и их персонажи в искусстве». Разработка проекта музея «Герои басен И. А. Крылова».
 Р а з д е л 2. Человек в эпоху крепостного права (11 часов)
1
. А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля» (1 час) Народные истоки поэзии А. В. Кольцова. Образ крестьянина в лирическом произведении. «Песня пахаря» — своеобразие художественного языка Кольцова, его народность. Слитность человека и природы, радость труда. Печаль лирического героя в стихотворении «Горькая доля». Жалобы героя и читательское сочувствие. Образный параллелизм, сравнения и метафоры, роль художественных средств в создании настроения. Усиление печали до отчаяния к финалу стихотворения. Музыкальность поэзии Кольцова. Авторское отношение к крестьянскому миру. Сравнение с лирическими фольклорными песнями. Теоретико-литературные знания. Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм, звуковой мелодизм.
Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Прослушивание музыкальных произведений на стихи А. В. Кольцова. Сравнение стихотворений А. В. Кольцова и картин А. Г. Венецианова и К. А. Зеленцова.
2
. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога» (4 часа) Поэма Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» как лироэпическое произведение. Композиция произведения. Образ автора и образы крестьянских детей. Образ русской природы и его роль в поэме. Художественные средства создания образов в поэме. Авторское отношение к изображаемому и средства его выражения. Своеобразие художественного языка Некрасова. Художественная идея поэмы. Сравнение образов крестьянского мира в изображении Некрасова и Кольцова. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строительства железной дороги — художественная правда и художественный вымысел в литературном произведении. Роль пейзажа. Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства его выражения. Смысл эпиграфа. Идея стихотворения и способы ее выражения. Теоретико-литературные знания. Лироэпическое произведение. Поэма. Образ автора в поэме. Отличия лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стиле писателя.
Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Сравнение произведений Н. А. Некрасова и картин А.Г. Венецианова и К. А.Савицкого. Сочинение-повествование о человеке с включением в композицию его портрета (описания). Сопоставление стихотворений А.В.Кольцова и И. С. Никитина по тематике и стилю. Графическое и вербальное иллюстрирование прочитанных произведений И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, А. В.Кольцова. Отзыв о картине В. Г.Перова «Тройка». Прослушивание песен на стихи А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова. Отзыв о песне. Составление биографической справки об А. В. Кольцове или И. С. Никитине.
Культурное пространство. История России, крепостное право, барская усадьба, быт помещика и крепостного крестьянина. Крестьянский труд. Русское прикладное искусство как отражение народного сознания. Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве: В. Г. Перов, А. Г. Венецианов.
 4. Н. С. Лесков. «Левша» (3 часа) Сказ Н. С. Лескова и его художественная идея. Образ рассказчика и средства его создания. История Левши и история русского народа. Художественное обобщение и конкретность образов. Роль художественных деталей в создании образов. Образ Российской империи и его авторская оценка. Роль художественной условности, гиперболы в сказе.
Теоретико-литературные знания. Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола. Самостоятельное чтение. А. В. Кольцов. Стихотворения; И. С. Тургенев. Рассказы из «Записок охотника»; П. П. Бажов. «Сказы»; Р. П. Погодин. «Тишина»; С. А. Могилевская. «Крепостные королевны».
Художественная и аналитическая деятельность. Иллюстрирование эпизодов сказа. Описание воображаемого памятника Левше. Сочинение «История, рассказанная бабушкой (дедушкой и др.)» с сохранением особенностей речи рассказчика. Отзыв об анимационном фильме по произведению Лескова или кинофильме С.Овчарова «Левша». Сравнение крестьянских образов в литературных произведениях и в изобразительном искусстве (В. Г. Перов, А. Г. Венецианов, Г. В. Сорока, Г. Г. Мясоедов).
Культурное пространство. Русское прикладное искусство и ремесленные изделия: костюм, украшения, посуда, оружие и т. п.; русские мастера. Проектная деятельность. Подбор литературы по темам «Русские художественные промыслы», «Русские ремесла» и разработ& ка проекта виртуального музея русских ремесел, виртуального альбома или устного журнала о русских мастерах и ремеслах.
 Р а з д е л 3. Человеческие недостатки (4 часа)
1.
А. П. Чехов. «Хамелеон» (1 час) Проблема рассказа и художественные средства ее раскрытия. Композиция рассказа и конфликт. Образы повествователя, Очумелова и Хрюкина, их точки зрения на происходящее. Художественные детали и их роль в создании образов персонажей. Речь персонажа как средство раскрытия его характера. Смысл названия рассказа. Драматическое начало в рассказе. Лаконизм языка писателя.
Теоретико-литературные знания. Рассказ. Драматическое и эпическое. Автор-творец. Повествователь. Художественная деталь.
Художественная и аналитическая деятельность. Сочинение юмористического рассказа от первого лица. Драматизация и инсценирование рассказов Чехова. Составление библиографии «Юмористические рассказы А.П.Чехова» с аннотациями на прочитанные рассказы. Отзыв о кинофильме И.Ильинского и Ю.Саакова «Эти разные, разные, разные лица» по рассказам А.П.Чехова.
Культурное пространство. Быт русского дворянства и разночинцев второй половины XIX века. Художественный фильм режиссеров И.Ильинского и Ю.Саакова «Эти разные, разные, разные лица».
2.
М. М. Зощенко. «Аристократка», «Галоша» (2 часа) Особенности послереволюционного быта Советской России. Мещанство как особое мироотношение. Сюжет, композиция и конфликт в рассказе «Аристократка». Сказ как стилистическое средство создания образа героя рассказа. Характеры персонажей, их точки зрения. Прием самораскрытия. Конфликт. Самосознание и самооценка персонажей. Образ оперного театра и его роль в рассказе — театр в театре. Точка зрения автора. Конфликт в рассказе «Галоша». Способы создания образа героя-рассказчика. Критика бюрократизма. Смешное и грустное в рассказе. Объекты юмора писателя. Средства создания комического.
Теоретико-литературные знания. Сказ, стилизация, образ повествователя. Точка зрения героя и точка зрения автора. Комическое и его художественные средства.
Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Сочинение-рассуждение о том, что значит быть культурным человеком и зачем это нужно. Сочинение юмористического рассказа. Иллюстрирование рассказов Зощеннко. Отзыв на один из самостоятельно прочитанных рассказов Зощенко. Отзыв о кинофильме Л. Гайдая «Не может быть!» по рассказам писателя.
Самостоятельное чтение. А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Пересолил», «Налим», «Свадьба»; М. М. Зощенко. Рассказы; В. М. Шукшин. «Срезал», «Критики».
Культурное пространство. Россия начала XX века. Быт и искусство Страны Советов. Кинофильм Л.Гайдая «Не может быть!».
Проектная деятельность. Инсценирование юмористических рассказов современных писателей. Выпуск альманаха собственных юмористических произведений.
Р а з д е л 4. Человек, цивилизация и природа (10 часов)
1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (4 часа) Представления об эпохе Просвещения. Идеалы Просвещения. Взгляд просветителей на человека и цивилизацию. Испытания Робинзона как проверка человеческих возможностей. Робинзон в начале и в конце романа и причины его изменений. Необитаемый остров как проклятие и как рай. Мудрость, приобретаемая в одиночестве. Труд как основа жизни человека, не позволяющая ему вернуться в животное состояние. Невозможность жить в одиночестве, тоска по людям и родине. Образ Пятницы. Дикари и цивилизованные люди. Возвращение на родину как завершение испытаний или начало новых. Правда и вымысел в художественном произведении. Робинзон как вечный тип; понятие «робинзонада».
Теоретико-литературные знания. Роман. Приключенческий роман. Символ. Метафорические образы. Антитеза.
Самостоятельное чтение. Д. Свифт. «Приключения Гулливера»; Ф. Купер. «Зверобой» и другие романы; Р. Стиль. «История Александра Селькирка».
Художественная и аналитическая деятельность. Создание слайд-шоу «Жизнь и приключения Робинзона Крузо». Сочинения «Один день в городе и один день в деревне», «Одиночество». Рассказ о путешествии. Подбор научно-популярной литературы по теме «Человек, цивилизация и природа». Отзыв о кинофильме С. Говорухина на сюжет романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Сочинение продолжения романа Дефо.
Культурное пространство. Эпоха Просвещения и просветите& ли. Экранизации произведений Д. Дефо, Д. Свифта, Ф. Купера.
2
. А.А.Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у березы…» (1 час) Герой стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом…» и причины его взволнованности. Нарастание в душе восторга, вызванного пробуждением мира. Значение эпитетов и метафор. Синтаксическая специфика стихотворения: оно состоит из одного предложения. Строфика и роль повторов рассказать, проснулся, каждой. Картины пробуждающейся природы и их восприятие человеком. Взаимосвязь и взаимовлияние природы и души. Песня как результат этого взаимовлияния. Антитеза «зима — весна» и ее смысл в стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы…». Сопоставление внутреннего мира человека с миром природы. Динамика авторских эмоций в стихотворении и художественные средства выражения авторского отношения к миру в лирике.
3.
Ф. И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» (2 часа) Антитеза «человек — природа» в стихотворении Тютчева «С поляны коршун поднялся…». Динамика авторских эмоций — от восторга до горькой иронии — и ее причины. «Есть в осени первоначальной…». Единство внутреннего мира человека с миром природы. Композиция стихотворения — связь поэтических картин, отражающих состояние природы и жизнь человека. Прошлое, настоящее и будущее в стихотворении. Авторский взгляд на мир и авторское отношение к жизни. Роль тропов. Сопоставление образов фонтана и человеческой мысли в стихотворении «Фонтан». Двухчастная композиция и отражающая ее строфика. Композиция каждой строфы, передающая стремление ввысь и неизбежность падения. Символическое значение образа фонтана. Авторское отношение к человеку и к творческому стремлению. Роль художественных деталей в создании живописной картины фонтана. Риторический вопрос и его роль в композиции произведения и выражении авторской позиции. Сравнение стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. Прослушивание романсов на стихи Фета и Тютчева (например, романс «Весенние воды» на стихи Ф.И.Тютчева и музыку С.В.Рахманинова), отзыв об одном из них.
Теоретико-литературные знания. Лирическое стихотворение. Антитеза. Композиция лирического стихотворения. Чувство и мысль в стихотворении. Тропы.
Самостоятельное чтение. Стихотворения Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.
Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Мелодекламация. Самостоятельное сопоставление стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, подобранных по теме «Человек в диалоге с природой». Подбор музыкальных произведений к стихотворениям А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. Музыка, графика и поэтический образ. Отзыв о романсе на стихи одного из поэтов.
Культурное пространство. Русская лирическая поэзия и музыка. Искусство романса.
4.
С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…» (1 час) Оттенки чувств и настроение героя стихотворения Есенина. Единство природы и человека. Образ Родины и художественные средства его создания, роль сравнений, эпитетов и метафор.
5.
Б. Л. Пастернак. «Июль» (1 час) Своеобразие авторского взгляда на мир. Очеловеченный образ месяца и роль тропов в его создании. Характер необычного жильца и авторское отношение к нему. Сопоставление стихотворений Б. Л. Пастернака «Июль» и С. А. Есенина «Я покинул родимый дом…» по способам создания образов.
6.
Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» («Под дождем», «Осеннее утро», «Последние канны») (1 час) Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого. Динамика авторских эмоций и причины их изменения. Лирический пейзаж и способы его создания. Роль тропов в создании образа осени и передаче авторского отношения к изображаемому. Своеобразие сравнений и метафор Н. А. Заболоцкого.
Теоретико-литературные знания. Авторский взгляд, авторское отношение. Метафора, сравнение, эпитет. Цикл лирических стихотворений. Самостоятельное чтение. Стихотворения русских поэтов XX века о природе и человеке: Н. А. Заболоцкого, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака.
Художественная и аналитическая деятельность. Рисунки к стихотворениям Есенина и Пастернака о природе. Составление словаря поэта (на выбор: Фета, Тютчева, Есенина, Пастернака, Заболоцкого). Игра в ассоциации. Сочинение стихотворений и прозаических миниатюр о природе с использованием словаря поэта.
Культурное пространство. Русская поэзия XX века и русские поэты. Специфика языков разных искусств и их общность.
Проектная деятельность. Создание макета или карты острова Робинзона. Разработка проекта музея робинзонов. Подготовка литературно-музыкальной композиции «Природа и человек» по произведениям русских писателей.
Р а з д е л 5. Человек в поисках счастья (15 часов)
1.
 Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король» (3 часа) Волшебный мир Гофмана. Антитеза: единый мир взрослых и детей и мировосприятие Мари. Странности Мари. Средства создания образа девочки. Неоднозначность образа Дроссельмейера — доброго волшебника, злого чудака или человека, достигшего в своем искусстве совершенства. Образы Дроссельмейера и Щелкунчика, черты сходства и различия между ними. Конфликты, их причины и их участники. Роль названия сказки. Волшебное и реальное в произведении Гофмана. Страна Щелкунчика как романтический рай. Отношение к этой стране Мари и его причины. Идея сказки и художественные средства ее воплощения. Теоретиколитературные знания. Реальное и сказочное в художественном произведении. Начальное представление о двоемирии и образы-двойники. Идея.
Самостоятельное чтение. Э. Т. А. Гофман. «Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».
Художественная и аналитическая деятельность. Создание сценария художественного или анимационного фильма «Мари в волшебной стране» (либо «Первое сражение Щелкунчика с мышиным королем»). Рисование карты Конфетенбурга. Подбор музыкальных произведений для характеристики героев. Устное словесное рисование триптиха: «Щелкунчик под елкой», «Щелкунчик на поле брани», «Щелкунчик в момент объяснения с Мари». Сопоставление образов русского мастерового в «Левше» Н. С. Лескова, в «Малахитовой шкатулке» П. П. Бажова и королевского часовщика Дроссельмейера в сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Отзыв об одном из анимационных фильмов или о балетной постановке по сказке Гофмана.
Культурное пространство. Немецкие рождественские традиции. Сказка Гофмана в других видах искусства: балет П.И.Чайковского «Щелкунчик», иллюстрации разных художников, анимация.
Проектная деятельность. Создание проекта виртуального музея и проекта оформления книги «Щелкунчик и мышиный король». Разработка компьютерной игры по сказке Гофмана.
2
. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» (4 часа) Сборник Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор и рассказчик — Рудый Панько. Повесть «Ночь перед Рождеством». Мир Украины в повести. Фольклорные мотивы. Любовный конфликт (Вакула — Оксана) и его осложнения (Вакула — Чуб; Вакула — черт). Образ Вакулы, его фольклорная основа. Отчаянная решимость влюбленного кузнеца и волшебные силы. Образы нечистой силы и причины поражения черта. Быт малороссийского хутора и Петербурга. Юмористическое изображение народной жизни: образы Чуба, Пацюка и других жителей хутора. Образ столицы и его роль в повести. Образ Оксаны и причины изменения ее отношения к кузнецу. Комическое и средства его создания. Авторское отношение к героям и событиям и способы его выражения. Особенности художественного языка Гоголя. Художественная идея повести.
Теоретико-литературные знания. Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое. Композиция. Конфликт. Система образов. Портрет в литературе. Образ места действия. Второстепенные персонажи. Индивидуальный стиль писателя. Тропы.
Самостоятельное чтение. Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». Былички. Фольклорные сказки о солдате и черте. Художественная и аналитическая деятельность. Анализ иллюстраций к повести. Составление киносценария к эпизодам («Полет Вакулы в Петербург» и др.). Конкурс сказителей. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести Н.В.Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отзыв о кинофильме или анимационном фильме по повести Гоголя. Сочинение-описание внешности человека с включением элементов комического. Культурное пространство. Культура Малороссии. Быт малороссийского хутора. Русское Рождество и Новый год. Художественные проекты. Составление и художественное оформление записок собирателя слов, путешествующего по Украине. Разработка проектов музеев «Малороссия XIX века и ее фольклор», «Рождество».
3.
А. Грин. «Алые паруса» (3 часа) А.Грин — писатель-романтик. Жанровый подзаголовок повести «Алые паруса» — «феерия» — и его смысл. Феерия в литературе. Столкновение романтического и бытового взглядов на жизнь как источник конфликта в повести «Алые паруса». Герои-мечтатели и обыватели. Образы моря и корабля как символы жизни и души человека. Активное действие Грэя и спокойное ожидание Ассоль, верность своей мечте как залог ее исполнения. Особенности композиции повести и их роль в выражении авторской идеи. Краски и музыка как особые художественные средства создания образа мира, их символическое значение.
Теоретико-литературные знания. Феерия. Повесть. Романтизм и романтический герой. Образы-символы. Антитеза.
Самостоятельное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Парус», «На севере диком…», «Утес»; М. Горький. «Макар Чудра»; А. Грин. «Бегущая по волнам», рассказы.
Художественная и аналитическая деятельность. Составление киносценария «Ассоль увидела алые паруса и бежит к морю». Подбор цветового и музыкального лейтмотивов к каждой главе. Отзыв о кинофильме «Алые паруса» режиссера А. Птушко. Сочинение-сопоставление образов Грэя и Ассоль в повести и кинофильме. Составление аннотированной библиографии произведений А. Грина. Культурное пространство. Образ моря в литературе, изобразительном искусстве и музыке: М. А. Волошин, И. К. Айвазовский, М. Чюрлёнис, К. Дебюсси.
4
. Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо» (3 часа) Необычность названия пьесы Е. Шварца. Волшебное и обыденное и их противостояние. Столкновение разных мироотношений и представлений о счастье как основа конфликта. Вариации на тему любви и их роль в пьесе. Любовь как величайшее чудо и испытание человека. Образы Медведя и Принцессы: причины конфликта героев и его преодоление. Смешное и грустное в пьесе. Способы создания образа персонажа в драме. Авторское отношение к героям и их поступкам.
Теоретико-литературные знания. Драма как род литературы. Пьеса. Спектакль. Представление о конфликте в драме. Представление о способах выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме.
Самостоятельное чтение. Е. Л. Шварц. «Два клена», «Золушка», «Снежная королева», «Голый король»; Т. Г. Габбе. «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах»; К. Гоцци. «Король-олень»; М. Метерлинк. «Синяя птица»; С. А. Могилевская. «Повесть о кружевнице Насте и великом русском актере Федоре Волкове», «Театр на Арбатской площади».
Художественная и аналитическая деятельность. Оформление книги «Обыкновенное чудо». Графическое и вербальное рисование декораций и портретов персонажей сказки. Устные портреты-диптихи «Принцесса в первом и последнем действии», «Медведь в первом и последнем действии». Воссоздание историй персонажей. Описание или рисование портретной галереи «Король и его свита». Подбор музыкальных лейтмотивов к образам персонажей и музыкального сопровождения к эпизодам пьесы. Мизансценирование. Создание эскизов декораций. Отзыв о кинофильме М. Захарова «Обыкновенное чудо». Сравнение образов главных героев в пьесе и кинофильме.
Культурное пространство. Интерпретаторы пьес Е. Шварца (М. Захаров). Музыка в театре и кино. Художественный фильм М. Захарова «Обыкновенное чудо».
Художественные проекты. Драматизация и инсценирование произведений Е. Л. Шварца («Сказка о потерянном времени», «Красная шапочка», «Два клена», «Снежная королева»).
Р а з д е л 6. Дружба в жизни человека (4 часа)
1.
А.С.Пушкин. «И.И.Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..») (1 час) Представления А.С.Пушкина о дружбе. Посещение И. И. Пущиным поэта в Михайловском. Дружба как сила, преодолевающая любые преграды. Образ надежды в стихотворении.
Теоретико-литературные знания. Дружеское послание как жанр лирики. Тропы. Ритм. Строфа.
Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Подбор музыкального сопровождения к стихотворению. Подготовка сообщения о лицейских друзьях Пушкина. Сочинение по картине Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском».
Культурное пространство. А. С. Пушкин и декабристы, лицейские друзья Пушкина.
Самостоятельное чтение. М. Басина. «В садах Лицея», «На берегах Невы», «Далече от берегов Невы»; С. Гейченко. «У Лукоморья»; А. Гессен. «Все волновало нежный ум...», «Жизнь поэта», «Друзья Пушкина: переписка, воспоминания, дневники».
2.
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» (1 час) Образ героя в стихотворении Маяковского и его конфликт с обывателями. Способы выражения авторских чувств: ритм, звукопись, метафора, экспрессивная лексика, антитеза, иносказание. Контраст сочувствия и равнодушия, силы и беззащитности в стихотворении. Лирическое и эпическое начала. Финал стихотворения и источник оптимизма. Теоретико-литературные знания. Экспрессия, антитеза, метафора, звукопись, ритм, рифма.
Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Составление «партитуры чувств» лирического героя. Работа с иллюстрациями к стихотворению. Сочинение киносценария по стихотворению В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Сравнение стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину» и изучаемого стихотворения Маяковского.
3
. В. Г. Распутин. «Уроки французского» (2 часа) Композиция рассказа. Образ учительницы, ее отношение к миру, поступки и их причины. Образ мальчика, его точка зрения, художественные средства раскрытия его характера. Несовпадение оценок ситуации персонажами и причины непонимания директором школы поведения учительницы. Образ автора-повествователя и его точка зрения. Идея произведения.
Теоретико-литературные знания. Рассказ. Первоначальное представление о реалистическом произведении. Композиция. Точка зрения. Идея.
Самостоятельное чтение. В. О. Богомолов. «Иван»; Ю. Я. Яковлев. Рассказы; Ю. И. Коваль. «Недопесок»; А. Тор. «Острова в океане». Художественная и аналитическая деятельность. Анализ образов персонажей. Рассказ о главном герое от лица одного из персонажей. Сравнение картин Б. М. Неменского, Т. Реннеля, В.Ф.Стожарова и рассказа В. Г.Распутина. Сравнение описания детства в поэме Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Сочинение рассказа от третьего лица о ярком событии в жизни ребенка. Сочинение «Взрослые и дети».
Культурное пространство. Жизнь в России в 50-е годы XX века, послевоенный быт.
 Проектная деятельность. Создание сборника воспоминаний близких об их детстве и юности и сборника рассказов одноклассников «Сны о нашем детстве».
Р а з д е л 7. Человек в экстремальной ситуации (4 часа)
1
. А.С. Пушкин. «Выстрел» (2 часа) События и композиция повести. Антитеза образов графа и Сильвио. Причины конфликта между Сильвио и графом. Отложенная и возобновленная дуэль с точки зрения дуэльного кодекса и человеческих отношений. Цель Сильвио и способ ее достижения. Средства создания образов персонажей. Роль портретов героев в повести. Авторское отношение к событиям и героям и средства его выражения. Лаконизм языка и динамика действия как особенности пушкинской прозы.
Теоретико-литературные знания. Повесть. Элементы композиции. Антитеза. Портрет. Индивидуальный стиль писателя.
Самостоятельное чтение. А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Метель», «Барышня-крестьянка»). Художественная и аналитическая деятельность. Выразительное чтение. Работа с иллюстрациями к повести и иллюстрирование обложки книги «А. С. Пушкин. Выстрел». Отзыв о кинофильме «Выстрел» (режиссер Н. Трахтенберг) и создание киносценария «Две дуэли» по двум эпизодам повести. Сравнение музыки к кинофильму «Выстрел» и текста пушкинской повести. Отзыв об исполнении повести актерами-чтецами.
2.
П. Мериме. «Маттео Фальконе» (1 час) Новелла Мериме «Маттео Фальконе», ее композиция и конфликт. Роль вступления. Портрет Маттео Фальконе, история его женитьбы и проявление авторского отношения к герою во вступлении. Отношение к Маттео корсиканцев. История предательства и отношение к ней разных персонажей новеллы. Искушение, которое не может победить Фортунато. Представление Маттео о чести и справедливости. Неоднозначность образа Маттео и неоднозначность читательского отношения к его финальному поступку. Причины отказа Мериме от заключения и выводов. Лаконизм повествования и динамика действия. Сопоставление с особенностями стиля Пушкина в повести «Выстрел».
Теоретико-литературные знания. Представление о реалистическом произведении. Новелла. Повествование, портрет. Анти& теза. Индивидуальный стиль писателя.
Самостоятельное чтение. П.Мериме. «Таманго», «Взятие редута», «Песни западных славян» (в переводе А. С. Пушкина).
Художественная и аналитическая деятельность. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении П. Мериме. Иллюстрирование новеллы. Составление киносценария по эпизоду «Джаннетто просит Фортунато о помощи» (или «Искушение Фортунато»). Подготовка сообщения о корсиканских обычаях. Сопоставление идей и образов персонажей в произведениях Пушкина и Мериме. Культурное пространство. А. С. Пушкин и П. Мериме. Дуэль и дуэльный кодекс. Корсика и корсиканские обычаи


Календарное планирование

2014-2015 учебный год

урока.

Название темы уроков

Количество часов

Основные элементы содержания

Виды контроля знаний

Планируемые результаты обучения

Тема 1. Герой в мифах (6 часов, из них 1 час на урок внеклассного чтения).

1

Мифы и современность

1

  • Представление о мифе;
  • мифологический герой;
  • представление о легенде;
  • крылатые слова и выражения;

миф и литература.

Знать: теоретико-литературные понятия:

миф, мифология; сюжеты и содержание

мифов; фразеологические выражения,

понятия, образы, заимствованные из древ-

негреческой мифологии.

2-3.

Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях. Мифы о Геракле

2

4.

Ахиллес как мифологический герой

1

5

Миф и легенда. Мифы об Орфее и легенда об Арионе

1

6

Урок внеклассного чтения.

1

Тест

Тема 2. Герой и человек в фольклоре (4 часа, из них 1 час на урок развития речи).

7

Вводный урок по русскому героическому эпосу

1

  • Былина;
  • фольклорная баллада;
  • гипербола;
  • антитеза;
  • эпитеты;
  • образный параллелизм;
  • повторы;

ритм.

Знать понятие о былинах. Знать о воплощении в былине нравственных свойств русского народа, прославлении мирного труда, о происхождении былин.

8

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

Знать о тематическом отличии былин Новгородского цикла от былин Киевского цикла

9

Баллада «Авдотья Рязаночка»

1

Знать о подвиге Авдотьи, уметь назвать признаки баллады, сделать иллюстрации к балладе.

10

Урок развития речи (отзыв о мультипликационном фильме)

1

Сочинение-отзыв

Тема 3. Герой и человек в литературе (61 час, из них 3 часа на уроки внеклассного чтения и 3 часа на уроки развития речи)

Раздел 1. Человек в историческом времени (8 часов)

11

История в документах и художественном творчестве. Летопись. «Повесть временных лет»

1

  • Летопись;
  • баллада;
  • документальное и художественное;
  • архаизмы и историзмы;
  • представления о романтизме и романтическом герое;
  • представление о художественном вымысле и художественной условности;

аллегория, мораль, позиция автора в баснях Крылова.

Устный опрос

Знать: черты древнерусской литературы, жанровые признаки летописи.

Понимать: значение летописи в развитии

литературы.

Уметь: составлять план и пересказывать

текст статьи; выразительно читать текст

сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи

12

«Сказание о походе князя Олега на Царьград»

1

Устный опрос

13

«Сказание о Кожемяке», «Сказание о белогородском киселе»

1

Устный опрос

14

А.С. Пушкин – поэт историк. Летописи как источник художественного творчества

1

15

Анализ баллады А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

1

16

А.К. Толстой. «Курган»

1

Выразительное чтение наизусть

17

А.К. Толстой. «Василий Шибанов»

1

18

И.А. Крылов. «Волк на псарне»

1

Выразительное чтение

Понимать аллегорический смысл басни. Уметь выразительно читать басни.

Тема 4.Человек в эпоху крепостного права (11 часов, из них 1 час на урок внеклассного чтения и 2 часа на уроки развития речи)

19

А. В.Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»

1

  • Первоначальные представления о народности в искусстве;
  • песня как жанр лирики;
  • ритм, звуковой мелодизм;
  • повесть;
  • композиция;
  • система персонажей, характер в литературном произведении;
  • автор в эпическом произведении;
  • образ человека в лирическом стихотворении и повести;
  • лиро-эпическое произведение;
  • представление о сказе;
  • художественная условность;
  • гипербола;

Выразительное чтение

Знать особенности жанра песни-стихотворения. Уметь выразительно прочитать стихотворение.

20

Урок внеклассного чтения

1

Уметь понять идею рассказа через анализ пейзажа, портрета, характеристики персонажа.

21

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Художественная правда о крестьянской жизни в поэме Н.А. Некрасова

1

Понимать: роль портрета в создании характеров; сочувственное отношение автора к крестьянским детям.

Уметь: выступать с сообщениями на лите-

ратурную тему; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных и просторечных слов

22

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей в поэме

1

23

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Образ героя-поэта в поэме

1

Выразительное чтение наизусть

24

Стихотворение Н.А.Некрасов. «Железная дорога»

1

Выразительное чтение наизусть

25

Урок развития речи «Готовимся к сочинению повествованию с элементами описания»

1

Сочинение

26-28

Н.С.Лесков. «Левша»

3

Тест

Знать: сведения о семье, юности и начале

литературной деятельности Н.С. Лескова;

сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов.

Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям.

Уметь: объяснять особенности жанра

сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать

и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

29

Урок развития речи «История, рассказанная бабушкой (дедушкой)»

1

Сочинение.

Реализация полученных знаний о сказе в собственной речевой творческой деятельности.

Раздел 3. Человеческие недостатки (4 часа, из них 1 час на урок внеклассного чтения)

30

А.П.Чехов. «Хамелеон»

1

  • Сатирическое и юмористическое изображение в литературе;
  • афоризм;
  • рассказ;
  • драматические и эпическое;
  • комическое и средства его создания;
  • художественная деталь;

точка зрения героя и точка зрения автора.

Знать: содержание и героев рассказов

А. П. Чехова.

Понимать: позицию автора и его отноше-

ние к героям; роль изобразительно-выра-

зительных средств в создании юмористи-

ческих и сатирических образов и ситуаций.

Уметь: пересказывать рассказы; выявлять

особенности стиля чеховских рассказов;

характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения

31

М.М.Зощенко. «Аристократка»

1

Выразительное чтение

Уметь объяснить смысл названия рассказа, найти и назвать художественные средства, при помощи которых создается образ главного героя.

32

М.М.Зощенко. «Галоша»

1

Устный опрос

Знать приемы создания комического. Уметь охарактеризовать главного героя и аргументировать свой ответ.

33

Урок внеклассного чтения

1

Раздел 5. Человек в поисках счастья (15 часов, из них 1 час на урок развития речи и 2 часа на уроки внеклассного чтения)

34

Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»

1

  • Реальное и сказочное в художественном произведении;
  • первоначальное представление о двоемирии и двойниках;
  • первоначальное представление о романтизме;
  • фольклор и литература;
  • сказочная повесть;
  • фантастическое и реальное;
  • комическое;
  • образ места и времени действия;
  • конфликт;
  • смысл образа;
  • портрет;
  • украинизмы;
  • индивидуальный стиль писателя;
  • феерия;
  • роль пейзажа;
  • драма как род литературы;
  • пьеса, спектакль;
  • способы выражения авторского отношения в драме;

способы создания образов персонажей в драме.

Письменный ответ на вопрос.

Знать, чем мир взрослых в сказке отличается от мира детей. Уметь предложить толкование образов героев, подобрать музыкальное сопровождение к эпизодам, выразительно прочитать эпизоды.

35-36

Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»

2

Отзыв об одной из интерпретаций сказки.

37

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Заочная экскурсия в Малороссию

1

Тест.

Знать роль образов персонажей в повести, конфликты повести, центральный конфликт. Уметь объяснить смысл названия произведения, выявить авторское отношение к персонажам, дать им свою оценку.

38

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Вакула и черт

1

39

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Вакула и Чуб

1

40

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Вакула и Оксана

1

Устный опрос

41

Урок развития речи «Свет мой, зеркальце, скажи...»

1

Домашнее сочинение

42

А.Грин. «Алые паруса». Гринландия и мир Каперны

1

Тест

Знать: сведения о жизни и творчестве

А.С. Грина; особенности жанра феерии;

сюжет и содержание феерии «Алые паруса».

Понимать: позицию автора и его отноше-

ние к героям и их поступкам; романтиче-

ский, оптимистический, жизнеутверждаю-

щий пафос произведения.

Уметь: пересказывать сюжет феерии;

строить развернутые высказывания на ос-

нове прочитанного; характеризовать

героев и их поступки; оценивать выра-

зительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

43

А.Грин. «Алые паруса». Предсказание Эгля

1

44

А.Грин. «Алые паруса». Живая душа Артура Грэя

1

Творческий пересказ

45

Е.Л.Шварц. «Обыкновенное чудо». Приглашение к чтению пьесы. Урок внеклассного чтения

1

Домашнее сочинение

Знать основные конфликты пьесы, их причины, идею произведения. Уметь анализировать образы персонажей, описать декорации, костюмы к пьесе, выразительно прочитать по ролям.

46

Е.Л.Шварц. «Обыкновенное чудо».

1

47

Е.Л.Шварц. «Обыкновенное чудо».

1

Выразительное чтение по ролям

48

Урок внеклассного чтения «И  в шутку, и всерьез»

1

Выразительное чтение

Раздел 4. Человек, цивилизация  и природа (10 часов)

49-50

Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Что влечет человека путешествовать?

2

  • Роман;
  • приключенческий роман;
  • метафорический образ;
  • антитеза;
  • композиция романа;
  • лирическое стихотворение;
  • ритм;
  • рифма;
  • строфа;
  • символ;
  • композиция лирического стихотворения;
  • чувство и мысль в стихотворении;
  • тропы;
  • атмосфера стихотворения;
  • лирический цикл;
  • авторское отношение и способы его выражения в лирике;

Тест

Знать содержание романа Дефо, основные проблемы романа и способы их решения автором. Уметь нарисовать или описать героев романа, рассказать об открытиях, которые сделал на острове герой романа.

51-52

Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Как выжить на необитаемом острове?

2

53

А.А.Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них — у дуба, у березы…»

1

Знать: сведения об отроческих и юноше-

ских годах А. А. Фета.

Понимать: скрытый смысл стихотворе-

ния; эстетическую роль детали в создании

образов; настроения, чувства поэта.

Уметь: выразительно читать стихотворе-

ние; оценивать выразительность чтения;

сопоставлять поэтические произведения

друг с другом; находить в поэтическом

тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

54

Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…»

1

Выразительное чтение наизусть

Знать: сведения об отроческих и юно-

шеских годах Ф.И. Тютчева; содержание

стихотворений «Фонтан»,

«С поляны коршун поднялся...».

Понимать: роль изобразительно-выра-

зительных средств в создании образов,

выражении настроения, чувств поэта; ос-

новную мысль стихотворений (стремление

к гармонии, недостижимость идеала).

Уметь: выразительно читать стихотворе-

ния; оценивать выразительность чтения; обрисовывать зрительные образы при чте¬нии стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопостав¬лять произведения литературы и живописи

Выучить одно из стихотворений  наизусть;

С. 282-283 (читать);

55

Ф.И.Тютчев. «Фонтан»

1

56

С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…»

1

Выразительное чтение наизусть

Знать некоторые особенности стиля Есенина. Уметь выразительно прочитать стихотворение, объяснить, как в стихотворении связаны мир природы и внутренний мир человека.

57

Б.Л.Пастернак. «Июль»

1

Выразительное чтение наизусть, лирическая миниатюра.

Уметь выразительно прочитать стихотворение, назвать основные приемы создания образа, показать, как автор выражает свое отношение к герою.

58

Н.А.Заболоцкий. «Осенние пейзажи» («Под дождем»,

«Осеннее утро», «Последние канны»)

1

Контрольная работа

Знать, что такое «лирический цикл». Уметь определить атмосферу каждого стихотворения и всего цикла в целом, объяснить роль звукописи, дать толкование метафорам, эпитетам, сравнениям.

Раздел 6. Дружеские чувства в жизни человека (4 часа)

59

А.С.Пушкин. «И.И.Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..»)

1

  • Дружеское послание как жанр лирики;
  • строфа;
  • ритм;
  • тропы;
  • лирический герой стихотворения;
  • строфа и строка – «лесенка» Маяковского;
  • первоначальные представления о реалистическом произведении;
  • идея;

точка зрения.

