Рабочая программа по литературе для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 11 класса к учебнику Сухих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_a._literatura._vlasenko.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №549
с углублённым изучением английского языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Рекомендовано к использованию» | «Утверждаю» |
педагогическим советом | Директор ГБОУ СОШ № 549 |
Протокол № 12 от «19» июня 2015 года | Санкт-Петербурга |
Председатель Педагогического совета | Приказ № ___ от ____________2015 г. |
_____________ И. В. Крина | ______________ И. В. Крина |
Рабочая программа
по литературе 11А
3 часа в неделю (всего 102 часа)
Учитель: Власенко Л. В.
Санкт-Петербург
2015 – 2016
Содержание:
1. Пояснительная записка стр. 3 – 5
2. Требования к уровню подготовки учащихся стр. 6
3. Содержание курса стр. 7 – 9
4. Описание учебно-методического обеспечения стр. 10 – 11
5. Учебно-тематический план стр. 12
6. Календарно-тематическое планирование стр. 13 – 39
Пояснительная записка
В основу содержания и структуры программы скорректированного (3 ч. в неделю) календарно-тематического планирования по литературе в 11 классе положена «Программа литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений» (базовый уровень) (автор: И.Н. Сухих). Программа реализуется на базе УМК: Сухих И.Н. Литература. 11 класс (базовый уровень). В 2-х ч. – М.: Издательский центр «Академия»; Филологический факультет СПбГУ, 2008; Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009; Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание курса на историко-литературной основе значительно расширен и составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их жанровой природы, нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. В качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы ХХ века: литература реализма, модернизма, постмодернистская литература (в форме лекции учителя с включением сообщений учащихся). Значительно расширяется список произведений, изучаемых по выбору учащихся. Историко-типологическое изучение литературы XX века сопровождается углубленным изучением основ теории литературы.
В планирование включены произведения авторов русского зарубежья (В.В. Набоков). Связь литературы с другими областями духовной жизни человечества реализуется через межпредметные связи: с курсом МХК (символисты, футуристы и русская живопись начала XX в. и т. п.), с историей религии (интерпретация сюжета в романе М.А. Булгакова, библейские образы у Андреева, образ Христа у АА. Блока и А.А. Ахматовой).
Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся со специальной литературой, словарем литературоведческих терминов, конспектирование, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера, реализацию (по желанию учащихся) различных учебно-исследовательских проектов.
Данная программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).
Дополнительные часы добавлены на изучение ведущих тем курса, а также на развитие речи учащихся, обучение учащихся анализу эпического, лирического, драматического текста, анализу эпизода. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса ХХ века в тесной связи и преемственности с литературой ХIХ столетия. В этом заключается новизна программы.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11 «А» класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 28 детей, из которых мальчиков – 15, девочек - 13. Отличительной возрастной особенностью детей является то, что большинство ребят планирует поступление в вузы.
Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. В классе хорошая дисциплина, дети работоспособны. Родители большинства обучающихся интересуются учёбой своих ребят.
Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и высокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету. Они отличаются организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий.
В классе можно выделить группу обучающихся (Лазарев А., Хоменко П., Акуев Н., Третьяков В., Колбасов Н.), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания.
Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы традиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, что будет способствовать повышению эффективности учебного занятия.
Небольшая группа учеников (Санакин К., Изотова А., Кладко Д., Астрейко М., Павлова П., Никифоров И. ) проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки нового материла, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по выполнению заданий творческого характера. Эти ребята уверены в себе, не боятся ошибиться.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ — 2;
- сочинений— 4.
Рабочая программа имеет целью приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы и способствует решению следующих задач изучения: активизировать художественно- эстетические потребности выпускников, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Данная программа составлена для реализации курса литературы 11 класса, который является частью гуманитарного образования и разработан в логике преемственности изучения литературы в 5-8 классах, 10 класса.
Ключевая идея курса заключается в понимании литературы как величайшей духовно-эстетической ценности, освоении идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Специфика курса литературы требует особой организации учебной деятельности школьников в форме различных типов уроков (обзорные, семинары, консультации, уроки анализа художественного текста, дискуссии, беседы, урок-составление поэтической антологии и др.) Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся со специальной литературой, словарем литературоведческих терминов, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера, реализацию (по желанию учащихся) различных учебно-исследовательских проектов
Гуманитарное образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона литературного образования связана с формированием неутилитарных (образного мышления, монологической и диалогической речи) способов деятельности, духовная — с нравственно- этическим развитием человека.
Практическая полезность курса литературы обусловлена тем, что он формирует речевые компетенции, которые во многом определяют достижения школьника практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменившимся условиям современного мира.
