Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_b._literatura._vlasenko.docx | 75.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №549
с углублённым изучением английского языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Рекомендовано к использованию» | «Утверждаю» |
педагогическим советом | Директор ГБОУ СОШ № 549 |
Протокол № 12 от «19» июня 2015 года | Санкт-Петербурга |
Председатель Педагогического совета | Приказ № ___ от ____________2015 г. |
_____________ И.В.Крина | ______________ И. В. Крина |
Рабочая программа
литературе 6б
2 часа в неделю (всего 68часов)
Учитель : Власенко Л. В.
Санкт-Петербург
2015-2016 учебный год
Содержание
Название раздела | Страницы |
| 3 – 5 |
| 6 |
| 7 – 11 |
| 12 – 13 |
| 14 |
| 15 – 45 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учётом авторской программы по литературе (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса): Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ —3;
сочинений - 4;
Рабочая программа имеет целью познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Программа способствует решению следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Данная программа составлена для реализации курса школьного литературного образования 5-9 класс. Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Специфика курса заключается в том, что учащиеся 6 класса активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Это требует особой организации учебной деятельности школьников в виде уроков в различных технологиях, комбинированных и интегрированных формах.
Литературное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона литературного образования связана с совершенствованием овладения речью, духовная — с морально-нравственным развитием человека, духовным становлением личности, формированием эстетического вкуса.
Практическая полезность литературы обусловлена тем, что высокий уровень читательского мастерства и владения устной и письменной речью способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценностей окружающего мира. Без базовой литературной подготовки невозможно стать образованным человеком. Обучение литературе даёт возможность развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, устную и письменную речь. Литературное образование вносит свой вклад в формирование целостной, всесторонне развитой, духовно-нравственной личности человека.
Новизна данной программы определяется тем, что в программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. В календарно тематическое планирование включены данные об информационном сопровождении, цифровых и электронно-образовательных ресурсах.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6 «Б» класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 29 детей, из которых мальчиков – 12, девочек - 17. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе. В классе хорошая дисциплина, дети работоспособны. Родители большинства обучающихся интересуются учёбой своих ребят.
Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Есть дети, которые замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности(Габибова С., Резепов Н., Иванова Е.), с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.
Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и средней мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету.
Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности.
Небольшая группа учеников (Лындина В., Комаров К., Исакова Е., Кривоносикова Д., Петрова Д.,) проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки нового материала, так и на этапе контроля.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Внеурочная деятельность по данному предмету предусматривается в следующих формах:
• проведение школьной недели словесности
• проведение школьной олимпиады по литературе
• участие в районных и городских олимпиадах
• участие в программе «Одарённый ребёнок» (всевозможные конкурсы по предмету)
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
• уровневая дифференциация;
• проблемное обучение;
• информационно-коммуникационные технологии;
• коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
Должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД) и ключевые предметные умения:
- понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;
- читать научно-популярные и художественные тексты. Читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;
- пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера фрагмент текста и др.;
- формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
- анализировать художественные произведения разных родов и жанров, Выбрав собственный алгоритм для осуществления анализа;
- на практике выявлять художественные тропы (сравнение, эпитет, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу);
- на практике определять основные стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);
- писать отзывы на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений), так и развернутое сочинение (не менее 120 слов) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов. Писать и защищать рефераты;
- исследовать художественное произведение, выявляя понимание позиции автора, сопоставляя с произведениями других авторов;
- характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;
- уметь характеризовать темы (вечные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские и др.).
- на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы.
- на практике узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.);
- знать и на практике различать стили (публицистический, научный, официально-деловой, язык художественной литературы, разговорный стили).
Содержание тем учебного курса.
Введение (1 час). Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
Из русской литературы XVIII века (3 час)
И.И. Дмитриев. Басня «Муха» Художественная и нравственная ценность басни.
Особенности языка XVIII века.
И. А. Крылов. Басни.
Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 часов)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (18 часов)
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Александр Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Чудесный доктор». Аналитическое чтение произведения.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Литература народов России (2 часа)
Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга».
К. Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...»
Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации в стихотворении
Зарубежная литература (11 часов)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 20013.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
Для учителя:
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Егорова н. В. Поурочные разработки по литературе.М.: Просвещение, 2014
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2002.
Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000.
Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.
Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб,6 КАРО, 2004.
Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. М.: Издательство Центр «Академия», 2007.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. В 3-х частях. Издательство «Учитель», 2006.
Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»», 2004.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство Центр «Академия», 2009.
Педагогические мастерские по литературе / Под ред. А.Н. Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1994.
Сборник: Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.
Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? СПб, 2006.
Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Издательство «Покров», 2004.
Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей: СПб.: КАРО, 2005.
Федоров С.В. Стратегия и тактика формирования культурной памяти в системе гуманитарного образования: монография. – СПб,6 СПб АППО, 2002.
Литературные Интернет-ресурсы
Тематические каталоги:
• http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания
• http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору.
Поиск книг
• http://www.eboogle.net/ - Поиск книг в электронных библиотеках Рунета
• http://www.biblus.ru/Default.aspx - Все книги России, библиографический каталог
Академическая наука
• http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей
• http://www.lrc-lib.ru/ - Рукописные памятники Древней Руси
Методическое сопровождение
• http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»
• http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы
• http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 – «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С.П. Белокуровой
Словари литературные
• http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ - Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты.
• http://old-rus.narod.ru/bio.html - Библиографический словарь на сайте «Древнерусская литература. Антология»
• http://www.encyclopedia.ru/literature.html - раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий»
• http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/ - Оренбургская пушкинская энциклопедия
• http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom3/ - Оренбургская толстовская энциклопедия
• http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ilyin-book.htm - Постмодернизм. Словарь терминов.
• http://www.rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета «Рубрикон»
• http://www.rulex.ru/ - Русский биографический словарь. Сетевая версия.
• http://www.inforeg.ru/electron/concord/concord.htm - Словарь языка А. С. Грибоедова
• http://feb-web.ru/feb/slovenc/default.asp?/feb/slovenc/refers/es0.html - Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
• http://slovari.yandex.ru/ - Словари на «Яндексе»
Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Устное народное творчество. | 2 |
3 | Из древнерусской литературы. | 1 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 3 |
5 | Из русской литературы XIX века. | 28 |
6 | Из русской литературы XX века. | 18 |
7 | Из литературы народов России | 2 |
8 | Зарубежная литература. | 11 |
9 | Повторение | 2 |
Всего часов | 68 |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам учебной деятельности, основные виды деятельности(на уровне учебных действий) | Контрольно-оценочная деятельность | ||||||||||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||||||||
Введение – 1 час | ||||||||||||||||
1 | Писатели – создатели, хранители. Комбинированный урок | 1 | Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения позиции автора. | Понимать основную проблему изучения Понимать роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Строить собственные высказывания о книгах и чтении | Создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках | текущий | ||||||||||
Устное народное творчество – 2 часа | ||||||||||||||||
2 | Обрядовый фольклор Комбинированный урок | 1 | Календарно-обрядовые песни (трудовые, праздничные, колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние песни). Наблюдения над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора. | Иметь представление о видах календарно-обрядовых песен, примеры каждого. Понимать роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение; отмечать художественные особенности обрядового фольклора | Сравнивать произведения , определять черты национального характера | текущий | Сообщения, выразительное исполнение песен, вопросы и задания | |||||||||
3 | Пословицы и поговорки Комбинированный урок | 1 | Развитие понятий о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность. Употребление пословиц и поговорок в речи. | Понимать отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа. Использовать пословицы и поговорки в речи | Сравнивать произведения , определять черты национального характера | текущий | Вопросы и задания | |||||||||
Древнерусская литература – 1 час | ||||||||||||||||
4 | «Сказание о Белгородском киселе» Комбинированный урок | 1 | Развитие представлений о летописи. «Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). «Сказание о белгородском киселе», его связь с фольклором. | Видеть черты древнерусской литературы. Понимать значение летописи в развитии литературы. Составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста | текущий | Пересказ статьи Д.С. Лихачева и Т.Н. Михель-сон, вопросы и задания | |||||||||
