Рабочая программа по русской литературе
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_7.doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Демского района городского округа г.Уфа
МБОУ СОШ № 132
«Утверждаю» | «Согласовано» | «Рассмотрено на МО» |
Директор _______________________ О.А.Мелихова «______» сентябрь 20___г. | Зам. директора по УВР ______________________ И.Е.Любина «______» сентябрь 20__г. | Протокол № 1 Руководитель ШМО ______________________ «______» сентябрь 20__г. |
Рабочая программа
по РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
на 2014/2015 учебный год
Класс 7Б
Учитель Кинзягулова Гульшат Фарисовна
Количество часов в неделю – 2 часа
Количество часов за год – 68
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 коррекционном классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 коррекционном классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Внеклассное чтение | Развитие речи | Сочинение |
Введение. | 1 | |||
Устное народное творчество. | 6 | 1 | ||
Из древнерусской литературы. | 5 | 1 | ||
Из русской литературы XVIII века | 3 | |||
Из русской литературы XIX века. | 43 | 8 | 7 | 4 |
Из русской литературы XX века. | 37 | 8 | 3 | |
Зарубежная литература. | 6 | |||
Итоговый урок | 1 |
Содержание тем учебного курса.
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные
представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
И. С. Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).
C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XVIII века
A. П. Сумароков. Эпиграмма.
B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Басни (на выбор).
A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».
B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.
М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
Н. А. Некрасов. Саша.
И. С. Тургенев. Бурмистр.
Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».
А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».
А. Н. Майков. Гроза.
Я. П. Полонский. Дорога.
Л. Н. Толстой. Детство.
А. П. Чехов. Размазня.
A. И. Куприн. Изумруд.
Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Лапти.
B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.
А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».
C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.
А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.
A. Т. Аверченко. Вечером.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.
B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.
А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».
Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
В. С. Высоцкий. Песня о друге.
A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
B. С. Розов. В добрый час!
Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку, или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.
В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Класс – 7. Количество часов: всего – 105 часа ; в неделю – 3 часа
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2009.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | Введение | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с учебником, беседа | Коллективный | Выполнить задание «№2 учебника письменно; прочитать статью «Былины». | |||
2 | Устное народное творчество Былины, их жанровые особенности. «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | Комбинированный | Комментированное чтение, составление таблицы, анализ былины | Коллективный, индивидуальный | Формирование представления о художественных особенностях былины | Выразительное чтение былины; выписать из текста гиперболы и повторы. Написать мини-сичинение или устный ответ по картине Билибина «Дружина Вольги» | ||
3 | Былина «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | Комбинированный урок | Анализ былины, творческая работа | Коллективный, групповой | Отработка навыков работы с текстом | Прочитать 3-4 былины об Илье Муромце, подготовить иллюстрацию, характеристика героев. | ||
4 | Урок-игра по былинам. | 1 | Контрольный урок | Литературная игра «Умники и умницы» по былинам | Коллективный, индивидуальный | Знание текстов былин, умение ориентироваться в их содержании | Написать сочинение «Мой любимый былинный герой». | ||
5 | «Повесть временных лет», её значение. | 1 | Изучение нового материала | Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта | Коллективный, индивидуальный | Расширение словарного запаса, кругозора в области литературных знаний | Напишите короткое поучение, используя соответствующую лексику (грамотка, ибо, леность, отрок…); Прочитать «Повесть о Петре и Февронии …» | ||
6 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе. | 1 | Комбинированный урок | Сообщение подготовленного ученика, Чтение повести, составление таблицы | Коллективный, индивидуальный | Выявление специфики повести, развитие речи | Подготовить пересказ от лица одного из персонажей, задание №2 учебника. | ||
7 | Из русской литературы XVIII века М. В. Ломоносов. Оды. | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам | Коллективная, групповая | Расширение литературных знаний | Прочитать «Оду на день…» полностью, выразительное чтение одного из отрывков; Составить развёрнутый план статьи учебника. | ||
8 | Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией. | 1 | Изучение нового материала | Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя | Коллективный, индивидуальный | Знакомство с биографией и творчеством Державина и материалом о жизни поэта в нашей республике. | Выучить наизусть стихотворение поэта; подготовить краткий пересказ статьи учебника о Державине. | ||
9 | В. А. Жуковский. «Лесной царь». | 1 | Совершенствование ЗУН | Знакомство с биографией поэта, словарная работа, аналитическая беседа | Коллективный | Наработка навыков работы со справочным материалом учебника, навыков анализа лирического текста | Иллюстрация к балладе «Лесной царь»; выразительное чтение любого отрывка; выучить балладу наизусть; определить размер и способ рифмовки | ||
