"О Муза плача"
материал по литературе (11 класс) на тему

Грачевникова Светлана Витальевна

Предлагаю Вашему вниманию материал для литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству А. А. Ахматовой, также, думаю, частично можно использовать и на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturno.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству Анны Ахматовой.

(Звучит музыка из кинофильма  «Шербургские зонтики)

1 ведущий читает стихотворение «Так беспомощно грудь холодела»

2 ведущий. Из воспоминаний  Михаила Дудина: «Думая об Анне Андреевне Ахматовой, я вспоминаю сырой мартовский день 1966 года, когда мы стояли у гроба этой удивительной по своему  таланту и характеру русской женщины, с которой мир прощался навсегда. Я смотрел на ее высокий гордый лоб, на неподвижные ресницы, на классический нос с горбинкой, на плотно сжатые губы и говорил тогда о том, что она, Анна Ахматова, уже становится достоянием мировой культуры, что, уходя из этого мира, она оставляет ему свою поэтическую душу, свои пронзительные слова о великом таинстве души, ее трагедиях и преодолении этих трагедий и что эти слова сама жизнь поставила в ряд прекрасных творений бессмертной русской литературы.

(Читается стихотворение «Сказал, что у меня соперниц нет…»)

Поэзия Анны Ахматовой глубоко сочувствует человеку и просветляет его, делает его духовный мир осмысленным и прекрасным, существенным и значительным.

Эти строки сливаются со стихами классической Сапфо:

Конница одним, а другим пехота,

Стройных кораблей вереница – третьим.

А по мне, на черной земле всех краше  

                                      Только любимый….

Они – эти два поэта – в одном ряду. Что из того, что между ними лежит пропасть времени! Они сестры, для песен которых не существует ни времени, ни пространства. Они служили одному солнцу жизни и любви.

1 ведущий. В самой Анне Ахматовой все было значительно: и внешний облик, и духовный мир. «Мы, поэты, - люди голые, у нас все видно, поэтому нам надо позаботиться о том, чтобы мы выглядели пристойно».

«Я знал, что в ее жизни было много тяжелого, трагического. Знал из рассказов моих старших товарищей – литераторов, знал и по тем событиям, которые происходили у меня на глазах. Но никогда, ни в одной из ее книг я не находил отчаяния и растерянности. Никогда не видел ее с поникшей головой. Она всегда была прямой и строгой, была человеком воистину незаметного великого мужества. Этому существенному качеству можно и нужно учиться у ее обнаженно правдивых книг».

Души высокая свобода, которой она обладала, давала ей возможность не гнуться под любыми вет рами клевет и предательств, обид и несправедливостей. Она проходила через все, как будто мир земных реальностей был для нее астральным. Она не то чтобы не обращала на него внимания. Нет, ее волновало все в этом мире, но она умела с поразительной точностью о нем и для него оставлять свои заметы, знаки доброты и удивления, знаки боли и сочувствия – в песне своего опыта.

Ахматова родилась на юге России, в Одессе, а в юности бывала в Евпатории и Херсонесе на берегах Черного моря. Она несла в своей душе солнце радости жизни, щемящую красоту женственности, ее непостижимую прелесть.

Буфты изрезали низкий берег,

Все паруса убежали в море.

А я сушила соленую косу

За версту от земли на плоском камне…

Поэма захватывает как морская волна и смывает весь пепел перегоревших раздумий о безысходности человеческого горя, суетная тревога становится осмысленной, пустыня неверия и отчужденности зацветает дикими маками веры, вырастающими из крови ненависти и расплаты.

Поэма «У самого моря» - поэма вечной трагедии истинной любви, поэма вечного ее возрождения.

Смуглый и ласковый мой царевич

Тихо лежал и глядел на небо.

Эти глаза зеленее моря

И кипарисов наших темнее,-

Видела я, как они погасли…

Лучше бы мне родиться слепою.

Он застонал и невнятно крикнул:

«Ласточка, ласточка, как мне больно!»

Наверное, чудо поэзии в этом и есть – чудо умения преодолением своего горя снимать горе с другой, близкой по страданию души, возвращая ее к радости жизни. Ведь жить – значит радоваться. «… И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Мудрость Тютчева была и ее, ахматовской мудростью, редчайшим свойством, дарованным истинному художнику, понимающему, что в самом деле «невозможно жить без солнца телу и душе без песни».

В ее теле жило это солнце, в ее душе жила эта песня.

Поэзия Ахматовой солнечна, проста и свободна, как ее юность.

Она – родная сестра прекрасной поэзии Эллады. Пусть у нее другой строй и ритм, другая музыка, это не мешает ей быть по-эллински веще и вечной.

2 ведущий. Родилась Анна Ахматова на юге России, в Одессе, 11 июня 1889 года, в семье отставного инженера-механика флота, но вскоре ее родители переехали в Царское Село, где она росла и занималась в гимназии. Если Эллада учила ее точности  простоты, то Петербург и Царское Село учили ее душу глубине и осмотрительности. Она знала французский, читала в подлиннике Данте. Первыми из русских поэтов она узнала Державина и Некрасова. Потом уже открылся Пушкин, беззаветная любовь и удивление им прошли через всю его жизнь. И там, где смуглый отрок бродил по аллеям, у озерных грустил берегов, - там и она оставила следы, уже ничем не изгладимые из русской поэзии.

Художник начинается с беспощадности к самому себе. Видимо, к ней эта беспощадность пришла после того, как она увидела корректуру «Книги рисового ларца» Иннокентия Анненского. «Я была поражена и читала ее, забыв все на свете». Потом она назовет Анненского учителем и напишет:

А тот, кого учителем считаю,

Как тень прошел, и тени не оставил,

Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,

И славы ждал, и славы не дождался.

Кто был предвестьем, предзнаменованьем,

Всех пожалел, во всех вдохнул томленье –

И задохнулся…

Сам о себе Иннокентий Анненский  сказал горько до самоуничтожения: «Я слабый сын слепого поколенья». Может быть, у него и научилась Анна Ахматова строгому отношению к делу своей судьбы – поэзии.

Я улыбаться перестала,

Морозный ветер губы студит,

Одной надеждой меньше стало,

Одною песней больше будет.

Анна Ахматова очень рано поняла, что писать надо только те стихи, которые если не напишешь, то умрешь. Без этой кандальной обязательности нет и не может быть поэзии. А еще, чтобы поэт мог сочувствовать людям, ему надо пройти через полюс своего отчаяния и пустыню собственного горя, научиться преодолевать его в одиночку.

Характер, талант, судьба человека лепятся в юности. Юность Анны Ахматовой была солнечной.

А я росла в узорной тишине,

В прохладной детской молодого века.

Но в этой узорной тишине Царского Села и в ослепительной голубизне древнего Херсонеса трагедии шли за ней по пятам неотступно

А муза и глохла и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб снова, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

И она восставала и снова бралась за свое. И так целую жизнь. Чего только не выпадало на ее долю! И смерть сестер от чахотки, и у самой кровь горлом, и личные трагедии. Две революции, две страшных войны.

1 ведущий. «Мне дали имя при крещенье – Анна, сладчайшее для губ людских и слуха». Так она пишет о своей юности – торжественно, а ведь мало кто знает, что, когда она узнала о том, что она Поэт и поверила в эту неизбежность, не кто иной, как отец, запретил ей подписывать стихи своей фамилией – Горенко – и она взяла фамилию прабабушки – Ахматова.

Мир благодарен этому имени. Это начальное «Ах!», заключенное в ее поэтическом имени, выражает и мое восхищение судьбой плакальщицы и пророчицы, некоронованной  королевы любви и красоты, которой в конечном счете надлежит победить на земле все злое в человеке и человечестве.

Из-под каких развалин говорю,

Из-под какого я кричу обвала,

Как в негашеной извести горю

Под сводами зловонного подвала.

Я притворюсь беззвучною зимой

И вечные навек захлопну двери,

И все-таки узнают голос мой,

И все-таки ему опять поверят.

Восточная мудрость гласит, что не каждую правду говорить нужно, но эта мудрость может плодить только льстецов. Творчество Ахматовой предельно правдиво и искренне.

Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее нежную душу. Но эта душа оказалась стойкой, высоконравственной, способной переносить лишения всяческих, выражаясь словами Маяковского, «бед и обид» и выращивать из них открыто правдивую поэзию.

Водою пахнет резеда

И яблоком – любовь.

Но мы узнали навсегда,

Что кровью пахнет только кровь.

Ее стихи - как трава, вырвавшаяся к солнцу на пепелище, вопреки всему, густая, зеленая. Гуще и зеленее прежней, которая здесь росла, новая вырастает на пепле старой, как знак вечной жизни, вечного ее продолжения и преображения.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Анна Андреевна Ахматова любила жизнь во всем многообразии ее проявлений. Она любила свою родину – Россию. Это была прежде всего любовь к русскому языку, его богатству, его поэзии, самая главная, самая верная ее любовь, подтвержденная всем ее многострадальным, устремленным к совершенству творчеством. Эта любовь индивидуальна и общезначима. Она исходит от нее одной, Анны Ахматовой, - ко всему миру. Она жила для великой земной любви и пела об этом, и в этом был смысл ее жизни, естественное состояние ее души.

(На фоне музыки «Танго в космосе» из репертуара группы «Спейс» звучит стихотворение «Есть в близости людей заветная черта»)

2 ведущий. В 1912 году вышла ее первая книга стихотворений «Вечер». Несмотря на тираж (300 экземпляров), книга стала заметным явлением в русской поэзии, а вышедшие через 2 года «Четки» подтвердили и расширили удачу «Вечера».

В русской поэзии появился новый мастер с удивительно чистым голосом, глубокую интимность которого усиливало его искренне гражданское звучание.
Конечно. Ахматова не могла написать «Двенадцать» или «Левый марш». Это сделали Блок и Маяковский. Она писала другое. (Читается вступление к стихотворению «Мне голос был»).

Так она писала в 1917 году, и высказанное в этом горьком стихотворении желание осталось не пустой фразой, стало действием, добровольно взятой на себя обязанностью перед новой жизнью, стало судьбой. Никаких благ эта судьба не сулила, но в ней проглядывала великая правда времени. Спустя 3 года, на развалинах своей прошлой жизни, Ахматова говорит уже невозвратимой, уже ненужной, уже отболевшей жизни, говорит себе и миру жестокую правду  об испытаниях, о вере своей души в новое, еще непонятное, но ощутимо заманчивое начало жизни. (Читается стихотворение «Все расхищено, предано, продано»).

Такова была ее извечная, просветленная болью, неизменно чистая любовь к России и к ее будущему, так она ждала этого будущего, так ему верила.

И дикой свежестью и силой

Мне счастье веяло в лицо,

Как будто друг от века милый

Всходил со мною на крыльцо.

2 ведущий. Ей посвящали стихи Блок и Пастернак. Ее портреты писали лучшие художники  времени – и реалисты, и сверхмодные. (Читается стихотворение «Мне кажется, я подберу слова»).

Слава не отходила от ее дверей, но она не то чтобы не пускала ее к себе, нет, она просто не придавала ей уж очень большого значения.

Она была необходима времени, и время было необходимо для нее в самых разнообразных формах его проявления.

Трезвый взгляд на движение самого времени никогда не изменял ее умению и вкусу. Ее оценки, как правило, всегда были просты и точны, как это и подобает истинному поэту. Как трогательно она вспоминала о Владимире Маяковском, как будто бы таком далеком для характера ее таланта, а на самом деле таком близком и дружественном. (Читается стихотворение «Все, чего касался ты, казалось»).

Ахматова сама, лучше всех критиков, определила свою судьбу и свою программу, свое назначение в мире:

Чтоб быть современнику ясным,

Весь настежь распахнут поэт.

Она умела по-тютчевски сочувствовать и очищать человеческую душу от ненависти и мести; осмыслением правды трагедии она умела осмыслять прошлое ради того, чтобы его трагедии не повторялись в более широком масштабе. (На фоне «Истории любви» Поль Мариа читается стихотворение «Безвольно пощады просят глаза»).

1 ведущий. Гуманизм был врожденным свойством ее характера. И когда началась великая беда мира – вторая мировая война, она писала (читается стихотворение «Когда погребают эпоху»).

Это уже эпос времени, и весь цикл «В сороковом году» так же, как «Северные элегии», «Библейские стихи» наполнен предчувствием смертельной беды и надвигающейся на родную землю катастрофы.

Герой французского Сопротивления, прекрасный поэт Франции и свободы Поль Элюар писал: «Пока на земле все еще есть насильственная смерть, первыми должны умирать поэты». Они так и умирали, «сердце отдав временам на разрыв». Пушкин и Лермонтов. Некрасов и Блок. Есенин и Маяковский. Твардовский и Смеляков. В этом святая правда поэзии, без которой человеческая жизнь зашла бы в тупик».

Ведь Анна Ахматова в первый день нашествия на Советский Союз фашизма обратилась ко всем  женщинам Родины со словами клятвы. (Читается стихотворение «Клятва»).

Анна Ахматова верила в победу, звала народ к Победе, она вместе со своим народом победила самое страшное зло ХХ века – фашизм.

(Читается стих-ние «Мы знаем, что ныне лежит на весах».)

В сентябре 1941 г., в блокадном Ленинграде, вместе со всеми, с противогазом, перекинутым через плечо, она дежурила на крыше, а в 1950 г., тоже вместе со всеми, сажала тоненькие побеги лип. На топкой и пустынной косе, где теперь  Парк Победы.