Произведения литературы 18 века – 3 часа | ||||||||||||||||
5 | Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха» Комбинированный урок | 1 | Понятие о басне. Басни И.И. Дмитриева. Художественная и нравственная ценность басни. Особенности языка XVIII века. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание | Иметь представление о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать аллегорический смысл : выразительно читать басни. | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста | текущий | Вопросы и задания | |||||||||
6 | И. А. Крылов «Осел и Соловей» Комбинированный урок | 1 | Слово об И.А. Крылове. История создания басни «Осел и Соловей». Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне. | Иметь представление о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать аллегорический смысл басни. Выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста | текущий | Пересказ вступительной статьи об И.А. Крылове, выразительное чтение, вопросы и задания
| |||||||||
7 | «Листы и Корни», «Ларчик Комбинированный урок | 1 | История создания басни «Листы и корни». Тема народа и власти. Необходимость их единства. История создания басни «Ларчик». Высмеивание пустого мудрствования. | Одну из басен И.А. Крылова наизусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен. Выразительно читать басни; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста | текущий | Выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций, вопросы | |||||||||
Произведения русских писателей 19 века – 28 часов | ||||||||||||||||
8 | А. С. Пушкин Лицейская лирика «И. И. Пущину» Комбинированный урок | 1 | Лицейские годы А.С. Пушкина. Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. История создания стихотворения «И.И. Пущину». Тема дружбы в стихотворении. Жанр послания. | Иметь представление о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания. Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину». Выразительно читать стихотворение прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Вопросы и задания | |||||||||
9 | «Узник», «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха Комбинированный урок | 1 | Вольнолюбивые устремления поэта. Тема свободы в стихотворении «Узник». Удвоение образа неволи. Противопоставление угнетенности и свободы. Символический образ орла. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении . Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро». Изобразительно- выразительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворении. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Понятие о ямбе и хорее. | Понимать историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть. Понимать роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения. Выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Выразительное чтение, вопросы и задания | |||||||||
10 | «Дубровский». История создания романа Урок изучения нового материала | 1 | История создания романа «Дубровский». Картины жизни русского барства. Причины конфликта между Андреем Дубровским и Кирилой Троекуровым. Неправедность суда, продажность чиновничества. | Понимать причины конфликта между героями; обличительный характер изображения суда, чиновничества. Выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов | Определять черты национального характера | текущий | Вопросы и задания
| |||||||||
11 | Анализ глав 5-7 Урок изучения нового материала | 1 | Резкая перемена в судьбе Владимира. Его протест против несправедливости, произвола и деспотизма. Защита чести, независимости личности. Бунт крестьян. Отношение крестьян к Дубровскому. Роль пейзажа в эпизоде «После похорон». Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» | Понимать роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в раскрытии замысла произведения. | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, создавать собственную интерпретацию изученного текста | текущий | Вопросы к главам | |||||||||
12 | Учитель-француз. Главы 8-12 Урок изучения нового материала | 1 | «Благородные увеселения» Троекурова. Произвол, самодурство, жестокость. Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных героев. История Дубровского-Дефоржа. Объяснение Дубровского с Машей. Отношение автора к героям | Понимать мотивы поступков героев; отношение автора к героям: выразительно пересказывать текст от лица разных героев; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, создавать собственную интерпретацию изученного текста | текущий | Пересказ эпизода, вопросы и задания к главам | |||||||||
13 | Анализ глав 13-19 Урок изучения нового материала | 1 | Эпизод с кольцом (составление плана и пересказ). Саша Троекуров и рыжий «разбойник» Митя. Отношения в семье Троекуровых. Обреченность любви Владимира и Маши. Развязка романа. | давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, создавать собственную интерпретацию изученного текста | текущий | Составление плана, выборочный пересказ, вопросы и задания к главам ХШ-Х1Х
| |||||||||
14- 15 | Подготовка к сочинению. Сочинение Урок развития речи | 2 | Понятие о композиции, романе, сюжете. Обсуждение тем сочинения: 1. Почему Владимир Дубровский стал разбойником? 2. Обреченность любви Владимира и Маши. | Сюжет и содержание романа; теоретико-литературные понятия композиция, роман, сюжет. Составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Писать сочинение-рассуждение по проблеме произведения | тематический | Вопросы и задания | |||||||||
