Федор Михайлович Достоевский. Роман "Преступление и наказание". Конспект урока
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Буянова Ирина Викторовна

Урок знакомства с биографией и творчеством Ф.М. Достоевского. Первое знакомство с романом "Преступление и наказание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 08.02.2017                                                                             Группа: 1 П

ТЕМА: Жизнь и творчество Фёдора Михайловича Достоевского. Роман «Преступление и наказание».

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: 1) обучающийся должен знать основные этапы жизни и творчества Ф.М. Достоевского, особенности его мировоззрения;

            2) уметь составлять хронологическую таблицу основных этапов жизни и творчества Ф.М.Достоевского;

             3) иметь представление об истории создания романа, символике, типах людей романа «Преступление и наказание».

Задачи: 1) ознакомить с биографией писателя, основными произведениями;

2) познакомить с оценкой творчества писателя критиками;

3) познакомить с историей создания и системой образов романа «Преступление и наказание».

Вид занятия: лекция с элементами беседы.

Методы обучения:  объяснение,  проблемное изложение, демонстрация презентации, видеофрагмента.

Формы организации учебной работы: фронтальная, парная

Дидактические средства обучения: презентации, учебники, роман «Преступление и наказание».

Задание на дом:

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

                  Приветствие.

  1. Постановка темы, цели и задач урока.

- Сегодня приступим к изучению новой темы.

    Выходит студентка и читает отрывок из воспоминаний Анны Сниткиной.

Анна Григорьевна Достоевская (Сниткина). Воспоминания

Третьего октября 1866 года, около семи часов вечера, я, по обыкновению, пришла в 6-ю мужскую гимназию, где преподаватель стенографии П. М. Ольхин читал свою лекцию. Она еще не началась: поджидали опоздавших. Я села на свое обычное место, и только что принялась раскладывать тетради, как ко мне подошел Ольхин и, сев рядом на скамейку, сказал:

   -- Анна Григорьевна, не хотите ли получить стенографическую работу? Мне поручено найти стенографа, и я подумал, что, может быть, вы согласитесь взять эту работу на себя.

   -- Очень хочу, -- ответила я, -- давно мечтаю о возможности работать. Сомневаюсь только, достаточно ли знаю стенографию, чтобы принять на себя ответственное занятие.

   Ольхин меня успокоил. По его мнению, предлагаемая работа не потребует большей скорости письма, чем та, какою я владею.

   -- У кого же предполагается стенографическая работа? -- заинтересовалась я.

   -- У писателя Достоевского. Он теперь занят новым романом  и намерен писать его при помощи стенографа. Достоевский думает, что в романе будет около семи печатных листов большого формата, и предлагает за весь труд пятьдесят рублей.

   Я поспешила согласиться. Имя Достоевского было знакомо мне с детства: он был любимым писателем моего отца. Я сама восхищалась его произведениями и плакала над "Записками из Мертвого дома". Мысль не только познакомиться с талантливым писателем, но и помогать ему в его труде чрезвычайно меня взволновала и обрадовала.

- Вы, наверное, уже догадались, о каком великом писателе пойдет речь на нашем  уроке?

(Достоевском)

- И тема нашего урока…

Студенты предлагают разные варианты.

На экран проецируется тема. Записать в тетради.

- Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Анатолия Васильевича Луначарского.

Достоевского называют психологом, поскольку его всего больше интересуют переживания человеческой души.

А.В.Луначарский

- Какие же перед нами стоят задачи на сегодняшнем уроке?

Студенты предлагают разные варианты.

На экран проецируются задачи.

  1. Изучение нового материала.

Слово учителя

- Ваша задача – составить хронологическую таблицу основных этапов жизни и творчества писателя.

Показ презентации.

Слайд 3.

- Философ Владимир Соловьев так писал о Достоевском.

Слайд 4. Вот теперь давайте обратимся к биографии этого уникального художника слова.

Слайд 5. Родился 30 октября 1821 г. (11 ноября н.с.) в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода.

Получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака — одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал "Библиотека для чтения", который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.

Федор рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца — человека «нервного, раздражительно-самолюбивого», вечно занятого заботой о благосостоянии семьи. Дети воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей.

В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для  поступления в Петербургское военно-инженерное училище — одно из лучших учебных заведений того времени. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными).

Слайд 6. Впоследствии Достоевский всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества.

Тогда же Достоевский впервые взялся за перо. Известно, что в Инженерном училище им были написаны не дошедшие до нас исторические трагедии  «Борис Годунов» и «Мария Стюарт».

          « Я в себе уверен. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и

       ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что

       потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть

       человеком».

                                                                    Из письма брату

Слайд 7. В 1843 г. Достоевский окончил училище и был зачислен на службу в Инженерный департамент, но через год вышел в отставку. Началась жизнь литератора-труженика, жизнь, полная лишений и неуверенности в завтрашнем дне.

Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность.

 Петербург  предстал перед ним со всеми контрастами и противоречиями.

Хотел проникнуть в его тайну, понять, как и чем живут жители города – и в первую очередь обитатели нищих кварталов. У  Достоевского возникло  страстное желание рассказать о жизни бедных и обездоленных.

Слайд 8. Первый роман Достоевского "Бедные люди" был написан в 1845, опубликован Некрасовым в "Петербургском сборнике" (1846). Белинский провозгласил "появление... необыкновенного таланта...".

Повести "Двойник" (1846) и "Хозяйка" (1847) Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика.

Позднее вышли "Белые ночи" (1848) и "Неточка Незванова" (1849), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей "натуральной школы": углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

Слайд 9. Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симон).  Петрашевцы выдвинули широкую программу демократических преобразований в России, включавшую отмену крепостного права, реформы суда и печати. В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни…

Студентка читает отрывок из воспоминаний Анны Сниткиной.

- Помню, -- говорил он, -- как стоял на Семеновском плацу среди осужденных товарищей и, видя приготовления, знал, что мне остается жить всего пять минут. Но эти минуты представлялись мне годами, десятками лет, так, казалось, предстояло мне долго жить! На нас уже одели смертные рубашки и разделили по трое, я был восьмым, в третьем ряду. Первых трех привязали к столбам. Через две-три минуты оба ряда были бы расстреляны, и затем наступила бы наша очередь. Как мне хотелось жить, господи боже мой! Как дорога казалась жизнь, сколько доброго, хорошего мог бы я сделать! Мне припомнилось все мое прошлое, не совсем хорошее его употребление, и так захотелось все вновь испытать и жить долго, долго... Вдруг послышался отбой, и я ободрился. Товарищей моих отвязали от столбов, привели обратно и прочитали новый приговор: меня присудили на четыре года в каторжную работу. Не запомню другого такого счастливого дня! Я ходил по своему каземату в Алексеевском равелине и все пел, громко пел, так рад был дарованной мне жизни! Затем допустили брата проститься со мною перед разлукой и накануне рождества Христова отправили в дальний путь. Я сохраняю письмо, которое написал покойному брату в день прочтения приговора, мне недавно вернул письмо племянник.

   Только в последнюю  минуту сообщили окончательный приговор. Достоевский был осужден на 4 года каторжных работ и солдатчину.

   Слайд 10. Отправляясь на каторгу, он был уже во многом другим человеком. В душу писателя стали закрадываться сомнения в правильности пути, избранного им и его друзьями-петрашевцами, для достижения идей утопического социализма.

Наказание писатель отбывал в Омской каторжной тюрьме, а затем в Сибирском линейном № 7 батальоне, расквартированном в Семипалатинске.

На каторге Достоевский впервые близко столкнулся с народом. Писатель считал, что основным содержанием народных идеалов является глубокая религиозность, смирение и способность к самопожертвованию. Его начинают страшить любые революционные выступления.

В начале 1854 г. окончился срок каторги, писатель прибыл в Семипалатинск.