2 ведущий. Анна Андреевна Ахматова была великой труженицей. Кроме лирики, она оставила нам прекрасные исследования, посвященные А. С. Пушкину. Характерная черта: о Пушкине; о Данте или о любом гении, большом таланте Анна Андреевна всегда говорила так, с такими интонациями, словечками, именами, как будто тот, о ком она говорит, ее хороший знакомый, с ним она только что разговаривала, вот сейчас он вышел в другую комнату, через минуту войдет опять. Словно нет пространств и веков, словно они члены ее семьи. Какая-нибудь строчка, например: Данте – восхитит Анну Андреевну: «До чего же умен старик!»

Она много и плодотворно занималась переводами, на которых лежит отличительная печать ее вкуса и мастерства.

Строгий и вразумительный голос Ахматовой, исполненный глубинного мужества, нельзя спутать с другими голосами блистательных поэтов ХХ в. Он очень индивидуален и вызвал целую волну подражаний, столь назойливую, что Ахматова сама обратила на нее внимание в «Эпиграмме»:

Могла ли Биче, словно Дант, творить,

Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить…

Но Боже, как их замолчать заставить!

Из воспоминаний Ефима Добина: «Примечательной и впечатляющей внешности  Ахматовой очень соответствовал ее голос, глуховатый, глубокий, контральтовой окраски, со сдержанными интонациями, впрочем, не подчеркнуто, а естественно, без нарочитостей, без рисовки, просто, ненапряженно, гармонично. Читала она без словесных подчеркиваний, без декламационных нажимов, без каких-либо артистических приемов, без жестикуляций, читала однотонно, негромко и не в аудиторию, а как бы в себя».

1 ведущий. Когда ее возраст пересек семидесятилетнюю черту, когда ее черная челка, спускавшаяся на прямые строгие брови, освещенная зеленовато-сероватым светом удлиненных глаз, побелела и откинулась на затылок, обнажив прекрасный высокий лоб, когда ее походка стала подчеркнуто степенной, к ней пришла слава, уже основательно верная, а не ветреная, как прежде, пришла и неотступно следовала за ней. За 2 года до смерти Ахматова побывала в Италии, за год – на родине Шекспира. В Италии ей вручили премию «Этна-Таормина», в Англии – диплом почетного доктора Оксфордского университета.

В 1965 г. в издательстве «Советский писатель» вышел однотомник ее стихов и поэм – объемистый том в белой суперобложке с рисунком, сделанным во времена «Вечера» и «Четок» в Париже ее итальянским другом -  художником Модильяни. Ахматова назвала однотомник «Бег времени».

Бег времени, ее судьбы, ее жизни, ее поэзии завершался. Она не сетовала на возраст. Она и старость принимала как должное. Она была жизнестойкой, пробивалась к солнцу жизни из-под всех развалин, вопреки всему – и оставалась собой.

А я иду, где ничего не надо,

Где самый милый спутник – только тень,

И веет ветер из глухого сада,

А под ногой могильная ступень.

И вновь из воспоминаний Михаила Дудина: «Двадцать лет назад, в промозглый мартовский день, я стоял у ее изголовья и смотрел на ее гордое лицо. Я не знал тогда, да и теперь не знаю, какие тени витали над ее прекрасным лбом и плотно сжатыми губами. А воображать…  воображать в минуты прощания не положено. Мы ее похоронили под Ленинградом, в поселке Комарово, на кладбище среди соснового леса. И летом, и зимой на ее могиле всегда лежат живые цветы. Розы. Ландыши. Цикламены. И ромашки тоже. Дорожка к ее могиле не зарастает травой летом и не заносится снегом зимой. Ветер с залива шумит в вершинах сосен, и они разговаривают, чуть покачиваясь, между собою о чем-то своем, недоступном нам, людям. К ней приходят и юность, и старость, приходят женщины и мужчины. Для многих она стала необходимостью. Для многих ей еще предстоит необходимостью стать. Такая у нее участь. Ведь истинный поэт живет очень долго и после смерти своей, и люди будут идти сюда долго, очень долго.

Будто там впереди не могила,

А таинственной лестницы взлет.

Мужество Правды и Поэзии ничего не боялось и не боится, даже бессмертия. Оно выдержит и это испытание».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что имеем,не храним,потерявши,плачем"

Цель: Социально-педагогическая поддержка учащихся-осужденныхв учебно-воспитательном процессеЗадачи:•расширить представления учащихся о ЗОЖ;•формирование положительного отношения к здоровью;•воспи...

Что имеем не храним,потерявши-плачем

Здоровьесберегающее мероприятие...

"В стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу"

Сценарий общешкольного мероприятия, посвящённый Году Литературы...

Классный час "Что имеем-не храним, потерявши-плачем""

Классный час на тему здоровьесбережения-вредные привычки и борьба с ними....