16 | Контрольная работа по роману Урок контроля знаний | 1 | Произведения А.С. Пушкина (содержание, проблематика, изобразительно-выразительные средства). Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | Анализировать прозаические тексты; писать небольшие сочинения – рассуждения | Вести диалог по проблеме | итоговый | тест | |||||||||
17 - 18 | «Повести Белкина» Урок изучения нового материала | 2 | История создания цикла «Повести Белкина». Автор и рассказчик в произведении. Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка». Роль антитезы в композиции. Особенности портрета в повести. Романтическое и реалистическое в повести. Роль иронии. Элементы аналитического пересказа текста. | Сюжет и содержание повести «Барышня-крестьянка». Понимать: роль иронии, антитезы в композиции повести; отношение автора к героям. Выразительно пересказывать и инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки | Определять черты национального характера | текущий | вопросы и задания | |||||||||
19 | М. Ю. Лермонтов "Тучи" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово о М.Ю. Лермонтове. Настроение и композиция стихотворения «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта- изгнанника к оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Особенности интонации. | Сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть. Понимать драматический пафос стихотворения. Выразительно читать стихотворение; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Элементы анализа текста, вопросы и задания | |||||||||
20 | "Три пальмы", "Листок", "Утёс" Урок-практикум | 1 | Особенности жанра стихотворения «Три пальмы» (баллада). Сюжет, композиция, герои произведения. Тема красоты, гармонии человека с миром и ее разрушения. Соединение эпического и лирического, реалистического и фантастического. Составление плана баллады. Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллитерация), их роль в балладе. Антитеза как основной прием композиции в стихотворениях «Листок» и «Утес». Особенности выражения темы одиночества в произведениях | Понимать подчиненность произношения ритму стихов («по корням упругим...», «одежду их сорвали...»); философский смысл произведения. : определять жанр стихотворения; выразительно читать и анализировать стихотворение; составлять сюжетный план произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль Знать содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова. Понимать драматический пафос стихотворений; символический характер образов. Выразительно читать и анализировать | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Элементы анализа текста, составление плана, вопросы и задания | |||||||||
21 | И. С. Тургенев "Бежин луг" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. История создания и судьба рассказа «Бежин луг». Поэтическое изображение детства в рассказе. Портреты и духовный мир крестьянских детей, их любознательность, впечатлительность. Народные верования и предания. Составление плана рассказа. Характеристики мальчиков. | Понимать роль портрета в создании характеров; сочувственное отношение автора к крестьянским детям. Выступать с сообщениями на литературную тему; составлять план рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных и просторечных слов | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Сообщения, выразительное чтение, характеристика героев, элементы анализа текста, вопросы и задания | |||||||||
22 | Характеристика мальчиков Урок-практикум | 1 | Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно- выразительные средства (детали, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведении. Выборочный аналитический пересказ. | Понимать отношение автора к природе, к людям; гуманистический пафос произведения; роль пейзажа в рассказе. Выразительно пересказывать текст; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль | Определять черты национального характера Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, создавать собственную интерпретацию изученного текста | текущий | Выборочный пересказ, вопросы и задания | |||||||||
23 | Ф. И. Тютчев Стихотворения Урок изучения нового материала, урок-практикум | 1 | Слово о Ф.И. Тютчеве Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Неохотно и несмело...». Изобразительно- выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись), их роль в стихотворениях | Понимать роль изобразительно- выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания | |||||||||
24 | А.А.Фет Стихотворения Урок-практикум | 1 | Обучение анализу стихотворения. Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Листья». Картины природы как средство выражения мысли о быстротечности жизни, недостижимости гармонии. Изобразительно- выразительные средства (олицетворение, эпитеты, метафоры, антитеза, повторы), их роль в стихотворении. Сопоставительный анализ стихотворений «Листок» М.Ю. Лермонтова и «Листья» Ф.И. Тютчева. | Понимать настроения, чувства поэта; главную мысль и скрытый смысл стихотворений. Выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; выяснять значение незнакомых слов; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания | |||||||||
25 | Выразительное чтение наизусть | 1 | Обучение выразительному чтению наизусть | Читать выразительно поэтический текст | Текущий | Чтение наизусть | ||||||||||
26 | Н. А. Некрасов "Железная дорога" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово о Н.А. Некрасове. Контраст между картинами «славной осени» и картинами подневольного труда. Величие народа-созидателя. Раздумья поэта о судьбе народа. | Понимать роль контрастных образов в стихотворении; обличительный, сочувственный, оптимистический пафос произведения. Выразительно читать стихотворение; видеть контрастные образы; сопоставлять произведения литературы и живописи | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию, | текущий | элементы анализа текста, вопросы и задания | |||||||||
27 | Трёхсложные размеры стиха Урок изучения нового материала | 1 | Понятие о трёхсложных размерах стиха | Отличать двусложные разметы от трёхсложных | Создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках | текущий | ||||||||||
28 | Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова Урок контроля | 1 | Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | Понимать проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения | Создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках | итоговый | Контрольная работа | |||||||||
29 | Н.С.Лесков Сказ "Левша" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово о Н.С. Лескове. Герои произведений Н.С. Лескова. Особенности жанра сказа у Н.С. Лескова. Развитие представлений о жанре сказа. | Объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова | Определять черты национального характера | текущий | вопросы и задания | |||||||||
30 | Анализ глав 5-10 | 1 | Герои сказа «Левша» (вымышленные персонажи и исторические лица), трактовка их образов Н.С. Лесковым. Близость сюжета к фольклору. Левша: фольклорный характер героя. | Понимать гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова. Характеризовать героев и их поступки | Определять черты национального характера Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, создавать собственную интерпретацию изученного текста. | текущий | Вопросы и задания | |||||||||
31 | Судьба мастера в России | 1 | Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм и горькое чувство от его униженности и бесправия. Сатирическое изображение царских чиновников. | Объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, создавать собственную интерпретацию изученного текста | текущий | тест | |||||||||
32 | Работа над сказом. | 1 | Особенности языка сказа. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Речевая характеристика героев. Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении. Обсуждение темы сочинения «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша"». Составление плана, подбор материалов | Понимать: иронию автора; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, создавать собственную интерпретацию изученного текста | текущий | ||||||||||
33 | А.П.Чехов "Толстый и тонкий" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово об А.П. Чехове. Развитие понятия о юморе. Смысл названия рассказа «Толстый и тонкий». Роль деталей в рассказе. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, раболепия, добровольного самоуничижения. Речь персонажей как средство их характеристики. | Понимать сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам. Строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Вопросы и задания выразительное чтение, пересказ, элементы анализа текста | |||||||||
34 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века Уроки- практикумы | 1 | Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике. Порыв к идеалу в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..». Хрупкость красоты в стихотворении Е.А. Баратынского «Чудный град порой сольется...». Рождение лирических сюжетов стихотворений Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...». Признаки баллады в стихотворении А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...». | Выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и их роль | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания | |||||||||
35 | Выразительное чтение наизусть | 1 | Обучение выразительному чтению наизусть | Читать выразительно поэтический текст | ||||||||||||
Произведения русских писателей 20 века – 18 часов | ||||||||||||||||
36 - 37 | А. И. Куприн «Чудесный доктор» Урок изучения нового материала | 2 | Слово об писателе.. Смысл названия Роль деталей в рассказе. | Понимать гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | Текущий | Вопросы учебника | |||||||||
38- 39 | А. С. Грин "Алые паруса". Образ Ассоль Урок изучения нового материала, урок-беседа | 2 | Слово об А.С. Грине. Особенности жанра произведения «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев. Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения), их роль в произведении. | Понимать позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. : пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Вопросы и задания | |||||||||
40 | А.П.Платонов "Неизвестный цветок" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово об А.П. Платонове. «Неизвестный цветок» - притча о «непохожих». История создания и смысл названия произведения. Особенности жанра. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Сходство произведения с фольклорными и литературными сказками, различия между ними. | Понимать смысл названия произведения; позицию автора и его отношение к героям. Сопоставлять сказку с другими произведениями литературы; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения | текущий | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания | ||||||||||
