№ | № |
Тема урока | Планируемый результат, термины и понятия, виды учебной деятельности |
Метапредметный результат |
Личностные результаты |
Система внеурочной деятельности | Виды и фор мы текуще го и итого вого контро ля | Дата
план | Дата
факт |
Познавательные УУД
|
Регулятивные УУД
|
Коммуникативные УУД
|
|
| Введение 1ч. |
|
|
1 | 1 | Художественное произведение | Познакомиться с ролью книги в жизни человека; отработать умение подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг.
| Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. | Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
| Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
| Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов | Чтение статьи учебника, ответы на вопросы . |
|
|
|
| Устное народное творчество 4ч |
|
|
2 | 1 | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. | определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен. | Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
| Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
| Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях | Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Выразительное чтение одной из обрядовых песен |
|
|
3 | 2 | Пословицы,поговорки как малый жанр фольклора | определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности. | Умеют заменять термины определениями. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу | Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания | Знание основных принципов и правил отношения к природе | Упражнения на развитие воображения |
Подобрать синонимы к поговоркам |
|
|
|
4 | 3 | Загадки | уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, | Умеют объяснять значение прочитанного, формулировать теоретический материал по теме | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
| Умеют слушать и слышать друг друга.
| Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий. | Игровая деятельность:отгадай загадку |
Составление загадок на заданную тему |
|
|
|
5 | 4 | РР Письменный ответ на проблемный вопрос «В чем красота и мудрость народных обрядов?»
| Создать письменное высказывание,содержащее ответ на поставленный вопрос. |
Структурируют знания.
|
Оценивают достигнутый результат.
| Умеют создавать связный текст
| Освоение личностного смысла учиться |
| Самостоятельная работа |
|
|
|
| Из древнерусской литературы 2ч |
|
|
6 | 1 | Русские летописи. «Повесть временных лет» | определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание»,«летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства характерные черты литературы Древней Руси. | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
| Умеют планировать алгоритм ответа | Умеют читать вслух, понимать прочитанное. | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Чтение научно-популярной литературы по теме урока |
Выразительное чтение отрывка |
|
|
|
7 | 2 | «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.
| понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
| Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей
| Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Упражнения на развитие воображения | Ответы на вопросы учебника, пересказ
|
|
|
|
| Из литературы 18 века 1ч |
|
|
8 | 1 | И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение лени, безделья
|
понятие «басня», структура басни; художественные приёмы, используемые в баснях.
| Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать
| Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
|
Выразительное чтение басни |
|
|
|
|
| Из литературы 19 века 48ч |
|
|
9 | 1 | И.А. Крылов .«Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.
| анализ басни, определение проблематики произведения. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
| Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
| Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
| Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | Упражнения на развитие воображения | Устное сообщение о Крылове Выразительное чтение басни
|
|
|
10 | 2 | «Ларчик». Критика неумелого хвастуна и «механики мудреца».
| жанровые признаки басни (мораль, аллегория, сатирическое изображение, олицетворение и др.) | Умеют извлекать необходимую информацию из прочитанного или прослушанного текста. | Уметь анализировать стихотворный текст | Уметь ставить вопросы,формулировать свои затруднения. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Упражнения на развитие воображения | Басня наизусть
|
|
|
11 | 3 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.
| определять жанровые признаки басни; чтение по ролям. | Определяют основную и второстепенную информацию.
| Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
| Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе
| Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий |
установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
|
| Выразительное чтение басни
|
|
|
12 | 4 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» | факты биографии А.С. Пушкина, история создания стихотворения ,определение понятия «эпитет»; определение средств художественной выразительности и их роли, прослеживать эволюцию чувств лирического героя | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют представлять конкретное содержание в устной форме
| Уважение личности и ее достоинства | Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Устное сообщение. Стихотворение «Узник» наизусть |
|
|
|
13 | 5 | Р.Р. «Зимнее утро». Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения
| работа с текстом стихотворения, дополнительными источниками, создать монологическое высказывание по теме.
| Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
| Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. богатству страны. | Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. | Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Домашнее сочинение |
|
|
14 | 6 | Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Жанр стихотворного послания.
| история создания стихотворения, художественные особенности жанра стихотворного послания, определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
| Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
| Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
| Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. | Гражданский патриотизм. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
|
Чтение стихотворения наизусть |
|
|
|
15 | 7 | «Зимняя дорога». Тема жизненного пути.
| определение понятия «эпитет», «метафора», «олицетворение», «сравнение»; определять средства художественной выразительности и их роль | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
| Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
| Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи.
| Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России | Упражнения на развитие воображения | Анализ стихотворения. Выразительное чтение |
|
|
16 | 8 |
В.Ч. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | Знать сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку; анализировать роль эпиграфа, антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести. | Выделяют и формулируют проблему. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
| Уважение личности и ее достоинства | Упражнения на развитие воображения | Пересказ эпизода, Характеристика героев. |
|
|
17 | 9 | «Дубровский». Картины жизни русского барства.
| история создания романа; выразительно читать и пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки, выяснять значение незнакомых слов | Выделяют и формулируют познавательную цель
| Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
| Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
| Уважение ценностей семьи. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Устный опрос |
|
|
18 | 10 | «Дубровский».Конфликт А.Дубровского и К.Троекурова.
| сравнивать образы главных героев, правильно оценивать их поведение, составлять план в соответствии с рассказом. | Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста
| Определять цель выполнения заданий на уроке
| Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.
| Готовность к равноправному сотрудничеству | Инсценирование | Устный опрос |
|
|
19 | 11 | Протест В.Дубровского против произвола и деспотизма.
| знать содержание анализируемых глав; выразительно читать и пересказывать текст, давать развернутые ответы на вопросы, характеризовать героев и их поступки.
| Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
| Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
| Признание ценности здоровья, своего и других людей | Выполнение упражнений на концентрацию внимания | Индивидуальный и фронтальный устный опрос |
|
|
20 | 12 | Р.Р.Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке».
| анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. Знать теоретико-литературные понятия: композиция, роман, сюжет.
| Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
| Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). |
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
|
Позитивная моральная самооценка. | Упражнения на развитие воображения | Анализ эпизода, пересказ.
|
|
|
21 | 13 | Романтическая история Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
| знать содержание анализируемых глав; выразительно читать и пересказывать текст, давать развернутые ответы на вопросы, характеризовать героев и их поступки. | Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст
|
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.
| Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Подробный пересказ
|
|
|
22 | 14 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
| знать сюжет и содержание романа, составлять план и подбирать материал по теме сочинения. | Структурируют знания.
| Оценивают достигнутый результат.
| Умеют создавать связный текст.
| Освоение личностного смысла учиться |
| Домашнее сочинение
|
|
|
23 | 15 |
М.Ю.Лермонтов. «Тучи» .Основное настроение и композиция стихотворения. |
| сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова, историю создания стихотворения, Определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «художественное сравнение», |
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
| Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
|
Обмениваются знаниями между членами группы
| Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания | Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Устное сообщение. Стихотворение «Тучи» наизусть |
|
|
|
24 | 16 | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворении Лермонтова «Листок». «На севере диком…». | определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор». определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов | Анализ стихотворения,чтение наизусть. |
|
|
25 | 17 | «Утес». Тема одиночества.
| выразительно читать стихотворение, находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, | Выделяют и формулируют познавательную цель.
| Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. |
Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия.
| Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
|
Анализ стихотворения. чтение наизусть. |
|
|
26 | 18 |
«Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. |
| определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «олицетворение», «аллитерация»; понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим | Выделяют и формулируют познавательную цель.
| Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях | Упражнения на развитие воображения |
Выразительное чтение стихотворения |
|
|
|
27 | 19 | Контрольная работа№1 (по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова) | знать сюжеты и проблематику изученных произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; анализировать прозаические и поэтические тексты, писать небольшие сочинения-рассуждения | Структурируют знания.
| Оценивают достигнутый результат.
| Умеют создавать связный текст
| Освоение личностного смысла учиться |
| Контрольная работа |
|
|
28 | 20 |
Анализ контрольной работы. И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. |
| Определять исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
| Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
| Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор.
| Позитивная моральная самооценка | Чтение научно-популярной литературы по теме урока |
|
|
|
29 | 21 | «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. | связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их
| Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
| Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
| Понимают возможность различных точек зрения.
| Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им | инсценирование | Анализ эпизода Ответы на вопросы учебника |
|
|
30 | 22 | Портреты героев как средство изображения их характеров. | составлять портретную характеристику
| Устанавливают причинно-следственные связи.
| Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
| Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
|
Уважение ценностей семьи.
| установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Индивидуальный и фронтальный устный опрос |
|
|
31 | 23 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; выразительно читать текст. | Строят логические цепи рассуждений.
| Определяют последователь ность промежуточных целей с учетом конечного результата.
| Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
| Любовь к природе | Упражнения на развитие воображения | фронтальный устный опрос |
|
|
32 | 24 |
В.Ч. И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч». |
| знать содержание; выразительно читать и пересказывать текст, давать развернутые ответы на вопросы, характеризовать героев и их поступки. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
| Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
| С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Создание иллюстраций к произведению | Пересказ эпизода, Характеристика героев. |
|
|
33 | 25 |
Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в стихотворениях «Неохотно и несмело...», «Листья». | . |
| факты биографии поэта, определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы. |
Определяют основную и второстепенную информацию. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют слушать и слышать друг друга.
| Любовь к Родине | Упражнения на развитие воображения |
Презентация Чтение стихотворения наизусть
|
|
|
|
34 | 26 | Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся...».Роль антитезы в стихотворении. | выразительно читать стихотворение, находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворения. | Определяют основную и второстепенную информацию.
| Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
| Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
| Позитивная моральная самооценка. | Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Анализ стихотворения, выразительное чтение
|
|
|
35 | 27 |
Р.Р.Обучение анализу одного стихотворения Ф.И.Тютчева. | объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Тютчева, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Составляют план и последовательность действий.
| Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем,учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Представление результатов самостоятельной работы. | Выполнение упражнений на концентрацию внимания | Анализ стихотворения
|
|
|
36 | 28 |
А.А.Фет.«Ель рукавом мне тропинку завесила»Природа как воплощение прекрасного. |
| сведения об отроческих и юношеских годах А.А. Фета; выразительно читать стихотворение, находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворения. | выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.
| Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
| Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
| Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
|
Презентация Чтение стихотворения наизусть |
|
|
|
37 | 29 | «Еще майская ночь…» Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. | понимать,какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; выразительно читать стихотворение.
|
Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
| Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
|
Интересуются чужим мнением и высказывают свое. . | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Анализ стихотворения, выразительное чтение
|
|
|
38 | 30 | Учись «у них – у дуба, у березы…» Природа как мир истины и красоты. | выразительно читать стихотворение, находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
| Умеют слушать и слышать друг друга.
| Чувство гордости за свою страну. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Анализ стихотворения, выразительное чтение
|
|
|
39 | 31 | Контрольная работа №2 (по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета) | определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др. анализировать поэтические тексты, писать небольшие сочинения. | Структурируют знания.
| Оценивают достигнутый результат.
| Умеют создавать связный текст
| Освоение личностного смысла учиться |
| Контрольная работа |
|
|
40 | 32 | Анализ контрольной работы. Н.А.Некрасов.«Железная дорога».Картины подневольного труда.
| связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
| Оценивают достигнутый результат.
| Умеют слушать и слышать друг друга.
| Доброжелательное отношение к окружающим. | Чтение научно-популярной литературы по теме урока |
Устное сообщение. Ответы на вопросы учебника |
|
|
|
41 | 33 | Народ – созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | чтение и восприятие художественного текста; определение понятий «сюжет», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);определять средства художественной выразительности.
| Определяют основную и второстепенную информацию.
| Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
| Уважение русского народа как творца и созидателя. | Упражнения на развитие воображения | Чтение наизусть. |
|
|
42 | 34 | Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»
| определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь»;определять средства художественной выразительности, элементы фабулы.
| Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов.
| Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
| Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
| Позитивная моральная самооценка | Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Индивидуальный и фронтальный устный опрос |
|
|
43 | 35 | Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» Трёхсложные размеры стиха.
| выразительно читать стихотворение; определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»; определять размер поэтического текста. |
Выделяют и формулируют проблему.
| Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
|
Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Упражнения на развитие воображения | Индивидуальный и фронтальный устный опрос |
|
|
44 | 36 |
Н.С.Лесков. «Левша». Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. |
| факты биографии автора; определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание сказа «Левша»; связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя | Устанавливают причинно-следственные связи.
| Составляют план и последователь-ность действий | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения
| Любовь к Родине. | Создание иллюстраций к произведению |
Устное сообщение. Ответы на вопросы учебника |
|
|
|
45 | 37 | Изображение представителей царской власти в сказе «Левша». | содержание сказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти; объяснять, каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
| Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
| Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
|
Чувство гордости за свою страну. | инсценирование |
|
|
|
46 | 38 | Особенности языка сказа Н.Лескова «Левша» | понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении | Строят логические цепи рассуждений.
| Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
| Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
| Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Выполнение упражнений на концентрацию внимания | Индивидуальный и фронтальный устный опрос |
|
|
47 | 39 |
В.Ч.Н.С.Лесков. «Человек на часах» | сюжет и содержание рассказа, пересказ эпизодов; характеристика героев и их поступков; выяснение значений незнакомых слов; составлять план и подбирать материалы к сочинению | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
| Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
| Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.
| Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Чтение научно-популярной литературы по теме урока |
|
|
|
48 | 40 | Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос «Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении Н.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.Лескова «Левша» | дать развернутый ответ на вопрос; обосновать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении. | Структурируют знания. | Оценивают достигнутый результат.
| Умеют создавать связный текст
| Освоение личностного смысла учиться |
| Самостоятельная работа |
|
|
49 | 41 | А.П.Чехов.«Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе.
| факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним». | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
| Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
| Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Упражнения на развитие воображения | Презентация Пересказ Составление вопросов к рассказу |
|
|
50 | 42 | Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий».
| Понимать смысл названия рассказа; делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
| Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
| Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.
| Позитивная моральная самооценка | Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Индивидуальный и фронтальный устный опрос |
|
|
51 | 43 | ВЧ А.П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» |
| строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героев; характеризовать героев и их поступки; аргументированно доказывать свою точку зрения | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. |
Составляют план и последовательность действий.
| Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
| Доброжелательное отношение к окружающим. | Упражнения на развитие воображения |
Пересказ. Составление плана. |
|
|
|
52 | 44 | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование; определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения».
| Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
| Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
| Учатся принимать решение и реализовывать его.
| Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Анализ стихотворения. чтение наизусть. |
|
|
53 | 45 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. | выразительно читать стихотворения, понимать, что в них отражаются не только картины природы, но и душевное состоя- ние человека, воспринимающего её.
| Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
| Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
| Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Анализ стихотворения. чтение наизусть. |
|
|
54 | 46 | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | определять выразительные средства языка, указывая их роль в контексте стихотворения, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
| Оценивают достигнутый результат.
| Планируют общие способы работы.
| Любовь к родной природе. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Анализ стихотворения. чтение наизусть. |
|
|
55 | 47 | Романсы на стихи русских поэтов о природе | Обсуждеие пейзажных картин русских художников, созвучных стихам и романсам. | Объясняют особенности стихотворной речи,учатся слышать ритм стихотворного текста. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
| Обсуждают разные точки зрения. | Любовь к Родине. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Индивидуальные задания. |
|
|
56 | 48 |
Р.р . сопоставительный анализ стихотворений поэтов 19 века о родной природе. |
| анализируют поэтические тексты; определяют их темы и идеи; находят изобразительно-выразительные средства и определяют их роль, пишут сочинение. | Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов.
| Оценивают достигнутый результат.
| Умеют создавать связный текст
| Формирование ответственного отношения к учению |
| Самостоятельная работа |
|
|
|
| Из русской литературы 20 в 27ч |
|
|
57 | 1 | А.И.Куприн «Чудесный доктор».
| факты биографии писателя, сюжет и содержание рассказа, пересказ эпизодов; понимать смысл названия рассказа.
| Анализируют условия и требования задачи.
|
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
|
Учатся принимать решение и реализовывать его.
|
Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов |
Устное сообщение Пересказ эпизода |
|
|
|
58 | 2 | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | чтение и восприятие художественного текста, характеристика героев и их поступков. | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.
| Осознают качество и уровень усвоения |
Проявляют внимание к личности другого.
|
Уважение ценностей семьи. | Упражнения на развитие воображения | Индивидуальный и фронтальный устный опрос |
|
|
59 | 3 | А.П.Платонов.«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.
| факты биографии писателя, отмечать сказочные и реальные моменты повествования повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными сказками, , определять их общее и отличное. | Уважение ценностей семьи. | Оценивают достигнутый результат.
| Стремление устанавливать доверительные отношения.
| Оптимизм в восприятии мира. | Упражнения на развитие воображения | Устное сообщение. Ответы на вопросы учебника. |
|
|
60 | 4 | Вн.ч. А.П.Платонов «Цветок на земле»
| Знать содержание рассказа, строить развернутые высказывания на основе прочитанного;аргументированно доказывать свою точку зрения. | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
| Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
| Оптимизм в восприятии мира. | Создание иллюстраций к произведению |
Пересказ Составление плана рассказа |
|
|
|
61 | 5 | А.С.Грин. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести «Алые паруса».
| факты биографии автора; объяснять смысл понятия «феерия»; составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в повести яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы. | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
|
Сличают свой способ действия с эталоном.
| Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
| Признание ценности здоровья, своего и других людей. | Упражнения на развитие воображения |
Презентация Сравнительная характеристика |
героев |
|
|
62 | 6 | Душевная чистота главных героев повести А.С.Грина «Алые паруса» | пересказывать сюжет феерии; строить развернутое высказывание на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; находить в прозаическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Выражают структуру задачи разными средствами.
| Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
|
Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
| Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Индивидуальный и фронтальный устный опрос |
|
|
63 | 7 | Отношение автора к героям повести «Алые паруса» | анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений . | Выделяют и формулируют познавательную цель.
| Оценивают достигнутый результат.
| Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
| Доброжелательное отношение к окружающим. | Создание иллюстраций к произведению | Индивидуальный и фронтальный устный опрос |
|
|
64 | 8 | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня». | Знать факты военной и творческой биографии К.М. Симонова;понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэта-фронтовика; выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за Родину | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Составляют план и последовательность действий.
| Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств.
| Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; Формирование гражданской позиции.
| Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Чтение стихотворения наизусть |
|
|
65 | 9 | Д.С. Самойлов. «Сороковые». | Знать факты военной и творческой биографии Д.С. Самойлова; выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства. | Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.
| Составляют план и последователь-ность действий.
| Описывают содержание совершаемых действий .
|
Формирование гражданской позиции.
| Упражнения на развитие воображения | Чтение стихотворения наизусть |
|
|
66 | 10 |
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. |
| Знать сведения о начале литературной деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа. каково авторское отношение к героям рассказа; | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.
| Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
| С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Чувство гордости за свою страну | Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Устное сообщение. Ответы на вопросы учебника |
|
|
67 | 11 | Самобытность героев и нравственные проблемы рассказа. | определение понятий «эпизод», «фабула»; понимать; выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы. | Выделяют и формулируют познавательную цель.
| Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Интересуются чужим мнением и высказывают свое | Уважение ценностей семьи. | Упражнения на развитие воображения |
Подробный пересказ Анализ эпизодов |
|
|
|
68 | 12 |
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». |
| характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов;давать развернутый ответ на вопрос; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении. | Структурируют знания.
| Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст
| Освоение личностного смысла учиться. |
| Домашнее сочинение
|
|
|
69 | 13 |
В.Г.Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей послевоенного времени. |
| сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина; содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь»,«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, |
Определяют основную и второстепенную информацию.
| Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
| Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
| Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
| Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Устное сообщение. Ответы на вопросы учебника |
|
|
70 | 14 | Герой рассказа и его сверстники.
| Понимать, какие испытания выпадают на долю главного героя; анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы; понятие «приемы характеристики героя»,как пейзажная зарисовка помогает понять его характер. |
Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
| Составляют план и последовательность действий.
| Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.
| Основы социально-критического мышления | инсценирование | Составление характеристи-ки мальчика
|
|
|
71 | 15 | Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.
| Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия; сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства. | Выделяют и формулируют проблему.
| Оценивают достигнутый результат.
| С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли.
| Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Выполнение упражнений на концентрацию внимания. | Индивидуальный и фронтальный устный опрос |
|
|
72 | 16 | Контрольная работа№3.Сочинение «Каков образ моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В.Распутина»
| логично и последовательно излагать свою точку зрения в сочинении-рассуждении; сопоставлять литературные произведения друг с другом; давать сравнительную характеристику героев. | Структурируют знания.
| Оценивают достигнутый результат.
| Умеют создавать связный текст
| Освоение личностного смысла учиться. |
| Контрольная работа |
|
|
73 | 17 | Н.М.Рубцов.«Звезда полей». Тема Родины.
| Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова
| Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
| Составляют план и последовательность действий.
|
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
| Чувство гордости за свою страну | Создание иллюстраций к произведению |
Чтение стихотворения наизусть Анализ стихотворения |
|
|
|
74 | 18 | Человек и природа в «тихой» лирике Н.М.Рубцова. «Листья осенние», «В горнице».
| интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
| Составляют план и последовательность действий.
| Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
| Доброжелательное отношение к окружающим, любовь к родной природе. | Упражнения на развитие воображения | Анализ стихотворения по выбору
|
|
|
75 | 19 | Ф.Искандер.«Тринадцатый подвиг Геракла».Влияние учителя на формирование детского характера.
| факты биографии автора,сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя.
| Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
| Оценивают достигнутый результат.
| Проявляют уважительное отношение к партнерам.
| Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Выполнение упражнений на концентрацию внимания | Устное сообщение Составление плана рассказа, пересказ |
|
|
76 | 20 | Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера«Тринадцатый подвиг Геракла».
| выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
| Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).
| Умеют слушать и слышать друг друга.
|
Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий | Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Индивидуальный и фронтальный устный опрос |
|
|
77 | 21 | Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
| выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
|
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
| С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм. | инсценирование | Индивидуальный и фронтальный устный опрос |
|
|
78 | 22 |
Родная природа в русской поэзии 20 века. А.Блок «Летний вечер», «О как безумно за окном…» |
| определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века;находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передающие состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие мироощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.). | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
| Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
| Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью.
| Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях Экологическое сознание. | Упражнения на развитие воображения |
Чтение стихотворения наизусть |
|
|
|
79 | 23 | С.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…» .«Пороша».Чувство любви к Родине и родной природе.
| определение понятии «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение»,«аллитерация»; понимать и чувствовать близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества; по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к Родине, находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность) | Определяют основную и второстепенную информацию.
| Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс
| Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
| любовь к родной природе, знание основных принципов отношения к ней. | Упражнения на развитие воображения | Чтение стихотворения наизусть
|
|
|
80 | 24 | А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»Обучение анализу одного стихотворения.
| выразительно читать стихотворение, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя; при анализе использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Оптимизм в восприятии мира. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Чтение стихотворения наизусть
|
|
|
81 | 25 | В.М. Шукшин. Особенности героев в рассказах писателя. «Чудик».
| сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; содержание рассказа; понимать смысл его названия, анализировать характеры героев, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
|
Оценивают достигнутый результат.
|
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого
| Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация | Упражнения на развитие воображения | Анализ эпизода Ответы на вопросы учебника. |
|
|
82 | 26 | «Критики». Образ «странного» героя в творчестве В.Шукшина. | Знать сюжет и содержание рассказа; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов. |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
| Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
| Умеют слушать и слышать друг друга.
| Позитивная моральная самооценка. | инсценирование | фронтальный опрос |
|
|
83 | 27 | В.Ч. В.М. Шукшин. «Срезал». Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. | содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа; в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, формулировать собственное отношение к персонажам. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
| Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
|
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
|
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Создание иллюстраций к произведению | Пересказ эпизода, Характеристика героев. |
|
|
|
|
Из литературы народов России 2ч |
|
|
84 | 1 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга» .Любовь к малой родине и своему народу. | сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений. |
Устанавливают причинно-следственные связи.
| Оценивают достигнутый результат.
|
Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции.
|
Любовь к малой Родине, родной природе. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов |
|
|
|
85 | 2 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».
| сведения о жизни и творчестве автора; выразительно читать стихотворения; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя. | Строят логические цепи рассуждений.
| Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
| Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.
| Любовь к малой Родине, родной природе. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов | Выразительное чтение
|
|
|
|
|
Из зарубежной литературы 9ч. |
|
|
86 | 1 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; фразеологизмы древнегреческого происхождения; понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
| Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
| Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
|
Освоение общемирового культурного наследия. | Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Ответы на вопросы учебника Пересказ
|
|
|
87 | 2 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки; давать характеристику герою, анализировать его поступки | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
| Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью.
| Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Ответы на вопросы учебника.Пересказ |
|
|
88 | 3 | Геродот. «Легенда об Арионе». | определение понятий «легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию), и мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.). | Определяют основную и второстепенную информацию.
| Осознают качество и уровень усвоения.
| Умеют слушать и слышать друг друга.
| Ориентация в системе моральных норм и ценностей | Чтение научно-популярной литературы по теме урока | Выраз.чтение Стихотворения А.С.Пушкина «Арион» |
|
|
89 | 4 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | понятие «героического эпоса» (начальные представления), определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»; понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; давать характеристику героям, анализировать их поступки. | Строят логические цепи рассуждений.
| Сличают свой способ действия с эталоном.
| Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Освоение общемирового культурного наследия. | Чтение научно-популярной литературы по теме урока |
Чтение отрывков, их анализ |
|
|
|
90 | 5 | В.Ч. М.Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов | сведения о жизни и творчестве М. Сервантеса; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»; сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; выражать авторское отношение к героям и свое собственное. | Выделяют и формулируют проблему.
| Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
| Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью.
|
Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства
| Анализ эпизода
|
|
|
91 | 6 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | сведения о жизни и творчестве Ф. Шиллера; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
|
Оценивают достигнутый результат.
| Умеют слушать и слышать друг друга.
|
Освоение общемирового культурного наследия. | Упражнения на развитие воображения | Выразительное чтение.Анализ
|
|
|
92 | 7 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | сведения о жизни и творчестве П. Мериме, определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение. | Выделяют и формулируют проблему.
|
Осознают качество и уровень усвоения.
| Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов |
Устное сообщение о писателе Ответы на вопросы учебника |
|
|
|
93 | 8 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | сведения о жизни и творчестве А.де Сент-Экзюпери; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);понимать философский смысл сказки; определять сказочные и реальные элементы сказки. | Определяют основную и второстепенную информацию. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
| Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
| Освоение общемирового культурного наследия. | установление ассоциативных связей с произведениями живописи
| Устное сообщение о писателе Ответы на вопросы учебника |
|
|
94 | 9 | А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц, его друзья и враги. | знать содержание сказки-притчи; выразительно читать и пересказывать текст, давать развернутые ответы на вопросы, характеризовать героев и их поступки. | Структурируют знания.
| Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Ориентация в системе моральных норм и ценносте,. доброжелательное отношение к окружающим. | Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов | Пересказ. Характеристика Маленького принца |
|
|
Любимые страницы русской литературы 2ч. |
95 | 1 | Итоговая контрольная работа №4 (по произведениям, изученным в 6 классе) | Знать содержание произведений, изученных в 6 классе; сведения о жизни и творчестве изученных авторов, теоретико-литературные понятия; анализировать прозаические и поэтические тексты; определять по фрагментам произведений автора, персонаж, оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения.
| Синтезируют полученную информацию для составления ответа. | Выполняют учебные действия (отвечают на вопросы теста),планируют алгоритм ответа,работают самостоятельно | Формулируют свою точку зрения, адекватно используют разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Формирование познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступкам литературных персонажей. |
| Контрольная работа |
|
|
96 | 2 | Анализ контрольной работы. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками.
| принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
| строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | Выполнение упражнений на концентрацию внимания |
Ответы на вопросы, Работа с терминами |
|
|
|
97-105 |
| Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|