Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Александрова Татьяна Борисовна

В центре романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» находится личность Родиона Раскольникова – идейного преступника.

Понять истоки его характера, его поступка и его теории – такова основная цель автора в данном произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon roman_dostoevskogo_f.m.ppt569.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». «Хочу показать все психологические этапы преступления».

Слайд 2

Задача Достоевского – показать: -что такое человек; -что будет с человеческим началом в преступнике; - как оно вообще может после преступления «быть». ум Душа чувство воля Раскольников ум чувство воля Природные Сострадание ? способности и в то же время Неоконченное злоба (сходство университетское с библейским Каи- образование ном).Целует окро- вавленную морду лошади и убивает топором двух жен- щин. Каин

Слайд 3

Раскольников и Каин. Каин «Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лице его. И сказал господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? …у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» Раскольников имел предупреждения от Господа в реальности и во сне: 1. После последнего визита к старухе испытывает отвращение к мечте (ч.1, гл.1). 2. Встреча с Мармеладовым. Побежденный страстью, Мармеладов губит себя и свою семью. 3. Письмо от матери, где мать напоминает герою, как он молился в детстве (ч.1, гл.3). 4. Сон-предупреждение (ч.1, гл.5). Покаяние

Слайд 4

Покаяние – перемена мысли. В душе Раскольникова борются два начала: Разве он хочет преступления? «…ведь я знал же, что этого не вынесу, так чего ж я до сих пор себя мучил?» «…на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи!- молил он,- покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой…мечты моей!»… Точно нарыв на сердце его…вдруг прорвался. Свобода, свобода!» (Часть1, гл.5») НО: перемены души не произошло – покаяния не было. После подслушанного разговора. «Он вошел к себе, как приговоренный к смерти. Ни о чем не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно» (ч.1, гл.5). «как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений» (ч.1, гл.6).

Слайд 5

Преступление и наказание Что следует непосредственно за преступлением? Странный момент, когда преступление совершено, а наказание еще не наступило. Как показывает этот момент Достоевский? Через состояние героя. Через слова-символы – «кровь», «четыре», «одиннадцать», «три». Через его чувства.

Слайд 6

Кровь: Из Библии: « И сказал Господь Каину: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Из романа: «-Это кровь,- отвечала она наконец тихо…- Кровь!..Какая кровь?..- бормотал он, бледнея и отодвигаясь к стене. …-…А это кровь в тебе кричит.» Одиннадцать: Кто придет последним, станет первым. Четыре: Умерший Лазарь, по Библии, воскрес через 4 дня. Три: На третий день воскрес Иисус. Чувства: «Бесконечное уединение», «бесконечное отвращение», злобу и «великую грусть» ощутил Раскольников в первый же день после преступления. Как жить дальше?

Слайд 7

Встреча с Лужиным. Лужин «говорящая фамилия» двойник героя безжизненная пер- спектива Результат встречи : Раскольников, посмотревшись в Лужина, чувствует инстинктивное неосознанное отвращение к своей «мысли», а потому облегчение. Изгнав его и оставшись один, чувствует «внезапное спокойствие». Теперь «он знал одно: что это надо кончить , сегодня же, за один раз, сейчас же…потому что не хочет так жить ». (Ч.2, гл.6.) Три попытки «Как бы ни жить, сознаться в преступлении покончить с только жить!» (разговор с Заметовым) собой

Слайд 8

Три варианта – три ложных хода, потому что муки совести – это наказание, которое будет безотлучно с преступником, пока он не осознает всю чудовищность своего преступления и не покается. Другого пути нет. Призыв к покаянию звучит в событиях жизни Раскольникова: 1 . Погибает Мармеладов – это напоминание о том, что преступная страсть ведет к смерти. 2 . Он жертвует последние деньги на похороны Мармеладова – значит, суть его – милосердие, а не злоба. 3 . Поленька благодарит его с любовью. «Вдруг тоненькие, как спички, ручки ее обхватили его крепко-крепко, голова скло- нилась к его плечу, и девочка тихо заплакала…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание".

Контрольная работа предназначена для проверки степени усвоения изученного материала по произведению Ф.М. Достоевского....

Ф.М.Достоевский Роман "Преступление и наказание"

Разработка трёх уроков по роману....

Федор Михайлович Достоевский. Роман "Преступление и наказание". Конспект урока

Урок знакомства с биографией и творчеством Ф.М. Достоевского. Первое знакомство с романом "Преступление и наказание...

Ф.М. Достоевский Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)

Конспект урока Ф. М. Достоевский. Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)...