41 | Произведения о Великой Отечественной войне Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорби перед памятью павших на полях сражений. Слово о К.М. Симонове. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Чувство сострадания, любви к народу, к солдатам. Искренность интонации. Образ русской земли. Слово о Д.С. Самойлове. Стихотворение «Сороковые». Всенародный масштаб трагедии. Противопоставление войны и молодости, жизни. Смена настроения и интонации. Роль эпитетов в поэтическом тексте. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. | Иметь представление о фактах военной и творческой биографии К.М. Симонова и Д.С. Самойлова; содержание стихотворений поэтов; одно стихотворение наизусть. Понимать: чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять и роль; оценивать актерское чтение | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания
| |||||||||
42 | Выразительное чтение наизусть | 1 | Выразительное чтение наизусть | Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и их роль | текущий | Чтение наизусть | ||||||||||
43 – 44 | В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой" Нравственные проблемы рассказа Урок изучения нового материала, урок-беседа | 2 | Слово о В.П. Астафьеве. Рассказ «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев. Особенности использования народной речи. Речевая характеристика героев. Изобразительно-выразительные средства (деталь, антитеза), их роль в произведении. | Понимать, как формировался характер героя; нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Аналитический пересказ, вопросы и задания | |||||||||
45 – 46 | В.Г.Распутин "Уроки французского" Смысл названия рассказа Комбинированный урок | 2 | Слово о В.Г. Распутине. Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Смысл названия рассказа. Смысл посвящения и предисловия. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее роль в жизни мальчика. Обсуждение тем сочинения | Понимать смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к героям. Пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Аналитический пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания | |||||||||
47 | Сочинение по произведениям Астафьева, Распутина Урок развития речи | 1 | Сочинение на одну из тем: 1. Нравственный выбор моих ровесников в рассказах В.П. Астафьева и В.Г. Распутина. 2. Уроки доброты и честности в рассказах | Понимать этапы и приемы работы над сочинением. Понимать нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому. Логично и последовательно излагать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом; давать сравнительную характеристику героев | Строить сочинение-рассуждение по проблеме. | тематический | Сочинение | |||||||||
48 | В. М. Шукшин "Критики» Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово о В.М. Шукшине.. Шукшин-режиссер, его фильмы. Герои В.М. Шукшина — «чудики», «странные люди». Несоответствие реальности и мечты в рассказах. Смысл названия рассказа. Смешное и грустное в рассказе. | Понимать смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям. Пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов | Строить диалог с собеседником по проблеме. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Выразительное чтение, вопросы и задания | |||||||||
49 | Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла" Урок изучения нового материала, урок-беседа | 1 | Слово о Ф.А. Искандере. Особенности творчества писателя, его обращенность и к детям, и к взрослым. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Закалка смехом. Воспитание чувства самоиронии. Юмор и его роль в рассказе. Способы создания юмористического (ироническое название рассказа, значимые имена, игра на несоответствии) | Понимать смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха. Выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки | Строить диалог с собеседником по проблеме. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания | |||||||||
50 | А.А.Блок Стихотворения о природе Урок -практикум | 1 | Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка). Пейзажная зарисовка как выражение душевных переживаний в стихотворениях А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном | Понимать характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений. Сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и определять их роль | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | элементы анализа текста, вопросы и задания | |||||||||
51 | С.А.Есенин Тема природы Уроки- практикумы | 1 | Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка). Врачующая сила природы в стихотворениях С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | Понимать характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений. Сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и определять их роль | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | элементы анализа текста, вопросы и задания | |||||||||
52 | А. А. Ахматова, Н. Рубцов Стихотворения Урок- практикум | 1 | Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка). Тонкая лиричность поэзии АА. Ахматовой. «Перед весной бывают дни такие...». Природа и Родина в поэзии Н.М. Рубцова. «Звезда полей». Развитие понятия о лирике. | Понимать характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений. Сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и определять их роль | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | элементы анализа текста, вопросы и задания | |||||||||
53 | Выразительное чтение наизусть | 1 | Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов 20 века о родной природе | Уметь выразительно читать наизусть поэтический текст | текущий | |||||||||||
Литература народов России – 2 часа | ||||||||||||||||
