«…Быть может, вспомнит обо мне, Как о цветке неповторимом» (Судьба и поэзия С.Есенина). Урок литературы в 11 классе.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
На этом уроке будет идти разговор о творчестве Сергея Есенина, о темах, о поэтике, о созданных им образах, о важных вехах в жизни, о том, почему помнят и будут помнить…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_eseninu.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«…Быть может, вспомнит обо мне, Как о цветке неповторимом»
(Судьба и поэзия С.Есенина).
Урок литературы в 11 классе.
Цель урока: систематизировать знания об особенностях поэзии С.Есенина; выяснить, в чем же неповторимость его лирики, и ответить на вопросы – почему помнят и будут помнить?
Задачи.
Обучающие:
- дать понятие об эпохе; познакомить с жизнью, литературной деятельностью
С. Есенина;
- пробудить интерес к личности и творчеству Сергея Есенина; раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов.
Развивающие:
- продолжить развивать творческие способности, навыки и умения декламации поэтического текста, анализа художественных произведений.
Воспитывающая:
- воспитывать внимательное и критическое отношение к эпохе, к творчеству поэта.
Технологии:
- преподавание литературы, как предмета, формирующего личность;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектные технологии.
Эпиграф к уроку:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
С.Есенин
- Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве С.Есенина, о темах, о поэтике, о созданных им образах, о важных вехах в жизни, о том, почему помнят и будут помнить…
И еще нам предстоит ответить на главный вопрос – в чем неповторимость С.Есенина?
- Чтобы определить направления работы на уроке, давайте подберем слова, раскрывающие понятия «судьба» и «поэзия»…
На доске:
Судьба Поэзия
Жизнь Труд
Любовь Призвание
Работа Жизнь…время…эпоха…
С.Есенин – русый голубоглазый парень, «последний поэт деревни», «золотая сорви - голова», «скандалист и хулиган», который «рад и счастлив душу вынуть», умеющий тонко чувствовать, глубоко понимать и беспредельно любить. Любить Россию, свою старушку мать, женщин, братьев наших меньших, любить жизнь!
- А что это была за эпоха? Начало 20 века?
- Видеоролик о начале 20 века…на фоне ролика текст:
20 век! Не только время великих исторических событий! Это время великой музыки:…, это время великой живописи… это время великой поэзии!
Поэты начала 20 века старались выразить в произведении свои переживания, открыть свою душу и исповедаться; искали выразительные средства, которые могли бы передать их душевные настроения как можно более непосредственно и живо; искали новые формы, абсолютно соответствующие их переживаниям… - отсюда большое количество литературных направлений…
«Начало XX века. Смена времен, смена эпох. Мы жили в то время весело, но не беззаботно, сочетая высокую поэзию со смехом, шутками, легкими влюбленностями. Мы были молоды и талантливы. Перед нами лежал весь мир. У нас было многое: наша Россия, дружба, любовь, поэзия». (В. Набоков)
- Давайте подумаем, а какая поэзия С. Есенина? Какой сам Есенин? (творческая работа в группах под музыку А.Бабаджаняна «Ноктюрн»)
Продолжить фразы:
- «Если душу вылюбить до дна»…
- «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями…»
- Исповедь романтической души –это…
- С.Есенин – это
- Перед проверкой творческой работы прочитаем стихотворение Николая Брауна
В этом имени – слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что – то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы и синь – рассвет.
Что –то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: «Сергей Есенин» -
Всей России встают черты!
- Проверка творческих работ…
- Видеоролик о поэзии С.Есенина.
- А кто знает, что это за стихи, написанные кровью?( они упоминаются в ролике)
-Выделим слова, на ваш взгляд, самые важные в этом стихотворении. В конце урока к этому вернемся…(учащиеся предлагают свои варианты)
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
27 декабря 1925 г.
“Я, Сергей Есенин, никому не хочу подражать: ни символистам, ни акмеистам, ни футуристам”.
- К какому модернистскому направлению принадлежал С.Есенин?
Теория И. основным принципом поэзии провозглашает примат "образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. "Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов" ("Декларация" имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.
- А какие есенинские метафоры вам известны? (Учащиеся приводят примеры своих любимых метафор и объясняют их смысл.)
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Не жалею, не зову, не плачу
все пройдет как с белых яблонь дым
увяданье золотом охваченный
я не буду больше молодым…
- А теперь назовем основные темы творчества С.Есенина. (России, природы, любви и дружбы, назначения поэта и поэзии, философская тема).
“Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”.
- С. Безруков читает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…». (Отрывок из кинофильма Игоря Зайцева «Есенин».)
- А какая Россия у С.Есенина?
Для Сергея Есенина Россия – это родной край, который он бесконечно любит, ради него он готов без колебаний пожертвовать жизнью.
Это его главная тема в стихотворениях, глубокая и чистая любовь и бережное отношение к окружающему миру. Он с обожанием относится к родному краю, к деревне, к лугам и полям…
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» пропитано необыкновенной нежностью. Все дома деревушки он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза-это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом.
Стихотворение искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю. Поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит...) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.
