МИр детства в творчестве Н.Тэффи. ( На примере рассказа " Неживой зверь")
презентация к уроку по литературе на тему

Еналдиева Алла Константиновна

Данная презентация  является наглядным материалом  к уроку, помогает учащимся лучше понять рассказ Н.Тэффи, закрепить пройденнй материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку678.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Мир детства в произведениях Н.Тэффи ( на примере рассказа « Неживой зверь»)

Слайд 2

Цели урока : исследовать художественный образ ребенка в рассказе « Неживой зверь»,рассмотреть мир ребенка, созданный его мечтами и фантазиями, противопоставленный бездушному и жестокому миру взрослых. Тип урока : урок - размышление

Слайд 3

Эпиграфы к уроку И в жизни той живу, не зная Где правда, где моя мечта, Какая жизнь моя, родная,- Не знаю – эта, или та… Н.Тэффи Жизнь прекрасна, если есть в ней свет, небо, природа, дети, любовь. Н.Тэффи

Слайд 4

1 этап урока. Н.Тэффи Рассказы о детях В очерке « Федор Сологуб» Н.Тэффи вспоминала: «Как-то занялись мы с ним определением метафизического возраста общих знакомых. Установили, что у каждого человека, кроме его реального возраста есть еще другой, вечный, метафизический. Например, старику - шлиссельбуржцу Морозову мы сразу согласно определили 18 лет. -- А мой метафизический возраст? – спросила я. -- Вы же сами знаете -- 13 лет» .

Слайд 5

: «Мне сегодня как будто одиннадцать лет, Так мне пусто. так просто, так весело». Удивительная молодость души, которую не сломили жизненные испытания, позволяла Тэффи говорить на языке ребенка, верить в те же чудеса, что и он, мечтать о волшебной стране «Нигде ».

Слайд 6

Сборник « Неживой зверь» В 1916 г . – в Петрограде. Новый герой – ребенок Необычное для творчества Тэффи Мягкий юмор Тонкий психологизм Серьезность темы в сочетании с лирическим повествованием Правдоподобная и предельная жизненность ДЕТИ в рассказах – сама ЖИЗНЬ

Слайд 7

2 этап урока. Читаем, размышляем, анализируем « Радость предполагает общение в любви. Ребенок инстинктивно тянется ко всякому живому существу- живому для него», -писал русский критик П.Бицилли .

Слайд 8

Вопросы и задания Вопросы 1-3. 1. Какую игрушку подарили Кате на Новый Год? 2. Чем стала эта игрушка для девочки? 3.Чего не хватает ребенку, почему она уходит в свой детски - недетский мир? Задания 1-3 1. Найдите в тексте описание игрушки. 2. Проследите по тексту отношение живой девочки к неживому зверю. 3. Найти в тексте описание родителей Кати и их отношения к дочери.

Слайд 9

Вопросы и задания Вопросы 4-6 1. Почему взрослым не до девочки? Чем они заняты? 2. Как ведет себя « неживой зверь»? 3. Чем был дорог ей барашек? Задания 4-6 1. Найдите в тексте описание няни, «лисьих баб», учительницы. 2. Выпишите из текста выражения, описывающие состояние «неживого зверя» 3. Выпишите из текста выражения, в которых отражено состояние девочки в моменты общения с игрушкой.

Слайд 10

ВЫВОД За этой игрой – неигрой кроются истоки трагического мироощущения ребенка непонимание, отсутствие любви и заботы. Герой показан в состоянии постоянного одиночества и замкнутости. « Неживой» мир добрый, ласковый. В нем ребенку, одинокому, забытому, тепло и уютно.

Слайд 11

3 этап урока. Один день из жизни девочки Кати Расскажите , как и чем живет героиня рассказа на примере 1 дня из ее жизни План ответа. 1. Утро. Завтрак. Скучно. Темно. 2. В больших комнатах. Без родителей. 3. В детской перед обедом. 4. Все было неспокойное. 5. Тихая жизнь за сундуком с барашком. 6. « Лисьи бабы». Нянька. Сплетни. 7. Ночью худо.

Слайд 12

4 этап урока В рассказе автор поднимает следующие проблемы: ( учащиеся пытаются сами сформулировать проблемы в рассказе). 1. Проблему равнодушия взрослых 2.Проблема одиночества. 3. Проблема роли игрушки в жизни ребенка. 4. Проблема дома и царящей в нем гнетущей атмосферы.

Слайд 13

Проблема равнодушия взрослых Что важнее всего для ребёнка в семье? Наверное, внимание со стороны родителей и окружающих людей, их любовь, забота. А если эта любовь и забота отсутствуют? Именно проблему безразличного, равнодушного отношения взрослых к жизни ребёнка поднимает автор данного текста. Маме с папой нет дела до переживаний своей дочки,они слишком заняты ссорами и разногласиями, а прислуга увлечена активным обсуждением их проблем. Автор показывает омертвение души во всех окружающих Катю людях, а «неживой зверь», наоборот, одушевляется и становится единственным дорогим существом для Кати.

Слайд 14

Проблема одиночества Что же такое истинное одиночество? Возможно ли оно, когда человек живёт среди людей. Всем ходом повествования автор даёт читателям понять, что одиночество невыносимо для Кати, а от безысходности она замкнулась в себе, и только «неживой» баран – её друг, который, в отличие от взрослых, всё понимал.

Слайд 15

Проблема игрушки в жизни ребенка Игрушка… Нужна ли она ребёнку или это пустая трата времени? Может ли игрушка сыграть какую-то роль в судьбе маленького человека ? «Неживой зверь» с «человеческими» глазами скрасил существование девочки, и, «когда она чувствовала его, родного, неживого, близко, засыпала спокойно.

Слайд 16

Проблема дома, гнетущей атмосферы, царящей в доме Что такое дом? Просто место, где живёт человек, или то место, где он чувствует себя комфортно , хорошо ? . В этом доме всё агрессивно по отношению к девочке. Ей было невесело, холодно, страшно. Крысы, появившиеся в доме – ещё один верный признак неблагополучия семейных отношений, обстановки дома. Был, впрочем, лишь один светлый и тёплый уголок. Уголок, в котором жил лучший друг этой девочки – игрушечный баран. Только там она могла успокоиться и забыться в детских играх.

Слайд 17

5 этап урока. Вопрос урока и домашнего сочинения - размышления Как будет жить Катя после « гибели » « неживого зверя»?

Слайд 19

Прежние писатели приучили нас ухмыляться при виде женщины, берущейся за перо. Но Аполлон сжалился и послал нам в награду Тэффи, не « женщину – писательницу», а писателя большого, глубокого и своеобразного. Саша Черный Презентацию подготовила Учительница русского языка и литературы ГБОУ НПО ПУ № 7 Еналдиева А.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ Лескова "Зверь". Презентация к уроку

Место святочного рассказа в творчестве Лескова. Концепция рассказа "Зверь". Ключевые моменты анализа. Основные образы....

Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...

МИр детства в творчестве Н.Тэффи. ( На примере рассказа " Неживой зверь")

Тема детства, тема взаиоотношения детей и взрослых в русской литературе занимает одно из ведущих тем. К ней обращались: К. Аксаков,  Л.Толстой, Л.Андреев, А.Чехов, М.Горький и другие писатели. Но...

По Е.Барониной «Рассказы про зверей»

презентация урока с использованием ЭОР...

Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии")

Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") был проведён 28.04.2017 г. в рамках Всероссийской к...

Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская

Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...

Н.Тэффи «Неживой зверь».

Презентация к уроку по рассказу Н.Тэффи «Неживой зверь»....