54 | Г. Тукай Стихотворения | 1 | Слово о Г. Тукае. Любовь к малой родине, верность традициям народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга». Великая роль книги в жизни человека. | Понимать патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонационально й российской литературы. Выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительновыразительные средства и определять их роль | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания | |||||||||
55 | К. Кулиев Стихотворения | 1 | Слово о К. Ш. Кулиеве. Тема Родины и народа в стихотворении «Когда на меня навалилась беда...». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации в стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ...» | Понимать патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонационально й российской литературы. Выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительновыразительные средства и определять их роль | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | текущий | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-5 (с. 2С 1-5 (с. 212) | |||||||||
Зарубежная литература - 11 часов | ||||||||||||||||
56– 57 | Мифы Древней Греции "Яблоки Гесперид" Урок изучения нового материала, урок- беседа | 2 | Понятие о мифе, его природе. Общее в мифах разных народов. Глубина идей и красота образов древней мифологии. Отражение в мифах представлений древних о мироустройстве, добре и зле. Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Крылатые фразы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Геракл - особенно любимый и почитаемый герой древних греков. | Понимать теоретиколитературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Понимать величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | текущий | Пересказ мифов о подвигах Геракла, вопросы и задания | |||||||||
58 | "Легенда об Арионе" Урок изучения нового материала, урок- беседа | 1 | Понятие о легенде. Миф и легенда - общее и различное. Легенда об Арионе, записанная Геродотом. Образ Ариона: талантливость, чувство собственного достоинства, мужество. Образ Ариона в стихотворении А.С. Пушкина «Арион». Словарная работа | Понимать теоретиколитературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе. Понимать: величие образа Ариона; представление древних о спасительной силе искусств. Отличать миф от легенды; сопоставлять легенду со стихотворением | Создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках | текущий | Пересказ, вопросы задания | |||||||||
59 | Гомер и его поэмы "Одиссея" Урок изучения нового материала | 1 | Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» - героические эпические. Значение поэм Гомера. Понятие о героическом эпосе. | Выразительно читать текст поэмы | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно | текущий | Выразительное чтение, вопросы и задания | |||||||||
60 – 61 | Сервантес "Дон Кихот" Урок изучения нового материала, урок- беседа | 2 | Слово о М. Сервантесе. Проблема истинных и ложных идеалов в романе «Дон Кихот». Дон Кихот и Санчо | Понимать: суть конфликта красоты, благородства, идеалистических устремлений с действительность ю; гуманистический пафос романа. Выразительно читать текст; | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | текущий | Выразительное чтение вопросы и задания | |||||||||
62 | Шиллер "Перчатка" Урок изучения нового материала, урок- беседа | 1 | Слово о Ф. Шиллере - великом немецком поэте и драматурге. Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе «Перчатка». Переводы баллады М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского. | Понимать суть конфликта самовлюбленности и неоправданной жестокости с благородством. Выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять поэтические переводы разных авторов | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | текущий | Выразительное чтение, вопросы и задания | |||||||||
63 – 64 | Мериме "Маттео Фальконе» Урок изучения нового материала | 2 | Слово о П. Мериме. Анализ текста. Нравы корсиканцев в новелле «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни с цивилизованным обществом. | Выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки. Понимать суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом. | Строить диалог с собеседником по проблеме. | текущий | чтение, вопросы и задания | |||||||||
65 – 66 | Экзюпери "Маленький принц" Урок изучения нового материала | 2 | Слово об А. де Сент- Экзюпери. Философская сказка- притча «Маленький принц». Маленький принц – средоточие всего лучшего в человеке. Конфликт красоты и чистоты человеческих отношений с жестокостью мира. Проблема ответственности каждого человека за все, что происходит в мире. | Понимать позицию автора и его отношение к героям; философский смысл и гуманистический пафос произведения. Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки | Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | текущий | ||||||||||
Повторение – 2 часа | ||||||||||||||||
67 | Контрольная работа Урок контроля знаний | 1 | Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | Иметь представление о содержании и героях произведений, прочитанных в 6 классе. Понимать: роль изобразительновыразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения | Вести диалог | тематический | тест | |||||||||
68 | Повторение. | 1 | Беседа по прочитанным за год книгам. | Иметь представление о содержании и героях прочитанных произведений. Пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений , анализировать поэтический и прозаические тексты, строить высказывания на литературную тему, характеризовать героев и их поступки | Вести диалог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...