Без базовой литературной подготовки невозможно стать образованным человеком, так как изучение литературы обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, развивает их память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение литературе даёт возможность развивать у учащихся высокие нравственные идеалы и эстетические потребности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучений: интерпретация текста, методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы: сопоставительный анализ текстов художественных произведений, а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: консультации, олимпиады, участие в школьной, районной научно – исследовательских конференция.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме итогового контрольного теста.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведения.
- Основные понятия по теории литературы.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи.
Учащиеся должны уметь:
- Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
- Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
- Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
- Пользоваться словарями различных типов, справочниками.
Содержание программы
Введение
Русская литература на рубеже веков. Многообразие литературных течений.
Литература XX века.
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Мотивы и образы лирики И. А. Бунина. Поэзия «остывших усадеб» в прозе Бунина («Антоновские яблоки). Образ закатной цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в творчестве Бунина.
А. И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Проблема человека и цивилизации, человека и природы в творчестве А. И. Куприна. Утверждение любви как высшей ценности в повести Куприна «Гранатовый браслет». Композиция сочинения-рассуждения.
М. Горький .Жизнь и творчество М. Горького. Особенности раннего творчества. Романтический идеал М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Тема босячества в творчестве М. Горького (на материале рассказа «Челкаш»). Обращение Горького к драматургии. История создания и постановки пьесы «На дне». Социальный конфликт в пьесе. Образы ночлежников. Образ Луки. Развитие философского конфликта. Новаторство Горького-драматурга.
Л. Андреев. Жизнь и творчество Л. Андреева. Тематика ранних реалистических рассказов. Черты модернизма в рассказе «Красный смех». Экспрессивность стиля Андреева. Традиции Достоевского в повести «Иуда Искариот». Образ Иуды и проблема любви и предательства.
«Серебряный век» русской поэзии. Модернизм в русской литературе начала века. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».
Символизм. Истоки русского символизма. Понимание символа символистами. Идея «творимой легенды».
В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Культ формы в лирике Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.
К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый. Жизнь и творчество (обзор). Интуитивное постижение действительности. Тема Родины, боль и тревога за судьбы России.
Акмеизм. Истоки акмеизма. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев. Жизнь и творчество (обзор). Героизация действительности в поэзии Гумилева. Романтические традиции в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А. Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…» Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием», особенности жанра и композиции поэмы. Тема личной и исторической памяти в поэме.
Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого слова», приоритет формы над содержанием.
И. Северянин. Жизнь и творчество. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина. Оригинальность его словотворчества.
В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор). Поэтические эксперименты Хлебникова . Хлебников как поэт-философ.
В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Стихотворения «Послушайте!», «»Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского. Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии. Сатирические образы в лирике Маяковского. Поэма «Облако в штанах». Темы любви, искусства, религии в поэме Маяковского.
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Фабрика», «Скифы», «Рожденные в года глухие…». Мотивы и образы ранней поэзии. Излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Тема Родины в лирике Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Старый и новый мир в поэме «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Образ Христа, многозначность финала поэмы.
М. И. Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения : «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Роландов Рог». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Особенности стиля Цветаевой.
Крестьянская поэзия. Н. А. Клюев. Крестьянская тематика, изображение жизни и быта деревни. Неприятие городской цивилизации.
С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу…» Традиции Пушкина и Кольцова в лирике Есенина. Есенин и имажинизм. Тема Родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Поэма «Анна Снегина», проблематика, своеобразие композиции и системы образов.
Б. Пастернак. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль! Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Образ Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.
М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Библейские мотивы в романе. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
И. Э. Бабель. Жизнь и творчество. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».
Е. И. Замятин. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мы» как роман-антиутопия. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа.
А. П. Платонов. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Утопические идеи «общей жизни». Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
Рассказ «Песчаная учительница». Умение понять традиции другого народа.
М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. История создания романа «Тихий Дон». Широта эпического повествования. Система персонажей. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Язык прозы Шолохова.
В. В. Набоков. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Описания эмигрантской среды . Образ Машеньки.
Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество (обзор). Утверждение непреходящих нравственных ценностей в творчестве Заболоцкого. Тема природы в поэзии Заболоцкого.
Обзор русской литературы второй половины ХХ века. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в литературе. Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 60-х г.г. на развитие литературы. «Лагерная» тема.
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся жизнь в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…» Исповедальный характер лирики Твардовского. Тема памяти. Роль некрасовской традиции в лирике Твардовского.
В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». История создания книги «Колымских рассказов», своеобразие раскрытия «лагерной темы».
А. И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Архипелаг «Гулаг». Отражение в романе трагического опыта русской истории. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ «Матренин двор». Образ праведника, носителя народной нравственности.
В. М. Шукшин. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.
«Лейтенантская проза». Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков, В. Астафьев.
