Великая Отечественная война в поэзии К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского.
учебно-методический материал по литературе на тему

Данная работа может быть использована   учителем  как на уроках литературы при изучении темы войны в поэзии русских советских поэтов, так и на классных часах, посвященных 70-ой годовщине Великой Победы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №629

Тема войны в поэзии К. Симонова,

А. Твардовского, А. Суркова,

М. Исаковского.

                                                       

                                                       учитель русского языка и литературы

                                                       Иншакова Ольга Артуровна            

2014-2015

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление                                                                                                            3 1 часть. К. Симонов                                                                                             6 1.1. Первое сражение                                                                                             6 1.2. Новый этап в творчестве поэта                                                                  6 1.3. Родная земля                                                                                                   7 1.4. Вечная любовь                                                                                                8 1.5. Гневное слово всех сражающихся в «Открытом письме»                         9 1.6. Фронтовая дружба                                                                                          9 2 часть. А. Твардовский                                                                                   10 2.1. Военный корреспондент                                                                              10 2.2. Образ Родины                                                                                                11 2.3   Новый жанр в творчестве поэта - баллада                                                12 2.4. Книга про бойца                                                                                            13 2.5. Дом у дороги                                                                                                 14 2.6. Единство живых и мертвых                                                                         15 3 часть. А. Сурков                                                                                              17 3.1. Солдатский поэт                                                                                           17 3.2. Об ответственности поэта в дни суровых испытаний                              17 3.3 Трагическая картина войны                                                                          18 4 часть. М. Исаковский                                                                                    19 4.1 Первые стихи о войне                                                                                   19 4.2 «Слово о России»                                                                                           21 4.3 Песня - героиня                                                                                              22 4.4 Немного о лирике поэта                                                                                22 Заключение                                                                                                         23 Список использованной литературы                                                            24

Вступление

В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло больше половины века?».

Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

Сегодня, с высоты прожитого и пережитого нашим народом, особенно хорошо видно, какую огромную роль играла и играет в жизни страны великая наша литература - это бессменный часовой на передовых рубежах отечественной истории. Вглядевшись пристальнее во многовековое развитие российской словесности, мы увидим, что всю её, начиная с древних летописей, как ни одну другую литературу мира, пронизывает чувство патриотизма, любви к Родине, которая особенно ярко проявляется в годы решающих для отечества событий.

История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной Второй мировой, мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной, кровавой метой пометив 30-40-е годы прошлого столетия. Более шестидесяти миллионов человеческих жизней унесла эта война, сотни тысяч городов и сёл сравняла с землей.

В 1941 году Вторая мировая война вступила в свою основную и решающую фазу. Вероломно нарушив Пакт о ненападении, гитлеровские войска 22 июня начали наступление на СССР.

Началась Великая Отечественная война советского народа, во многом определившая дальнейший ход всей мировой истории.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чём,

А славил бы всю жизнь свою дорогу,

 когда б армейским скромным трубачом

Я эти пять минут трубил тревогу. 1

1. Щипачев Степан. Стихотворения и поэмы. М., Художественная литература,1954.

Так откликнулся на трагедию, разыгравшуюся на территории нашей страны С. Щипачев в стихотворении «22 июня 1941 года», определив роль поэта в эти страшные дни.

Свыше тысячи наших писателей и поэтов встали в один строй со всем сражающимся народом на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю.

24 июня 1941 года, через два дня после начала войны, тревожным набатом зазвучала песня «Священная война», написанная композитором А. Александровым на стихи Василия Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идет война народная, Священная война!2

Древние говорили, что, когда гремят пушки, музы молчат. Но в этот раз музы не молчали. На протяжении всей Великой Отечественной войны - и в тяжелое время неудач, и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества русского человека. Отвергнув евангельскую заповедь «Не убий!», она, словно, бросила клич: «Убей его! Убей захватчика, пришедшего с мечом не землю твоих отцов!»

Так убей фашиста, чтоб он,

А не ты на земле лежал,

Не в твоем дому чтобы стон,

А в его по мертвым стоял.

Так хотел он, его вина,—

Пусть горит его дом, а не твой,

И пускай не твоя жена,

А его пусть будет вдовой.3

Все четыре года войны писатели и поэты провели на переднем крае и были не просто очевидцами боев и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы и лишения окопной жизни. Одни были направлены в строевые части, другие - пожилые - записались в народное ополчение, третьи получили назначение во фронтовые газеты, четвертые уехали в действующую армию с удостоверениями корреспондентов центральных газет... Все они с честью пронесли высокое звание советского писателя, верного сына народа.

2. Русская советская поэзия. Под редакцией Л.П.Кременцова. М., Просвещение, 1988.

3. Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.1.

