Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»).
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему
Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»).
Тип урока – урок усвоения навыков и умений.
Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.
Цели и задачи урока:
Учебные:
- заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;
- сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.
Развивающие:
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Воспитательные:
- воспитывать социальную ответственность;
- воспитывать эстетически подготовленного читателя;
- формирование содержания понятий «равнодушные люди», «черствые люди», «одиночество человека».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tragediya_odinochestva_cheloveka_v_mire_drugih_lyudey.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»).
Тип урока – урок усвоения навыков и умений.
Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.
Цели и задачи урока:
Учебные:
- заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;
- сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.
Развивающие:
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Воспитательные:
- воспитывать социальную ответственность;
- воспитывать эстетически подготовленного читателя;
- формирование содержания понятий «равнодушные люди», «черствые люди», «одиночество человека».
Оборудование:
1. Текст рассказа А. П. Чехова «Тоска», компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
1. Слово учителя. (Звучит музыка. Iogannes_Brams_-_simfoniya_№3_chast_3)
Слайд 1
Холодный дождь стучит в окно. Узкая улочка пустынна. Лишь изредка постукивают по булыжнику колеса пролетки. Поздней осенью Ялта навевает тоску. За окном небольшого домика силуэт человека в пенсне. Здесь, в Ялте, Чехов провел свои последние, самые трудные годы, месяцы, дни. Здесь он был наедине со смертельной болезнью. Что может чувствовать, о чем думает человек в таком положении? А Чехов сажает цветы, ведет переписку, помогает знакомым людям в решении жизненных проблем… Невольно поражаешься духовной мощи этого хрупкого с виду человека.
Слайд 2
Всмотритесь в это лицо и вы увидите за маленькими очками необыкновенные глаза: задумчивые, умные, добрые и проницательные, которые замечают все. В своих рассказах Чехов призывает нас быть чуткими, терпимыми друг к другу, гнать из сердца равнодушие и самоуспокоенность.
Именно поэтому мы обращаемся к рассказу А.П.Чехова «Тоска».
Слайд 3
Дома вы прочитали рассказ, работали над словом писателя.
- Как вы думаете, какова главная мысль рассказа?
( Главная мысль рассказа заключается в том, что в мире равнодушных, черствых людей человек одинок).
Сегодня тема нашего урока: Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу А. П. Чехова «Тоска»).
Наша задача исследовать писательское мастерство автора, показать трагедию одиночества человека в мире других людей.
2. Работа над названием и содержанием.
1. Рассказ назван «Тоска». Подберите синонимы к этому слову. (Горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние).
2. Почему же писатель предпочел слово тоска?
Может быть, писатель обратил внимание на то, как звучит это слово:
гласная А как бы подчеркивает бесконечность, безграничность этого слова.
3.Когда происходит действие в рассказе? ( Вечерние сумерки, зима)
4. Кто герой рассказа? ( Иона Потапов)
5.Какое горе у него случилось? И какая возникла необходимость? (Возникла необходимость поделиться со своим горем)
6.Вспомните, к кому Иона обратился с просьбой выслушать его?
Слайд 4
7. Составим схему, где отразим, кому хотел поведать Иона свою печаль и как к этому отнеслись люди.
Трое молодых людей
(Обзывают, проявляют грубость, ни о каком сочувствии не может быть и речи)
Военный Иона Дворник
(Закрыл глаза, (Даже не захотел
сделал вид, что спит) разговаривать)
Молодой извозчик
(Укрылся с головой и спит)
Учитель: Какая черта характера объединяет этих людей? (Равнодушие)
А какой он равнодушный человек? Умеют ли эти люди сострадать? чувствовать чужую боль?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать.
8. Кому же все-таки излил душу Иона? Как он это сделал? Окунемся в атмосферу чеховского рассказа.
Слайд 5
9.Чтение фрагмента. («Пойти лошадь поглядеть, - думает Иона.- Спать всегда успеешь…»)
- Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, как Иона разговаривает с лошадью? Как он ее называет? О чем это говорит?
- Прочитайте последнюю фразу. (Иона увлекается и рассказывает ей все…)
О чем он ей рассказывает? На этот вопрос вы будете отвечать дома. Запишите д/з.
Слайд 6
3. Работа над словом писателя.
Одной из тайн чеховского искусства является то, что его произведения лишены учительства: он никого не учит, не обвиняет, не ругает. Но Чехов так подает образы в рассказах, что сердце сжимается. Разве не жалко нам Иону? Писатель надеется на то, что у читателя откроется «второе зрение», и он будет видеть между строк. Сумели ли вы увидеть между строк чеховского рассказа? Сейчас посмотрим.
Дома вы работали над словом писателя и свои наблюдения заносили в Дневник. На какие фразы (слова) вы обратили внимание? О чем говорят эта фраза или слово?
Слайд 7
Дневник наблюдения над словом писателя.
Фраза | Почему эта фраза важна? О чем она говорит? |
Учитель: Ребята, мы только начинаем глубоко изучать мастерство писателя.
В вашем Дневнике я увидела, что вы обратили внимание на некоторые секреты мастерства писателя. Обратили внимание на «говорящие» детали, на речь как на средство характеристики героя, на любимую часть речи – глагол.
- Скажите, а по объему рассказы Чехова какие? (Короткие)
- Да, Чехов – мастер короткого повествования, но он умеет в малом сказать о многом. В этом мастерство писателя.
4. Можно ли считать рассказ важным, актуальным и для нашего времени? Слайд 8
На этот вопрос я попрошу вас ответить письменно.
5. Подведение итогов.
В рассказе «Тоска» писатель освещает проблемы одиночества человека в обществе, взаимного непонимания людей, отчуждения их.
- А как нам надо жить, чтобы не чувствовать себя одиноким?
На этот вопрос Виталию дано задание найти ответ. ( Презентация)
Слайды 9-14
Слайд 15
Рассказы Чехова воспитывают душу, заставляют задуматься. Я часто привожу любимые мною слова А.П.Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А затем обязательно добавляю, что природа может не наградить вас прекрасным лицом, денег для покупки прекрасной одежды может и не быть. Но чтобы иметь прекрасными душу и мысли, нужно быть совестливим, порядочным и отзывчивым человеком, как Иона.
6. Оценка работы на уроке.
- оценка учителем и школьниками индивидуальной работы учащихся;
- оценка восприятия, деятельности и результативности класса в целом.
Слайд 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Комическое и трагическое в рассказах Антона Павловича Чехова".
презентация к уроку литературы в 6 классе...
Опорный конспект по литературе на тему: «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»
Опорный конспект содержит материал, сгруппированный по этапам жизни и творчества А.П.Чехова. Может быть использован в качестве опоры для лекции учителя, а также для организации самостоятельной и твор...
Урок в 7 классе на тему: «Трагедия одиночества человека в мире других людей».
Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он...
Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова
Презентация у к уроку....
Трагедия одиночества среди людей (по рассказу А.П.Чехова "Тоска")
Тип урока – урок усвоения навыков и умений.Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя или поэта, сконцентрироваться на острых проблемах...
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска»: «Тоска громадная, не знающая границ» (урок внеклассного чтения)
Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова в 9м классе....
Урок литературы в 9 классе «Тема одиночества человека в мире». (По рассказу А.П. Чехова «Тоска» )
цели:развивать умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; воспитывать чувство доброты, сострадания , желание помочь...