Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Тип урока: урок с использованием проблемного метода обучения
Цель урока: Раскрыть философское содержание рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Задачи урока (формирование УУД):
- познавательные УУД: раскрыть символическое значение образов рассказа; анализируя художественное произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героев Бунина; проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”; путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
- коммуникативные УУД: обучение умению выразительно читать прозаическое произведение; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и участвовать в дискуссии; выражать свое отношение к прочитанному.
- регулятивные УУД: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции;
- личностные УУД: создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека; помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.
Планируемые результаты:
- предметные: знание основных понятий темы; умение в ходе исследовательской работы формулировать ответ на проблемный вопрос;
- коммуникативные: умение участвовать в дискуссии;
- регулятивные: развитие умения контролировать и оценивать свою и чужую деятельность;
- личностные: развитие выразительности речи студентов; воспитание ответственного отношения к выполнению самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 35.58 КБ |
Презентация к уроку | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Выдомская Лилия Владимировна
Место работы: СПб ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства»
Предмет: литература
Тип урока: урок с использованием проблемного метода обучения
Тема: Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Цель урока: Раскрыть философское содержание рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Задачи урока (формирование УУД):
- познавательные УУД: раскрыть символическое значение образов рассказа; анализируя художественное произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героев Бунина; проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”; путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
- коммуникативные УУД: обучение умению выразительно читать прозаическое произведение; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и участвовать в дискуссии; выражать свое отношение к прочитанному.
- регулятивные УУД: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции;
- личностные УУД: создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека; помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.
Планируемые результаты:
- предметные: знание основных понятий темы; умение в ходе исследовательской работы формулировать ответ на проблемный вопрос;
- коммуникативные: умение участвовать в дискуссии;
- регулятивные: развитие умения контролировать и оценивать свою и чужую деятельность;
- личностные: развитие выразительности речи студентов; воспитание ответственного отношения к выполнению самостоятельной работы.
Основные понятия темы: рассказ, композиция, художественная деталь, символ
Карта обеспеченности урока
материально-техническое оснащение | бумажные | электронные |
преподаватель | Иллюстрации, раздаточный материал | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация |
студенты | раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями) |
Формы работы на уроке: исследовательская работа в микрогруппах, дискуссия
Средства оптимизации урока: элементы проблемного метода
Литература:
- Бунин И. А. Поэзия и проза. М.: 1986.
- Смирнова Л. А. И. А. Бунин: Жизнь и творчество. М.: 1991.
- Каплан И. Е. Анализ произведений русской литературы. М.: 1997.
- Шапошникова В. В. Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе. М.: 2001.
Интернет- ресурсы:
Этап урока | ||||
Цели урока для преподавателя, деятельность преподавателя | Цели урока для ученика, деятельность учащихся
| Планируемые предметные результаты | Планируемые познавательные, регулятивные, коммуникативные результаты на каждом этапе урока. | Планируемые личностные результаты |
Организационный момент | ||||
Определить готовность учащихся к уроку, обеспечить рабочую атмосферу в группе | Настроиться на активную работу на уроке | Доброжелательный настрой преподавателя и учащихся, организация внимания и рабочей атмосферы в группе | ||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Объявляет тему, обращая внимание на эпиграф к уроку: Сегодня мы проводим урок-беседу по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Наша задача – определить замысел писателя, раскрыть философское значение рассказа. Убедиться в том, что анализ текста как языкового целого, наблюдения над эстетической функцией слова художественного произведения, анализ языковых и изобразительных средств позволяет определить основную идею произведения. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Эти слова принадлежат известному русскому писателю Л. Н. Толстому, исследователю духовного мира человека, его нравственных высот и падений. Все рассказы Бунина как будто пронизаны одной нитью – нитью времени, которая связывает созданные много лет назад истории и сегодняшнего читателя, волнуя, трогая его и побуждая к анализу поступков, мыслей героев, к философскому размышлению. Обратите внимание на информационные листы. Прочитайте краткую историческую справку и ответьте на вопрос: что побудило писателя обратиться к теме духовного кризиса человека? | Записывают тему и эпиграф урока в тетради. Один из учащихся читает информационный лист вслух. После обсуждения вопроса в микрогруппах звучат ответы. Примерный ответ: Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом, понимает ущербность общества, построенного на стремлении к наживе. С одной стороны – цивилизация, с другой – духовная смерть, внутренняя ущербность. | Умение определять цель деятельности, строить рассуждения на основе данной информации | . | |