Мы видим Россию как бескрайнюю землю, над которой простирается огромное голубое небо: «не видать конца и края-только синь сосёт глаза.». Для поэта родина - это церковь, в которой он «как захожий богомолец» разглядывает красоты природы, чувствует знакомые, близкие сердцу запахи («пахнет яблоком и медом»), слышит, как звенят чахнущие тополя, стоящие «у низеньких околиц», как где-то далеко весело пляшут…
С начала и до конца стихотворения автор восхищается своей родной землёй, на которой он родился и вырос. Даже на рай Сергей Есенин не готов променять свою родину, потому что сердце поэта навсегда принадлежит ей.
- С какими темами переплетается тема родины ?
(С темой природы, темой назначения поэта и поэзии)
- Отрывок из стихотворения «Русь советская»
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
[1924]
- С.Безруков читает стихи о назначении поэта и поэзии…(Отрывок из кинофильма Игоря Зайцева «Есенин» - поэтическая дуэль С.Есенина и В.Маяковского)
- Прочитаем стихотворение В.Высоцкого «О фатальных датах и цифрах» и сравним со стихотворением С.Есенина «Мне осталась одна забава».
О фатальных датах и цифрах
Моим друзьям - поэтам
Кто кончил жизнь трагически, тот - истинный поэт,
А если в точный срок, так - в полной мере:
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же - в петлю слазил в "Англетере".
А 33 Христу - он был поэт, он говорил:
"Да не убий!" Убьешь - везде найду, мол.
Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и чтобы меньше думал.
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, -
Вот и сейчас - как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.
Задержимся на цифре 37! Коварен бог -
Ребром вопрос поставил: или - или!
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, -
А нынешние - как-то проскочили.
Дуэль не состоялась или - перенесена,
А в 33 распяли, но - не сильно,
А в 37 - не кровь, да что там кровь! - и седина
Испачкала виски не так обильно.
"Слабо стреляться?! В пятки, мол, давно ушла душа!"
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа -
И режут в кровь свои босые души!
На слово "длинношеее" в конце пришлось три "е", -
Укоротить поэта! - вывод ясен, -
И нож в него! - но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!
Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, -
Томитесь, как наложницы в гареме!
Срок жизни увеличился - и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время! 1971
- Какие строки из этого стихотворения созвучны со строками С.Есенина «дар поэта – ласкать и карябать…»?
- Благодарное ли это дело – быть поэтом и раскрывать душу?
- Поговорим о философской лирике.
С.Есенин: «Жизнь... Я не могу понять ее назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно... Да, однако если это тайна, то пусть ей и останется. Но мы все-таки должны знать, зачем живем... зачем она, жизнь? Зачем жить? На все ее мелочные сны и стремления положен венок заблуждения, сплетенный из шиповника. Ужели так и невозможно разгадать?»
... Ну и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
- За что С.Есенин благодарит жизнь?
- А еще он ни о чем не жалеет…Почему?
- Какие строки подтверждают это высказывание?
26 февраля 1921 г. С. Есенин писал: “Вы спрашиваете, целен ли был, прям и ровен мой житейский путь? Нет, такие бывали ломки, передряги и вывихи, что я удивляюсь, как это я до сих пор остался жив и цел”.
28 декабря 1925 года русского поэта не стало. Отец (протоиерей) Иван Мостинский, настоятель Новосельской церкви отпевал С.Есенина в своем храме в с.Константиново.
На Ваганьковском кладбище у могилы Сергея Есенина собрались его жены и возлюбленные: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Галина Бениславская, Софья Толстая. . . Айседора Дункан прислала телеграмму. ". . . Его дерзкий дух стремился к недостижимому. . . Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием". Через год Галина Бениславская застрелилась на могиле Сергея Есенина. В 1927 году в Ницце погибла Айседора Дункан. Софья Толстая сохранила ему верность и старательно берегла все, что было связано с жизнью поэта, разбирала его архив, готовила к изданию его сочинения. Рядом с обручальным кольцом она всю жизнь носила медное кольцо, которое поэт, шутя, ей подарил. Оно было очень широкое, и она его сдавила, чтобы можно было носить.
- Презентация «Женщины в жизни С.Есенина» на стихи М.Цветаевой «Осыпались листья над Вашей могилой…»
- А теперь снова обратимся к стихотворению «До свиданья, друг мой…»
- Так кому же посвятил его С.Есенин ? Поэт прощается с жизнью или говорит «до свидания» тому, кто ушел из жизни?
- Есть несколько версий о посвящении…Одни считают - Алексею Ганину, расстрелянному в марте 25 года, другие - Вольфу Эрлиху. Но кому бы ни были адресованы эти строки, написанные кровью, в них и боль души, и сила веры в продолжение там, за чертой жизни.
С.Есенин – русый голубоглазый парень, «последний поэт деревни», «золотая сорви - голова», «скандалист и хулиган», который «рад и счастлив душу вынуть», умеющий тонко чувствовать, глубоко понимать и беспредельно любить. Любить Россию, свою старушку мать, женщин, братьев наших меньших, любить жизнь!
Дифференцированное задание:
- вывести формулу жизни С.Есенина;
- составить синквейн на темы «Поэзия», «Жизнь», «Судьба» (по выбору, основываясь на материале урока).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Поэзия военных лет. Урок литературы в 7 классе
презентация к уроку литературы в 7 классе. Включает в себя краткую биографию поэтов Великой Отечественной войны, стихотворения тех лет....
Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина
Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....
Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"
Тема: Любовная лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта; показать дина...
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...
Презентация к уроку литературы 10 класс. Иван Сергеевич Тургенев: жизнь, судьба, творчество. 1 урок
Первый урок по изучению творчества И.С.Тургенева....