В. Некрасов. «В окопах Сталинграда». Правда о войне в изображении В. Некрасова.
В. Кондратьев. Проблематика повести В. Кондратьева «Сашка».
Г. Бакланов. «Навеки- девятнадцатилетние» Высокий гуманистический пафос повести.
Литература второй половины 20 века. Обзор литературных течений.
Поэзия второй половины 20 века. Белла Ахмадулина. Своеобразие поэтического языка.
И. Бродский. Основные мотивы лирики Иосифа Бродского.
А. Тарковский . Творчество Арсения Тарковского. Основные темы.
Б. Окуджава. Особенности «бардовской» поэзии 60-х г.г.
Драматургия второй половины 20 в. А. Вампилов. «Старший сын». Проблематика пьесы. «Вечные ценности» в пьесе Вампилова.
Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса.
Описание учебно - методического обеспечения
Литература для учащихся
Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2000.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008.
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 2-е изд. – СПб., 2007.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 кл.: Дрофа, 2000.
Литературная матрица. Учебник, написанный писателями: Сборник. В 2 т. – СПб.; Лимбус Пресс, 2011.
Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб: «Logos», 2004.
Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «Logos», 2006.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: пособие для учащихся// М.: Дрофа, 2004.
Русская литература Х1Х века. 10-11 кл.: Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2001.
Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003 редактор и сост.
Тексты художественных произведений
Литература для учителя
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2002.
Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000.
Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.
Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: 2010; Просвещение, 2010-2011.
Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009, № 6.
Карпов И.П. Человек творящий. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2007.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб,6 КАРО, 2004.
Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. М.: Издательство Центр «Академия», 2007.
Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. – 2002. - № 2.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. В 3-х частях. Издательство «Учитель», 2006.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.
Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Лотман Ю.Н. История русской драматургии: вторая половина Х1Х – нач. ХХ века. – Л., 1990.
Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982.
Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»», 2004.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство Центр «Академия», 2009.
Педагогические мастерские по литературе / Под ред. А.Н. Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1994.
Сборник: Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.
Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? СПб, 2006.
Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Издательство «Покров», 2004.
Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей: СПб.: КАРО, 2005.
Сухих И. Н. Литература. Практикум. 11 класс. Москва. Академия. 2012.
Федоров С.В. Стратегия и тактика формирования культурной памяти в системе гуманитарного образования: монография. – СПб,6 СПб АППО, 2002.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Общая характеристика эпохи. Литература в 20 век | 2 |
2 | Серебряный век: лики модернизма | 27 |
4 | Советский век: две русские литературы или одна? Литература 1920 - 1930 гг. | 43 |
5 | Советский век: на разных этажах. Литература 1940 -1980 гг. | 27 |
6 | Литературная ситуация рубежа 20-21 вв. | 1 |
7 | Повторение и обобщение изученного | 2 |
8 | Итого | 102 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Форма и вид контроля | Требования к результатам учебной деятельности, основные виды деятельности (на уровне учебных действий) | Элемент содержания | Тип урока | Дата | |||||||||||||||||||||
Ученик научится | Ученик сможет научиться | |||||||||||||||||||||||||||
Общая характеристика эпохи. Литература в 20 веке - 2 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Двадцатый век: начала и концы | Проблемная лекция, работа с книгой входной | Определение основных тем и проблем русской литературы XX в | создавать собственную аргументацию изученного | Исторические границы 20 века, характеристика исторических событий, характеристика литературного процесса | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
2 | 1 | Литература ХХ века: летопись эпохи. | Проблемная лекция, работа с книгой входной | Назвать основные произведения и писателей русской литературы первой половины XX в. | Создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Характеристика литературного процесса | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
Серебряный век: лики модернизма – 27 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
Общая характеристика- 10 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | 1 | Серебряный век: ренессанс или упадок | Проблемная лекция, работа с книгой, демонстрация входной | Определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям XX в. | Создавать собственную аргументацию изученного текста | Литературные направления конца 19 – начала 20 веков | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
4 | 1 | Символизм: искусство Иного | Беседа, проблемные задания текущий | работать со стихотворными текстами, поиск необходимой информации в разных источниках | создавать собственную аргументацию изученного текста | Характеристика русского символизма. Анализ стихотворений поэтов-символистов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
5 | 1 | В. Я. Брюсов: конструктор русского символизма | Проблемная лекция, работа с книгой текущий | раскрывать основные темы и мотивы в творчестве поэта | создавать собственную аргументацию изученного текста | Свободная работа со стихотворными текстами В. Я. Брюсова | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
6 | 1 | К. Бальмонт и А. Белый: два поколения русских символистов
| Проблемная лекция, работа с книгой | работать с текстами и дополнительной литературой, составление индивидуальные сообщения о жизни и творчестве поэтов | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Жизненный и творческий путь К. Бальмонта и А. Белого, идейная и эстетическая позиция, основная проблематика творчества, своеобразие мастерства поэтов | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