Актуализация опорных знаний | ||||
Организует повторение литературоведческого понятия -Что такое рассказ? -От чьего лица ведется повествование? - Можно пересказать этот рассказ? О чем рассказ? На первый взгляд, сюжет достаточно прост. Но наша с вами задача – рассмотреть философский вопрос, который волнует Бунина. И здесь просто пересказ нам не поможет. - что такое композиция художественного произведения. | Учащиеся обращаются за дополнительной (если это необходимо) информацией к карточкам по теории литературы и дают определения терминов, необходимых для работы над текстом. -От лица автора, собственно авторское повествование. - пересказать рассказ можно. Примерный пересказ: некий богатый господин со своей семьей решает отдохнуть и отправляется в путешествие. В путешествии он умирает. | Строят собственное связное высказывание, умеют работать со словарными статьями | ||
Организация исследовательской деятельности по проблемным вопросам | ||||
Организует обсуждение проблемных вопросов в микрогруппах, делает вывод. 1.Еще раз посмотрите на определение рассказа и композиции. Определите особенность композиции рассказа. Какую геометрическую фигуру напоминает композиция рассказа? 2. Найдите в рассказе образы, которые имеют символическое значение, и выпишите их. Заполните таблицу 3. Какие еще ассоциации возникают у вас при чтении описания корабля? 4. Представьте, что вы снимаете кино. Как бы вы изобразили корабль при помощи камеры? Какой кинематографический прием может быть использован?
-С какой целью герой отправляется в путешествие? -С помощью словесного ряда создайте портрет героя. -Что представляет собой этот человек с психологической точки зрения? 8.Вспомните, какие детали Бунин подчеркивает особенно четко? 9.Вспомните поведение героя перед смертью. Почему Бунин так подробно описывает приготовление «господина» к ужину? 10.Акцентирует внимание на иллюстрации к тексту 11. Почему герой лишен имени? 12. Как общество относится к герою и его семье до его смерти и после? Найдите и выпишите ключевые слова, характеризующие поведение людей. 13. Какова роль эпизодических героев рассказа? 14. Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы? Как вы понимаете слово «тленность», если испытываете затруднение, обратитесь к информационному листку, где вам предложена статья из Толкового словаря. Вспомните, что такое эпиграф? Как вы понимаете эпиграф к рассказу? Какая деталь в тексте рассказа указывает на гибель цивилизации? 15. Как в рассказе выстраивается и формируется чувство кризиса цивилизации? | Участвуют в обсуждении вопросов, делают выводы, приводят примеры из текста 1.Композиция имеет кольцевой характер. Путешествие героя начинается в Сан-Франциско и заканчивается возвращением домой, в могилу, на берега Нового Света. 2. Заполняют таблицу. Делают вывод по представленным данным Пароход «Атлантида» - символ общества. Символичен образ капитана, «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего на огромного идола и очень редко появляющегося на люди из своих таинственных покоев»; символичен образ героя, чье имя вынесено в название произведения. Он олицетворяет человека особой человеческой породы – стремление к наживе, жажда накопления. Атлантида – затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. 3. Возникает также ассоциация с погибшим в 1912 г. «Титаником». 4. Сначала камера «наезжает» на корабль, скользит по этажам, показывая убранство кают, детали, подчеркивающие надежность «Атлантиды», а затем постепенно «отплывает», показывая громаду корабля в целом. Камера все удаляется от парохода, пока он не становится похож на ореховую скорлупку в огромном бушующем океане. 5. один из учащихся читает вслух фрагмент текста (описание корабля). На слайде отражены основные моменты описания. корабль – это модель общества, разделенное на верхние этажи и подвалы. Разделение имеет характер антитезы: противопоставляются отдых, беззаботность, танцы и тяжелый труд, работа. Выстраивается картина рая и ада. 6. 1-2 учащихся читают вслух фрагмент текста, затем выписывают слова в исследовательскую таблицу.Вывод: Жизнь протекала весьма размеренно; с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака; два часа посвящались отдыху; океан был страшен, но о нем не думали; была изящная влюбленная пара, нанятая играть в любовь за деньги. 7. устно отвечают на вопросы после обсуждения, заполняют исследовательскую таблицу
10.Сопоставляют иллюстрацию с авторским текстом, делают вывод 11. Герой назван просто «господином», именно в этом слове заключается отношение героя к жизни. Бунин отмечает в герое те черты личности, которые присуще людям его круга. Он ничем не выделяется, он типичен. Сам себя он считает господином и упивается властью над людьми. 12. Выписывают из текста слова в таблицу 13. Лоренцо и абруццкие горцы появляются в конце рассказа и внешне никак не связаны с повествованием. Лоренцо – «высокий старик лодочник», беззаботный гуляка. Ему дано звучное имя в отличие от безымянного господина. Он знаменит по всей Италии, не раз служил моделью художникам. Этот бедняк останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика вычеркнули из жизни и забыли. Абруццкие горцы олицетворяют естественную радость бытия. Они живут в гармонии с миром. 14. В конце рассказа возникает образ дьявола, который следит за человечеством. «Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Это библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства. Звучит как грозное предсказание. В тексте упоминается Везувий, извержение которого погубило Помпею. 15. Описание жизни господина, поведение людей, тема бездуховности, погоня за наживой. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченной на небытие, сочетается с философскими размышлениями о жизни, о месте и функции человека в мире, о смерти. | Умеют анализировать прозаический текст по вопросам, выразительно читать прозаический текст, пользоваться литературоведческими терминами | Познавательные: владение смысловым чтение, умение анализировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: Определение цели, выдвижение версий, работа по плану. Коммуникативные: Создание устного высказывания, организация работы в группе, преодоление конфликтов. | Осознание своих эмоций, осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, умение выбирать, как поступить в неоднозначных ситуациях. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | ||||
Организует подведение итогов урока ,формулирует проблемный вопрос: Итак, что мы сегодня узнали на уроке? В чем заключается философский смысл рассказа? | Понимают проблематику произведения, знают основные понятия темы, могут применить знание при анализе конкретного произведения. | |||
Домашнее задание | ||||
В качестве домашнего задания предлагаю заняться исследовательской деятельностью: как вы понимаете смысл рассказа? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот… Л. Н. Толстой И. А. Бунин 1870- 1953
Теория литературы Рассказ – малый эпический жанр, прозаическое произведение небольшого объема, в котором изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, а описываемое действие непродолжительно по времени. Композиция – построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов.
Основные символические образы рассказа “ Атлантида” - затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. “ Нет имени у господина” – олицетворение человека буржуазной цивилизации “ Океан, ходивший за стенами” парохода – символ стихии, природы, противостоящей цивилизации. “ Влюбленная пара”, нанятая за деньги, чтобы изображать любовь-символ того, что в буржуазном обществе все продается и покупается. Образ капитана, «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего… на огромного идола и очень редко появляющегося на люди из своих таинственных покоев». Господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации.
Пароход – знаменитый «Атлантида» ‑ был похож на громадный отель со всеми удобствами, ‑ с ночным баром, восточными банями, с собственной газетой, ‑ и жизнь на нем протекала весьма размеренно… По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах…
С какой целью герой отправляется в путешествие? С помощью словесного ряда создайте портрет героя. Что представляет собой этот человек с психологической точки зрения?
Вспомните поведение героя перед смертью. Почему Бунин так подробно описывает приготовление «господина» к ужину?
Иллюстрация художника О. Коровина. Герой перед последним выходом. Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов, он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками в серебряной оправе остатки жемчужных волос…Пол еще качался под ним., запонка порой кусала дряблую кожу, но он был настойчив…
Иллюстрация художника О. Коровина. . Следует обратить внимание на реакцию отборного общества на смерть своего «коллеги». «Вечер был непоправимо испорчен. Хозяин…подходил то к одному, то к другому, всех уверяя, что он отлично понимает, «как это неприятно»…
Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы? Как вы понимаете слово «тленность», если испытываете затруднение, обратитесь к информационному листку. Вспомните, что такое эпиграф? Как вы понимаете эпиграф к рассказу? Какая деталь в тексте рассказа указывает на гибель цивилизации?
Домашнее задание Исследовательская деятельность Как вы понимаете смысл рассказа И. А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль символов и подтекста в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". / Систематизированные материалы к уроку литературы в 11 классе.
Данный матер...
Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...
Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...
Конспект урока по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов....
Урок по литературе "Образ закатной цивилизации в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" 11 класс
Один урок из системы уроков по творчеству Бунина в 11 классе....
Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Основна цель урока: раскрыть философское содержание рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», выявить, как соотносится в нем национальное, социальное и общечеловеческое....