Выразительное чтение наизусть

Знать: сведения о лицейских годах

А.С. Пушкина; особенности жанра посла-

ния.

Понимать: лирический пафос стихотворе-

ния «И.И. Пущину».

Уметь: выразительно читать стихотворе-

ние; прослеживать изменение настроения

в стихотворении; находить-в поэтическом

тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения

60

В. В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

1

Выразительное чтение наизусть

Уметь назвать переживания, выраженные поэтом, поэтические приемы, привести примеры из текста.

61

В.Г.Распутин. «Уроки французского». Сибирский характер

1

Тест

Знать: сведения о жизни и творчестве

ВТ. Распутина; теоретико-литературные

понятия автобиографическое произведение,

рассказ, сюжет; историю создания, сюжет

и содержание рассказа «Уроки француз-

ского».

Понимать: позицию автора и его отноше-

ние к героям.

Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

62

В.Г.Распутин. «Уроки французского». Учительница и ее выбор

1

Раздел 7. Человек в экстремальной ситуации (4 часа, из них 1 час на урок внеклассного чтения)

63

А. С.Пушкин. «Выстрел». Почему Сильвио отказался от дуэли  Р. и от выстрела на первой дуэли с графом?

1

  • Композиция;
  • конфликт и его развитие;
  • название как элемент композиции;
  • образы пространства и времени;
  • роль детали;
  • автор, повествователь, рассказчик;
  • представление о реалистической прозе;
  • новелла;
  • портрет;

представление об индивидуальном стиле писателя.

Домашнее сочинение

Знать о содержании образов Сильвио и графа, особенности композиции произведения и их роль, какие художественные средства помогают создать образы персонажей. Уметь составить киносценарий по эпизоду произведения.

64

А. С.Пушкин. «Выстрел». Почему Сильвио оставил графа в живых?

1

65

П.Мериме. «Маттео Фальконе»

1

Знать: сведения о жизни и творчестве

П. Мериме; сюжет и содержание новеллы

«Маттео Фальконе».

Понимать: суть конфликта естественной

жизни с цивилизованным обществом.

Уметь: выразительно читать текст; объ¬яснять понятие героического характера в литературе; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение не¬знакомых слов; описывать иллюстрации к новелле

66

Внеклассное чтение

1

67-68

Резервные уроки

2

Учебно-методическое обеспечение:

Литература. Программа для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. И.Н. Сухих. – М., 2009. С. 29-48.

6 класс:

- Рыжкова Т.В. Гуйс И.Н. Литература: учебник для 6 класса: основное общее образование: в 2 ч. / под ред. И.Н. Сухих. – М., 2014.

- Рыжкова Т.В., Гуйс И.Н. Книга для учителя с методическим планированием: методическое пособие: основное общее образование. – М., 2010.

- Рыжкова Т.В. Гуйс И.Н. Тетрадь по литературе. 6 класс / под ред. И.Н. Сухих. – М., 2014.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Архив телевизионного проекта «Академия» на канале «Культура» // http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20898
  2. Лимонад Т.В. С сочинением на «ты». Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М., 2001.
  3. Литература. Методическая газета для учителей-словесников. М.: Первое сентября.
  4. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
  5. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
  6. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 2009.
  7. Мифы народов мира. Энциклопедия / гл. Ред. С.А. .Токарев. - м.: советская энциклопедия, 1980.
  8. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008.
  9. Русская виртуальная библиотека // http://www.rvb.ru/
  10. Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь: в 5 т. / Главный ред. П. А. Николаев. — М.: Советская энциклопедия, 1989 – 2007.
  11. Сайт "Я иду на урок литературы" // http://lit.1september.ru/urok/
  12. Сайт «Журнальный зал» // http://magazines.russ.ru/
  13. Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) // http://www.pushkinskijdom.ru/
  14. Сайт литературной премии «Русский букер» // http://www.russianbooker.org/
  15. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» // http://feb-web.ru/
  16. Шолпо И. Как научить подростка читать? Практические советы учителю литературы 5-7 классов. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс Сухих

Литература в 6 классе по учебному комплексу под редакцией И.Н. Сухих....

Рабочая программа по литературе 10 класс под редакцией Сухих И.Н. (3часа)

Скорректированная рабочая программа по литературе для 10 класса....

Рабочая программа по литературе 6 класс. УМК под ред. И.Н.Сухих (2 часа в неделю). 2018-2019 учебный год

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по литературе под редакцией И.Н. Сухих (Литература: программа для 5-9 классов: о...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы по литературе (7 класс, УМК И.Н.Сухих).

Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 7 класса...

Рабочая программа по литературе 9 класс по программе И. Н. Сухих

Рабочая программа рассчитана на 102 часа и ориентирована на использование учебника Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений в двух частях / И. Н. Сухих — М.: Издательский ...

Рабочая программа по литературе (5 класс. Учебный комплекс под редакцией И.Н. Сухих)

Рабочая программа по литературе (5 класс. Учебный комплекс под редакцией под редакцией И.Н. Сухих. 2018 г.)...

Рабочая программа по литературе по учебнику И.Н.Сухих. 10 класс.

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана к учебному комплексу под редакцией И.Н.Сухих и рассчитана на 102 академических часа (3 часа в неделю)....