Перекличка веков в творчестве М.И. Цветаевой: анализ стихотворения «Плач Ярославны»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы «Перекличка веков в творчестве М.И. Цветаевой: анализ стихотворения "Плач Ярославны"».
Тема урока: Перекличка веков в творчестве М.И. Цветаевой: анализ стихотворения «Плач Ярославны».
Вид урока: урок изучения нового материала.
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
1) познакомить учащихся с фольклорными мотивами в творчестве М.И. Цветаевой и стихотворением «Плач Ярославны»;
2) рассказать об истории его создания, о его биографических истоках и познакомить учащихся с личной драмой в жизни поэтессы;
3) определить, в чем выражается перекличка веков;
4) описать историко-культурную и социально-политическую обстановку того времени, расширить культурный кругозор учащихся;
5) вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.
2. Развивающие:
1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);
2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).
3. Воспитывающие:
1) воспитание нравственной личности;
2) воспитание чувства сострадания, уважительного отношения к чувствам другого человека;
3) воспитание эстетического вкуса;
4) воспитание интереса к предмету.
Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения.
Материалы и оборудование: фотографии М.И. Цветаевой, иллюстрации к произведению.
План урока:
I. Вступительное слово учителя – 5 мин.
II. Выразительное чтение произведения – 5 мин.
III. Жанрово-композиционный анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Плач Ярославны» – 20 мин.
VI. Анализ стиховой структуры произведения – 10 мин.
V. Подведение итогов урока – 5 мин.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя. Моя Цветаева… первая встреча с поэтом состоялась поздно, в 1976 г. в фильме Э. Рязанова (в 2007 году ему исполнилось 80 лет) «Ирония судьбы…». Помните строчки «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихами сразила сразу и на всю жизнь. Больно, что о таком поэте знали не многие. Жизнь и трагическая судьба этой необыкновенной женщины почти неизвестна вам, дорогие мои ученики. Кто виноват? Извечный вопрос. Что делать? Читать Цветаеву.
М.И. Цветаева о своих стихах писала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед» (1913 г.).
Черед настал!
23 декабря 1920 года появилось произведение «Плач Ярославны», написанное в драматический период ее жизни. Современники отмечали, что вся поэзия М. Цветаевой – это отражение ее жизни, чувств. В водовороте гражданской войны, в Белой гвардии, между жизнью и смертью находился ее муж Сергей Эфрон.
II. Выразительное чтение произведения.
Плач Ярославны
Вопль стародавний,
Плач Ярославны –
Слышите?
С башенной вышечки
Неперерывный
Вопль – неизбывный:
– Игорь мой! Князь
Игорь мой! Князь
Игорь!
Ворон, не сглазь
Глаз моих – пусть
Плачут!
Солнце, мечи
Стрелы в них – пусть
Слепнут!
Кончена Русь!
Игорь мой! Русь!
Игорь!
Лжет летописец, что Игорь опять в дом свой
Солнцем взошел – обманул нас Баян льстивый.
Знаешь конец? Там, где Дон и Донец – плещут,
Пал меж знамен Игорь на сон – вечный.
Белое тело его – ворон клевал.
Белое дело его – ветер сказал.
Подымайся, ветер, по оврагам,
Подымайся, ветер, по равнинам,
Торопись, ветрило-вихрь-бродяга,
Над тем Доном, белым Доном лебединым!
Долетай до городской до стенки,
С ней по миру несется плач надгробный.
Не гляди, что подгибаются коленки,
Что тускнеет ее лик солнцеподобный...
– Ветер, ветер!
– Княгиня, весть!
Князь твой мертвый лежит –
За честь!
III. Жанрово-композиционный анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Плач Ярославны». Итак, мы познакомились с текстом стихотворения М.И. Цветаевой «Плач Ярославны». С каким великим памятником древней литературы оно ассоциируется? Почему?
(Со «Словом о полку Игореве». В них общая героиня – Ярославна. И та, и другая оплакивают своего мужа).
– Однако стихотворение обращено и к современности. В его основе – трагедия русской женщины, женщины XII и XX веков, трагедия Руси и народа России. Создается впечатление, что душа Марины больше не может выдержать напряженных чувств. Она стремится освободиться от переполняющей сердце боли через Слово. В стихотворении «Плач Ярославны» и любовь к мужу, и боль за него, и преданность своему народу, и верность своей Родине. Она плачет за всех русских женщин.
Главным героем в стихотворении выступает Ярославна. Она черпает веру и надежду в сильном характере древней героини. Разница во времени Восемь столетий. Сколько поколений унесла река времени, как изменился мир. Остались только:
Любовь – боль – слезы: все душевные страдания.
А еще – Плач… Он старше «Слова»… В нем жизнеутверждающий пафос. Каковы жанровые особенности произведения?
(Это обрядовая песня – плач).
– Верно. При этом плач имел традиционную композицию: Она импровизировалась по определенному стандарту: зачин (как правило, содержащий обращения) → причитания → концовка. Проследите отражение такого типа композиции в стихотворении М.И. Цветаевой «Плач Ярославны».
(1. Зачин.
«Плач Ярославны» – Слышите?
Вопль-обращение «Игорь мой», обращение к ворону, Солнцу.
Вопль-обращение «Русь! Игорь!».
2. Причитания.
Монолог – размышления, обращение к ветру, диалог с ветром.
3. Концовка: «Плач Ярославны» – Слышите? Судьба Ярославны).
– Остановимся подробнее на зачине, причитаниях и концовке стихотворения. Обратите внимание на то, что структура стихотворения говорная, интонация народного плача. В зачине ключевое слово – «вопль стародавный». Это эпитет. Он подчеркивает древность. К нему присоединяются слова: непрерывный – неизбывный. Автор как бы требует от нас – «Слышите?» Перед словом ставит знак «тире». К зачину Цветаева относит и обращение к Игорю (5 раз). Обращение к Игорю усиливается словами «мой», «князь». Это крик души, желание донести свой голос, чувство до любимого человека. А им для Цветаевой был Сергей Эфрон. Ее любовь к нему была сплетена из нежности и жалости: «Такие – в роковые времена – слагают стансы – и идут на плаху» (3 июня 1914 г., Коктебель, стих «С.Э.»).
Заканчивается зачин словом «Русь». Это не случайно. Для поэтессы и ее героини Ярославны судьба любимого и Родины жизненно важны. Без них она жить не сможет.
Автор внимательно следит за словом. Здесь и обращение к любимому и к силам природы, и размышления о жизни, о превратностях судьбы. Обращение – традиционная форма для фольклора.
Что касается причитаний, то здесь важно отметить, что плакальщицы (вопленицы) не просто оплакивали усопшего. Они рассказывали о его жизни, делах. Выстраивается цепочка: ложь – обман – смерть: «Лжет, обманул нас Баян льстивый…». Смешение слов высокого и низкого стилей придает размышлениям разоблачительный характер: «пал Игорь» – погиб за Отечество, за Русь, за правое дело. Настораживает слово «белое». В нем заложен глубокий смысл. Как вы думаете, какой?
(«Белое дело» – правое дело – Белое движение в России (историческое явление). В 1920 г. произошло крушение Белого движения. Оно повсюду было разгромлено).
Действительно, писатель Шульгин писал: «Белые – русские люди. Они взялись за оружие, чтобы власти дали всем возможность жить, трудиться, прекратить раздувать ненависть к белым. Это почти святые».
Далее поэтесса обращается к ветру. Интересен повтор этого слова: Ветер → Ветрило → Вихрь → Бродяга. Перемещается горизонтально: Мощный ветер → Круговые движения → Бездомный. Интересен, как видим, и повтор слова «белый», «белое тело», «Белое дело», «Белый Дон», «белый поход». Белый – это цвет правды, чистоты, святости помыслов. Таким переплетением М.И. Цветаева доказывает основную мысль: напрасно ввергли Русь и в эту кровавую бойню, напрасно погиб Игорь. Кратки, лаконичны фразы. Но как велика сила чувств, переданных автором! Очень интересен выбор эпитетов к слову «плач»: плач ярый – сильный, плач плавный – бессильный, уже нет больше силы. И в обрядовом плаче, и в плаче Ярославны Цветаева просматривает образ женщины – матери, жены. Только они могут так оплакивать дорогих им людей.
Последние строфы дают ответ на вопросы: Какова же судьба Ярославны Цветаевой? Кто виноват в ее трагедии?
(Белое движение разгромлено («Кончен белый поход»). Русь кончена. Мужа, борца за справедливость – нет! И ей в этом мире места нет).
А случилось это 31 августа 1941 года, когда она приехала с сыном в Елабугу. А. Ахматова писала: «Ее убило то время, нас оно убило, как убивало оно многих, как оно убивало и меня…».
Мы с тобой сегодня, Марина,
По столице полночной идем…
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш назаметающий след.
Перейдем к анализу стиховой структуры стихотворения.
VI. Анализ стиховой структуры произведения. Расскажите о ритмико-интонационных особенностях стихотворения М.И. Цветаевой «Плач Ярославны».
(Произведение необычно делится на строфы (части) – они различны по строению. Каждая из строф несет определенную мысль, но логично связаны, ритмичны за счет переносов (дополнительные паузы):
– Игорь мой! Князь (пауза)
– Игорь мой! Князь (пауза)
– Игорь!
В 3-й строфе тоже 5 пауз).
– Какую изобразительную роль играют паузы?
(Паузы связаны с дыханием рыдающего человека, речь его прерывиста. Кроме того, в этих словах первый слог ударный. Этот прием усиливает ритм стиха: вопль, плачут, слышите, ворон, глаз, солнце, стрелы).
Вслушаемся в звучание стихотворения. Вот оно слово ПЛАЧ. Автор использует аллитерацию и ассонанс. Этим самым слышим отзвуки слова. Давайте проследим:
Вопль стародавний ([о]) пл [а]
Плач Ярославны пл, [а] [а]
Слышите? сл, [ы]
Непрерывный [ы]
Вопль – неизбывный [о] пл, [ы]
пл-сл-гл-л; а-о-ы
Так М. Цветаева достигает гармоничного единства. Делая вывод, думаешь, откуда Цветаева нашла силу, чтобы создать такое патриотическое произведение. Ее героиня сильна, она готова вынести все во имя спасения Отечества, Руси, мужа. Без них она и жить не хочет. Такова Ярославна Цветаевой. Такова Ярославна во все времена.
V. Подведение итогов урока. Итак, сегодня мы говорили о стихотворении М.И. Цветаевой «Плач Ярославны», в котором так явственно и так одновременно трагично прослеживается «перекличка» разных, но при этом похожих эпох. В центре произведения – страдающая женщина, женщина, жестоко разлученная со своим любимым, в судьбе которой угадывается судьба всей России, поруганной в суровые годы прошлого столетия. По своим жанровым особенностям стихотворение представляет собой образец характерного для древнерусской литературы плача, включающего зачин, причитания и концовку. Гармоничного единства и целостности поэтического текста автор достигает с помощью многочисленных повторов, аллитераций и ассонанс»рваной» структурой строф, передающих волнение и отчаяние героини.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"
Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...
Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."
На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и...
Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)
Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то, какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...
Лингво- поэтический анализ стихотворения М.И.Цветаевой "В огромном городе моем-ночь..."
Лингво-поэтический анализ стихотворения М.Цветаевой" В огромном городе моем- ночь..."...
Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений
Материал о творчестве Игоря Северянина, характере и тематике его стихотворений. Анализ стихотворений....
"Слово о полку Игореве" - Плач Ярославны и Золотое Слово Святослава в переводах Д. С. Лихачева и В. А. Жуковского
Плач Ярославны и Золотое Слово Святослава в переводах Д. С. Лихачева и В. А. Жуковского Малериалы можно тспользовать для сравнения переводов "Слова о полку Игореве"...
КОНСПЕКТ УРОКА: «ТИХАЯ» РОДИНА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. РУБЦОВА. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ» 6 КЛАСС
Цели урока: 1.Создать условия для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, актуализации интереса к лирике поэта....