Устный литературный журнал
статья по литературе на тему

Методика работы с циклом мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Год литературы в России предполагает проведение различных мероприятий , направленных на то, чтобы обратить серьёзное внимание на проблему отсутствия интереса к чтению классической литературы у школьников. Безусловно, одних уроков недостаточно, чтобы разбудить интерес к чтению. Однако ряд внеклассных мероприятий отчасти поможет ребятам. Весь вопрос в том , как совместить традиционные и современные формы работы? Ведь не секрет, что сегодняшние учащиеся с «клиповым» мышлением черпают материал в основном из интернета,часто уже кем-то обработанный (сочинения и рефераты) и весьма однообразный по содержанию. Поэтому современный учитель должен не только быть профессионалом как предметник, но и использовать инновационные разработки в области компьютерных технологий, чтобы учить выбирать нужное из огромного количества материала и правильно оформлять его.

В рамках Года литературы мною был разработан проект «Литературный журнал», предполагающий проведение одного мероприятия в два месяца. Каждое посвящено юбилейной дате. Основной  образовательной целью является приобщение учащихся к исследовательской деятельности; развивающие цели: формирование коммуникативных способностей и развитие творческих навыков. Это помогает воспитать интерес к родному языку , литературе и культуре ,кроме того, формирует информационную культуру.

Главная задача – необходимость показать, что классика актуальна вовсе времена, что человека всегда волнуют морально-нравственные проблемы, являющиеся объектом исследования писателей. При этом личность автора интересует детей особенно, ведь верят  тому , кто интересен , достоин или оригинален. Очень важно включать в содержание  журнала  исследования современных литературоведов , касающиеся тайных страниц биографии или нового прочтения произведения. В журнале об А.С Грибоедове использовалась статья С. Шаргунова, молодого писателя, близкого по мировосприятию нашим школьникам ( «Космическая карета ,или один день панка»).  Если речь идёт о писателях-современниках, то важен «живой» голос  автора. В процессе проведения  журнала можно использовать запись подлинную или сделанную с помощью учителей и учеников. Журнал, посвящённый юбилею В. Астафьева, был сделан от первого лица на основе автобиографии, когда звучал голос, а на одном из экранов присутствовал  портрет.

Безусловно, для подачи материала одной традиционной  презентации мало. Гораздо большие возможности заложены в «Prezi» , «Flach презентации» и других программах, о которых можно узнать у IT-специалистов .

Рассказ об авторе строиться на нескольких ( 3 – 4) очень ярких фактах из его жизни . Вокруг них выстраивается разговор о произведениях ( инсценировка, выразительное чтение и т.д.), проводиться параллель между личностью автора и литературным героем . Важно показать, что автор не оракул, а подвижник , мучительно ищущий ответы на вопросы о человеке, не бояться показать его «слабым» . В то же время ребята должны увидеть, что этот человек заслужил право говорить и жизнью , и талантом. Следовательно, эмоциональность  подачи материала , с моей точки зрения, необходимый элемент . В связи с этим всё мероприятие не должно проходить больше 45 минут. Не нужно бояться недосказанности. Для кого-то такой журнал станет отправной точкой для дальнейшего знакомства с творчеством, а для большинства будет достаточным для работы в рамках школьной программы.

При необходимости в журнал можно включить страницу литературоведа. А.С. Грибоедов внёс в классическую комедию новаторские элементы, поэтому логично об этом сообщить. Форма подачи – схема на экране с коротким  пояснением.

Таким образом, традиционный устный литературный журнал может , на мой взгляд, обрести новую жизнь в рамках преподавания литературы в непростых условиях падения интереса к чтению .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный журнал(устный)"Память сердца"

Вечер поэзии,посвященный Празднику Победы в Великой Отечественной войне....

Устный экологический журнал "Приведем планету в порядок!"

Экологический  журнал  предназначен  для  учащихся 5-6-х классов. Состоит  из  трех  страниц: "Отношение  человека  к  природе", "Экология  нашей...

Устный лингвистический журнал.

Устный  лингвистический журнал  может быть проведен в рамках школьной Недели русского языка. Подобная  форма  внеклассно-предметной  работы  помогает развить и углубить и...

Сценарий утренника по ономастике. Устный лингвистический журнал. «Что в имени тебе моем?..» Бал имен .5-6 классы

Устный  лингвистический журнал  проведен нами в рамках школьной Недели русского языка  в шестом  классе. Подобная  форма  внеклассно-предметной  работы  помогае...

Твое место в мире профессий. (Устный литературно- музыкальный журнал)

Мероприятие для обучающихся коррекционных школ 8 вида. Цель занятия: создать информационное пространство о профессиях,  прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профес...

"Я помню чудное мгновенье...". Любовная лирика А.С.Пушкина (Устный литературно-музыкальный журнал)

Устный музыкально-литературный журнал «Любовная лирика А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»». Работа автор знакомит с адресатами любовной лирики известного поэта, со стихотворениями, посвящ...

Устный литературный журнал "Всепобеждающая сила любви" (о жизни и творчестве В.Закруткина)

В журнале рассказывается о донском писателе В.Закруткине, его жизни, творчестве  и  произведении "Матерь Человеческая"....