10 | А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава». («Полтавский бой»). Образ Петра Первого. | 1 | Комбинированный | Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения | Коллективный, индивидуальный | Развитие умения анализировать лирическое произведение | Выучить наизусть отрывок из поэмы; прочитать отрывок из «Медного всадника». | ||
11 | «Медный всадник». (Вступление «На берегу пустынных волн…») | 1 | Комбинированный | Анализ текста, конкурс выразительного чтения, работа со словарём, определение жанра | Коллективный | Умение выявлять историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника» | Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть; написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций к поэме. | ||
12 | «Песнь о вещем Олеге».Особенности жанра песни. | 1 | Комбинированный | Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа | Коллективный, индивидуальный | Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника | Выучить наизусть отрывок; сравнить балладу и летопись, заполнить кроссворд | ||
13 | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Особенности драматического произведения. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа | Коллективный | Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника | Выразительное чтение отрывка; сочинение-миниатюра «Характер Пимена в моём представлении и художника». | ||
14 | М. Ю. Лермонтов Краткий рассказ о писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | Совершенствование ЗУН | Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение | Индивидуальный, контрольный | Расширение кругозора и литературных и исторических знаний | Выразительное чтение одной из глав «песни…»; выучить наизусть отрывок: восход зари. | ||
15 | Иван Грозный в «Песне…». Жизнь Москвы. | 1 | Совершенствование ЗУН | Анализ произведения, работа со словом, литературоведческий анализ | Коллективный, индивидуальный | Умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев | Выписать примеры гиперболы, сравнения, определить их роль в тексте; характеристика купца Калашникова. | ||
16 | Урок-игра по «Песне про царя Ивана Васильевича…». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Участие в игре по «Песне…» | Групповой | Понимание проблемы долга и чести | Повторить ранее изученные стихотворения поэта. | ||
17 | Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». | 1 | Комбинированный урок | Комментированное чтение, сопоставительный анализ стихотворений | Индивидуальный | Совершенствование анализа лирического текста | Вопросы 1,2 учебника; выучить одно из стихотворений наизусть. Индивидуально6 подготовить сообщения о разных периодах жизни Н.В.Гоголя | ||
18 | Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Отец и сыновья. Характеры главных героев. | 1 | Совершенствование ЗУН | Выступления подготовленных учащихся, словарная работа | Индивидуальный, коллективный | Умение письменно излагать своё мнение о прочитанном | Художественный пересказ одной из глав; написать краткий рассказ об одном из героев | ||
19 | Жизнь Запорожской Сечи. Роль пейзажа в повести. | 1 | Комбинированный | Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа | Индивидуальный, коллективный | Умение анализировать эпизоды, определять их место в произведении | Составить рассказ о Тарасе Бульбе по первой главе; дочитать повесть до конца; найти и выделить в повести моменты, где выявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность. | ||
20 | Отец и сыновья. Три смерти. | 1 | Комбинированный урок | Составление характеристики героев с опорой на текст | Индивидуальный, групповой | Выработка навыков определения характеров персонажей, их развития в ходе повести | Написать сочинение «Тарас Бульба – народный герой». | ||
21 | В/ч по рассказу «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем | 1 | Комбинированный урок | Художественный пересказ произведения, аналитическая беседа, сопоставительный анализ | Коллективный, индивидуальный | Выработка навыков определения характеров персонажей, их развития в ходе повести | Прочитать рассказ Тургенева «Бежин луг». Чем он вам запомнился? Подготовить развёрнутый ответ | ||
22 | И. С. Тургенев. «Бежин луг». Знакомство с рассказом. | 1 | Комбинированный урок | Заочная экскурсия в Снасское-Лутовиново, аналитическая беседа | Коллективный, индивидуальный | Навыки анализа текста | Выписать определение слова «очерк», выразительное чтение отрывков о природе; краткий пересказ одного из эпизодов. | ||
23 | Природа в рассказе «Бежин луг». | 1 | Комбинированный урок | Творческая работа, Беседа, работа с текстом | Коллективный, групповой | Навык анализа текста | Придумайте описание любимого времени суток в духе Тургенева; прочитать статью учебника; найти примеры метаморфоз в природе; сравнить описание степи у Гоголя и Тургенева. | ||
24 | Анализ рассказов детей. | 1 | Комбинированный урок | Характеристика героев, составление сравнительной таблицы, работа с текстом | Коллективный, индивидуальный | Умение давать сравнительную характеристику героев, определять роль пейзажа в тексте | Прочитать стихотворения в прозе» готовить к итоговому тесту по творчеству Лермонтова, Гоголя, Тургенева | ||
25 | Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», Два богача». | 1 | Изучение нового материала | Словарная работа, знакомство со стихотворениями в прозе, сравнительная характеристика с лирическими текстами | Коллективный, групповой, индивидуальный | Умение определять тему текста, стилистические особенности | Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе; попытаться написать своё стихотворение в прозе | ||
26 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». История России в поэме. | 1 | Изучение нового материала | Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа | Коллективный, индивидуальный | Расширение литературных и исторических навыков | Перечитать отрывок из поэмы; написать характеристику героини в соответствии с планом. | ||
27 | «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» - произведения о народной жизни. | 1 | Комбинированный урок | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Коллективный, индивидуальный | Подготовка к изучению творчества писателя в старших классах | Выучить наизусть одно из стихотворений; написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций к стихотворениям Некрасова | ||
28 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сказки. | 1 | Изучение нового материала | Первичное знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей | Коллективный | Первичное знакомство с творчеством великого писателя, формирование интереса к его творчеству | Составить цитатный план сказки; подготовить краткий пересказ всей сказки или художественный пересказ эпизода; прокомментируйте иллюстрации учебника к сказке. | ||
29 | Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Комбинированный урок | Анализ произведения, работа со словом, характеристика героев | Индивидуальный, коллективный | Умение анализировать текст | Прочитать сказку «Дикий помещик», составить словарик терминов, позволяющих лучше усвоить понятие «сатира». | ||
30 | Урок-игра по сказкам писателя. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Аналитическая беседа, творческая работа | Индивидуальный, коллективный | Умение анализировать текст | Прочитать статью учебника о Л.Н.Толстом, подготовить рассказ о писателе | ||
31 | Л.Н.Толстой. Знакомство с главами из повести «Детство». | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Словарная работа, комментированное чтение, беседа | Коллективный | Углубление сведений о писателе | Прочитайте главы из «Детства» в учебнике; Составьте план статьи о Толстом; пересказ одной из глав. | ||
32 | Продолжение знакомства с повестью «Детство» | 1 | Пересказ и рецензирование глав от лица одного из персонажей | Индивидуальный | Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения | Подготовиться к тестированию. | |||
33 | А. П. Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказов «Хамелеон» | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения | Коллективный | Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам. | Выразительное чтение рассказа; прочитать статью «А.П.Чехов», составить план статьи | ||
34 | Знакомимся с рассказами «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа | Индивидуальный, коллективный | Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам | Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова | ||
35 | Приёмы создания комического в рассказах Чехова. | 1 | Комбинированный урок | Беседа, творческая работа | Индивидуальный, коллективный | Умение соотносить понятия «юмор и сатира», выявлять авторскую позицию | Подготовиться к литературному КВН по произведениям Некрасова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Чехова. | ||
36 | Литературный КВН по произведениям Некрасова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Тургенева. | 1 | Обобщение и систематизация знаний, контрольный урок | Участие в КВН | Групповой | Умение применять полученные знания | Прочитать рассказ «Цифры», составить план рассказа. | ||
37 | И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Цифры». | 1 | Комбинированный урок | Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа | Коллективный | Формирование навыка анализа текста | Подготовить характеристику главных персонажей. | ||
38 | Рассказ «Лапти». Проблема гуманизма в рассказе. | 1 | Комбинированный урок | Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа | Коллективный | Формирование навыка анализа текста | Подготовить иллюстрацию к рассказу «Лапти»; подготовиться к тесту. | ||
39 | Край ты мой! Родимый край! Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Прослушивание музыкальных фрагментов, словарная работа, чтение стихотворений, их анализ | Индивидуальный, коллективный | Формирование умения поэтического текста | Выучить наизусть одно из стихотворений; напишите эссе по одному из пейзажей. | ||
40 | Русская литература XX века А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство». Знакомство с первой главой повести. | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение, беседа | Индивидуальный, коллективный | Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения | Задания к главам 2, 3, 4; подготовить художественный пересказ одного из предложенных эпизодов. | ||
41 | Жизнь Алёши в доме деда. Трудное время в доме Кашириных. | 1 | Комбинированный урок | Анализ глав повести, словарная работа, беседа | Индивидуальный, коллективный | Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения | Прочитать повесть до конца; сделать иллюстрации к понравившимся эпизодам. | ||
42 | Знакомство Алёши с «улицей». Дружба Алёши с Хорошим Делом. Обобщение материала. | 1 | Комбинированный урок | Анализ глав повести, словарная работа, беседа, характеристика героев | Индивидуальный, коллективный | Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения | Прочитать легенду «Данко»; Что вас поразило в поступках героев. Дайте оценку поступкам героев | ||
43 | А. М. Горький «Данко». | 1 | Комбинированный урок | Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом | Индивидуальный, коллективный | Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения | Подготовить художественный пересказ легенды; выучить наизусть отрывок. | ||
44 | В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой | Индивидуальный, коллективный | Дать ощущение необычности лирики Маяковского, опережающее представление о футуризме | Выразительное чтение стихотворений по ролям; найти неологизмы и выписать их в тетрадь. | ||