В сомнениях и колебаниях выработался символ веры :

«Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но… и не может быть»

Не оставляет мысли о возвращении в литературу, начинает писать, но мешает казарменная обстановка, нет связи с литературной средой.

В 1857 г. в жизни Достоевского произошло важное событие: он женился на Марии Дмитриевне Исаевой и начал хлопотать об отставке. Он много и напряженно работает, вскоре написаны повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».

Июнь 1859г. Уволился по состоянию здоровья. Покинул навсегда Сибирь.

Конец 1859г. Возвращение в Петербург.

    Слайд 11. Россия в то время переживала мощный подъем освободительного движения, связанный с подготовкой и проведением крестьянской реформы.

 Свои мысли по вопросам общественной жизни и литературы писатель изложил на страницах журнала «Время», который начал издавать с 1861 г. его брат Михаил. Идейной платформой «Времени» стала теория «почвенничества» - уничтожить сословные различия.

- Какая крестьянская реформа была проведена в России в 1861 г.?

Первым крупным произведением, опубликованным Достоевским после возвращения из Сибири, был роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Одновременно с романом «Униженные и оскорбленные» Достоевский опубликовал «Записки из Мертвого дома», в котором нашли отражение  впечатления писателя о страшных годах, проведенных в Омской тюрьме.

Лето 1862 г. Путешествие за границу (Италия, Германия, Франция, Швейцария, Лондон). Как итог - очерки «Зимние заметки о летних впечатлениях».

Апрель 1863 г. Закрытие журнала «Время»(статья о польском восстании).

1864г. Получено разрешение на издание Журнала «Эпоха». Достоевский оказался в числе противников революции.

Публикация повести «Записки из подполья», направленной против романа Чернышевского «Что делать?» и теории  «разумного эгоизма»

Год 1864-й был для Достоевского трудным. Умирает жена писателя, в том же году скончался брат Михаил. Журнал «Эпоха» успеха у публики не имел, и Достоевский вынужден его закрыть.

     Слайд 12. 1866 г. – роман «Игрок». Спустя некоторое время сделал своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной предложение, и она стала его женой.

Студентка читает отрывок из воспоминаний Анны Сниткиной.

С первого взгляда Достоевский показался мне довольно старым. Но лишь только заговорил, сейчас же стал моложе, и я подумала, что ему навряд ли более тридцати пяти -- семи лет. Он был среднего роста и держался очень прямо. Светло-каштановые, слегка даже рыжеватые волосы, были сильно напомажены и тщательно приглажены. Но что меня поразило, так это его глаза; они были разные: один -- карий, в другом зрачок расширен во весь глаз и радужины незаметно.  Эта двойственность глаз придавала взгляду Достоевского какое-то загадочное выражение.

Федор Михайлович с каждым днем относился ко мне все сердечнее и добрее. Он часто называл меня "голубчиком" (его любимое ласкательное название), "доброй Анной Григорьевной", "милочкой", и я относила эти слова к его снисходительности ко мне, как к молодой девушке, почти что девочке. Мне так приятно было облегчать его труд и видеть, как мои уверения, что работа идет успешно и что роман поспеет вовремя, радовали Федора Михайловича и поднимали в нем дух.

Восьмого ноября 1866 года -- один из знаменательных дней моей жизни: в этот день Федор Михайлович сказал мне, что меня любит, и просил быть его женой. С того времени прошло полвека, а все подробности этого дня так ясны в моей памяти, как будто произошли месяц назад.

Вскоре после закрытия журнала «Эпоха» Достоевский задумал написать роман «Пьяненькие», в котором намеревался рассказать историю семьи пьяницы-чиновника и тем самым продолжить тему «униженных и оскорбленных».

 Развитие этого замысла легло в основу романа «Преступление и наказание».

    Слайд 13. «Идеологический» роман, подобного которому не было ни в русской, ни в мировой литературе.