7 | 1 | Акмеизм: искусство Этого | Беседа текущий | осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить в письменной речи | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Характеристика акмеизма. Анализ стихотворений поэтов- акмеистов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
8 | 1 | Н. С. Гумилев: заблудившийся конквистадор | Лекция, беседа, работа с книгой, текущий | Искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа. | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, | Жизненный и творческий путь поэта, анализ лирики | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
9 | 1 | Футуризм: поэзия «самовитого слова» | Лекция, беседа, работа с книгой | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, | Основные направления футуризма, ярчайшие его представителей | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
10 | 1 | В. Хлебников: утопист и шаман | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, | Жизненный и творческий путь поэта. его идейная и эстетическая позицию, основная проблематика творчества, поэта, своеобразие мастерства | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
11 | 1 | А. И. Куприн. «Гранатовый браслет» - высокая трагедия в мире обыденной жизни | Беседа входной | работая с текстом, составлять подробную характеристику главным героям произведения | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст, | История создания, тема и проблематика произведения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
12 | 1 | Л. Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот»-парадоксальность решения вечной темы | урок—дискуссия текущий | Работать с текстом художественного стиля, понимание его специфики. | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст, | Основные образы произведения, своеобразие жанра и композиции произведения, конфликт личности и государства, изображенный в произведении | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
А. А. Блок – 7 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
13 | 1 | Судьба: жизнь, сочиненная поэтом. А. Блок | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания входной | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Жизненный и творческий путь А. А. Блока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
14 | 1 | Начало пути: «мгновение слишком яркого света» | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | раскрывать основные темы и мотивы в раннем творчестве поэта | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ ранних стихов поэта | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
15 | 1 | Путь: утраты и обретения | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | работать со стихотворными текстами | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Программа «вочеловечивания» Блока | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
16 | 1 | Любовь: от Прекрасной Дамы - к Незнакомке | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | работать со стихотворными текстами, поиск необходимой информации в разных источниках | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ стихов из сборника «Стихи о Прекрасной Даме» | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
17 | 1 | Образ Родины: история и современность | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | раскрывать основные темы и мотивы в лирическом тексте | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Понимание Блоком современности и истории. Анализ стихов | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
18 | 1 | «Двенадцать»: «музыка революции» | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | работать с текстом художественного стиля, понимать его специфики. | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | История создания поэмы. Фабула, сюжет и композиция поэмы | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
19 | 1 | «Двенадцать»: «музыка революции» | Самостоятельное планирование и проведение исследования текущий | Владеть навыками создания собственного текста и его редактирования | сопоставлять произведения русской и мировой литературы, определяя линии сопоставления, вести самост. проектно-исследоват. работу | Символизм поэмы «Двенадцать». Проблема финала | Урок закрепления знаний | |||||||||||||||||||||
И. А. Бунин – 5 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
20 | 1 | И. А. Бунин- бездомный певец русской Атлантиды. | Лекция, беседа, работа с книгой, входной | Находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа. готовить сообщения об основных этапах биографии. | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Жизнь и творчество И. А. Бунина. Особенности творческой манеры писателя | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
21 | 1 | Лирический мир И. Бунина: поэзия или проза | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Характеристика главных мотивов творчества И. Бунина | Урок закрепления знаний | |||||||||||||||||||||
22 | 1 | Притча «Господин из Сан-Франциско» | Проблемные задания, беседа текущий | составлять сравнительную характеристику | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст, | Абсурдность жизни или нелепость смерти? Природа и цивилизация в рассказе | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
23 | 2 | Метафизика любви и смерти в рассказах И. Бунина: | Проблемные задания, беседа | раскрывать основные темы и мотивы в творчестве писателя | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ рассказов из сб. «Темные аллеи» | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
М. Горький – 5 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
24 | 1 | М. Горький. Три судьбы писателя. | Лекция, входной | Составлять план лекции | Вехи биографии писателя. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||||||||||||
25 | 1 | Ранний Горький: в поисках «гордого» человека | Беседа текущий | работать с текстом художественного стиля, понимание его специфики. | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ ранних рассказов писателя. | Урок закрепления знаний | |||||||||||||||||||||
26 | 1 | «На дне» как социальная драма | Текущий ОУ | Работать с драматургическим текстом, понимание его специфики | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | Анализ пьесы | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
