МИр детства в творчестве Н.Тэффи. ( На примере рассказа " Неживой зверь")
план-конспект урока по литературе на тему
Тема детства, тема взаиоотношения детей и взрослых в русской литературе занимает одно из ведущих тем. К ней обращались: К. Аксаков, Л.Толстой, Л.Андреев, А.Чехов, М.Горький и другие писатели. Но в творчестве Н.Тэффи эта тема раскрывается по-особенному:серьезность темы в сочетании с лирическим повествованием, предельная жизненность ситуации делают ее расскаы о детях неповторимо - трогательными. Проблему безразличного, равнодушного отношения взрослых к миру ребенка поднимает автор в рассказе " Неживой зверь". Цель урока - раскрыть особенный, беззащитный мир ребенка, созданный его мечтами и фантазиями, противопоставленный бездушному и жестокому миру взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_detstva_v_rasskaze_n.teffi_nezhivoy_zver._.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир детства в произведениях Н.Тэффи»
( на примере рассказа « Неживой зверь»)
Цели урока: исследовать художественный образ ребенка в рассказе, рассмотреть мир ребенка, созданный фантазией и мечтами, противопоставленный бездушному и жестокому миру взрослых.
Тип урока: урок – размышление.
Эпиграф. И в жизни той живу, не зная,
Где правда, где моя мечта,
Какая жизнь моя, родная,-
Не знаю – эта, или та…
Н.Тэффи
Прежние писатели приучили нас ухмыляться при
виде женщины, берущейся за перо. Но Аполлон
Сжалился и послал нам в награду Тэффи, не
« женщину-писательницу», а писателя большого,
Глубокого и своеобразного.»
Саша Черный
Жизнь прекрасна, если есть в ней свет,
Небо, природа, дети, любовь.»
Н.А.Тэффи
Ход урока.
1 этап урока. Слово учителя. « Н.Тэффи. Рассказы о детях.»
Н.А.Тэффи известно современному читателю как мастер короткого юмористического рассказа. Однако сама писательница больше всего дорожила « серьезной» прозой, неотъемлемой частью которой является цикл рассказов о детях.
Детская тема имела для Тэффи особое значение, ибо находила непосредственный отклик в ее собственной душе, душе девочки-подростка. В очерке «Федор Сологуб» она вспоминала: «Как-то занялись мы с ним определением метафизического возраста общих знакомых. Установили, что у каждого человека, кроме его реального возраста есть еще другой, вечный, метафизический. Например, старику - шлиссельбуржцу Морозову мы сразу согласно определили 18 лет. -- А мой метафизический возраст? -- спросила я. -- Вы же сами знаете -- 13 лет» .
Она это знала. И даже считала, что ей меньше метафизических лет: «Мне сегодня как будто одиннадцать лет, Так мне пусто, так просто, так весело». Удивительная молодость души, которую не сломили жизненные испытания, позволяла Тэффи говорить на языке ребенка, верить в те же чудеса, что и он, мечтать о волшебной стране «Нигде».
13 лет- возраст радости и муки, возраст еще и уже. Именно с этого рубежа Тэффи видит своих героев – смешных, неловких, одиноких, сколько бы им лет не было.
К теме детства Тэффи впервые обращается в сборнике « Неживой зверь», вышедшем в 1916 году в Петрограде. Сборник поразил читателей и критиков несвойственным писательнице стилем: новый герой-ребенок, мягкий юмор, тонкий психологизм, серьезность темы в сочетании с лиризмом повествования.
В создании нового типа героя Тэффи придерживалась основного творческого принципа - правдоподобность и предельная жизненность.
Дети в ее рассказах – сама жизнь.
Детей, героев ее рассказов. Объединяет искреннее проявление чувств и высокие духовные ценности.
В ответ на несправедливость и пошлость окружающего мира дети создают свой мир, свою жизнь.
Непременным условием их жизни становится их тайна-мечта.
Вопрос о взаимодействии двух миров – взрослого и детского – один из ключевых в цикле рассказов о детях. Трагическая судьба ребенка становится объектом художественного изображения писательницы. Дети показаны лишенные любви и заботы.
2 этап урока. По страницам рассказа. Читаем, анализируем, размышляем.
« Радость предполагает общение в любви. Ребенок инстинктивно тянется ко всякому живому существу-живому для него»,-писал русский критик П.Бицилли.
Вопросы 1-3.
1. Какую игрушку подарили Кате на Новый Год?
2. Чем стала эта игрушка для девочки?
3.Чего не хватает ребенку, почему она уходит в свой детски - недетский мир?
Задания 1-3
1. Найдите в тексте описание игрушки.
2. Проследите по тексту отношение живой девочки к неживому зверю.
3. Найти в тексте описание родителей Кати и их отношения к дочери.
Вопросы 4-6
1. Почему взрослым не до девочки? Чем они заняты?
2. Как ведет себя « неживой зверь»?
3. Чем был дорог ей барашек?
Задания 4-6
1. Найдите в тексте описание няни, «лисьих баб», учительницы.
2. Выпишите из текста выражения, описывающие состояние «неживого зверя»
3. Выпишите из текста выражения, в которых отражено состояние девочки в моменты общения с игрушкой.
За этой игрой – неигрой кроются истоки трагического мироощущения ребенка непонимание, отсутствие любви и заботы.
Герой показан в состоянии постоянного одиночества и замкнутости.
3 этап урока.
Один день из жизни девочки Кати.
Расскажите, как и чем живет героиня рассказа на примере 1 дня из ее жизни
План ответа.
1. Утро. Завтрак. Скучно. Темно.
2. В больших комнатах. Без родителей.
3. В детской перед обедом.
4. Все было неспокойное.
5. Тихая жизнь за сундуком с барашком.
6. « Лисьи бабы». Нянька. Сплетни.
7. Ночью худо.
4 этап урока.
В рассказе автор поднимает следующие проблемы: ( учащиеся пытаются сами сформулировать проблемы в рассказе).
1. Проблему равнодушия взрослых
2.Проблема одиночества.
3. Проблема роли игрушки в жизни ребенка.
4. Проблема дома и царящей в ней гнетущей атмосферы.
Проблема равнодушия взрослых.
Что важнее всего для ребёнка в семье? Наверное, внимание со стороны родителей и окружающих людей, их любовь, забота. А если эта любовь и забота отсутствуют?
Именно проблему безразличного, равнодушного отношения взрослых к жизни ребёнка поднимает автор данного текста.
Маме с папой нет дела до переживаний своей дочки, они слишком заняты ссорами и разногласиями, а прислуга увлечена активным обсуждением их проблем. Автор показывает омертвение души во всех окружающих Катю людях, а «неживой зверь», наоборот, одушевляется и становится единственным дорогим существом для Кати.
Проблема одиночества.
Что же такое истинное одиночество? Возможно ли оно, когда человек живёт среди людей?
Именно проблему одиночества поднимает Тэффи в этом тексте, рассказывая о судьбе маленькой девочки. Оказавшись в ситуации полного безразличия окружающих, занятых выяснением отношений, Катя чувствует себя совершенно несчастной, брошенной. Маме «всё было некогда» выслушать девочку, за обедом «папа молчал, мама молчала», а потом они совсем не появлялись в доме несколько дней, оставив девочку одну. Кате было «страшно» и тоскливо, но никто из окружающих не мог и не хотел дать ей душевного тепла.
Всем ходом повествования автор даёт читателям понять, что одиночество невыносимо для Кати, а от безысходности она замкнулась в себе, и только «неживой» баран – её друг, который, в отличие от взрослых, всё понимал.
Проблема роли игрушки в жизни детей.
Игрушка… Нужна ли она ребёнку или это пустая трата времени? Может ли игрушка сыграть какую-то роль в судьбе маленького человека?
Писательница Тэффи пытается рассказать о судьбе девочки Кати и рассматривает проблему роли игрушки в жизни ребёнка.
Игрушечный баран, или «неживой зверь», как его называла Катя, являлся её единственным утешением в холодном и мрачном доме, где взрослые отвернулись от неё и никто не уделял должного внимания. Он смотрел на неё «кротко и ласково», «не перечил ей» и «всё понимал», а в этом Катя нуждалась очень остро. Все свои невысказанные чувства девочка направила на «неживого зверя», и от её любви зверь делался «грязнее и хохлатее», но это не остановило девочку, она устроила ему жильё за сундуком, где ей и игрушке «жилось тихо». Как понимает читатель, игрушка одушевляется девочкой, баран способен был и смеяться, и хворать, и терпеть слёзы подружки, а взрослые с «птичьим личиком» и «лисьими мордами» уподобились животным. «Неживой зверь» с «человеческими» глазами скрасил существование девочки, и, «когда она чувствовала его, родного, неживого, близко, засыпала спокойно.
Проблема дома, гнетущей атмосферы, царящей в доме
Что такое дом? Просто место, где живёт человек, или то место, где он чувствует себя комфортно, хорошо?
Именно проблему дома рассматривает Н.Тэффи в данном тексте, подчёркивает, какое негативное влияние обстановка, царящая в доме, может оказать влияние на человека.
Несмотря на то что у главной героини рассказа, девочки Кати, был большой и далеко не бедный дом, ей было в нём неуютно. Всё дело в том, что стены этого дома впитали в себя столько грязи и ссор, что уже не могли быть надежным и спасительным убежищем, а несли в себе один негатив. В этом доме всё агрессивно по отношению к девочке. Ей было невесело, холодно, страшно. Крысы, появившиеся в доме – ещё один верный признак неблагополучия семейных отношений, обстановки дома. Был, впрочем, лишь один светлый и тёплый уголок. Уголок, в котором жил лучший друг этой девочки – игрушечный баран. Только там она могла успокоиться и забыться в детских играх.
5 этап урока.
Вопрос урока и домашнего сочинения – размышления.
Как будет жить Катя после « гибели» « неживого зверя»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ Лескова "Зверь". Презентация к уроку
Место святочного рассказа в творчестве Лескова. Концепция рассказа "Зверь". Ключевые моменты анализа. Основные образы....
Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).
Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...
МИр детства в творчестве Н.Тэффи. ( На примере рассказа " Неживой зверь")
Данная презентация является наглядным материалом к уроку, помогает учащимся лучше понять рассказ Н.Тэффи, закрепить пройденнй материал....
По Е.Барониной «Рассказы про зверей»
презентация урока с использованием ЭОР...
Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии")
Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") был проведён 28.04.2017 г. в рамках Всероссийской к...
Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская
Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...
Н.Тэффи «Неживой зверь».
Презентация к уроку по рассказу Н.Тэффи «Неживой зверь»....