45 | Л. Н. Андреев «Кусака». Мы в ответе за судьбы братьев наших меньших. | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение, беседа | Индивидуальный, коллективный | Умение составлять план повествования, давать оценку героям и их поступкам | Написать рассказ о любом животном «Имя моего любимца». | ||
46-47 | В/ч по пове-сти Троепольского «Белый Бим чёрное ухо». | 2 | Изучение нового материала | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа | Индивидуальный, коллективный, групповой | Умение анализа прозаического произведения большого объёма | Прочитать рассказ «Юшка», составить устный отзыв о рассказе. | ||
48 | А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Юшка». Тема нравственности в рассказе. | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа | Коллективный, индивидуальный | Развитие монологической речи | Подготовить рассказ: «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть Юшки». | ||
49 | «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?». Урок р/р по рассказу «Юшка». | 1 | Совершенствование ЗУН | Аналитическая беседа, творческая работа | Коллективный, индивидуальный | Развитие монологической речи | Прочитать рассказ «Неизвестный цветок»; написать сочинение-миниатюру «Из зерна добра – цветок доброты». | ||
50 | Урок доброты. Рассказ «Неизвестный цветок». | 1 | Совершенствование ЗУН | Чтение и анализ рассказа, лексическая работа, литературно-музыкальный экскурс | Коллективный, индивидуальный | Совершенствование умения анализировать текст | Составить кроссворд по рассказам Платонова. | ||
51 | Урок развития речи по рассказам Платонова и Андреева. | 1 | Контрольный урок | Тест, беседа, творческая работа | Коллективный, индивидуальный | Умение делать выводы, высказывать свою точку зрения | Прочитать рассказ Л.Толстого «Бешеная собака»; определить, в чём сходство рассказа Андреева и Толстого. | ||
52 | Ф. А. Абрамов Рассказ о писателе. «О чём плачут лошади». | 1 | Изучение нового материала | Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица | Коллективный, индивидуальный | Умение пересказывать текст от лица одного из героев | Подготовить выразительное чтение рассказа; подготовить рассказ о судьбе братьев наших меньших | ||
53 | Е. И. Носов «Кукла». Урок нравственности. | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа | Коллективный, индивидуальный | Углубление навыков анализа текста | Прочитать стихотворение «Кукла Случевского, сравнить с одноимённым рассказом Носова. | ||
54 | Е. И. Носов «Живое пламя», «Радуга». Жизнь прожить – не поле перейти. | 1 | Комбинированный урок | Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, творческая работа | Коллективный, индивидуальный | Углубление навыков анализа текста | Прочитать рассказ Казакова «Тихое утро». | ||
55 | Ю. П. Казаков «Тихое утро». | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа | Коллективный, индивидуальный | Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам | Подготовить художественный пересказ по одному из пунктов плана, составленного в классе | ||
56 | Поведение человека в экстремальных ситуациях. | 1 | Совершенствование ЗУН | Аналитическая беседа, составление плана пересказа | Коллективный, индивидуальный | Умение анализировать текст | Прочитать повесть «Алые паруса» А.Грина, составить кроссворд по содержанию повести. | ||
57 | В/ч по повести А.Грина «Алые паруса». | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа, комментированное чтение эпизодов, творческая работа, работа с лексикой | Коллективный, групповой, индивидуальный | Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания при выполнении творческих заданий | Познакомиться со стихотворениями Твардовского, Суркова, Тихонова. | ||
58-59 | На дорогах войны. Стихотвореня А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова. | 2 | Совершенствование ЗУН | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа | Индивидуальный | Развитие выразительности речи | Выучить наизусть одно из стихотворений, составить вопросы к интервью «Мой разговор с фронтовиком» | ||
60 | «Тихая моя родина…» Стихотворения поэтов XX века о природе. | 1 | Совершенствование ЗУН | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа | Индивидуальный | Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора | Выучить стихотворение на выбор; сделать его анализ. | ||
61 | Р/р на материале стихотворений поэтов XX века | 1 | Совершенствование ЗУН | Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ | Групповой, индивидуальный | Развитие выразительности речи | Прочитать статьи Д.С.Лихачёва в учебнике; ответить на вопрос «Чему учит нас Д.С.Лихачёв?» | ||
62 | Зарубежная литература Стихотворения Р. Бёрнса и Д. Байрона | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ | индивидуальный | Развитие выразительности речи. Увлечь ребят стихотворениями и личностью автора | Выучить одно стихотворение по выбору. | ||
63 | Японские хокку. | 1 | Изучение нового материала | Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа | Индивидуальная, коллективная | Выявить своеобразие хокку, развивать творческие способности | Проба пера: сочинить хокку. | ||
64 | Д. Олдридж «Отец и сын». | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с текстом, беседа, словарная работа | Коллективный | Развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа, выявление идейного содержания произведения | Подготовить пересказ отрывка из повести; написать сочинение-рассуждение по финалу отрывка «Что разглядел Дэви в своём отце?» | ||
65 | О. Генри «Дары волхвов». | 1 | Изучение нового материала | Беседа | Коллективный, индивидуальный | Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, художественного пересказа | Подготовить пересказ рассказа; написать сочинение «»Во имя любви», «Благодарность», «Истинные дарители». | ||
