Судьба мира и цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
И.Бунин "Господин из Сан-Франциско | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Судьба мира и цивилизации
в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Ход урока
- Слово учителя:
В 1912 году, весной, крупнейшее пассажирское судно под названием «Титаник» столкнулось с айсбергом. В результате погибло более полутора тысяч человек. Упоённое научными успехами человечество считало «Титаник» непотопляемым. Это сооружение было символом безграничных возможностей человека, его власти над силами природы. Гибель «Титаника» напомнила о хрупкости человека перед лицом космических сил, о неизбежности страшной расплаты за Гордыню.
Три года спустя Бунин пишет одно из лучших произведений, признанное вершиной «объективной» бунинской прозы предреволюционного периода – «Господин из Сан-Франциско».
Сюжет предельно прост. Господин из Сан-Франциско отправляется с семьёй в путешествие по Европе и неожиданно умирает в одном из дорогих отелей, после чего его тело отправляют обратно на том же корабле. Никакой остроты, никакого накала страстей. Однако в этом простом сюжете, на нескольких страницах Бунин при помощи символов, ярких деталей, перекличек с библейскими и мифологическими ассоциациями разворачивает картину, предсказывающую судьбу всего мира и нашей цивилизации.
Бунин не любил символистов, однако нельзя отрицать, что его рассказ пронизан символами. Символы не говорят, но "подмигивают" и "кивают". Символ - это нечто внешнее, надежно укрывающее внутреннее и защищающее его от непосвященных. Сокрытие и защита, однако, - не главная функция символа. Главная же его задача, конечно, позитивная - открывать тайну тем, кто способен ее понять. "… Символ - окно в Вечность".
Цель нашей работы над этим произведением и будет заключаться в том, чтобы расшифровать символы и приоткрыть «окно в Вечность». Нам важно не просто понять смысл рассказа, но применить его к собственной жизни и собственному опыту, к той картине мира, в которой приходится жить нам, людям XXI века.
2.Прошу сосредоточиться и приготовиться к серьёзной работе над текстом.
- Как зовут главного героя?
(У героя нет имени в рассказе. Способ типизации.)
-Почему он решил отправиться в путешествие?
(«Он был уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отлично».)
-Автор говорит, что господин «работал не покладая рук» и тут же добавляет красноречивую деталь, найдите её.
(«Китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит!»)
Автор не бичует героя за эксплуатацию тысяч людей, он иронизирует очень тонко и даёт возможность читателю самому делать выводы.
-Распорядок дня путешествующих описан очень подробно. Чем они заняты? Для чего такая детализация?
(стр349. Писатель желает подчеркнуть ужасающую скудость и духовную нищету представителей буржуазной цивилизации. )
-Почему корабль назван «Атлантида»? Случайно ли это?
-Но грозное предостережение пирующим - не только в названии корабля. Есть и другие, не менее грозно напоминающие о неминуемой гибели. Найдите их в тексте.
(Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нём не думали, твёрдо веря во власть над ним командира… на баке поминутно взвывала с адской мрачностью сирена, но не многие из обедающих слышали сирену – её заглушали звуки прекрасного оркестра… )
(в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена,…мрачным и знойным недрам преисподней, её последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода…сть350)
- Дома вы должны были выписать наиболее яркие, необычные эпитеты, сравнения, метафоры из рассказа. Я прошу их озвучить. А я, в свою очередь, поделюсь своими открытиями.
(Бунин любит эстетизировать неприглядные вещи. Ну, например, как вам понравились «чуть припудренные нежнейшие прыщики возле губ и между лопаток» дочери гл. героя, или «красавец, похожий на пиявку». Однако особенно обращают на себя внимание эпитеты, которые содержат намёк на смерть. Это усы принца из азиатских государств, которые «сквозят, как у мёртвого», а кожа на лице «словно натянута», сирена захлёбывается в «смертной тоске», океан ходит «траурными от серебряной пены горами» и гудит, как «погребальная месса»)
- Пассажиры «Атлантиды» мертвы, они подобны запрограммированным куклам, им чужды красота мира и природы. Они не наслаждаются жизнью, а «имеют обычай начинать наслаждение жизнью», у них даже нет аппетита, и они вынуждены его возбуждать искусственно, они гуляют по палубе, потому что им «полагается бодро гулять».
- От чего господин из Сан-Франциско ещё способен был оживляться?
- В сюжете рассказа есть только одно настоящее событие . Какое?
(Смерть героя)
-Бунин жесток в описании смерти господина из Сан-Франциско. Найдите этот эпизод.
- Какие унижения пришлось пережить господину после смерти? Как к его смерти отнесся хозяин отеля? Какое впечатление произвела его смерть на всех окружающих?
(«Не будь в читальне немца –ни единая душа из гостей не узнала бы, что натворил о»н. Смерть воспринимается ими как нечто постыдное, то, что необходимо скрыть, замять. Не будь свидетелей, слуги «мгновенно, задними ходами умчали бы за ноги и голову господина куда подальше». )
- Кого же противопоставляет Бунин господину из Сан-Фр. и ему подобным?
(стр. 364)
-Итак, господин из Сан-Франциско возвращается домой в ящике из-под содовой, он теперь не вверху, а внизу, рядом с теми, кто в жарком поту приводит в действие эту адскую громаду. Кто думал, что имеет право на развлечения, кто считал, что все обязаны ему служить, стал никем. А над ним продолжается веселье. Кому вверяют свою жизнь и безопасность люди на «Атлантиде»? (Капитану).
-С чем сравнивает автор капитана, и каков смысл этого сравнения?
(Перед нами не Бог, не святой, не водитель, а всего лишь жалкий идол, которому все привыкли поклоняться.)
Капитан корабля такое же лживое божество, как лжива жизнь тех, кто на корабле. Лжива вся цивилизация, в которой главной ценностью является удовлетворение своих низменных желаний, где веру в Бога, в Жизнь и Смерть заменило поклонение человеку-идолу. Такую цивилизацию ждёт неминуемая гибель.
-В чём смысл образа Дьявола, возникающего в конце рассказа?
-Вспомните произведение, в котором, как и в рассказе Бунина, главным и единственно настоящим событием в жизни героя стала смерть?
(«Смерть Ивана Ильича»)
-Что общего и что отличает героев этих произведений?
Подведение итогов:
-Рассказ Бунина внеисторический и внесоциальный. Почему?
-Изменился ли курс нашего корабля, или пророчество Бунина сбывается? (Бунин писал рассказ в разгар Первой Мировой войны, что происходит в мире сегодня?)
Я рада, если сегодняшний урок хоть на шаг приблизил вас к постижению законов жизни. Мне кажется, что до тех пор, пока на корабле есть люди, способные к искренним проявлениям живой души, пока есть молодые, неравнодушные, ищущие, влюблённые, Дьявол не всесилен.
Домашнее задание:
Прочесть рассказы «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар», «Руся».
Подумать над вопросом, как понимает Любовь Бунин?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
Урок по литературе "Образ закатной цивилизации в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" 11 класс
Один урок из системы уроков по творчеству Бунина в 11 классе....
Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...
Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»).
Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»). Тип урока – урок усвоения навыков и умений.Форма урока – урок-мастерская – позвол...
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Основна цель урока: раскрыть философское содержание рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», выявить, как соотносится в нем национальное, социальное и общечеловеческое....
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Тип урока: урок с использованием проблемного метода обученияЦель урока: Раскрыть философское содержание рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»Задачи урока (формирование УУ...
«Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность человека за судьбу мира». (По сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» 7 класс)
На примере сказки показать, как решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинс...