Разработка урока по теме " Бытовые сказки"
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Лапина Елена Владимировна

Данный материал позволит преподавателю построить урок по теме " Бытовые сказки" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuravl_i_tsaplya.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать четвертое сентября .

Слайд 2

Определение жанра сказки Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение . Словарь русской литературы .

Слайд 3

Отличительные черты сказки Сказочные события Сказочные герои Сказочные существа Необычность обстановки Особая манера повествования Вариативность текста Автор коллективен

Слайд 4

Виды русских народных сказок Волшебные сказки Сказки о животных Бытовые сказки далее

Слайд 5

Самостоятельная работа по сказке « Василиса- Прекрасная» 1. К какому типу относится данная сказка? 2.Почему сказка называется « Царевна- лягушка»,хотя не она одна является главной героиней сказки? 3. Почему Ивану-царевичу пришлось пройти такой трудный путь, прежде чем он нашел невесту снова?

Слайд 6

Сказка о животных «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Бытовая сказка .

Слайд 7

Сказки о животных Общие особенности Герои Примеры названий назад

Слайд 8

Общие особенности Сказок о животных Иносказательность Ясность оценки героев Антропоморфизм Быстродействие Диалог Облегчённая композиция назад

Слайд 9

Герои сказок о животных Традиционные типы Лиса – хитрая Волк – глупый Заяц - трусливый Олицетворены назад

Слайд 10

Сказка о животных «Журавль и цапля».

Слайд 11

Особенности сказок о животных. 1. Человек не появляется. 2.Главные герои-животные. 3. Имеется система амплуа героев: лиса-хитрая , заяц- трус. 4.Нет волшебных предметов и героев –помощников. 5. Среди героев должен быть хитрец или простак.

Слайд 12

Особенности композиции сказок о животных. 1.Особенная присказка. 2.Особенная концовка, требующая продолжения истории. 3.Ведущую роль играет диалог.

Слайд 13

Сходства с волшебной сказкой. 1. Наличие повторов. 2. Постоянные эпитеты. 3. Народные выражения ( « как несолоно похлебал») 4. сказочные формулы, числа.

Слайд 14

Прослушаем сказку.

Слайд 15

Вопросы и задания. 1. В чем особенность присказки в сказке? Зачем она нужна? 2. Что занятного в сказке? 3. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к героям? Меняется ли оно? 4. Согласны ли вы с характеристикой героев, которую дает сказительница? 5. Прочитайте сказку по ролям.

Слайд 16

Сравните сказки « Журавль и Цапля» и «Василиса Прекрасная» Журавль и Цапля» Василиса Прекрасная

Слайд 17

Творческое задание. Попробуйте нарисовать героев сказки так, чтобы передать и характер.

Слайд 18

Бытовая сказка

Слайд 19

Социально-бытовые сказки Общие особенности Герои Примеры названий Разновидности назад

Слайд 20

Разновидности бытовых сказок Сказка-анекдот Докучные сказки Сказка-загадка Сказки-насмешки назад

Слайд 21

Общие особенности Бытовых сказок Отсутствие фантастики Реальные конфликты Сказочное разрешение Смысловой акцент-развязка Жестокий юмор назад

Слайд 22

Герои бытовых сказок Герой хитёр Герой удачлив Дурак в глазах других Герой благороден назад

Слайд 23

Что можно прочитать «Иванушка-дурачок» «Солдатская сказка» «Каша из топора» «Репка» «Как мужик гуся делил» назад

Слайд 24

« Солдатская шинель» Послушаем сказку

Слайд 25

Побеседуем 1. Докажите, что это бытовая сказка. 2.Кто главный герой сказки , положителен ли он? 3.Напоминает ли сказка анекдот? 4. Чему учит эта сказка?

Слайд 26

Изобразитель-выразительные средства Русских народных сказок Антитеза Сказочные формулы Гипербола Постоянные эпитеты далее

Слайд 27

Антитеза Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику. Василиса – мачеха Иванушка – царь Крестьянин – барин Лиса - заяц назад

Слайд 28

Сказочные формулы Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу. Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события. Концовка – завершает повествование. назад

Слайд 29

Гипербола Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев. «Рос не по дням, а по часам.» «И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.» назад

Слайд 30

Постоянные эпитеты Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение. «Сине море» «Добрый молодец» «Красна девица» «Ясный сокол» назад

Слайд 31

Вопросы и задания По теме «Русские народные сказки» 1.Перечислите виды сказок. 2. Каковы особенности волшебной сказки? 3. В чём особенность героев бытовой сказки? 4. Приведите примеры сказок о животных. 5.Придумайте сказку.

Слайд 32

Домашнее задание Прочитать сказку « Иван- крестьянский сын и чудо-юдо ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.

Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Выбор профессии.» 11 класс.

Конспект урока СБО "Выбор профессии" для учащихся 11 класса коррекционной школы VIII вида....

Разработка открытого урока на тему:"Бытовые отходы. Их влияние на здоровье человека"

Класс: 7Тема урока: Бытовые отходы. Их влияние на здоровье человека"Задачи:-  изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека, их вторичное использование;-развивать логиче...

Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировки 7 кл "Лекарственные растения в домашней аптечке".

Цель: Познакомить с некоторыми лекарственными растениями. Учить готовить настои, отвары.Задачи: - образовательная (информационная): познакомить с лекарственными  растениями, где  применяются...