Урок-исследование: "Открытие слова. По рассказу Л.Улицкой "Восковая уточка"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Мальнова Елена Юрьевна

Урок-исследование. Входит в систему отработки навыков проблемного изучения текста в школе.  Содержание урока соответствует требованиям программы по литературе, задачам подготовки к ЕГЭ. Знания, умения, навыки, закрепленные, обобщенные на уроке: категория времени, пространства, характеристика героев, тематика и проблематика текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-исследование.

Тема урока:  «Открытие слова. По рассказу Л.Улицкой «Восковая уточка». 

Учитель русского языка и литературы: Мальнова Елена Юрьевна.

Пояснительная записка.

Избранный тип урока - исследовательский, входит в систему отработки навыков проблемного изучения текста в школе. Урок осуществляет принципы проблемного изучения произведения и продолжает отработку навыков школьников.

Реализация принципов обучения.

  • Научность обучения выражалась в теоретическом материале урока, основывалась на связи с жизнью, с реалиями действительности.
  • Доступность обучения: текст был распечатан для каждого учащегося.
  •  Соблюден принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.
  • Методы достижения самостоятельности, активности учащихся – активный поиск под  руководством учителя.
  • Преобладающий характер познавательной деятельности - продуктивный, творческий.

Содержание урока.

  •  Содержание урока соответствует требованиям программы по литературе, задачам подготовки к ЕГЭ.
  •  - на уроке были применены знания по теории литературы: речевая характеристика героев, категория пространства, времени, типология персонажей, роль  названия, художественные детали, идея произведения.

- сформированы навыки наблюдения над художественным словом, нахождения ключевых слов в тексте;

- отработано умение анализировать проблемные ситуации и делать выводы

  • Материал, с которым учащиеся работали впервые: новый для учащихся текст современного писателя.
  • Осуществление подготовки учащихся к восприятию новых знаний: обращение к краткой биографической справке о писателе и его творчестве, выдержки из интернета об отношении к его творчеству;

-  связь нового с ранее изученным:

  • Выделение главной идеи нового материала.
  • Осуществление проверки усвоения новых знаний, способов деятельности: заполнение опорной таблицы, анализ и классификация нравственных понятий.
  • Знания, умения, навыки, закрепленные, обобщенные на уроке: категория времени, пространства, характеристика героев, тематика и проблематика текста.

  • Организация инструктажа и помощи учителя: опорные понятия, наводящие вопросы.
  • Организация повторения изученного – формы: чтение, аналитическая беседа, приемы: наблюдение, поисковая деятельность, постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез и анализ ситуаций.
  • Развитие общеучебных и специальных умений, способов  деятельности:
  • материал урока содействовал развитию аналитических, познавательных и творческих способностей учащихся.
  • Осуществление межпредметных связей с историческими реалиями определенной эпохи
  • Содержание урока  развивает интерес учащихся к предмету.

Организация учебной работы на уроке.
Учитель осуществляет  постановку учебных задач на каждом этапе.
Применяет  разные формы учебной работы (индивидуальную, групповую, фронтальную).

  • Учитель чередует разные виды деятельности учащихся (чтение, анализ, запись)
  • Методы организации контроля за деятельностью учащихся: опрос, письменный ответ.
  • Способы оценки знаний и умений учащихся: оценка работы в ходе урока, творческое задание на дом.
  • Учитель осуществляет  развитие логического, критического мышления учащихся, умение сравнивать, делать выводы, обобщать, выявлять закономерности.
  • Учитель своевременно подводит  итоги  частей урока и занятия в целом.

Тема урока:  Художественная деталь как средство выявления авторского замысла.

Цель урока:

- обучение  комплексному анализу текста.

Задачи урока:

- пробудить у учащихся интерес к художественному слову;

- развивать художественное языковое чутье;

-воспитать внимательного читателя;

- воспитание чуткости, неравнодушия, деятельного сострадания;

Средства обучения: слайдовая презентация, портреты  Улицкой.

Методы и приемы обучения: художественное чтение текста, беседа по тексту с комментированием и иллюстрированием, групповая работа, исследовательская работа.

План урока.

  1. Постановка целей и задач.
  2. Художественное чтение текста рассказа учителем.
  3. Рефлексия после прочтения.
  4. Исследование художественного слова и замысла произведения. Работа с тематическими группами слов.
  1. Заглавие.
  2. Художественное  время.
  3. Художественное  пространство.
  4. Типология персонажей.
  5. Проблематика произведения.
  1. Д/З: сочинение «Поступок, за который мне стыдно до сих пор?»

Ход урока.

  1. Мне хочется, чтобы сегодня вы открыли для себя магию слова и новое имя в современной литературе  – Людмила Евгеньевна Улицкая . Творчество её только изучается, а литературные критики уже называют её лучшим автором современности.  Людмилу Евгеньевну интересуют не проблемы и идеи, явления, а собственно человек . Проблемы человечности, совести, сострадания, смысла человеческого бытия – ведущие. На Западе её сравнивают с Чеховым. И это не случайно. Тот же лаконизм, те же ёмкость, сжатость, концентричность мысли.  Кинематограф уже ставит фильмы по ее произведениям: «Из ниоткуда с любовью» по рассказу «Веселые похороны».
  2.  Обратимся к тексту.
  3. - Каковы ваши первые впечатления от рассказа?

- Расскажите о вашем отношении к прочитанному.

- Нужны ли такие произведения, которые показывают темные стороны  нашей жизни?

  1. Обратимся к смыслу заглавия рассказа. Записываем название.

Григорьев: «Название – это аббревиатура текста. Название – это уже ключ к интерпретации худ. произведения».

- О чем говорит уменьшительно-ласкательный суффикс слова «уточка»?   (что-то дорогое, милое сердцу, желанное)

Трогательность, трепетность…

- «Восковая» - значит какая? (недолговечная, призрачная, миражная, растает, игрушка, мечта)

Воск способен видоизменяться, преображаться.

- А может быть, это символ? Чего? (ее будущего)

III. - Давайте обратимся к художественному времени рассказа. Найдем слова, соответствующие трем категориям времени:

1 группа:     Записываем: художественное  время:

 - историческое:  послевоенное время, его реалии: чемодан, старьевщик, старая шинель, «крылятник».

- реальное (воскресенье, лето)

- биографическое (сейчас – и через два года, потом)

2 группа – найдите и подчеркните слова, характеризующие пространство произведения:

- посреди двора, мощенная булыжником улица, другие города, мир.

3 группа типология персонажей:

- первый – Родион.

- Что о нем можно сказать?

(Его имя – производное от какого русского слова? (родной). Почему? (для всех он свой)

- А занимается чем? (старьем, грязью)

- Какие слова и поступки характеризуют  его? (старый, жалел отдать, долго торговались, буркнул, ковырнул, бросил)

- Валька Боброва. - О чем говорит имя?

Автор тоже ее не одобряет. Но неужели только это?

- Почему не Валя? (нелюбимый ребенок в семье, всеми)

И здесь мы с вами задумаемся: какую проблему затрагивает автор?

(проблема брошенности, бесприютности)

 - Почему по фамилии? (вроде бы обращение как ко взрослой, но в то же время что еще чувствуется?-  отстраненность, отделенность от всех).

-Что мы узнаем о ее семье? Воспитывали ли они ее? Почему? Это их вина?

- А как жили все? (обстановка, типичная после войны)

- Люди должны были – что? – Выживать! Что война сделала с людьми? -  искалечила душу…

- Кто еще приходит к Родиону? Кто они? (дети, вор Шурка Турок  и женщины)

- Что несут ему люди?

- Чем представляется содержимое чемодана детям? Найдите слова в тексте.

Это представление, сокровища.

(драгоценности, легкие сережки с красными и зелеными камушками, колечки, воздушная кучка восковых уточек, стеклянные шары с рыбками и лебедями)

Взросление Вальки происходит у нас на глазах.

- Давайте понаблюдаем.

- Вальке нечего принести Родиону.

- Что она выбирает из всего богатства? Почему? Какие эпитеты использует автор?

(чтобы не тратить попусту желание  - прогматичность и холодный расчет, уточка – попорченная! Наперсток – единственный)

- И что дает ей Родион? (испорченную вещь, потому что знает  -  что? – что она принесла ворованное и не будет жаловаться)

- Почему Родион от Петьки Разуваева не берет старую шинель, а от Шурки Турка что-то берет? (потому что его «никто еще не словил»)

- Как это характеризует самого Родиона?

Проследим за   поведением  Вальки.

Память у Вальки была – «невиданная».

«Всегда уходила последней…»

«понеслась открывать…» (услужливо… - она училась выживать)

«решимость и холод вдруг обрушились на Вальку…»

- Холод. Запишем  ассоциативный ряд. ( утрата совести, ужас, тревога, волнение, одиночество, отстутствие любви, нежности, осиротелость…)

- Решимость – запишем синонимический ряд: непреодолимое желание, неудержимость, готовность к действию.

-Все это заглушило в ней что? - Голос разума и совести!

Далее действие происходит стремительно.

- Какие глаголы указывают на это?

(подобралась, как пружина, минуты не думая, схватила и понеслась, ловко пробралась…)

- Как в дальнейшем проявятся эти качества в жизни Вальки?

(станет спортсменкой, известной на весь мир)

«Язык не ворочался во рту», но чудо свершилось – осуществилась мечта…

- Почему колотилось сердце и хотелось пить? (совесть)

Ведь ее надо спрятать…

- После этого поступка что с ней происходит? Холод ее сковал, она осталась одна, она окаменелая…

- А в большом спорте каждый – сам за себя. А это уже -  эгоизм, любыми путями цель оправдывает средства.

- Как далось Вальке совершенное?

- Что стало с уточкой? (она растаяла под горячими пальцами) Отчего? (работа сердца, совесть!) Ей жгло руки, а значит, не все еще потеряно…

- Она вспоминала всю жизнь о восковой уточке, как о чем? (о пределе мечтаний, который ей достался большими переживаниями…)

- На уровне горячих рук она вспоминает всю жизнь об этом случае…

- Итак, запишем:  какие социальные и нравственные  проблемы раскрываются перед читателем?

1. Люди меняли старье на старье. Это значит, в стране - нищета, убогость, но нищета не только материальная, но и какая?

Люди должны были выживать, война искалечила душу.

1 – деградация духовная.

- У ребенка ничего не было,  мать и сестра ее били. – Чего не хватает ребенку?

(отсутствие ласки, тепла, любви, а отсюда – 2   проблема обделенности, страдания детей...)

- Какова проблема? – безотцовщина, отсутствие внимания…

- Какая основная  проблема объединяет все?

– Когда ей руки жгло… - это 3 проблема - совести.

Попробуйте дать прочитать этот рассказ родителям, знакомым, учителям, друзьям. Соберите их мнения о рассказе.

Д/З: написать сочинение: «Поступок, за который мне стыдно до сих пор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольно-печатная игра "Подбери слова к рассказу"

Уважаемые взрослые! Эта игра предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Игра поможет детям развить связную речь и расширить словарный запас, потренироваться в чтени...

Статья "Слово о рассказе Н. С. Лескова "Зверь"

Данная статья - приложение к уроку-практикуму "Эпиграф в литературном произведении". Она поможет учителю в подготовке к данному уроку по святочному (рождественскому) рассказу Н. С. Лескова "Зверь" (вп...

Праздник детской поэзии "Веселая уточка"

Праздник детской поэзии. Содержатся методические материалы, предваряющие его....

Презентация к статье "Слово о рассказе Лескова Н.С. "Зверь"

Презентация к статье "Слово о рассказе Лескова Н.С. "Зверь" содержит основные положения выступления на Рождественнских чтениях в Духовной семинарии....

Открытый урок "Уточка из воздушных шаров"

План открытого занятия  "Уточка из воздушных шаров"....

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....

"Роль "сибирских" диалектизмов и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Технологическая карта урока литературы, разработанная с применением технологии проектов...