Статья "Использование проектных технологий на уроках литературы"
статья по литературе на тему

Яркова Ия Владиславовна

Статья "Использование проектных технологий на уроках литературы"

Фольклорный фестиваль

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование  проектных технологий на уроках литературы.

Из опыта работы»

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

         Духовная  культура – это совокупность  нематериальных  элементов культуры : нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания,  мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

         Основой духовной культуры является фольклор.

Фольклор — устно передаваемый простонародный опыт и знания. При этом имеются в виду все формы духовной культуры.

Фольклор в той или иной своей форме  сопровождает человека  с рождения до конца жизни.

На уроках литературы изучается только одна составляющая фольклора - УНТ,  поэтому важнейшая задача учителя - познакомить учащихся с сокровищницей фольклора, показать его актуальность в наше время - может быть решена  через  проектную деятельность.

Проектная деятельность сейчас востребована в школе, так как  позволяет учащимся заниматься исследовательской  деятельностью и  предоставлять готовый продукт для участия в конференциях, фестивалях  и т д .

Инициированный мною  межпредметный проект «Фольклор. Вчера. Сегодня. Завтра» предполагает знакомство с фольклором в широком значении слова, включающем: прикладное  искусство, народные промыслы, народные песни, забавы, жанры устного народного  творчества.

Возрастная  аудитория - учащиеся 5-11-ых классов.

Первый этап работы над проектом предполагает выбор учащимися интересной для них темы исследования, сбор материала, затем консультации с учителями разных специальностей по выбору формы  продукта.

Второй этап - работа в творческих группах, представление промежуточного продукта

Были проведены  мини конференции:

«Устное народное творчество»  (7, 8, 10-ые классы)

«Народные промыслы» (6, 8-ые классы)

«Русские народные праздники и обряды» (9-ые классы)

«Герои русских народных сказок в гербах городов России» (8-ые классы)

Третий этап – фольклорный праздник. Ученики 5-11-ых классов представляли  продукты своей проектной деятельности:

1 презентации

  • Жанры фольклора
  • Сказка как фольклорный жанр
  • Любимые сказочные герои
  • Былины –эпические песни
  • Былинные богатыри
  • Предания и легенды
  • Обрядовые песни
  • Частушки в наши дни
  • Колыбельные песни
  • Потешки, скороговорки, нескладушки , заклички, загадки
  • Школьный  фольклор

2 доклады и презентации

Народные промыслы

Сказочные герои в гербах городов

Фольклорные традиции в произведениях русской литературы: «Капитанская дочка»

А.С. Пушкина, «Снегурочка» А.Н. Островского, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.

Некрасова, «Сказки» М.Е. Салтыкова – Щедрина

Зрители участвовали  в  перетягивании  каната, отгадывании загадок, исполнении частушек, колядок, познакомились с петербургским балаганом.

 В ходе работы над проектом  удалось заинтересовать учащихся  проектной деятельностью, привлечь внимание к фольклору.

Работа над проектом будет продолжена, четвёртый этап предполагает проведение фольклорной ярмарки.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной технологии на уроках литературы

Данная технология, используя современные эффективные формы работы, помогает обучать детей <взрослым> способам деятельности в культурной среде, формировать у учащихся способности мыслить, добыват...

Использование проектной технологии на уроках русской литературы в старших классах

Сегодня проектная деятельность стала уже неотъемлемым атрибутом школьной жизни, поскольку она является эффективным средством личностного развития школьника, ориентирует образовательный процесс н...

Проектные технологии на уроках русского языка и литературы.

Создание дидактического пособия по русскому языку "Имя числительное". 6 класс....

Проектные технологии на уроках литературы в профильных классах

Материал был представлен на краевых педагогических чтениях. Статья - представление опыта работы в этом направлении....

Применение проектной технологии на уроке литературы. Разработка урока

Учебный проект - одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Данная технология, используя современные эффективн...

Проектная технология на уроке как способ организации деятельностного подхода в изучении русского языка и литературы

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности обучающихся. Поэтому в настоящее время актуальным является использование в обучении проектного метод...

Проектные технологии на уроках литературы в старших классах

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла...