Рабочая программа учебного предмета Литература, 9 кл
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Литература» предназначена для обучения литературе в 9-х классах. Данный этап литературного образования является переходным, так как решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Программа разработана на основе Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной и реализована в УМК В.Я. Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnogo_predmeta_literatura_9_kl.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Литература»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литература» предназначена для обучения литературе в 9-х классах. Данный этап литературного образования является переходным, так как решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Программа разработана на основе Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной, дидактических единиц, содержащихся в Кодификаторе элементов содержания КИМ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2010 года по литературе, и реализована в УМК В.Я. Коровиной.
На основе сопоставления указанных источников, выявлены отсутствующие в них дидактические единицы, которые заявлены в Кодификаторе элементов содержания КИМ для проведения Г(И)А выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2010 года по литературе, а следовательно, должны быть внесены в Рабочую программу:
Из русской литературы первой половины XIX в.
А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Поэт», «Поэту» (см. урок № 30, 33)
Из русской литературы второй половины XIX в.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Весенняя гроза», «Фонтан», «Тени сизые смесились…», «Умом Россию не понять…» (см. урок № 84)
А.А. Фет. Стихотворения: «В дымке – невидимке…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»(см. урок № 84)
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Несжатая полоса» (см. урок № 84)
Из русской литературы ХХ в.
И.А. Бунин. Рассказ «Танька» (см. урок № 87)
А.И. Солженицын. Рассказ «Как жаль» (см. урок №92)
А.А. Блок. Стихотворения: «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…»(см. урок №93)
С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…» (см. урок № 94)
В.В. Маяковский. Стихотворения: «О дряни» (см. урок № 95)
Из русской литературы второй половины ХХ в.
Проза второй половины XX века: Ч.Т.Айтматов, В.И.Белов, В.В.Быков, В.Л.Кондратьев, А.Н. и Б.Н.Стругацкие, В.Ф.Тендряков, В.Т.Шаламов (см. урок № 96)
Поэзия второй половины XX века: И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко(см. урок № 96)
При составлении рабочей программы учитывались рекомендации по совершенствованию учебного процесса, изложенные в методическом письме «О преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в 2007 – 2008 учебном году в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 г. и региональный учебный план 2004 г.». На основании данного документа перенесён из средней (полной) школы в основную школу следующий учебный материал: творчество Г.Р.Державина (см. уроки №10-11), В.А.Жуковского(см. уроки №16-17), романы А.С. Пушкина “Евгений Онегин” (см. уроки №36 - 46) и М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (см. уроки №54 – 61) , а также поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души” (см. уроки №65-76).
В рабочей программе не предусматривается изучение повести Л.Н.Толстого «Юность», так как Образовательный стандарт обязывает изучить «одну повесть по выбору», а в 5 классе изучался «Кавказский пленник», в 7 классе рассматривалась в курсе литературы повесть «Детство», в 8 - рассказ «После бала».
В рабочей программе не предусматривается усвоение рассказа «Темные аллеи», так как изучение творчества И.А.Бунина запланировано в Примерной программе среднего полного общего образования по литературе (базовый уровень). По этой же причине в рабочей программе не запланировано изучение творчества М.И.Цветаевой (отсутствует в Стандарте, Кодификаторе, Примерной программе), Н.А.Заболоцкого (изучался в курсе 8 класса), А.А.Ахматовой (6 класс), Б.Л.Пастернака (7 класс), А.Т.Твардовского (главы из «Василия Теркина» усваивались в курсе 8 класса).
При коррекции авторской программы, отборе произведений вариативной части пользовалась указанными в Стандарте критериями отбора художественных произведений для обязательного изучения: «высокая художественная ценность произведения, его гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования»[1].
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Реализация программы предполагается в условиях классно-урочной системы обучения, на ее освоение отводится 105 часов в год, 3 часа в неделю.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Учебно-тематический план | ||||||
№ п\п | ТЕМА | В ТОМ ЧИСЛЕ: | НРК | |||
УРОКИ | РАЗВИТИЕ РЕЧИ | НАИЗУСТЬ | ||||
СОЧИНЕНИЯ (аудиторные и домашние) | ИЗЛОЖЕНИЯ | |||||
1 | Введение | 1 | Общее понятие об истории литературы Кольского Севера, являющегося частью общерусского литературного процесса. | |||
2 | Из древнерусской литературы | 5+РР = 6 | РР Подготовка к дом. сочинению по «Слову о полку Игореве» |
| Вступление, «Золотое слово» или «Плач Ярославны»). | Саамский фольклор. Герои фольклора – защитники родной земли. Нравственные идеалы народа, стремление к гармонии с природой, окружающим миром. |
3 | Из литературы 18 века | 6+ Вн. чт.= 7 | Изложение с элементами сочинения: «Какие худ. приемы позволяют автору описать героев?» | М.В.Ломоносов. Одно стих-ие по выбору. Г.Р.Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор). Н. М.Карамзин. Осень. |
Прошлое Кольской земли. Внимание русских писателей к северной окраине России. Очерк С.В. Максимова «Терский берег Белого моря» | |
4 | Из литературы 19 века | 51 + 14РР + 3 Вн.чт = 68 | 2 | |||
| Обзор (поэзия, проза и драматургия 19 века) | 1 |
|
|
|
|
| В.А. Жуковский | 2 | Обучение анализу лирического произведения | Сжатое письменное (предварительно – устное) изложение баллады с выражением личного отношения к содержанию | Море или Невыразимое (на выбор). |
|
| А.С. Грибоедов | 6 + 3 РР = 9 | РР Анализ эпизода драматического произведения (аудиторная работа) 2РР Обучающее сочинение-рас-суждение по пьесе «Горе от ума» (аудиторная работа) |
| Монолог Чацкого или Фамусова (по выбору) |
|
| А.С. Пушкин | 15 + ЗРР+ 2 Вн.чт. =20 | РР Обучение комплексному анализу лирического произведения (Подготовка к дом. сочинению по лирике Пушкина) 2РР Сочинение по роману «Евгений Онегин» (аудиторная работа) |
| Стихотворения: «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «К***» , «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии ...», «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг...» (по выбору) Евгений Онегин (отрывок по выбору уч-ся, например: «Письмо Татьяны». «Письмо Онегина»). | Северная Пушкиниана. |
| М.Ю.Лермонтов | 10 + 4РР =14 | РР Анализ лирического произведения 2РР Сочинение по роману «Герой нашего времени» (аудиторная работа) | РР Изложение с элементами комментария Сжатое изложение с творческим заданием | «Смерть Поэта». «И скучно и грустно» «Нищий». «Родина». «Пророк». «Предсказание». «Молитва» (по выбору уч-ся). |
|
Романтическая лирика начала 19 века | Вн.чт | Е.А. Баратынский, КН. Батюшков (2 стихотворения по выбору) | ||||
| Н.В. Гоголь | 10 + ЗРР=13 | 2РР Сочинение по поэме «Мертвые души» (аудиторная работа) | РР Изложение с творческим заданием на основе эпизода |
|
|
| А.Н. Островский | 2 |
| Сжатое изложение с творческим заданием «В чем особенность финала пьесы» |
|
|
| Ф.М. Достоевский | 2 |
| Изложение с элементами описания пейзажа и развернутый ответ на вопрос |
|
|
| А.П. Чехов | 2 |
|
|
|
|
Тематический контроль. Итоговая (тестовая) работа по теме «Проза второй половины XIX века». (По типу ЕГЭ.) | ||||||
Из поэзии второй половины 19 века
| 1+РР = 2
| РР Обучение сопоставительному анализу на основе тематики и проблематики |
| Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Н. А. Некрасов. (2-3 стихотворе-ния на выбор). | Поэты Кольского Севера (Тимофеев В.Л, Семенов В.П., Смирнов В.А., Матвеев В.) Внутренне родство человека с природой. Северный поэтический пейзаж | |
5 | Из русской литературы 20 века | 10 + Вн.чт. НРК =11 |
|
|
| 5 |
Общий обзор | 1 | Б. Поляков «Кола». Соотношение конкретно-исторического и художественного | ||||
Из русской прозы 20 века И.А.Бунин | 1 | |||||
М.А. Булгаков | 2 | |||||
М.А. Шолохов | 2 | Сжатый пересказ основных эпизодов | Стихи из солдатских блок-нотов К. Бельхина, А. Под-станицкого, К. Симонова, П. Шубина, И. Букина, Д. Ковалёва (по выбору) | |||
А.И.Солженицын | 1 | Тема праведничества в фольклоре и литературе Кольского Севера | ||||
| Из русской поэзии 20 века А.Блок С. Есенин В.Маяковский | 3 | А.Блок «Ветер принес издалека..», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (на выбор). С. Есенин «Вот уже вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный.», «Разбуди меня завтра рано..», «Отговорила роща золотая...» (на выбор). В.Маяковский «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Люблю» (на выбор). | Поэзия Н. Рубцова. Тема родины в лирике поэта. Стихи Н.Колычева о родной земле.
| ||
Из русской литературы второй половины 20 века Обзор | 1 | Литературный Мурман сегодня. Успехи мурманских писателей-прозаиков. Б. Блинов. «Порт» (сборник рассказов). | ||||
6
| Из зарубежной литературы | 7 | ||||
7
| Итоги года
| 1
| Проблемные задания, тест | |||
8 | Резерв | 3 | ||||
| ИТОГО: | 105 из них 15 РР 5 Вн.чт. | 5 аудиторных сочинений 2 домашних | 4 изложения (2 контрольных) |
| 10 |
[1] Образовательный стандарт основного общего образования по литературе // http: www.ed.gov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2084577) учебного предмета «Литература» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 5 класса (136 ч ) основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по литературе для 5 класса, составленная в соответствии с обновленными ФГОС....
Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований крезультатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,представленных в Федерал...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" 2022-2023 учебный год 5-8 класс
Рабочая программа учебного предмета "Литература" 2022-2023 учебный год 5-8 класс...