Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»).
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Мельникова Лейсан Марселевна

Трагедия одиночества  человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»).

 Тип урока – урок усвоения навыков и умений.

Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.

 Цели и задачи урока:

Учебные:

  • заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;
  • сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Развивающие:

  • умение решать проблемы;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  •  умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

Воспитательные:

  • воспитывать социальную ответственность;
  • воспитывать эстетически подготовленного читателя;
  • формирование содержания понятий «равнодушные люди», «черствые люди», «одиночество человека».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трагедия одиночества  человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»).

 Тип урока – урок усвоения навыков и умений.

Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.

 Цели и задачи урока:

Учебные: 

  • заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;
  • сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Развивающие:

  • умение решать проблемы;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  •  умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

Воспитательные: 

  • воспитывать социальную ответственность;
  • воспитывать эстетически подготовленного читателя;
  • формирование содержания понятий «равнодушные люди», «черствые люди», «одиночество человека».

 Оборудование:

1. Текст рассказа А. П. Чехова «Тоска», компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

1. Слово учителя. (Звучит музыка. Iogannes_Brams_-_simfoniya_№3_chast_3)

 Слайд 1

Холодный дождь стучит в окно. Узкая улочка пустынна. Лишь изредка постукивают по булыжнику колеса пролетки. Поздней осенью Ялта навевает тоску. За окном небольшого домика силуэт человека в пенсне. Здесь, в Ялте, Чехов провел свои последние,  самые трудные годы, месяцы, дни. Здесь он был наедине со смертельной болезнью. Что может чувствовать, о чем думает человек в таком положении? А Чехов сажает цветы, ведет переписку, помогает знакомым людям в решении  жизненных проблем… Невольно поражаешься духовной мощи этого хрупкого с виду человека.

Слайд 2

Всмотритесь в это лицо и вы увидите за маленькими очками необыкновенные глаза: задумчивые, умные, добрые и проницательные, которые замечают все. В своих рассказах Чехов призывает нас быть чуткими, терпимыми друг к другу, гнать из сердца равнодушие и самоуспокоенность.

Именно поэтому мы обращаемся к рассказу А.П.Чехова «Тоска».

Слайд 3

Дома вы прочитали рассказ, работали над словом писателя.

- Как вы думаете, какова главная мысль рассказа?

( Главная мысль рассказа заключается в том, что в мире равнодушных, черствых людей человек одинок).

Сегодня тема  нашего урока: Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу А. П. Чехова «Тоска»).

Наша задача исследовать писательское мастерство автора, показать трагедию одиночества человека в мире других людей.

2. Работа над названием и  содержанием.

1. Рассказ назван «Тоска». Подберите синонимы к этому слову. (Горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние).

2. Почему же писатель предпочел слово тоска?

Может быть, писатель обратил внимание на то, как звучит это слово:

гласная А как бы подчеркивает бесконечность, безграничность этого слова.

3.Когда происходит действие в рассказе? ( Вечерние сумерки, зима)

4. Кто герой рассказа? ( Иона Потапов)

5.Какое горе у него случилось? И какая возникла необходимость?  (Возникла необходимость поделиться со своим горем)

6.Вспомните, к кому Иона обратился с просьбой выслушать его?

Слайд 4

7. Составим схему, где отразим, кому хотел поведать Иона свою печаль и как к этому отнеслись люди.

Трое молодых людей

(Обзывают, проявляют грубость, ни о каком сочувствии не может быть и речи)

Военный                        Иона                Дворник

 (Закрыл глаза,                                                         (Даже не захотел

сделал вид, что спит)                                                 разговаривать)

Молодой извозчик

(Укрылся с головой и спит)

Учитель: Какая черта характера  объединяет этих людей? (Равнодушие)

А какой он равнодушный человек? Умеют ли эти люди сострадать? чувствовать чужую боль?

 Какой вывод можно сделать?

Вывод: Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать.

8. Кому же все-таки излил душу Иона? Как он это сделал? Окунемся в атмосферу чеховского рассказа.

Слайд 5

9.Чтение фрагмента. («Пойти лошадь поглядеть, - думает Иона.- Спать всегда успеешь…»)

- Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, как Иона разговаривает с лошадью? Как он ее называет? О  чем это говорит?

- Прочитайте последнюю фразу. (Иона увлекается и рассказывает ей все…)

О чем он ей рассказывает? На этот вопрос вы будете отвечать дома. Запишите д/з.

Слайд 6

3. Работа над словом писателя.

Одной из тайн чеховского искусства является то, что его произведения лишены учительства: он никого не учит, не обвиняет, не ругает. Но Чехов так подает образы в рассказах, что сердце  сжимается. Разве не жалко нам Иону? Писатель надеется на то, что у читателя откроется «второе зрение», и он будет видеть между строк. Сумели ли вы увидеть между строк чеховского рассказа? Сейчас посмотрим.

Дома вы работали над словом писателя и свои наблюдения заносили в Дневник. На какие фразы (слова) вы обратили внимание? О чем говорят эта фраза или слово?

Слайд 7

Дневник наблюдения над словом писателя. 

Фраза

Почему эта фраза важна?

О чем она говорит?

Учитель: Ребята, мы только начинаем глубоко  изучать мастерство писателя.

В вашем Дневнике я увидела, что вы обратили внимание на некоторые секреты мастерства писателя. Обратили внимание на «говорящие» детали, на речь как на средство характеристики героя, на любимую часть речи – глагол.

- Скажите, а по объему рассказы Чехова какие? (Короткие)

- Да, Чехов – мастер короткого повествования, но он умеет в малом сказать о многом. В этом мастерство писателя.

4. Можно ли  считать рассказ важным, актуальным и для нашего времени? Слайд 8

На этот вопрос я попрошу вас ответить письменно.

5. Подведение итогов.

В рассказе «Тоска» писатель освещает проблемы одиночества человека в обществе, взаимного непонимания людей, отчуждения их.

-  А как нам надо жить, чтобы не чувствовать себя одиноким?

На этот вопрос Виталию дано задание найти ответ. ( Презентация)

Слайды 9-14

Слайд 15

Рассказы  Чехова воспитывают душу, заставляют задуматься. Я часто привожу любимые мною слова А.П.Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А затем обязательно добавляю, что природа может не наградить вас прекрасным лицом, денег для покупки прекрасной одежды может и не быть. Но чтобы иметь прекрасными душу и мысли, нужно быть совестливим, порядочным и отзывчивым человеком, как Иона. 

6. Оценка работы на уроке.

  • оценка учителем и школьниками индивидуальной работы учащихся;
  • оценка восприятия, деятельности и результативности класса в целом.

Слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект по литературе на тему: «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»

Опорный конспект содержит материал, сгруппированный по этапам жизни и творчества А.П.Чехова.  Может быть использован в качестве опоры для лекции учителя, а также для организации самостоятельной и твор...

Урок в 7 классе на тему: «Трагедия одиночества человека в мире других людей».

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он...

Трагедия одиночества среди людей (по рассказу А.П.Чехова "Тоска")

Тип урока – урок усвоения навыков и умений.Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя или поэта, сконцентрироваться на острых проблемах...

Урок литературы в 9 классе «Тема одиночества человека в мире». (По рассказу А.П. Чехова «Тоска» )

цели:развивать умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;  воспитывать чувство доброты, сострадания ,  желание  помочь...