Рабочая программа по литературе (10 класс)
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Мордань Наталья Юрьевна

В материале представлена рабочая программа с тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_lit.docx95.66 КБ

Предварительный просмотр:

D:\печать для планирования 2014-2015.jpg

Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Москвы

«Школы с углубленным изучением отдельных предметов  №879»

на 2014-2015 учебный год

по  курсу «Литература» для 10  класса

к учебнику   «Литература. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений»

 (под ред. Лебедева Ю.В.) – М.: Просвещение, 2013.

Учителя  русского  языка и литературы

Мордань Натальи Юрьевны

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе государственного стандарта основного общего образования 2004 г. и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. Воспитание духовного развития личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной  к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям общественной культуры.
  2. Развитие представлений  о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности  литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.
  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,  основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирования общего представления об историко-литературном процессе.
  4. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературных значений; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве   слова и ее месте в культуре страны и народа.
  2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.
  3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому  постижению конкретных художественных произведений.
  4. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной  оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.
  5. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.
  6. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

        Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

        Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

-  овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- совершенствование навыка устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; обучение свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса литературы в 10 классе

Компетентностный подход обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

         Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа предусматривает прочное усвоение материала.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.

Требования к уровню  подготовки  учащихся

В результате изучения литературы ученик должен

понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Описание места предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Содержание

Кол-во часов

Введение

3

Русская литература второй половины 19 века.

И.А.Гончаров

7

А.Н.Островский

8

И.С.Тургенев

12

Лирика второй половины 19 века

16

Литература 60-х годов 19 века

5

М.Е.Салтыков-Щедрин

4

Ф.М.Достоевский

11

Л.Н.Толстой

23

А.П.Чехов

6

Мировое значение русской классической литературы 19 века.

1

Резерв

6

Содержание учебного предмета

Введение.  Русская литература и русская история 19 века. Своеобразие литературного процесса в России первой половины 19 века. Западники и славянофилы 40-х гг. и продолжение общественного спора в литературе 50—60-х гг. XIX в. Революционные демократы и почвенники в русской литературе.

Русская литература второй половины 19 века.

И.А.Гончаров. Личность писателя. Романная трилогия о судьбах Родины и русского человека.  Роман «Обыкновенная история» — развенчание романтических иллюзий. «Обломов», «Обрыв» - смысл названия. Роман «Обломов». Замысел. Художественное время и пространство в романе. Роль предметной детали.  Обломовщина как тип жизни. Система образов. Принцип сюжетной антитезы в романе. Обломов и Штольц. «Обломов» - роман о любви. Женские образы. Конкретно-исторический и историко-философский смысл романа. Н.А. Добролюбов о романе «Обломов» (статья «Что такое обломовщина?») и отклик А.В. Дружинина («Обломов», роман И.А. Гончарова»). Восприятие романа во второй половине XIX в. и в XX в. Роман И.А. Гончарова и современность.

А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества. Островский - отец русского национального театра и драматургии.  «Свои люди – сочтемся».

История создания драмы «Гроза». Определение жанра. Расстановка персонажей. Роль пейзажа. Быт и нравы г. Калинова. Мир и личность: конфликт в драме. Прием антитезы. «Отцы» и «дети» в драме. Символика названия. Трагедия Катерины Кабановой. Поиски героя.

Статьи A. A. Григорьева, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драматургии Островского на примере драмы «Бесприданница». Лариса и её трагическая судьба.

И.С.Тургенев. Личность писателя. Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева. Писатель — свидетель русских перемен.

Гуманистическая направленность «Записок охотника». Тургенев – певец родной природы.

Романы о «лишних людях» («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»). Чуткость писателя к нарождающимся явлениям общественной жизни.

Эпоха и роман «Отцы и дети». История создания и своеобразие романа. Принципы создания портретной характеристики персонажей.

Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Отражение в романе общественно-политического конфликта эпохи.

Внутренний драматизм характера Базарова. Испытание любовью. Мировоззренческий кризис Базарова. Одиночество героя. Болезнь и смерть.

Смысл названия. «Отцы и дети» как философский роман. Споры вокруг романа. Хулители и защитники романа. Статья Д. И. Писарева «Базаров».

Лирика второй половины 19 века.

И.Тютчев. Личность поэта. Картина мира в лирике. «Не то, что мните вы, природа…», «Фонтан», «О, как убийственно мы любим…», «Как океан объемлет шар земной…», Муки слова и спасительность поэзии. «Silentium», «Нам не дано предугадать...», «Поэзия».

Судьбы России в лирике Тютчева. «Умом Россию не понять…», «Эти русские селенья…». Знакомство с модулем анализа лирического произведения.

Штрихи к портрету: А.А. Фет - Поэт и помещик. А.Фет и эстетика «чистого искусства». Метафоричность лирики. «Муза», «Шопену», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Венера Милосская», «Певице». Деталь, лирическое стихотворение и песня, внутренняя речь, звукопись, аллитерация, ассонанс

Основные мотивы лирики Фета. Любовь в поэзии Фета. «Жду я, тревогой объят...», «На заре ты ее не буди...», «Только в мире и есть, что тенистый...», «Ты отстрадала, я еще страдаю...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Одним толчком согнать ладью живую...».

Душа человека и природа. «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Майская ночь», «Еще майская ночь...», «Встречу ли яркую в небе зарю...», «Осенняя роза», «Молятся звезды, мерцают и рдеют...».

Своеобразие лирики А.К.Толстого. Романтическая лирика. «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «То было раннею весной...», «Уж гасли в комнатах огни...», «Не верь, мой друг, когда, в избытке горя...», «Благословляю вас, леса...» (из поэмы «Иоанн Дамаскин»). Оживление фольклора. «Кабы знала я, кабы ведала...», «Коль любить, так без рассудку...», «Садко», «Илья Муромец», «Алеша Попович». Парадоксы истории и быта. «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

Н.А.Некрасов. Время и Поэт. Некрасов — редактор «Современника». Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова. Поэт-гражданин. «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Памяти Добролюбова», «О Муза! я у двери гроба!..».

Горечь сердца. «Рыцарь на час», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, письма женщины, нам милой...», «Зине», «Внимая ужасам войны...». Поиск положительного героя в поэзии Некрасова.

Родина и народ в поэзии Некрасова. «Вчерашний день, часу в шестом...», «В дороге», «Родина», «Надрывается сердце от муки...», «Сеятелям». Новаторство поэзии Некрасова. «Умру я скоро…», «Элегия», «О, муза, я у двери гроба…»

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Своеобразие композиции поэмы, связь с фольклором. Значение пролога.

Народные образы в поэме. Идейный смысл «Легенды о двух грешниках».

Сатирические портреты помещиков.

Автор в поэме. Проблема счастья в поэме и пути её решения. Народность поэзии Н.А.Некрасова.

Литература 60-х годов 19 века.

Обзор русской литературы 60-х годов (Г.Успенский, В.Слепцов, А.Левитов, Ф.Решетников)  

Н.Г.Чернышевский в оценке современников и потомков. «Что делать?» Особенности жанра утопии. Идейно-художественное своеобразие романа (обзор).

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Праведники и праведничество в рассказах Лескова. «Очарованный странник». Жизнь Ивана Флягина и его духовный мир. Поэтика и жанровое своеобразие произведения. Н.С.Лесков «Тупейный художник». Самобытный характер и необычная судьба русского человека.

«Леди Макбет Мценского уезда

М.Е.Салтыков-Щедрин. Чиновник и писатель-сатирик. Своеобразие художественного таланта писателя. Сатира как творческий принцип.

«Сказки для детей изрядного возраста». Эзопов язык. Гротеск-символ в литературе. «История одного города». Образ русского народа. Глупов и глуповцы. Опись градоначальников. Жанр и композиция. Роль и значение гротеска в «Истории одного города». Последняя глава. Авторская позиция. Размышления писателя о судьбах России.

Ф.М.Достоевский. Драматизм судьбы писателя. Своеобразие идейной позиции. Почвенничество.

«Преступление и наказание». История создания романа. Своеобразие жанра и проблематики. Отражение в романе своеобразия эпохи.

Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Особенности раскрытия характера Раскольникова. Психологизм Достоевского.

Традиции и новаторство Ф.М.Достоевского в изображении Петербурга. Полифонизм романа и диалоги героев. Работа с иллюстрациями к роману. Теория Раскольникова. Идея и человек как проблема романа.  «Правда» Сонечки Мармеладовой. «Вечная Сонечка» и крушение идеи сверхчеловека. 

Двойники Раскольникова. Преступление, наказание и покаяние Раскольникова. Композиционная роль снов Раскольникова. Статья Н. Н. Страхова «Преступление и наказание» (фрагменты).

Л.Н.Толстой. Личность писателя. Этапы духовного становления личности. Жизненная позиция.

На пути к «Войне и миру»: «Севастопольские рассказы». Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».

Роман «Война и мир». Изображение высшего света в романе. «Мысль семейная» в романе. Изображение войны 1805 года. Судьбы героев романа.

 Роль детали в портретной характеристике персонажа. Картины природы, их роль и значение в романе. «Настоящая» жизнь в романе. Своеобразие психологизма Толстого. Диалектика души.

Философия истории Л.Толстого. Изображение войны 1805 года. Истинный и ложный патриотизм. Бородинское сражение как композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика героев. Воплощение идеи Мира и идеи Войны.  

Болконский и Безухов  в войне 1812 года. Пьер в плену. Пьер Безухов и Платон Каратаев. Духовная эволюция Пьера.

Изображение народного характера войны. Партизанская война. Антитеза Денисов – Долохов. Судьба Пети Ростова. Загадка образа Тихона Щербатого.

Тема семьи, материнства, счастья в романе.

Идейно-художественное значение эпилога. Мир в понимании Л.Н.Толстого. Образ Автора в романе.

А.П.Чехов. Биография. Раннее творчество. Спор с традицией изображения «маленького человека». Рассказы о «футлярной» жизни. Идейно-художественное своеобразие «маленькой трилогии». Тема духовной деградации человека в рассказе «Ионыч». Тема любви в рассказах А.П.Чехова. «Попрыгунья», «Дама с собачкой».  Своеобразие  конфликта в рассказах.

Своеобразие драматургии А.П.Чехова. Пьеса «Вишневый сад». Основные образы и мотивы. Судьбы и характеры героев «Вишневого сада». Авторское отношение к ним. Своеобразие конфликта в пьесе. Символика названия пьесы. Жанровое своеобразие пьесы. Особенности чеховского диалога.

Мировое значение русской классической литературы 19 века.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Изучение литературы в современной школе предполагает оптимальное оснащение учебного процесса, методически грамотное использование разнообразных средств, обогащающих урок литературы, позволяющих организовать внеурочную работу по предмету.

В числе обязательных требований к оснащению учебного процесса — наличие в достаточном количестве экземпляров текстов художественных произведений, включенных в обязательную примерную программу и в авторские программы.

В библиотечном фонде должны быть представлены: нормативные документы по предмету «Литература» (государственный образовательный стандарт, обязательные примерные программы); авторские программы; перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ, некоторые комплекты учебников из данного перечня; методические пособия по литературе для учителя, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, справочно-энциклопедическая литература и др.

В числе современных требований к оснащению учебного процесса — электронные библиотеки, включающие комплекс информационно-справочных материалов, объединенных системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу.

Помещение кабинета литературы должно быть оснащено не только книгопечатной продукцией, но и демонстрационными пособиями на бумажном и электронном носителях, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, создающими дополнительные условия для повышения качества подготовки учащихся.

В процессе изучения литературы необходимо использовать фотографии и портреты писателей, альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и пр.).

Современный урок по литературе должен быть оснащен компьютерными и информационно-коммуникационными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения.

Список технических средств:

1.   Мультимедийный компьютер.

2.   Мультимедиапроектор.

3.   Средства телекоммуникации (электронная  почта, локальная школьная сеть,  выход в Интернет).

4.  Сканер.

5.  Принтер лазерный.

6.  Копировальный аппарат.

7. Смарт-доска.

8.  Видеотека.

9.  Телевизор.

10. Аудиоцентр.

Учебно-методическое обеспечение

 

1.   Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:   Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

4.  Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002

 

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/ 

Примерное поурочное планирование

п\п

п\т

                Тематика уроков

Основные виды деятельности

ИКТ

Вид работы

Подготовка к ЕГЭ

Дата

10 а

1

1

Введение (3 ч.)

 Русская литература и русская история 19 века

Лекция

1-5.09

2-3

2-3

Своеобразие литературного процесса в России первой половины 19 века

Лекция

8-12.09

4

1

Русская литература второй половины 19 века

И.А.Гончаров (6 ч. + 1 ч.)

Расцвет реализма в литературе второй половины 19 века. Журнальная полемика в России 60-х годов 19 века

Лекция

5

2

И.А.Гончаров. Личность писателя. Романная трилогия о судьбах Родины и русского человека

Лекция, беседа

Презентация

6

3

Роман «Обломов». Замысел. Художественное время и пространство в романе. Роль предметной детали. Обломов и его гости

Лекция, беседа

В1-В7

15-19.09

7

4

Обломов и Захар. Анализ эпизода «Сон Обломова». «Обломовщина» как тип жизни

Практикум

Фильм

В1-В7

8

5

Принцип сюжетной антитезы в романе. Обломов и Штольц. Анализ эпизода (часть 2, главы III, IV). (Домашнее сочинение)

Беседа, практикум

Р.р.

Дом.соч.

С1-С5

9

6

«Обломов» - роман о любви. Женские образы

Беседа

22-26.09

10

7

Конкретно-исторический и историко-философский смысл романа. «Обломов в русской критике»

Семинар

11

1

А.Н.Островский (5 ч. + 3 ч.)

Очерк жизни и творчества. Островский - отец русского национального театра и драматургии  

Лекция, беседа

Презентация

12

2

История создания драмы «Гроза». Определение жанра. Расстановка персонажей. Роль пейзажа. Быт и нравы г. Калинова. Анализ 1 действия

Практикум

В1-В7

29.09-3.10

13

3

Мир и личность: конфликт в драме. Прием антитезы. Работа над 2 – 3 действиями. «Отцы» и «дети» в драме. Символика названия

Беседа

Фильм

В1-В7

14

4

Трагедия Катерины Кабановой

15

5

Дискуссия по статьям A. A. Григорьева, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева

Дискуссия

Р.р.

С1-С5

6-10.10

16

6

Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драматургии Островского на примере драмы «Бесприданница». Лариса и её трагическая судьба

Урок внеклассного чтения

17-18

7

8

Контрольное сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

Р.р.

Конт.соч.

С1-С5

13-17.10

19

1

И.С.Тургенев (10 ч. + 2 ч.)

И.С.Тургенев. Личность писателя. Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева

Лекция

Презентация

20

2

Гуманистическая направленность «Записок охотника». Тургенев – певец родной природы

Семинар

21

3

Романы о «лишних людях» («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»). Чуткость писателя к нарождающимся явлениям общественной жизни

Лекция

20-24.10

22

4

Эпоха и роман «Отцы и дети». История создания и своеобразие романа. Принципы создания портретной характеристики персонажей

Беседа

В1-В7

23

5

Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми

Беседа

Фильм

В1-В7

24

6

Семинар «Отражение в романе общественно-политического конфликта эпохи»

Семинар

В1-В7

5-7.11

25

7

Внутренний драматизм характера Базарова. Испытание любовью

Беседа

В1-В7

26-27

8-9

Мировоззренческий кризис Базарова. Одиночество героя. Болезнь и смерть

Дискуссия

Фильм

В1-В7

10-14.11

28

10

Смысл названия. «Отцы и дети» как философский роман. Споры вокруг романа. Хулители и защитники романа. Статья Д. И. Писарева «Базаров»

Семинар

29-30

11-12

Контрольное сочинение по роману «Отцы и дети». Анализ эпизода

Р.р.

Конт.соч.

С1-С5

17-21.11

31

1

Лирика второй половины 19 века     (13 ч. + 3 ч.)

Ф.И.Тютчев. Личность поэта. Картина мира в лирике. «Не то, что мните вы, природа…», «Фонтан», «О, как убийственно мы любим…», «Как океан объемлет шар земной…»

Лекция, беседа

Презентация

В8-В12

32

2

Судьбы России в лирике Тютчева. «Умом Россию не понять…», «Эти русские селенья…»

Практикум

33

3

А.Фет и эстетика «чистого искусства». Метафоричность лирики. «Муза», «Шопену», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Венера Милосская», «Певице»

Лекция, беседа

Презентация

В8-В12

24-28.11

34

4

Семинар «Основные мотивы лирики Фета. Любовь в поэзии Фета»

Семинар-практикум

35

5

Своеобразие лирики А.К.Толстого

Лекция, беседа

36

6

Н.А.Некрасов. Время и Поэт. Некрасов — редактор «Современника»

Лекция

Презентация

В8-В12

1-5.12

37

7

Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова. Поэт-гражданин. «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и Гражданин», «Элегия», «Памяти Добролюбова», «О Муза! я у двери гроба!..»

Практикум

В8-В12

38

8

Поиск положительного героя в поэзии Некрасова

Практикум

39

9

Родина и народ в поэзии Некрасова. «Вчерашний день, часу в шестом...», «В дороге», «Родина», «Надрывается сердце от муки...», «Сеятелям». Новаторство поэзии Некрасова. «Умру я скоро…», «Элегия», «О, муза, я у двери гроба…»

Практикум

В8-В12

8-12.12

40-41

10-11

Анализ стихотворения (По выбору учащегося)

Письменная работа

Р.р.

С1-С5

42

12

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Своеобразие композиции поэмы, связь с фольклором. Значение пролога

Музей «Берега»

В8-В12

15-19.12

43

13

Народные образы в поэме. Идейный смысл «Легенды о двух грешниках»

Беседа

44

14

Сатирические портреты помещиков

Семинар

В8-В12

45

15

Автор в поэме. Проблема счастья в поэме и пути её решения. Народность поэзии Н.А.Некрасова

Беседа

22-26.12

46

16

Подготовка к сочинению по творчеству Н.А.Некрасова. (Домашнее сочинение)

Практикум

Р.р.

Дом.соч.

С1-С5

47

1

Литература 60-х годов 19 века (5 ч.)

Обзор русской литературы 60-х годов (Г.Успенский, В.Слепцов, А.Левитов, Ф.Решетников)  

Лекция

48

2

Н.Г.Чернышевский в оценке современников и потомков. «Что делать?» Особенности жанра утопии. Идейно-художественное своеобразие романа (обзор)

Урок внеклассного чтения

29-31.12

49

3

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Праведники и праведничество в рассказах Лескова. «Очарованный странник». Жизнь Ивана Флягина и его духовный мир

Лекция, беседа

В1-В7

50

4

Отражение в произведении духовных поисков автора

Практикум

51

5

«Леди Макбет Мценского уезда». Сопоставительная характеристика персонажей. «Две Катерины» (по пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова)

Практикум

Фильм

12-16.01

52

1

М.Е.Салтыков-Щедрин (3 ч. + 1 ч.)

М.Е.Салтыков-Щедрин: чиновник и писатель-сатирик. Своеобразие художественного таланта писателя. Сатира как творческий принцип

Лекция

Презентация

53

2

«Сказки для детей изрядного возраста». Эзопов язык. Гротеск-символ в литературе

Семинар

Р.р.

В1-В7

54

3

«История одного города». Образ русского народа. Глупов и глуповцы. Опись градоначальников. Жанр и композиция

Беседа, практикум

В1-В7

19-23.01

55

4

Роль и значение гротеска в «Истории одного города». Последняя глава. Авторская позиция. Размышления писателя о судьбах России

Беседа

56

1

Ф.М.Достоевский (8 ч. + 3 ч.)

Ф.М.Достоевский. Драматизм судьбы писателя. Своеобразие идейной позиции. Почвенничество

Лекция с элементами беседы

Презентация

57

2

«Преступление и наказание». История создания романа. Своеобразие жанра и проблематики. Отражение в романе своеобразия эпохи

Беседа

26-30.01

58

3

Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Особенности раскрытия характера Раскольникова. Психологизм Достоевского

Беседа

Фильм

В1-В7

59

4

Традиции и новаторство Ф.М.Достоевского в изображении Петербурга

Практикум

Презентация

В1-В7

60

5

Теория Раскольникова. Идея и человек как проблема романа

Беседа

В1-В7

2-6.02

61

6

Первое свидание Раскольникова и Сони (анализ эпизода)

Практикум

Р.р.

В1-В7

62

7

 «Правда» Сонечки Мармеладовой. «Вечная Сонечка» и крушение идеи сверхчеловека. Авторская позиция и способы её выражения

Беседа

Фильм

В1-В7

63

8

Двойники Раскольникова

Практикум

В1-В7

9-13.02

64

9

Преступление, наказание и покаяние Раскольникова. Композиционная роль снов Раскольникова

Семинар

65-66

10

11

Контрольное сочинение по роману «Преступление и наказание»

Экскурсия в

дом-музей Достоевского

Р.р.

Конт.соч.

С1-С5

16-20.02

67

1

Л.Н.Толстой (20 ч. + 3 ч.)

Л.Н.Толстой. Личность писателя. Жизненная позиция

Презентация

68

2

На пути к «Войне и миру»: «Севастопольские рассказы». Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»

Составление опорного плана-конспекта лекции

Презентация

69

3

Изображение высшего света в романе

Практикум

2-6.03

70

4

«Мысль семейная» в романе. Ростовы и Болконские

Лекция, беседа

Фильм

В1-В7

71-72

5-6

Изображение войны 1805 года. Судьбы героев романа

Беседа

10-13.03

73

7

Князь Андрей на батарее Тушина (анализ эпизода)

Практикум

Р.р.

С1-С5

74

8

Князь Андрей на поле Аустерлица

Практикум

Фильм

75

9

Любимые герои Л.Н.Толстого. Богучаровский спор

Беседа

16-20.03

76

10

Образ Наташи Ростовой. Роль детали в портретной характеристике персонажа

Беседа

В1-В7

77-78

11-12

Картины природы, их роль и значение в романе. Значение сцены охоты. «Настоящая» жизнь в романе

Беседа, практикум

23-27.03

79

13

Своеобразие психологизма Толстого. Диалектика души

Лекция, практикум

Презентация

В1-В7

80

14

Философия истории Л.Толстого. Истинный и ложный патриотизм

Семинар-практикум

В1-В7

81

15

Бородинское сражение как композиционный центр романа

Беседа

Фильм

В1-В7

30.03-3.04

82

16

Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика героев. Воплощение идеи Мира и идеи Войны

Практикум

В1-В7

83

17

Болконский и Безухов  в войне 1812 года

Беседа

Фильм

84

18

Пьер в плену. Пьер Безухов и Платон Каратаев. Духовная эволюция Пьера

Практикум

6-10.04, 13-14.04

85

19

Изображение народного характера войны. Партизанская война. Антитеза Денисов – Долохов. Судьба Пети Ростова. Загадка образа Тихона Щербатого

Практикум,  беседа

Фильм

86

20

Тема семьи, материнства, счастья в романе

Семинар

В1-В7

87

21

Идейно-художественное значение эпилога. Мир в понимании Л.Н.Толстого. Образ Автора в романе 

Беседа

20-24.04

88-89

22-23

Контрольное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Р.р.

Конт.соч.

С1-С5

90

1

А.П.Чехов (6ч.)

А.П.Чехов. Раннее творчество. Спор с традицией изображения «маленького человека»

Лекция, беседа

Презентация

27-30.04

91

2

Рассказы о «футлярной» жизни. Идейно-художественное своеобразие «маленькой трилогии»

Беседа, практикум

В1-В7

92

3

Тема духовной деградации человека в рассказе «Ионыч»

Дискуссия

В1-В7

93

4

Своеобразие драматургии А.П.Чехова. Пьеса «Вишневый сад».

Беседа

Фильм

В1-В7

5-8.05

94

5

Судьбы и характеры героев «Вишневого сада». Авторское отношение к ним. Своеобразие конфликта в пьесе. Символика названия

Практикум

В1-В7

95

6

Жанровое своеобразие пьесы. Особенности чеховского диалога

Беседа

96

7

Итоговый урок. Мировое значение русской классической литературы 19 века

12-15.05

97-

102

8-

13

Резерв (6 ч.)

18-22.05

Всего – 102 часа

Развитие речи – 16 часов

Сочинений – 4 контрольных, 2 домашних


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...