27 | 1 | «На дне» как философская притча | Беседа текущий | выявлять общественные, нравственных, культурных, духовные ориентиры | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | Анализ текста пьесы | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
28 | 1 | Проблема правды и лжи: неразрешенный спор | Проблемные задания тематический | анализируя текст, видеть авторский замысел о правде и лжи в жизни | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, | Анализ текста пьесы | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
Советский век: две русские литературы или одна? 27 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
Общая характеристика- 5 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
29 | 1 | Литература и власть: пути литературы 20/30 гг. | Проблемные задания текущий | видеть, работая с текстом, основные этапы развития литературы 20/30гг. | создавать собственную аргументацию изученного | Характеристика развития литературы 20- 30 годов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
30 | 1 | «Воздух эпохи»: роман Е. Замятина «Мы» | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания тематический | осмыслить тему, определить ее границы , воспроизводить содержание романа | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | Судьба личности в тоталитарном государстве «Болезнь» Д-503. Рождение «я». Личность и Единое Государство в романе Е. Замятина «Мы» | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
31 | Эпос революции и «диалектика души» | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания | Определять основные темы, мотивы и образы повести. | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ повести В. Зазубрина «Щепка» | Урок комплексного применения ЗУН | ||||||||||||||||||||||
32 | 1 | М. М. Зощенко. «Обезьяний язык» | Беседа текущий | Работать с текстом художественного стиля, понимать его специфику | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | Анализ рассказа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
33 | 1 | В. Набоков «Благость» | Беседа текущий | Работать с текстом художественного стиля, понимать его специфику | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ рассказа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
В. В. Маяковский - 5 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
34 | 1 | «Я-поэт. Этим и интересен»: личность и судьба Маяковского | Проблемные задания, беседа входной | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Характеристика творчества В. Маяковского. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
35 | 1 | Лирика Маяковского 1912-1917гг.: революционный поэт» | Исследовательские задачи текущий | самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ дореволюционной лирики поэта | Урок закрепления знаний | |||||||||||||||||||||
36 | 1 | Поэма «Облако в штанах» | Лекция, беседа, работа с книгой, текущий | Раскрывать особенности изображения в произведениях поэта любви | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | Чтение отдельных глав и анализ поэмы | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
37 | 1 | Лирика Маяковского 1917-1930 гг. | Лекция, беседа, работа с книгой, текущий | делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве великого пролетарского поэта | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ лирики поэта 1917- 1930 годов | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
38 | 1 | Поэт и поэзия: трагедия поэта | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | Раскрывать особенности изображения в произведениях поэта темы творчества | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ стихов о назначении поэта и поэзии | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
С. А. Есенин - 4 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
39 | 1 | Творческий портрет Сергея Есенина | Проблемная лекция, беседа входной | Самостоятельно работать со стихотворными текстами и дополнительной литературой | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | «Поющее сердце России» - Сергей Есенин. Природа и человек в лирике Есенина. Особенности творческого пути поэта. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
40 | 1 | Художественный мир лирики Есенина. | Лекция, беседа, работа с книгой, текущий | Самостоятельно работать со стихотворными текстами и дополнительной литера- | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | Анализ стихотворений поэта. | Урок закрепления знаний | |||||||||||||||||||||
41 – 42 | 2 | Эволюция образа родины в лирике Есенина | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | видеть традиции и новаторство в раскрытии темы . | выступать с сообщениями о жизни и творчестве С. Есенина | Анализ стихов поэта . Образ матери, родной природы, русской деревни. | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
М. А. Шолохов - 6 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
43 | 1 | М.А. Шолохов. От «Донских рассказов» до «Тихого Дона». | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания входной | понимать творческий метод писателя, видеть традиции и новаторство его творчества | создавать собственную аргументацию изученного текста | Жизненный и творческий путь писателя. Своеобразие творческой манеры писателя. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
44 | 1 | «Война и мир» на донской земле | Проблемные задания текущий | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Самостоятельно работать с текстом художественного стиля, понимать его специфики | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | Обзор романа «Тихий Дон». «Чудовищная нелепица войны…» в изображении Шолохова. | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
45 | 1 | «Тихий Дон» как роман о любви. | Лекция, беседа, работа с книгой, тематический | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Самостоятельно работать с текстом художественного стиля, понимать его специфики | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | История любви Григория Мелехова и Аксиньи. Григорий и Наталья. Образы Дарьи, Дуняшки. | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
46 | 1 | «Тихий Дон» как роман о революции и Гражданской войне | Лекция, беседа, работа с книгой, тематический | развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Самостоятельно работать с текстом художественного стиля, понимать его специфики | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Обзор романа «Тихий Дон». Особенности композиции, языка, сюжета романа | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
47 – 48 | 2 | «Одиссея казачьего Гамлета» | Лекция, беседа, работа с книгой, тематический | характеризовать путь нравственных исканий героев | сопоставлять произведения русской и мировой литературы, определяя линии сопоставления, вести самост. проектно-исследоват. работу | Образ Григория Мелехова. Масштабность творческой мысли писателя | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
О. Э. Мандельштам – 3 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
49 | 1 | О. Э. Мандельштам: «Я не хочу моей судьбы» | Лекция, беседа, работа с книгой входной | Самостоятельно работать со стихотворными текстами и дополнительной литера- | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Жизненный и творческий путь поэта | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
50 | 1 | Поэт и вечность | беседа, работа с книгой, тематический | отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать. работа с лирическим произведением | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ лирики поэта | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
51 | 1 | Поэт и время. | беседа, работа с книгой, тематический | отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать работа с лирическим произведением | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ лирики поэта | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
А. А. Ахматова - 4 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
52 | 1 | Жизненный и творческий путь А. Ахматовой. Образ поэта в стихах ее современников | Лекция, беседа, работа с книгой входной | Самостоятельно работать со стихотворными текстами и дополнительной литера- | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текст | Личность и судьба А. Ахматовой, ее творчество, эстетические и этические принципы, глубоки психологизме ее произведений. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
53 | 1 | Ранняя лирика А. Ахматовой | Проблемные задания, беседа, работа с книгой, тематический | характеризовать особенности ранней лирики А. Ахматовой | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ стихов из сб. «Вечер», «Четки», «Белая стая» | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
54 | 1 | Поэма «Реквием» | Проблемные задания беседа, работа с книгой, тематический | характеризовать путь нравственных и духовных | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | История создания, композиция поэмы, проблематика. | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
55 | 1 | Россия и творчество в поэтическом сознании А. Ахматовой | Проблемные задания беседа, работа с книгой, тематический |
| Работать с лирическим произведением, понимать его специфику | Анализ стихов о Родине, России. | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
М. А. Булгаков - 6 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
56 | 1 | Судьба художника: противостояние эпохе. | Лекция, беседа входной | . понимать творческий метод писателя, видеть традиции и новаторство его творчества | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Личность и судьба М. Булгакова, его творчество | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
57 | 1 | М. А. Булгаков и «потаенная» литература | Лекция, беседа | Понимать специфику произведений писателя | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию аргументировано оценивать текст | Обзор творчества писателя | Урок закрепления знаний | |||||||||||||||||||||
58 – 59 | 2 | Жанровая и композиционная структура, проблематика «Мастера и Маргариты». | Проблемные задания, беседа тематический |
| развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Самостоятельно работать с текстом художественного стиля, понимать его специфики. | История создания и смысл названия произведения, роман в романе, проблематика | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
60 | 1 | Булгаковская Москва. Воланд как провокатор и чудесный помощник. | Проблемные задания, беседа тематический | видеть в процессе анализа эпизодов, понимать смысл, вкладываемый автором в данный отрывок | создавать собственную аргументацию изученного текста | Анализ романа. Москва 30 годов. Направленность сатиры | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
61 | 1 | Роман о любви и творчестве. | Проблемные задания, беседа итоговый | выявлять проблему финала романа | создавать собственную аргументацию изученного текста | Образ Маргариты. Смысл финала. Свет и покой в романе. | Урок комплексного применения ЗУН Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | |||||||||||||||||||||
М. И. Цветаева - 3 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
62 | 1 | Быт и бытие М. Цветаевой | Проблемная лекция, беседа, входной | раскрывать проблему истинных ценностей в поэзии М. Цветаевой | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Жизнь и творчество М. Цветаевой | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
63 | 1 | «Высота бреда над уровнем Жизни»: вечность любви | беседа, проблемные задания текущий | Работать с текстом лирического произведения, понимать его | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Лирическая героиня М. Цветаевой. Поэтика М. Цветаевой | Урок закрепления знаний | |||||||||||||||||||||
64 | 1 | «Есть времена – железные- для всех»: время ненависти | беседа, проблемные задания текущий | определять жанровое своеобразие, основной конфликт (внешний, внутренний) поздней лирики поэтессы | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Поздняя цветаевская лирика | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
Б. Л. Пастернак - 5 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
65 | 1 | Б. Пастернак: поэт и время | Лекция, беседа, работа с книгой входной | раскрывать проблему истинных ценностей в поэзии Б. Пастернака | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Личность и судьба Б. Пастернака | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
66 | 1 | Мотивы любви и природы в лирике Б. Пастернака | беседа, работа с книгой текущий | видеть в процессе анализа стихов, какой смысл вкладывает поэт в лирические образы | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ стихов о любви и природе Б. Пастернака | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
67 | 1 | Образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике Б. Пастернака | беседа, работа с книгой текущий | Самостоятельно работать с текстами и дополнительной литературой | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ стихов Б Пастернака | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
68 | 1 | «Вариант книги Бытия»: роман «Доктор Живаго» | Лекция, беседа, работа с книгой входной | Самостоятельно работать с текстом и дополнительной литера- | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Обзор романа | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
69 | 1 | Стихи Юрия Живаго | беседа, работа с книгой текущий | Самостоятельно работать со стихотворными текстами и дополнительной литературой | дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ стихов из романа «Доктор Живаго» | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
А. А. Платонов –2 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
70 | 1 | А. Платонов: человек и мир. | Лекция, беседа, работа с книгой входной | работать с текстом художественного стиля, понимать его специфику | дифференцировать элементы поэтики художественного текста, | Анализ рассказов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
71 | 1 | Тайна Фро: Психея, Афродита или Душечка | беседа, работа с книгой текущий | работать с текстом художественного стиля, понимать его специфику | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | Анализ рассказа «Фро». Проблематика рассказа | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
Советский век: на разных этажах. Литература 1940 -1990 гг.- 43 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
Общая характеристика- 4 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
72 | 1 | Литература и война: музы и пушки | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | Понимать специфику литературного процесса | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Основные темы и проблемы русской литературы в период ВОв.: тема свободы, духовно-нравственных исканий человека, нравственного идеала , силы духа советского человека | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
73 | 1 | Литература и власть: время кнута и пряника | Проблемная лекция, работа с книгой, текущий | Понимать специфику литературного процесса | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Основные темы и проблемы русской литературы в 50 – 60 годы | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
74 | 1 | Поэзия шестидесятников | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | самостоятельно | работать с текстами лирики | Основные мотивы лирики 60 годов 20 века. Анализ лирики | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
75 | 1 | Литература 1960-1980 гг: образ меняющегося времени | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания текущий | Понимать специфику литературного процесса | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, | Основные темы и проблемы русской литературы в 60-80 гг.: тема свободы, нравственного идеала , духовно-нравственных исканий человека в период застоя | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
А. Т. Твардовский – 3 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
76 | 1 | Личное и общественное в судьбе и творчестве А. Твардовского | Проблемная лекция, беседа, входной | Понимать эстетические и этические принципы поэта, его произведения. | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Основные вехи биографии поэта. Основные мотивы лирики. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
77 | 1 | Поэма «Василий Теркин» | Беседа текущий | Работать с текстом лирического произведения, понимать его образную природу | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | Анализ поэмы «Василий Теркин» | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
78 | 1 | Совесть и память в творчестве и жизни А. Твардовского. | Беседа текущий | Работать с текстом лирического произведения, понимать его образную природу | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ лирики о ВОВ | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
А. И. Солженицын - 4 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
79 | 1 | А. И. Солженицын: биография и творчество. | Проблемная лекция, работа с книгой, входной | Понимать творческий метод писателя | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Уникальность жизни и творчества А. Солженицына. Основные темы и проблемы произведений писателя: тема духовной свободы, нравственной чистоты | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
80 – 81 | 2 | Рассказ «Один день Ивана Денисовича». | беседа, проблемные задания текущий | Анализировать текст, выделяя основные проблемы | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | История создания, проблематика рассказа | Урок закрепления знаний | |||||||||||||||||||||
82 | 1 | Особенный герой: Иван Денисович или «Щ-854»? | беседа, проблемные задания текущий | Составлять характеристику героя | создавать собственную аргументацию изученного текста | Анализ содержания рассказа | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
83 | 1 | Образ Ивана Денисовича в художественном мире рассказа | Самост. работа итоговый | Владеть навыками создания собственного текста и его редактирования | создавать собственную аргументацию изученного текста | Ответ на проблемный вопрос | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
В. М. Шукшин -3 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
84 | 1 | Жизнь и творческий путь В. Шукшина-актера, режиссера и писателя | Проблемная лекция, беседа, входной | Понимать своеобразие творчества писателя, анализировать его произведения | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Основные вехи биографии Шукшина. Обзор его литературы и кинематографич. творчества | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
85 | 1 | «Чудики» и философы В. Шукшина | Беседа текущий | работать с текстами и дополнительной литературой. Владеть монологической и диалогической речью | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | Анализ рассказов Шукшина | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
86 | 1 | «Крепкие мужики» и «блудные сыновья» родной земли. | Беседа текущий | работать с текстами и дополнительной литературой. Владеть монологической и диалогической речью | создавать собственную аргументацию изученного текста | Анализ рассказов Шукшина | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
Н. М. Рубцов - 2 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
87 | 1 | Проза жизни и чудо поэзии Н. Рубцова | Проблемная лекция, беседа, входной | работать с текстами и дополнительной литературой. Владеть монологической и диалогической речью | Работать с текстом лирического произведения создавать собственную аргументацию изученного текста | Личность поэта. Основные мотивы его творчества | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
88 | 1 | Учителя и предтечи Н. Рубцова | Беседа текущий | работать с текстами и дополнительной литературой. Владеть монологической и диалогической речью | Работать с текстом лирического произведения, создавать собственную аргументацию изученного текста | Традиции и новаторство в лирике Рубцова | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
В. С. Высоцкий - 2 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
89 | 1 | В. С. Высоцкий: кодекс чести поэта, певца и гражданина | Проблемная лекция, беседа, входной | Понимать эстетические и этические принципы поэта, выделять их в его произведениях | Понимать эстетические и этические принципы поэта, выделять их в его произведениях | Личность и судьба поэта. Основные мотивы лирики | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
90 | 1 | Высоцкий - «Шансонье всея Руси» | Беседа, текущий | Понимать эстетические и этические принципы поэта, выделять их в его произведениях | Понимать эстетические и этические принципы поэта, выделять их в его произведениях | Анализ лирики поэта | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
Ю. В. Трифонов – 3 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
91 | 1 | История и современность в произведениях писателя. | Проблемная лекция, работа с книгой, входной | Понимать эстетические и этические принципы поэта, выделять их в его произведениях | работать с текстами и дополнительной литературой. Владеть монологической и диалогической речью | Личность и судьба писателя. Отражение истории и современности в произведениях писателя. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
92 | 1 | Обмены и обманы города в прозе писателя. | Беседа текущий | работать с текстами и дополнительной литературой. Владеть монологической и диалогической речью | создавать собственную аргументацию изученного текста, дифференцировать элементы поэтики художественного текста | Анализ рассказов писателя. | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
93 | 1 | Вечные темы в творчестве писателя. | Беседа текущий | Выделять в творчестве поэта вечные темы. Обосновывать свой ответ | создавать собственную аргументацию изученного текста | Анализ рассказов писателя. | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
С. Д. Довлатов – 2 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
94 | 1 | С. Довлатов. Анекдоты и драмы. | Проблемная лекция, работа с книгой, входной | Понимать своеобразие творчества писателя, анализировать его произведения | Выбирать путь анализа произведения, дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию, аргументировано оценивать текст | Личность и судьба писателя. Обзор творчества | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
95 | 1 | Автобиография поколения в произведениях писателя | Беседа текущий | Анализировать текст, выделяя основные проблемы | создавать собственную аргументацию изученного текста | Анализ рассказов писателя | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
И. А. Бродский - 2 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
96 | 1 | «Ни страны, ни погоста»: от Васильевского острова до острова Мертвых | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания входной | Понимать эстетические и этические принципы поэта, выделять их в его произведениях | дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию
| Личность и судьба поэта. Основные мотивы лирики | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
97 | 1 | Пространство языка – пространство свободы в лирике И. Бродского | Беседа, текущий | Самостоятельно работать с лирическим текстом, понимать его специфику | дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть художественную и смысловую функцию | Анализ лирики поэта | Урок комплексного применения ЗУН | |||||||||||||||||||||
А. В. Вампилов -2 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
98 | 1 | Драматург Вампилов: трагедии и анекдоты | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания входной | Понимать специфику драматического произведения, анализировать пьесы Вампилова, понимать затронутые проблемы | аргументировано оценивать текст, | Личность и творчество драматурга, Обзор творчества | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | |||||||||||||||||||||
99 | 1 | Люди - не ангелы: вечные темы в «Провинциальных анекдотах» | Беседа текущий | Выделять вечные темы в пьесах, обосновывать свой ответ | аргументировано оценивать текст, создавать собственную аргументацию изученного текста | Особенность вампиловского творчества, его «театр» | Комбинированный урок | |||||||||||||||||||||
Повторение и обобщение изученного – 2 часа | ||||||||||||||||||||||||||||
100 – 101 | 2 | Повторение и обобщение изученного | Тематический Итоговый тест | Понимать и сопоставлять творческие методы писателей | сопоставлять произведения русской и мировой литературы, определяя линии сопоставления, вести самост. проектно-исследоват. работу | Анализ развития литературы 20 века | Урок обобщения и систематизации знаний | |||||||||||||||||||||
Литературная ситуация рубежа 20-21 вв. –1 час | ||||||||||||||||||||||||||||
102 | 1 | Неоконченные споры. «Писатель-Книга-Читатель» | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания входной | Владеть монологической и диалогической речью, понимать оппонента, понимать основные принципы триединства: писатель-книга-читатель | создавать собственную аргументацию изученного текст сопоставлять произведения русской и мировой литературы, определяя линии сопоставления, вести самост. проектно-исследоват. работу | основные принципы триединства: писатель-книга-читатель | Урок комплексного применения ЗУН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...