 От Москвы до Бреста

            Нет такого места,

 Где бы ни скитались мы в пыли,

С «лейкой» и с блокнотом,

А то и с пулеметом,

Сквозь огонь и стужу мы прошли.4

Так обыденно просто поведал нам Константин Симонов о причастии своих собратьев по перу к народному подвигу на фронтах Великой Отечественной Войны. Вот уж поистине «к штыку приравняли перо», к чему призывал Владимир Маяковский!

___________________________________________________________

4. Русские советские песни (1917-1977). Составители  Н.Крюков и Я.Шведов. М., Художественная литература, 1977.

1 часть. К. Симонов

  1. Первое сражение.

Первое боевое крещение Константина Симонова прошло летом 1939 года. Он был направлен в Монголию в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская». Советские и монгольские войска нанесли сокрушительный удар по японской военщине. Здесь он впервые увидел войну во всей её многообразной реальности. Его главными ощущениями были сострадание к поверженному врагу и сострадание им. Об убитых японских солдатах он написал: «Ждя похорон, они смотрели в небо; им птицы не выклёвывали глаз». И как величествен подвиг тех, кто шел на смерть, защищая отчий край, мирный труд своих соотечественников! Достойный памятник их отваге - стихотворение  К.Симонова «Танк»:

Когда бы монумент велели мне

Воздвигнуть всем погибшим здесь, в пустыне,

Я б на гранитной тесаной стене

Поставил танк с глазницами пустыми;

Я выкопал его бы, как он есть,

 В пробоинах, в листах железа рваных, —

Невянущая воинская честь

Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.

На постамент взобравшись высоко,

Пусть как свидетель подтвердит по праву:

Да, нам далась победа нелегко.

Да, враг был храбр.

Тем больше наша слава.5

  1. Новый этап в творчестве поэта.

Великая Отечественная война - это новый и, пожалуй, главный этап в творчестве поэта. Симонов создал стихотворения, вписавшие его имя в историю военной поэзии. Свидетель и участник грандиозных событий, он почти все свои произведения посвятил им. За все годы войны не было ни одной «горячей точки», куда бы ни наведался писатель-журналист. Симонов и еще несколько корреспондентов газеты «Красная звезда» посылались редакцией на самые трудные участки боевых действий. Его не могли остановить никакие запреты, он всегда и везде успевал, безукоризненно выполняя любые задания редакции. Плавание на подводной лодке в Констанцу - тогдашнюю базу фашистского флота, участие в атаке на крымской земле, рейд в тыл врага с северными моряками-разведчиками на «морском охотнике», дни и ночи среди пылающих кварталов

5. Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.3.

Сталинграда в сотнях метров от противника - где только не побывал он за 1418 дней небывалой битвы! Он хотел знать все, что испытывали наши воины, по собственному опыту. И неслучайно его зарисовки, рассказы, репортажи, очерки, стихотворения воспринимались на фронте и в тылу как неотразимо правдивые свидетельства очевидцев больших и малых событий, объединенных коротким и страшным словом - война.

Симоновские стихи о том, как в горниле войны крепнет это священное чувство отчей земли, как закаляются человеческие характеры, «цементируются» отношения между людьми, углубляются такие понятия, как товарищество, дружба, любовь.

  1. Родная земля.

В 1941 году Симонов пишет стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», посвященное другу поэту Алексею Суркову, вместе с которым он переносил все тяготы отступления в первые месяцы войны. В нем слышится сострадание, сочувствие и нежность ко всем, кого ввергла война в свою пучину. Здесь каждая строчка - картина:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкой,

Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.6.

Это широко известное стихотворение берет за душу каждого своими простыми словами. О чем оно? О любви к родимой земле - к ней снова, как не раз бывало встарь, подступила лихая година; о безмерном народном бедствии и душевной красоте, силе русского человека, готового вынести любые страдания ради победы над недругом. За строками стихотворения открывается многовековая даль отечественной истории, встают образы многострадальных солдаток, с чьими голосами печали и надежды сливаются тревожные голоса лесов и пажитей. И дороги Смоленщины, и деревни со старыми погостами, и пройденные дедами проселки:

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.7

6.  Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.3.

7.  Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.3.

И, конечно, солдаты, умирающие в бою, «по-русски рубаху рванув на груди». Все это создает удивительно ёмкий образ Родины, близкий и дорогой её сыновьям и дочерям, образ, рождающий гордость, стремление стоять за неё до последнего вздоха, до последней капли крови... Написанное в страшные дни отступления, оно заканчивается неиссякаемой любовью к Родине:

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

 Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.8

  1. Вечная любовь.

Война - это не только испытания человека на мужество и отвагу, стойкость и любовь к Родине, но и проверка его способности любить вечно и беззаветно. А именно такая любовь нужна была солдатам, каждый день идущим в кровавый бой, вера в то, что их ждут. Эти чувства нашли свое отражение в стихотворении, написанном в июле 1941 года,  «Жди меня, и я вернусь»:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.9

Для скольких людей на передовой и в тылу эти слова стали клятвой верности любви, символом супружеских уз, паролем надежд и чаяний! Недаром газетные вырезки с дорогими строками, впервые напечатанными на страницах «Правды», мужчины и женщины бережно хранили в карманах гимнастерок и рабочих спецовок, вклеивали в записные книжки, помнили наизусть. Пожалуй, такого не бывало ни с одним стихотворением за всю историю мировой поэзии.

  1. Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.3.

9.  Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.3.

Симонов чутко уловил движение человеческих чувств, сумел увидеть глубинную связь между личным, интимным и гражданским, социально значимым. Любовь к женщине, женская верность и солдатская доблесть, воинский подвиг оказались неотторжимыми друг от друга; их свет был устремлен к победе.

1.5. Гневное слово всех сражающихся в стихотворении «Открытое письмо».

К сожалению, не все женщины, оставшиеся без мужей, смогли пронести свою любовь через разлуку. Об этом идет речь в стихотворении «Открытое письмо».

Лейтенанту, сраженному в бою, пришло письмо от его жены, которая, как она сообщает, уже год живет с новым мужем и потому отказывается от офицерского аттестата. Верные закону фронтовой дружбы, однополчане покойного командира клеймят презрением женщину, не нашедшую пусть горьких, но честных благородных слов для объяснения случившегося:

Я не хочу судьею быть.

 Не все разлуку побеждают,

Не все способны век любить,—

К несчастью, в жизни все бывает.

Ну хорошо, пусть не любим,

Пускай он больше Вам не нужен,

Пусть жить Вы будете с другим,

Бог с ним, там с мужем ли, не с мужем.

Но ведь солдат не виноват

В том, что он отпуска не знает,

Что третий год себя подряд,

Вас защищая, утруждает.

«Открытое письмо», изложенное в стихах «по поручению офицеров полка» К.Симоновым, было гневным словом сотен тысяч солдат и командиров, не знавших отпуска с войны, верящих в своих оставшихся в тылу избранниц, фронтовиков, идущих к ним по долгим дорогам кровавых сражений.

Примите же в конце от нас

Презренье наше на прощанье.

Не уважающие

Вас Покойного однополчане. 10

  1. Фронтовая дружба.

Тяжкие испытания выпали на долю советского воина от солдата до маршала. Константин Симонов видит в солдатской дружбе могучую силу, способную нравственно возвысить человека, упрочить сознание его ответственности перед обществом, товарищами, перед самим собой.

10.Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.3.

 Дружба, фронтовое братство - это значит всегда и везде делить пополам хлеб, невзгоды, отдать другу рубашку и последний глоток воды, если того требуют обстоятельства.

Любовь мы завещаем женам,

Воспоминанья — сыновьям,

Но по земле, войной сожженной,

Идти завещано друзьям. 11

Так утверждает поэт в стихотворении «Смерть друга», написанном в 1942 году и посвященном другу Евгению Петрову. Мужество и любовь нераздельны в сердце солдата, и поэтому симоновские стихи военных лет производят впечатление особенной цельности и гармоничности. Перед нами развертывается единый характер, и это характер именно того человека, который выстоял в первых боях с фашизмом, а потом разгромил врага.

2 часть. А. Твардовский

2.1. Военный корреспондент.

Военная биография Твардовского начинается осенью 1939 года, когда он был призван в ряды РККА и участвовал в освободительном походе наших войск на западе в Белоруссии. «По окончании похода я был уволен в запас, но вскоре вновь призван и уже в офицерском звании, но в той же должности корреспондента военной газеты участвовал в войне в Финляндии», - так пишет А. Твардовский в своей автобиографии.

В суровые годы Великой Отечественной он вновь и вновь возвращался к размышлениям о финской «кампании» и приходит к выводу о её непопулярности. В 1943 году в стихотворении «Две строчки» поэт пишет:

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый,

На той войне незнаменитой

Забытый, маленький, лежу.12

«Месяцы фронтовой работы в условиях суровой зимы сорокового года, -подчеркивает в биографии поэт, - в какой-то мере предварили для меня собственно военные впечатления Великой Отечественной войны».

11. Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.3.

12. Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.4.

Все четыре года великой битвы Твардовский работал во фронтовых газетах Юго-Западного и Западного фронтов - «Красная армия» и «Красноармейская правда», писал очерки и стихи. Свои стихотворения военных лет поэт назвал «Фронтовой хроникой». Это название определяет характер, содержание и эстетические особенности его поэзии, рождавшейся в боевой обстановке. Стихи этих лет писались в землянках, на привалах, в окопах.

Фронтовые стихи Твардовского отличаются жанровым многообразием: тут и очерки - конкретные зарисовки увиденного, и баллады, и стихотворения-призывы, проникнутые гневом, и лирические стихи, полные живого, трепетного чувства и острой личной боли...

2.2. Образ Родины.

Люди нередко задумываются над тем, из чего складывается чувство Родины. У Твардовского в этом чувстве многое: и материнский голос, и «угол милый», «где есть деревья, что отец садил, где есть, быть может, прадедов могилы», и родные поля, реки, леса, города, и Красная площадь с перезвоном курантов - все это и есть большая и малая родина. Обе эти родины в лирике поэта существуют нераздельно. Поэту «милы до рыданья» земля отцов, «что на свете одна», - Смоленщина, и так же мила, так же дорога вся наша Советская страна. Весной 1942 года в стихотворении «Партизанам Смоленщины» А.Твардовский пишет:

Я б вовеки грабителям

Не простил бы твоим,

Что они тебя видели

Вражьим оком пустым;

Что земли твоей на ноги

Зацепили себе,

Что руками погаными

Прикоснулись к тебе;

Что уродливым именем

Заменили твоё;

Что в Днепре твоем вымыли

Воровское тряпье;

Что прошлися, где по двору

Мимо окон твоих

Той походкою подлою,

Что у них у одних...13

Образ Родины в патриотической лирике Твардовского военных лет выступает как образ Матери, зовущей своих верных сынов на бессмертный подвиг «не ради славы - ради жизни на земле». Поэт от имени Родины призывает бить врага, зовет к возмездию.

13. Русские поэты. Антология в четырех томах.  М., Детская литература, 1968, т.4.

Враг - это «убийца без совести, вор, ограбивший дом».

Летом и осенью 1943 года, когда завершился коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, в творчестве А. Твардовского появляются стихотворения историко-философского звучания, в которых «сливается эпический размах, публицистическая страстность и лирическая проникновенность». К лучшим произведениям фронтовой лирики можно отнести стихотворения «Огонь», «Война - жестче нету слова...», «Минское шоссе», «Возмездие».

2.3. Новый жанр в творчестве поэта - баллада.

Во фронтовой лирике А.Т. Твардовского следует особо выделить баллады. Баллада - жанр героический, поэтому эпоха народной борьбы вызывает широкое развитие этого жанра. Замечательны баллады «Баллада о товарище», «Баллада о красном знамени», «Баллада об отречении». Персонажи этих баллад показаны в острых ситуациях. «Сама же ситуация трактована повествовательно, в манере замедленного рассказа, составляющего тот самый очень немолодой «лад баллад», который всегда «молодеет», когда передает новые, живые, как восторг и боль, чувства», - утверждал поэт.

Александр Твардовский раскрывает огромную нравственную силу солдатского братства в «Балладе о товарище», написанной в 1942 году:

Вдоль развороченных дорог

И разоренных сел

Мы шли по звездам на восток, -

Товарища я вел.

Он отставал, он кровь терял,

Он пулю нес в груди

И всю дорогу повторял:

 - Ты брось меня. Иди...

Наверно, если б ранен был

И шел в степи чужой,

Я точно так бы говорил

И не кривил душой.

А если б он тащил меня,

Товарища-бойца,

Он точно так же, как и я,

Тащил бы до конца...14

Реалистичными штрихами рисует поэт картину войны, её суровые будни, тяжелые потери, ожидания и надежды, великий подвиг, складывающийся из множества героических поступков советских патриотов, из умения русских воинов мужественно переносить любые испытания.

14. Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.4.

2.4. Книга про бойца.

В 1941 году А. Твардовского начал работать над поэма «Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца». Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 года в газете «Красноармейская правда», в том же году вышел отдельной книгой ранний вариант поэмы. Окончательный же вариант поэмы был завершен в 1945. В статье «Как был написан Василий Теркин» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористический рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватывал меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны.

 В «Книге про бойца» автор создал образ огромной впечатляющей силы -образ героя Священной войны и вместе с тем запечатлел героическую борьбу всего советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Вечные темы жизни и смерти, войны и мира, добра и зла, любви и ненависти предстали в поэме в новом свете - в слиянии с великой правдой борющегося народа.

Духовный облик героя поэмы раскрывается в движении. В главе «На привале», представляя читателю Василия Теркина, автор подчеркивает его «обыкновенность», отсутствие какой либо исключительности:

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень, в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.15

Постепенно раскрывается перед нами характер советского солдата. Во всех ситуациях он проявляет необычайную силу духа, жизнелюбие, неистощимый оптимизм, чуждую внешних эффектов храбрость, готовность к взаимопомощи, трудолюбие, терпение. Это те качества народного характера, которые делают Теркина собирательным образом советского бойца:

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, -

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.16

15. Твардовский А. «Василий Теркин» М., Художественная литература, 1966.

16. Твардовский А. «Василий Теркин» М., Художественная литература, 1966.

Высокие моральные и боевые качества Василия Теркина раскрываются в этой поэме. Каждая глава является звеном в раскрытии характера главного героя. Подвиг для Василия Теркина - это честное, самоотверженное исполнение своего солдатского долга. Главное качество его души - в минуту грозной опасности думать не о себе, а о других. В Теркине слились черты былинного героя и простого солдата. Это характер героический, характер народный.

В «Книге про бойца» с необыкновенной глубиной, исторической правдивостью и покоряющей силой создан образ советского солдата, проявившего несгибаемую волю к Победе и достигшего её со всей славной Советской Армией. В изображенных событиях нашло отражение противоборство сил социализма и фашизма с трагических дней начала войны и до победоносного завершения её в Берлине.

2.5. Дом у дороги.

Поэт написал еще несколько поэм на тему войны, самая известная из них -«Дом у дороги», написанная  в 1946 году. Стремление как можно глубже осмыслить войну и судьбу человека на войне проявилось в поэме, с особой силой зазвучала тема войны как бедствия, обрушившегося на родную землю.

Великая Отечественная война унесла более двадцати восьми миллионов человеческих жизней, изрыла воронками поля, превратила в руины тысячи сел и городов. Был разрушен и «дом у дороги». Когда герой поэмы Андрей Сивцов вернулся с фронта в родной край, он был потрясен страшными следами войны.

Небывало трудные испытания выпали на долю русской женщины  - героини поэмы Анны Сивцовой, сумевшей сохранить во время оккупации и своих детей, и верность мужу, и преданность Родине. Склонившись над родившимся сыном, мать поет песню гнева и скорби:

...Зачем ты, горестный такой,

Слеза моя, росиночка,

На свет явился в час лихой,

Краса моя, кровиночка?

Зачем в такой недобрый срок

Зазеленела веточка?

Зачем случился ты, сынок,

Моя родная деточка?17

В невероятно трудных условиях Анна Сивцова не потеряла силы духа, сохранила человеческое достоинство, а рождение сына, материнская любовь к нему стали неиссякаемым источником ее жизненных сил. Лирическое начало, связанное с судьбой матери и ребенка, придает особый лиризм эпическому изображению общенародной судьбы.

Поэма «Дом у дороги» включает и внутренний монолог Андрея Сивцова, исполненный глубочайшего драматизма, и страстный монолог автора, выражающий народную скорбь, гнев и веру в жизнь. Мотивы, идущие от народного песенного плача, переплетаются в поэме с публицистикой, с думами о судьбе народа - творца Победы.

17. Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.4.

И венцом этих раздумий о войне и мире становится обращенный к современникам, соотечественникам и ко всему человечеству призыв помнить о тяжелых уроках войны:

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья,

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье - не в забвенье!18

«Дом у дороги» - лиро-эпическая поэма о духовной силе советского человека, о победе в войне и о сохранении мира, о будущем Родины.

2.6. Единство живых и мертвых.

Одно из лучших стихотворений поэта послевоенной лирики - это стихотворение «Я убит подо Ржевом...», - нерукотворный памятник советским воинам, отдавшим свою жизнь ради мира на земле.

Повествование ведется от имени погибшего воина и этим подчеркивается связь, единство павших и живых воинов. Герой близок автору преданностью Родине, верой в победу, самоотверженностью.

Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестком налете...

 

Происшедшее описывается без лишнего пафоса просто и страшно:

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва –

И ни дна, ни покрышки.

От человека не осталось ничего. Он не исчез - он растворен в природе:

Я - где корни слепые

Ищут корма во сне

Я - где с облачком пыли

Всходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе...19

19. Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.4.

Он по ту сторону земной жизни, но и там его волнует: «Наш ли Ржев, наконец?» И он призывает живых:

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье -

Это кара страшна.20

Он из тех, кто «Все отдав, не оставили,/ Ничего при себе». И нет укора тем, кто остался цел: «Я вам жизнь завещаю, - /Что я больше могу?» Так конкретное становится общим, лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются.

«Стихи эти, - писал А. Твардовский, - продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. На вечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, их в себе, - так приблизительно можно определить эту мысль и чувство». Это «неизбывное чувство», живущее в сердцах фронтовиков, всех, кто сражался за Родину, - неиссякаемый источник новых произведений советской поэзии.

Память о минувшей войне не ослабевала в сердце и разуме Твардовского, она была одной из неизменных основ его творчества. В 1966 году написаны строки:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они - кто старше, кто моложе –

Остались там, и не том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же...21

В этом трижды повторенном «все же» - и не затухающая боль утраты, и чувство вины, и ответственность за то, за что отданы жизни солдат.

Как неоднократно отмечено критиками, именно Твардовский первый из поэтов затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оцепят сделанное им и его поколением, и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за много-вековую историю человечества...

20. Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.4.

21. Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968, т.4.

3 часть. А. Сурков

3.1. Солдатский поэт.

В годы Великой Отечественной войны и поэзия Алексея Суркова обрела широчайшую популярность, и его по праву называли "солдатским поэтом".

В 1939 - 1945 А. Сурков в качестве военного корреспондента участвовал в освободительных походах в Западную Белоруссию, войне с белофиннами, затем в Великой Отечественной войне. Алексей Сурков любил называть себя "ровесником века". И он действительно прошел с XX веком большую часть исторического пути, в чём-то отразив его, в чем-то став сам его отражением.

Во время Великой отечественной войны советские бойцы, отдыхая в землянках в перерывах между боями, вспоминали своих близких, с которыми их разлучила война. Сидя на промерзлой земле, они грелись у огня и тихонько напевали знаменитую песню, положенную на стихи Суркова, написанные в ноябре 1941 года, «Бьется в тесной печурке огонь...»:

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза....

... Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага...22

Кажется, устами поэта здесь говорит сама горестная и гневная поздняя осень, почти зима сорок первого года, сама армия, еще прижатая натиском врага к Москве, но уже накопившая яростную жажду возмездия. Эта песня была верной спутницей солдат в течение всей войны и, обойдя все фронты, стала поистине народной.

Даже если бы Алексей Сурков не написал больше ничего, он, благодаря этому стихотворению, положенному на музыку, все равно вошел бы в историю поэзии — как автор текста одной из самых известных военных песен. Но кроме нее его перу принадлежит еще множество замечательных стихов.

3.2. Об ответственности поэта в дни суровых испытаний.

О требованиях народа к советской поэзии хорошо и точно сказал А. Сурков в стихотворении, написанном в 1942 году, «В громе яростных битв пролетают над нами...»:

...Встань, поэт, перед строем под красное знамя

И в глаза современникам прямо взгляни.

21. Русские советские песни (1917-1977). Составители Н.Крюков и Я.Шведов. М., Художественная литература, 1977.

Ты сопутствовал каждому нашему шагу.

Все мы вместе встречали тревожный рассвет.

Как отчизне на верность приносят присягу,

Присягни нам на песню, окопный поэт.

Все движенья солдатской души карауля,

Кровью сердца пиши нам про наши дела,

Чтобы песня заклятьем от смерти и пули

На солдатское верное сердце легла. 22

В годы Великой Отечественной войны он особенно остро ощутил, что эта драгоценная "эстафета" в значительной степени доверена поэзии. И благодаря его стихам до нас доныне долетают гневный призыв, горячая клятва, глубоко интимные признания, с нежданной силой отзывающиеся в миллионах сердец.

3.3. Трагическая картина войны.

Некоторые сравнительно ранние произведения поэта отмечены значительной художественной самостоятельностью и почти не уступают многим более поздним его созданиям ("Рассказ фронтовика", "О войне и детях" и др.) В этих стихотворениях — будни: матрос, жалея смертельно раненного товарища, пристреливает его; гибнет стосковавшийся по сенокосу, по мирной сельской жизни разведчик Егор.

Уже тогда в сурковских стихах появляется трагический пейзаж войны, временами еще слегка романтизированный, но в основе своей реалистический. Стихи Суркова стали бы куда беднее и монотоннее, если бы в них не ощущалась любовь к жизни, к товарищам, к людям.

В стихотворении "О войне и детях" возникает образ комиссара, у которого при взгляде на детей во вражеской станице "из глаз уходит блеск стальной", и в сабельный поход героев поэта ведет не столько ненависть, сколько мечта о будущем.

И снова в марше,

В ад и дым,

Торить проклятый след.

Мы ночь не спим

И день не спим,

Мы ночь и день в седле.

В драгунке ржавой,

На клинке,

Сквозь орудийный гром,

Мы детям на Москве-реке

Тепло и жизнь несем.23

22.Сурков А. Избранное: Стихи. Поэмы. Песни. М., Советский писатель, 1958.

23. Сурков А. Избранное: Стихи. Поэмы. Песни. М., Советский писатель, 1958.

В подобных строках уже заложено зерно многих будущих стихов поэта Великой Отечественной войны и прямого нескрываемого чувства ненависти к врагу, которая "бродит в крови, молода и упряма", и сознание тяжести военной страды, горечь потерь и разрушений.

В стихах "Декабрьского дневника" Сурков как бы еще только всматривается в "лица походных друзей" — воюющего народа. Теперь же они ярко вырисовывались перед ним в трагическом зареве огромнейшей битвы. Поэтому чувство горя, ненависти, гнева сочетаются в стихах Суркова с ликующим чувством сопричастности величию и подвигу народа.

"Злая правда", горчайшие картины войны, "приправленные" невеселой солдатской шуткой, помогли поэту закалять и вооружать сердца читателей жаром ненависти к врагу и жаждой возмездия.

4 часть. М. Исаковский

4.1. Первые стихи о войне.

В те дни, когда ценой невероятных жертв и лишений добывалась великая победа над коварным врагом, стихи и песни М. Исаковского передавали чувства испепеляющей ненависти людей к врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились горести и несчастья, общие для всех советских людей.

Михаил Васильевич Исаковский в 1941 году написал восьмистишье "Перед боем". Эта карандашная зарисовка — один из первых поэтических откликов на грядущую войну:

У выжженной врагами деревушки,

Где только трубы черные торчат,

Как смертный суд, стоят литые пушки,

Хотя они пока еще молчат.

Но час придет, но этот час настанет,

И враг падет в смятенье и тоске,

Когда они над грозным полем брани

Заговорят на русском языке.24

Ожиданием часа наступления была заполнена жизнь автора, оказавшегося вместе с другими беженцами в Чистополе. Прошло несколько труднейших военных лет, заполненных до краев надеждами, работой, холодом, отчаянием. Радио часто передавало песни на слова Исаковского, но поэт понимал, что теперь, как хлеб насущный, как самолеты и танки, нужно песенное слово. В чистопольской разлуке с гордостью берег Исаковский прихваченный еще в Москве номер "Правды" — в нем было напечатано стихотворение "...До свиданья, города и хаты...". Стихотворение с молниеносной быстротой стало походной песней, которую пели в теплушках, на вокзальных площадях, в походах — по всей стране:

24. Исаковский М. Лирика. М., Детская литература, 1974.

До свиданья, города и хаты,

Нас дорога дальняя зовет.

Молодые смелые ребята,

На заре уходим мы в поход.

На заре, девчата, выходите

Комсомольский провожать отряд.

Вы без нас, девчата, не грустите,

Мы придем с победою назад.

Мы развеем вражеские тучи,

Разметем преграды на пути,

И врагу от смерти неминучей,

От своей могилы не уйти.

Наступил великий час расплаты,

Нам вручил оружие народ.

До свиданья, города и хаты, —

На заре уходим мы в поход.25

Среди творческих удач 1942 г. следует назвать стихотворение "В прифронтовом лесу":

Так что ж, друзья, коль наш черед, —

Да будет сталь крепка!

Пусть наше сердце не замрет,

Не задрожит рука;

Пусть свет и радость прежних встреч

Нам светят в трудный час,

А коль придется в землю лечь,

Так это ж только раз.26

Стихотворение "В прифронтовом лесу" выделяется редкостной жизнерадостностью. Напоминание о мирных днях усугубляло драматизм существовавшего положения, поэт не скрывал: десятки тысяч людей ежедневно шли сознательно и осмысленно на смерть. В богатейшей поэзии военных лет никто, пожалуй, с такой предельной откровенностью не заявлял о том, что ждет тех, кто слушает в эту минуту вальс в прифронтовом лесу.

________________________________________________________________

25. Исаковский М. Лирика. М., Детская литература, 1974.

26. Русские советские песни (1917-1977). Составители Н.Крюков и Я.Шведов. М., Художественная литература, 1977.

4.2. «Слово о России».

Под пятой фашистских оккупантов оказалась малая родина поэта – родная Смоленщина. В деревне Глотовка был сожжен врагами его отчий дом. В 1944 году Исаковский создает стихотворение «Слово о России», подытоживающее основные идейные и художественные мотивы его военной лирики. В центре его - поэтически величавый и человечески конкретный образ советской Родины, которая наделена всеми чертами живого борющегося человека.

Советская Россия! Родная наша мать!

Каким высоким словом

Мне подвиг твой назвать?

В годину испытаний,

В боях с ордой громил

Спасла ты, заслонила

От гибели весь мир.27

Самым сильным, самым примечательным было написанное к концу войны стихотворение «Враги сожгли родную хату...», ставшее впоследствии известнейшей песней. Каких лирических глубин, какого психологического накала достигает здесь сконцентрированное чувство боли, страдания и вырастающей отсюда жгучей ненависти к фашистам, врагам всего живого!

Перед нами написанная кровью сердца, потрясающая душу история солдата-героя, который, пройдя со славой долгий путь войны, вернулся в родные края и ничего не нашел там, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену. Скупы его жесты и слова, а за ними — жгучая мука и боль, которую в те годы испытывали многие и которую вообще трудно позабыть. Потому-то и сегодня глубоко волнуют горестные, жгущие сердце своей обнаженной правдой строки:

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью,

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою? 28

Лирика, эпос и драма слились воедино в этом произведении. Автор как бы стоит в стороне, эпически беспристрастно повествует о человеческой трагедии, страшной судьбе солдата, который, спасая мир и жизнь для всех людей, сам уцелел, но потерял самого близкого человека, утратил дом, нашел только пепелище на своей малой родине.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил...»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.29

___________________________________________________________________________________________________

28 и 29. Русские советские песни (1917-1977). Составители Н.Крюков и Я.Шведов. М., Художественная литература, 1977.

4.3. Песня-героиня.

Особо следует сказать о стихотворении «Катюша» Михаила Исаковского и Матвея Блантера - песне большой и удивительной судьбы. Созданная в 1938-39 годах, в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу Советский Союз, песня о скромной девушке с берегов Угры, хранящей верность «бойцу на дальнем пограничье», звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств - любви к близкому человеку, неотделимой любви к Родине. Уже тогда, в те мирные времена «Катюша» была самой популярной из всех советских песен, щедро исполнялась в самых дальних уголках необъятной нашей страны.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.30

В годы Великой Отечественной «Катюша» стала песней-воительницей, песней-героиней. Когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие - гвардейские реактивные минометы, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша».

Большим личным счастьем для Исаковского было то, что грозные «катюши» дали уничтожающий залп по врагу под городом Ельней - городом юности поэта, там эти минометы получили звание гвардейских.

4.4. Немного о лирике поэта.

Лирика Исаковского тех грозных лет - настоящая поэтическая летопись войны. Проникновенно поэт рисует суровые будни фронта и тыла, героические дела и чувства воинов и партизан, рабочих и колхозников, раскрывает всенародный характер и исторический смысл борьбы с фашизмом.

Истинный поэтический талант, по его мнению, состоит в том, чтобы, оставаясь в творчестве самобытным, выражая в стихах свою личность, свои мысли, рассказывать в тоже время о самом важном и значительном для всего народа, пропускать это сквозь призму собственного восприятия. Поэт, как полагает Исаковский, всегда художественно открывает явление, впервые находит и впервые произносит о нем самые необходимые слова, поэтому он должен непрерывно расти как личность, неустанно двигаться вперед, «находить все новые и новые способы отображения действительности, обогащать поэзию все новыми и новыми поэтическими находками». В этом, по мнению Исаковского, и заключается сущность истинного поэтического таланта.

_________________________________________________________________

30. Русские советские песни (1917-1977). Составители Н.Крюков и Я.Шведов. М., Художественная литература, 1977.

Заключение

В эти дни наш народ широко отмечает 70-летнюю годовщину того дня, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но сколько бы ни прошло лет, не потускнеет, не сотрется в памяти благодарного человечества совершенный нашим народом подвиг.

Литературу о Великой Отечественной войне принято называть военной литературой. Термин условный и не совсем точный, не отражающий всего разнообразия, всего богатства, жизненного содержания, идей, проблем, конфликтов, характеров произведений о народном подвиге. И если уж отталкиваться от слова «война» как производного, то это скорее литература антивоенная, ибо ей всегда был чужд дух военного угара, милитаристского психоза, который захлестывает искусство Запада.

Множество стихотворений бойцов и командиров, напечатанных во фронтовых газетах, песен и частушек, сложенных в партизанских отрядах, ярко демонстрировало рост массового поэтического творчества. В воинских частях гордились своими поэтами, прославлявшими подвиги боевых товарищей. В сатирических стихах и частушках звучал гнев народа, ненависть и презрение к фашистам. Стихами о любви к родной земле часто начинались доходившие до Родины письма советских людей, угнанных врагом в неволю.

Воспевая ратный и трудовой героизм советских людей, вдохновляя их на беззаветное служение отечеству, наша литература всегда была литературой гуманистической. И как в дни Великой Отечественной войны встала она в один строй со всем сражающимся народом, так и сегодня её голос мощно звучит в защиту света, добра, справедливости, мира во всем мире.

Список использованной литературы

1.  Исаковский М. Лирика. М., Детская литература, 1974.

2. Журавлев С.И. Память пылающих лет. М., Просвещение, 1985.

3. Поликанов А. М. Исаковский. М., Просвещение, 1989.

4.Русская литература XX век. Хрестоматия для 11 класса общеобразовательной школы. Часть II. М., Просвещение, 1998.

5. Русская советская поэзия. Под редакцией Л.П.Кременцова. М., Просвещение, 1988.

6. Русские поэты. Антология в четырех томах. М., Детская литература, 1968.

7. Русские советские песни (1917-1977). Составители Н.Крюков и Я.Шведов. М., Художественная литература,  1977.

8. Симонов К.М. Стихотворения. Поэмы. М., Правда, 1982.

9. Сурков А. Избранное: Стихи. Поэмы. Песни. М., Советский писатель, 1958.

10. Твардовский А. «Василий Теркин». М., Художественная литература, 1966.

11.Щипачев Степан. Стихотворения и поэмы. М., Художественная литература,1954.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема Великой Отечественной войны в поэзии Владимира Высоцкого.

Значение Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого, в процессе анализа стихотворений выяснить, в чем заключался особый подход поэта в изображении данной темы....

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Великая Отечественная война в поэзии И.Кашпурова

Мы живем в год семидесятилетия Великой Победы и нам нужно знать, как она ковалась, кто были настоящие герои Великой войны, какие ценности оставались непреходящими. Почему в такое непростое время перо ...

Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"

Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия»  проводился в 11 классе. Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы...