Великая Отечественная война в поэзии И.Кашпурова
статья по литературе (6 класс) на тему
Мы живем в год семидесятилетия Великой Победы и нам нужно знать, как она ковалась, кто были настоящие герои Великой войны, какие ценности оставались непреходящими. Почему в такое непростое время перо приравнивали к штыку, а писатели и поэты становились в сознании народа подлинными гуманистами, взывающими нас к бережному отношению к истории, проблемам долга и ответственности человека перед Родиной и своим народом. И. В. Кашпурова можно по праву назвать настоящим патриотом.
Когда у своих учеников я спрашиваю: «Кого из поэтов Ставропольского края вы знаете?», несомненно, получаю ответ: «Ивана Кашпурова». С юных лет они читают стихи поэта, который родился на Ставрополье, в Александровском районе, в селе Калиновском. И благодаря творчеству Ивана Кашпурова мы больше узнаем о своей малой родине, ее настоящем и прошлом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovalchuk_i.a._statya.doc2_.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Ковальчук И.А.
село Александровское
муниципальное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»
Великая Отечественная война в поэзии И.Кашпурова
Мы живем в год семидесятилетия Великой Победы и нам нужно знать, как она ковалась, кто были настоящие герои Великой войны, какие ценности оставались непреходящими. Почему в такое непростое время перо приравнивали к штыку, а писатели и поэты становились в сознании народа подлинными гуманистами, взывающими нас к бережному отношению к истории, проблемам долга и ответственности человека перед Родиной и своим народом. И. В. Кашпурова можно по праву назвать настоящим патриотом.
Когда у своих учеников я спрашиваю: «Кого из поэтов Ставропольского края вы знаете?», несомненно, получаю ответ: «Ивана Кашпурова». С юных лет они читают стихи поэта, который родился на Ставрополье, в Александровском районе, в селе Калиновском. И благодаря творчеству Ивана Кашпурова мы больше узнаем о своей малой родине, ее настоящем и прошлом.
Из Калиновки в 1943г. И. Кашпурова направили в кавалерийскую полковую школу. Сюда он и вернулся в 1948г. из армии. Первые стихи, посланные товарищами без его ведома в дивизионную газету, были обращены к ней, к родной земле.
В 1952г. Кашпуров стал студентом Литературного института, который закончил в 1957г. и сразу же вернулся в родной край. Пронеслись годы журналистской, писательской работы.
Знакомясь с воспоминаниями Ивана Кашпурова, ученики задаются вопросом: «Почему поэт стремился вернуться домой, в родной край, зачем ему было это нужно?». И порой ответ проходит сам собой: нескончаемая любовь к природе, тем местам, где он родился, бегал босоногим мальчишкой, к людям с большим и добрым сердцем, тем, кто не жалел себя ни в годы войны, ни в мирное время.
Добрым словом вспоминает поэт сам и учит нас помнить славных защитников Отечества, наших предков, людей, которые завещали нам, потомкам, не жалея «живота своего» охранять и защищать родную землю, великую Русь. Поэтому важнейшей в творчестве И.Кашпурова является тема Великой Отечественной войны. В его стихах не найдешь романтики войны, а только ее жестокую необходимость. Так в стихотворении «Ребячьи игры» он пишет:
Я видел рядом смерть и смертны муки,
я слышал сел спаленных голоса,
где трубы, как обугленные руки,
молили о пощаде небеса.
Я испытал и голод, и усталость,
и боль, и страх у жизни на краю.
и только упоение в бою
за всю войну изведать не досталось…
Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на свои плечи всю тяжесть войны. Они умели не только ждать, но и стояли за станком, растили детей, воевали. Говорят, у войны не женское лицо, но женщины шли на фронт – помогали раненым, подносили снаряды, воевали снайперами, лётчицами, зенитчицами, ходили в разведку. Они были солдатами. Трогает до глубины души стихотворение «Военным санитаркам», посвященное юным девушкам, почти девочкам, которые в самом горниле сражений и битв, под ураганным огнем оказывали помощь .И среди них ставропольчанка - Матрена Ноздрачева - медицинская сестра, Кавалер трех Орденов Славы. Это была высшая награда для рядового Советской Армии в годы Великой Отечественной…
Девчонкам-санитаркам,
товарищ, поклонись.
Они в огонь бросались
и гибли в том огне.
Спасали-
не спасались-
так было на войне..
Среди стихотворений военной тематики немало сюжетных, балладных. Его герои – мать, посадившая пять пирамидальных тополей в память о погибших сыновьях:
…И стоят живыми обелисками
пять пирамидальных тополей.
К ним выходит мать – старушка древняя
и, печально помолясь буграм,
как с сынами взрослыми, с деревьями
говорит о чем-то по утрам…
Или старик отец, много лет, ищущий в книгах весточку о пропавшем сыне)
Теме героических подвигов ставропольцев в годы Великой Отечественной войны посвящены и многие другие стихи поэта. Среди них «Не гаснет огонек» - о судьбе Григория Серебрякова, потерявшего на войне сына Ивана.
Беда не в двери постучалась - в сердце.
Глотая стон, отец письмо читал:
"Ваш сын Иван, в ночном бою у Керчи...-
и дальше - скупо- ...без вести пропал.."
Шли годы, а отец искал сына, писал солдатам, министру обороны, но никто не знал "Ивановой судьбы".
По мемуарам, повестям, романам,
среди поэм, рассказов, дневников
он ищет сына, ищет он Ивана,
ему до дня Победы далеко.
Время идет, а И.В.Кашпуров снова и снова возвращается к теме войны. В 1975 году, в год тридцатилетия Победы, было написано стихотворение «Павшим за Калиновку», где поэт описывает бой под своим родным селом, гибель Владимира Минца из Москвы и Михаила Коршунова из Чкаловска.
С войны вас ждут родные города,
все пристальнее вглядываясь в дали.
Как терпеливо ждут они, когда
уже родные ждать вас перестали.
Дошли вы до Калиновки моей-
старинного села на Ставрополье,-
и обелиском поднялись на всполье,
от крайней хаты в сотни саженей.
В военные стихи входит и интернациональная тема. Так в стихотворении "Колокола Хатыни» (1975) поэт пишет:
Тут зябко сердцу,
как в осенней стыни,
тут Скорбь и Гнев
могущественней слов.
Над горьким пеплом
выжженной Хатыни-
глухой знобящий взрыд
колоколов.
Наступил конец великой изо всех великих войн, И домой, хлебнувши лиха, Возвратились, кто – живой. В душе поэта навсегда осталось чувство ответственности – без вины виноватость перед теми, кто не дошёл до светлого дня Победы.
Я испытал и голод, и усталость,
и боль, и страх у жизни на краю.
и только упоение в бою
за всю войну изведать не досталось…
Воспоминание о войне… Боль и горечь утрат…Обелиски с именами тех, кто уже не вернется никогда. В стихотворении "У памятника вечной славы" поэт пишет:
А тем, кто похоронен был у Нарвы,
кому Сиваш могилой стал соленой,
кто вмерз в ледник, сползающий с Маруха,
кто стал землей сырой под Малгобеком,-
им, в сущности, не надо нашей скорби
и поклонений наших им не надо.
Все это надо нам, живущим ныне,
чтоб чище быть, честней и человечней.
Гордостью и восхищением наполнены стихи Ивана Васильевича Кашпурова, посвященные военной теме. Они злободневны и сегодня в канун семидесятой годовщины Великой победы.
Произведения Великой Отечественной войне имеют познавательное и воспитательное значение. Уже не первое поколение юных узнает о минувшей войне, знакомясь с творчеством замечательного поэта, который оставил нам в дар свое прекрасное поэтическое наследие да еще огромную любовь к Отечеству, которому верой и правдой служил всю свою жизнь. Творчество Ивана Васильевича Кашпурова несет с собой из прошлого огонь, а не пепел. Огонь любви к родной природе, земле и хлебу, к людям труда и воинам-защитникам своей Родины. Мне кажется, что произведения И.В. Кашпурова в школьной программе должны занять достойное место.
Список используемой литературы:.
1.Кашпуров И. “Над серыми курганами” М-П: Интер-Весы, 1958г.
2.Кашпуров И. “Осенний снег” М-П: Интер-Весы, 1969г. И. Кашпуров. «Дарую степь». Стихи и поэмы. Изд. «Советская Россия», М., 1978 г.
3.И. Кашпуров. «Живущие ныне». Стихи. Поэмы. Ставропольское книжное издательство, 1987 г.
4. Рыбалко С. “Новый день” М-П: Интер-Весы, 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема Великой Отечественной войны в поэзии Владимира Высоцкого.
Значение Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого, в процессе анализа стихотворений выяснить, в чем заключался особый подход поэта в изображении данной темы....
Великая Отечественная война в поэзии К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского.
Данная работа может быть использована учителем как на уроках литературы при изучении темы войны в поэзии русских советских поэтов, так и на классных часах, посвященных 70-ой годовщине Вел...
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"
Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия» проводился в 11 классе. Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы...
Особенности отражения Великой Отечественной войны в поэзии Леонида Лапцуя
Исследовательский проект обучающейся 9 класса для межрегиональной олимпиады по краеведению и родным языкам...
"Войной испытанные строки" ...(Отражение Великой Отечественной войны в поэзии)
Интегрированный урок по истории и литературе...