66 | В чём же измеряется счастье? Рассказы Л. Пиранделло. | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение, беседа | Коллективный, индивидуальный | Развитие навыков вдумчивого чтения | |||
67 | Итоговый урок. Рекомендации на лето. | 1 | Подведение итогов за год. Устное сочинение. Ознакомление со списком литературы на лето | ||||||
68 | Резервный урок | 1 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплект
- Коровина В.Я. Литература. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014.
- Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 7 класс/в.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2011.
- Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (Электронный ресурс)/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014
- Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11- классы (базовый уровень). / под ред. В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010.
- Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / В.Я.Коровина (и др.); под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.
Для учителя:
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 7класс. - М.: ВАКО, 2002.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М.: ВАКО, 2005.
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа /электронный документ/Режим доступа: http:/mon.gov.ru/dok/akt/6591
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011
- Примерные программы внеурочной деятельности/ Под ред. В.А.Горского. М.: Просвещение, 2010
- Приоритетный национальный проект «Образование»:/электронный документ/
- Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (Электронный документ). Режим доступа:http://standart.edu.ru
- Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.:/электронный документ/
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение,2010
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова.М.: Просвещение, 2010
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.М.: Просвещение, 2011
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2006.
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
5. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
6. Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
7. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
8. Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
9. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы: - М.: Просвещение, 2006.
Дополнительный список рекомендуемой литературы
- Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики//Лидеры образования. 2007, №7
- Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества// Вопросы образования. 2008, №1
- Асмолов А.Г., Семёнов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010
- Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов/ Под общ. Ред. М.Б.Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010
- Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007
- Журналы «Стандарты и мониторинг образования», 2011-2012
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011
- Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008
- Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: (Электронный документ)
- Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ)
- Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: (Электронный документ)
- Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: (Электронный документ)
- Сайт «Сеть творческих учителей»: (Электронный документ)
- Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: (Электронный документ)
- Сайт Министерства образования и науки РФ: (Электронный документ)
- Сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: (Электронный документ)
- Современные образовательные технологии// Под ред. Н.В.Бордовской. М.: Кнорус, 2011
СЛОВАРИ
- Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
РЕСУРСЫ ИКТ
- BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
- Диск «И.С. Тургенев. Произведения».
- Диск «М.Ю. Лермонтов. Стихотворения».
- Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».
- Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
- Диск « Словарь литературоведческих терминов».
- Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 7 класс».
- Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы. Поговорки».
- Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия.6 класс.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
О художественной литературе и чтении
Путешествие в Книгоград
О читательском дневнике
Устное народное творчество.
- http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/56392/ Повесть временных лет
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116299/?interface=teacher&class=48&subject=10
Письменная литература Древней Руси. О древнерусском летописании. "Повесть временных лет"
- http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24246/ Пушкин А.С.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116218/?interface=teacher&class=47&subject=10
О стихотворной речи. Ритм. Стихотворный размер. Рифма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов
Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....
Рабочая программа по русской литературе для 5 по учебнику М.Г.Ахметзянова
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения. ...
Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику под ред. М.Г.Ахметзянова....
рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе в 6 классе.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовател...
рабочие программы по русской литературе
Рабочие программы для учащихся с татарским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе для 8 класса
Эта рабочая программа составлена для учащихся 8 класса, основываясь на программу под редакцией Ахметзянова М.Г....