«Перерыть все вопросы в этом романе» – такую задачу поставил перед собой писатель.

В романе отчетливо просматривается призыв Достоевского к преодолению эгоизма, к смирению, христианской любви к ближнему, к очистительному страданию.

    Слайд 14. В 1867 году, спасаясь от кредиторов, Достоевский уезжает за границу. В конце 1871 года, частично расплатившись с долгами, вернулся в Петербург.

В 1868 году в «Русском вестнике» опубликован роман «Идиот».

«Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека»

Ф. Достоевский

Далее один за другим последовали новые романы.

 1871 -1872г.г. Роман «Бесы»

1875г. Роман «Подросток»

1879 – 1880 г.г. Роман «Братья Карамазовы»

     Слайд 15. В 1870 – е гг. Достоевский находился в расцвете своего таланта. Он становится всеми признанным и широко известным писателем. Его избирают членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.

      Слайд 16.В 1874году Некрасов предложил Достоевскому напечатать его новый роман «Подросток» в журнале «Отечественные записки». Возобновление отношений с великим поэтом.

«Разложение – главная видимая мысль романа» (Достоевский о романе)

Роман «Братья Карамазовы» – свидетельство упорных поисков писателем

ответов на важнейшие вопросы человеческого бытия.

8 июня 1880 года. Последнее крупное событие в жизни писателя – его знаменитая

«Речь о Пушкине» на торжественном заседании Общества любителей российской

словесности, посвященном открытию памятника поэту в Москве.

 В конце 1879 года у Достоевского обнаружили прогрессирующую болезнь легких.

28 января 1881 года Ф.М. Достоевский умер.

Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Слайд 17.

  1. Самостоятельная работа.

- Сейчас поработаем в парах.

- У вас на столах лежат листы с отрывками из критических статей о Достоевском. Прочитайте их и запишите в тетрадь наиболее значимые, на ваш взгляд, черты творчества Достоевского.

Каков же идеал Достоевского? Первая черта этого идеала и высочайшая – это не отчаиваться искать в самом забитом, опозоренном и даже преступном человеке высоких и честных чувств…

Другая черта идеала Достоевского – это убеждение, что одна любовь к людям может возвысить человека и дать ему настоящую цель в жизни.

Над Достоевским тяготела одна власть. Он был поэтом нашей совести.

Достоевский реалист. Все, что он пишет, не только принадлежит действительности, но страшно обыденно. Совесть… не любит тешить себя арабскими сказками. Она угрюма…

                                                                  И. Анненский

Достоевский был художником – лириком. Все его повести и романы – одна огненная река его собственных переживаний. Это сплошное признание сокровенного своей души. Это – страстное стремление признаться в своей внутренней правде. Это – первый и основной момент в его творчестве.

Второй – постоянное стремление заразить, убедить, потрясти читателя, исповедуя перед ним свою веру.

                                                            А. В. Луначарский

Выслушиваются ответы учащихся.

- (Достоевский искал в человеке высокие и честные чувства.

Только любовь может возвысить человека и дать ему цель.

 Достоевский – поэт совести, поэт – реалист.

Произведения Достоевского проникнуты его собственными переживаниями, его внутренней правдой.

Он стремится потрясти и  заразить читателя своей верой.)

v. Слово учителя.

- «Преступление и наказание»(1866)  - одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого по сей день ведутся споры, поскольку это  не совсем обычный, а точнее, «идеологический» роман, подобного которому раньше не было ни в русской, ни в мировой литературе. Писатель попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских. «Перерыть все вопросы в этом романе»  - вот какую задачу поставил он перед собой.

VI. Просмотр кинофрагмента из «Преступления и наказания» (2007).

«Фрагмент убийства Раскольниковым Алены Ивановны»

1 серия с 44 мин до конца

2 серия до 6.05 мин

- Вы сейчас увидите фрагмент из кинофильма «Преступление и наказание». Обратите внимание на внешний вид героя: костюм, глаза, поведение.

Показ.

VII. Аналитическая беседа.

- Что вы можете сказать о социальном и материальном положении героя?

  (Беден, не занимает никакой должности).

- Что свидетельствует о его бедности?

- А у вас не возникает никаких вопросов?

 (За что убил? Кто эта старуха и молодая женщина? Почему убил? )

- На вопрос «почему убил?» Достоевский отвечает  в своем романе.

- Этот молодой человек – главный герой романа, студент Родион Раскольников, исключенный из института за неуплату.  А старуха, Алёна Ивановна, -  процентщица, у которой он закладывает свои вещи. Молодая женщина, Лизавета,- сестра Алены Ивановны. В романе о ней сказано «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, 35 лет, незамужняя, бывшая в полном рабстве у сестры своей».

- Всего в романе более 90 персонажей, из них около 10 центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Повторюсь, роман- идеологический, философский. Первоначально писатель предполагал назвать роман «Пьяненькие», главным героем должен был стать чиновник Мармеладов. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план. События происходят на фоне городского пейзажа Петербурга, в квартирках, где обитают герои романа.

VIII. Работа с текстом.

- Пора дать слово самому писателю, обратимся к роману.

1. У вас на столах фрагмент из 1 главы романа. Внимательно прочитайте и выпишите в тетрадь  описание внешности Раскольникова. (Фрагмент со слов «На улице жара стояла …», заканчивая «но не стыд, а совсем другое чувство, похожее на испуг, охватило его».)

- А каким в этом отрывке показан город?

(Вонь, жара, пыль, пьяные на улицах, кабаки).

2. - Не менее важным для понимания поступков героя является описание интерьера.

- У вас на столах листы с описанием каморки Раскольникова и комнаты Мармеладова. Прочитайте и найдите общие черты. Выпишите в два столбика.

IX. Рефлексия.

-Подведем итог нашего урока.

- Как вы думаете, выполнили ли мы задачи, стоявшие перед нами?

- Предлагаю вам составить синквейн. Первым словом пусть будет фамилия писателя.

Достоевский

Проницательный, талантливый

Сочувствует, любит, будоражит

В его книгах – «боль за человека»

Психолог

Роман

Философский, идеологический

Изображает, предостерегает, тревожит

«Перерыть в нем все вопросы»

«Преступление и наказание»

Х. Домашнее задание.

Прочитать ч.1 гл.1-3. Обратить внимание на образ Петербурга.

КРИТИКИ О ДОСТОЕВСКОМ

Каков же идеал Достоевского? Первая черта этого идеала и высочайшая – это не отчаиваться искать в самом забитом, опозоренном и даже преступном человеке высоких и честных чувств…

Другая черта идеала Достоевского – это убеждение, что одна любовь к людям может возвысить человека и дать ему настоящую цель в жизни.

Над Достоевским тяготела одна власть. Он был поэтом нашей совести.

Достоевский реалист. Все, что он пишет, не только принадлежит действительности, но страшно обыденно. Совесть… не любит тешить себя арабскими сказками. Она угрюма…

                                                                  И. Анненский

Достоевский был художником – лириком. Все его повести и романы – одна огненная река его собственных переживаний. Это сплошное признание сокровенного своей души. Это – страстное стремление признаться в своей внутренней правде. Это – первый и основной момент в его творчестве.

Второй – постоянное стремление заразить, убедить, потрясти читателя, исповедуя перед ним свою веру.

                                                            А. В. Луначарский

КРИТИКИ О ДОСТОЕВСКОМ

Каков же идеал Достоевского? Первая черта этого идеала и высочайшая – это не отчаиваться искать в самом забитом, опозоренном и даже преступном человеке высоких и честных чувств…

Другая черта идеала Достоевского – это убеждение, что одна любовь к людям может возвысить человека и дать ему настоящую цель в жизни.

Над Достоевским тяготела одна власть. Он был поэтом нашей совести.

Достоевский реалист. Все, что он пишет, не только принадлежит действительности, но страшно обыденно. Совесть… не любит тешить себя арабскими сказками. Она угрюма…

                                                                  И. Анненский

Достоевский был художником – лириком. Все его повести и романы – одна огненная река его собственных переживаний. Это сплошное признание сокровенного своей души. Это – страстное стремление признаться в своей внутренней правде. Это – первый и основной момент в его творчестве.

Второй – постоянное стремление заразить, убедить, потрясти читателя, исповедуя перед ним свою веру.

                                                            А. В. Луначарский

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

        На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

        Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться... А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» — и заорал во всё горло, указывая на него рукой, — молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его.

          Комната Мармеладова

         Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали. Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные.

            Раскольников тотчас признал Катерину Ивановну. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо, при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее. Раскольникову она показалась лет тридцати, и действительно была не пара Мармеладову... Входящих она не слыхала и не заметила; казалось, она была в каком-то забытьи, не слушала и не видела. В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла. Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она, кажется, унимала его, что-то шептала ему, всячески сдерживала, чтоб он как-нибудь опять не захныкал, и в то же время со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике. Мармеладов, не входя в комнату, стал в самых дверях на коленки, а Раскольникова протолкнул вперед. Женщина, увидев незнакомого, рассеянно остановилась перед ним, на мгновение очнувшись и как бы соображая: зачем это он вошел? Но, верно, ей тотчас же представилось, что он идет в другие комнаты, так как ихняя была проходная. Сообразив это и не обращая уже более на него внимания, она пошла к сенным дверям, чтобы притворить их, и вдруг вскрикнула, увидев на самом пороге стоящего на коленках мужа.

Комната Раскольникова

       Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик.

Комната Раскольникова

       Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик.

Комната Раскольникова

       Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик.

1

Анна Григорьевна Достоевская (Сниткина). Воспоминания

Третьего октября 1866 года, около семи часов вечера, я, по обыкновению, пришла в 6-ю мужскую гимназию, где преподаватель стенографии П. М. Ольхин читал свою лекцию. Она еще не началась: поджидали опоздавших. Я села на свое обычное место, и только что принялась раскладывать тетради, как ко мне подошел Ольхин и, сев рядом на скамейку, сказал:

   -- Анна Григорьевна, не хотите ли получить стенографическую работу? Мне поручено найти стенографа, и я подумал, что, может быть, вы согласитесь взять эту работу на себя.

   -- Очень хочу, -- ответила я, -- давно мечтаю о возможности работать. Сомневаюсь только, достаточно ли знаю стенографию, чтобы принять на себя ответственное занятие.

   Ольхин меня успокоил. По его мнению, предлагаемая работа не потребует большей скорости письма, чем та, какою я владею.

   -- У кого же предполагается стенографическая работа? -- заинтересовалась я.

   -- У писателя Достоевского. Он теперь занят новым романом  и намерен писать его при помощи стенографа. Достоевский думает, что в романе будет около семи печатных листов большого формата, и предлагает за весь труд пятьдесят рублей.

   Я поспешила согласиться. Имя Достоевского было знакомо мне с детства: он был любимым писателем моего отца. Я сама восхищалась его произведениями и плакала над "Записками из Мертвого дома". Мысль не только познакомиться с талантливым писателем, но и помогать ему в его труде чрезвычайно меня взволновала и обрадовала.

2

- Помню, -- говорил он, -- как стоял на Семеновском плацу среди осужденных товарищей и, видя приготовления, знал, что мне остается жить всего пять минут. Но эти минуты представлялись мне годами, десятками лет, так, казалось, предстояло мне долго жить! На нас уже одели смертные рубашки и разделили по трое, я был восьмым, в третьем ряду. Первых трех привязали к столбам. Через две-три минуты оба ряда были бы расстреляны, и затем наступила бы наша очередь. Как мне хотелось жить, господи боже мой! Как дорога казалась жизнь, сколько доброго, хорошего мог бы я сделать! Мне припомнилось все мое прошлое, не совсем хорошее его употребление, и так захотелось все вновь испытать и жить долго, долго... Вдруг послышался отбой, и я ободрился. Товарищей моих отвязали от столбов, привели обратно и прочитали новый приговор: меня присудили на четыре года в каторжную работу. Не запомню другого такого счастливого дня! Я ходил по своему каземату в Алексеевском равелине и все пел, громко пел, так рад был дарованной мне жизни! Затем допустили брата проститься со мною перед разлукой и накануне рождества Христова отправили в дальний путь. Я сохраняю письмо, которое написал покойному брату в день прочтения приговора, мне недавно вернул письмо племянник.

3

С первого взгляда Достоевский показался мне довольно старым. Но лишь только заговорил, сейчас же стал моложе, и я подумала, что ему навряд ли более тридцати пяти -- семи лет. Он был среднего роста и держался очень прямо. Светло-каштановые, слегка даже рыжеватые волосы, были сильно напомажены и тщательно приглажены. Но что меня поразило, так это его глаза; они были разные: один -- карий, в другом зрачок расширен во весь глаз и радужины незаметно.  Эта двойственность глаз придавала взгляду Достоевского какое-то загадочное выражение.

Федор Михайлович с каждым днем относился ко мне все сердечнее и добрее. Он часто называл меня "голубчиком" (его любимое ласкательное название), "доброй Анной Григорьевной", "милочкой", и я относила эти слова к его снисходительности ко мне, как к молодой девушке, почти что девочке. Мне так приятно было облегчать его труд и видеть, как мои уверения, что работа идет успешно и что роман поспеет вовремя, радовали Федора Михайловича и поднимали в нем дух.

Восьмого ноября 1866 года -- один из знаменательных дней моей жизни: в этот день Федор Михайлович сказал мне, что меня любит, и просил быть его женой. С того времени прошло полвека, а все подробности этого дня так ясны в моей памяти, как будто произошли месяц назад.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество Фёдора Михайловича Достоевского Роман «Преступление и наказание» Достоевского называют психологом, поскольку его всего больше интересуют переживания человеческой души. А.В.Луначарский

Слайд 2

Задачи урока: - познакомиться с биографией писателя, основными произведениями ; - познакомиться с оценкой творчества писателя критиками ; - познакомиться с историей создания и системой образов романа « Преступление и наказание».

Слайд 3

В своих убеждениях он никогда не о тделял истину от добра и красоты; в своем художественном творчестве он никогда не ставил красоту отдельно от добра и истины. И он был прав, потому что эти три живут только своим союзом . Вл. Соловьев

Слайд 4

Страницы биографии Федора Михайловича Достоевского

Слайд 5

30 октября 1821 года родился в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных. 1833 г. Полупансион француза Сушара . 1834г. Пансион Л.И.Чермака . 1837 г. Петербург , подготовка к поступлению в Главное инженерное училище. Январь 1838г . Ф. зачисление в училище.

Слайд 6

Изучение специальных предметов, напряженное самообразование. Впервые взялся за перо. Исторические трагедии «Борис Годунов» и «Мария Стюарт» до нас не дошли. « Я в себе уверен. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком ». Из письма брату

Слайд 7

Петербург. Дворик . 1843 г. окончание училища и зачисление на службу в Инженерный департамент. 1844 г., вышел в отставку. «…Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною» Ф. Достоевский

Слайд 8

Год работы над романом «Бедные люди». Похвальный отзыв В.Г. Белинского. 1846 г. Повести «Двойник», «Господин Прохарчин » 1847 г. Повесть «Роман в девяти письмах» 1848 г. «Ползунков» Повести о «мечтателях»: 1847 г. «Хозяйка» 1848 г. «Белые ночи», «Слабое сердце» 1849 г. « Неточка Незванова »

Слайд 9

1846 г. Знакомство с М. В.Буташевичем – Петрашевским. С весны 1847 г. посещение «пятниц» Петрашевского. Увлечение идеями утопического социализма. Разрыв с Белинским. С 22 на 23 апреля 1849 года арест и заключение в Петропавловскую крепость. 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу в Петербурге обряд подготовки к смертной казни. Осуждение на 4 года каторжных работ и солдатчину.

Слайд 10

Дом-музей Достоевского в Семипалатинске Омская каторжная тюрьма, С 1854 г. Сибирский линейный № 7 батальон, Семипалатинск В сомнениях и колебаниях выработался символ веры : «Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но… и не может быть» 1857 г. Женитьба на Марии Дмитриевне Исаевой. 1859 г. П овести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» Июнь 1859 г. Уволился по состоянию здоровья, покинул Сибирь. Конец 1859 г. Возвращение в Петербург.

Слайд 11

1861 г. Участие в издании журнала «Время» 1861 г. Опубликование романа «Униженные и оскорбленные».«Записки из Мертвого дома» Лето 1862 г. Путешествие за границу (Италия, Германия, Франция, Швейцария, Лондон). Очерки «Зимние заметки о летних впечатлениях» Апрель 1863 г. Закрытие журнала «Время» 1864 г. Разрешение на издание Журнала «Эпоха» Публикация повести «Записки из подполья» 1864 г. Смерть Марии Дмитриевны, жены писателя. 1865 г. Прекращение издания журнала «Эпоха», не имевшего успеха у публики.

Слайд 12

Анна Григорьевна Достоевская 1866 г. Создание романа «Игрок» (создан за 28 дней) Женитьба на стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной . Замысел романа «Пьяненькие», история семьи пьяницы-чиновника, как продолжение темы «униженных и оскорбленных». Развитие этого замысла переросло в роман «Преступление и наказание»

Слайд 13

«Преступление и наказание» «Идеологический» роман, подобного которому не было ни в русской, ни в мировой литературе. «Перерыть все вопросы в этом романе» – такую задачу поставил перед собой писатель. В романе отчетливо просматривается призыв Достоевского к преодолению эгоизма, к смирению, христианской любви к ближнему, к очистительному страданию.

Слайд 14

В 1867 году, спасаясь от кредиторов, Достоевский уезжает за границу. В 1868 году в «Русском вестнике» опубликован роман «Идиот». «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека» Ф . Достоевский Конец 1871 года, возвращение в Петербург. 1871 -1872 г.г. Роман «Бесы» 1875 г. Роман «Подросток» 1879 – 1880 г.г. Роман «Братья Карамазовы»

Слайд 16

В 1874 году Некрасов напечатал роман «Подросток» в журнале «Отечественные записки». Возобновление отношений с великим поэтом. «Разложение – главная видимая мысль романа» (Достоевский) Роман «Братья Карамазовы» – свидетельство упорных поисков писателем ответов на важнейшие вопросы человеческого бытия. 8 июня 1880 года. «Речь о Пушкине» на торжественном заседании Общества любителей российской словесности. В конце 1879 года у Достоевского обнаружили прогрессирующую болезнь легких. 28 января 1881 года Ф.М. Достоевский умер. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федор Михайлович Достоевский: образ Сони Мармеладовой

Презентация на тему "Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание""...

Федор Михайлович Достоевский -биография

Федор Михайлович Достоевский-биография. Запомните мой завет: никогда не выдумывайте ни фабулы, ни интриг. Берите то, что даёт сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наши...

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Содержание урока     расширит представления учащихся о неразрешимости  противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит  от ...

План - конспект урока по литературе в 10 классе по теме: «Федор Михайлович Достоевский. Этапы биографии и творчества»

Цель урока: познакомится с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе;  привить лю...

Роман "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского

Презентация может быть использована на уроках литературы при изучении романа "Преступление и наказание" в 10 классе. В ней представлены основные данные....

Буклет "Федор Михайлович Достоевский. Непревзойденный мастер"

Буклет выполнен к юбилею писателя. В нем содержится краткая информация о творчестве писателя...