Урок-исследование: "Открытие слова. По рассказу Л.Улицкой "Восковая уточка"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок-исследование. Входит в систему отработки навыков проблемного изучения текста в школе. Содержание урока соответствует требованиям программы по литературе, задачам подготовки к ЕГЭ. Знания, умения, навыки, закрепленные, обобщенные на уроке: категория времени, пространства, характеристика героев, тематика и проблематика текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытие слова по рассказу Л.Улицкой "Восковая уточка" | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование.
Тема урока: «Открытие слова. По рассказу Л.Улицкой «Восковая уточка».
Учитель русского языка и литературы: Мальнова Елена Юрьевна.
Пояснительная записка.
Избранный тип урока - исследовательский, входит в систему отработки навыков проблемного изучения текста в школе. Урок осуществляет принципы проблемного изучения произведения и продолжает отработку навыков школьников.
Реализация принципов обучения.
- Научность обучения выражалась в теоретическом материале урока, основывалась на связи с жизнью, с реалиями действительности.
- Доступность обучения: текст был распечатан для каждого учащегося.
- Соблюден принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.
- Методы достижения самостоятельности, активности учащихся – активный поиск под руководством учителя.
- Преобладающий характер познавательной деятельности - продуктивный, творческий.
Содержание урока.
- Содержание урока соответствует требованиям программы по литературе, задачам подготовки к ЕГЭ.
- - на уроке были применены знания по теории литературы: речевая характеристика героев, категория пространства, времени, типология персонажей, роль названия, художественные детали, идея произведения.
- сформированы навыки наблюдения над художественным словом, нахождения ключевых слов в тексте;
- отработано умение анализировать проблемные ситуации и делать выводы
- Материал, с которым учащиеся работали впервые: новый для учащихся текст современного писателя.
- Осуществление подготовки учащихся к восприятию новых знаний: обращение к краткой биографической справке о писателе и его творчестве, выдержки из интернета об отношении к его творчеству;
- связь нового с ранее изученным:
- Выделение главной идеи нового материала.
- Осуществление проверки усвоения новых знаний, способов деятельности: заполнение опорной таблицы, анализ и классификация нравственных понятий.
- Знания, умения, навыки, закрепленные, обобщенные на уроке: категория времени, пространства, характеристика героев, тематика и проблематика текста.
- Организация инструктажа и помощи учителя: опорные понятия, наводящие вопросы.
- Организация повторения изученного – формы: чтение, аналитическая беседа, приемы: наблюдение, поисковая деятельность, постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез и анализ ситуаций.
- Развитие общеучебных и специальных умений, способов деятельности:
- материал урока содействовал развитию аналитических, познавательных и творческих способностей учащихся.
- Осуществление межпредметных связей с историческими реалиями определенной эпохи
- Содержание урока развивает интерес учащихся к предмету.
Организация учебной работы на уроке.
Учитель осуществляет постановку учебных задач на каждом этапе.
Применяет разные формы учебной работы (индивидуальную, групповую, фронтальную).
- Учитель чередует разные виды деятельности учащихся (чтение, анализ, запись)
- Методы организации контроля за деятельностью учащихся: опрос, письменный ответ.
- Способы оценки знаний и умений учащихся: оценка работы в ходе урока, творческое задание на дом.
- Учитель осуществляет развитие логического, критического мышления учащихся, умение сравнивать, делать выводы, обобщать, выявлять закономерности.
- Учитель своевременно подводит итоги частей урока и занятия в целом.
Тема урока: Художественная деталь как средство выявления авторского замысла.
Цель урока:
- обучение комплексному анализу текста.
Задачи урока:
- пробудить у учащихся интерес к художественному слову;
- развивать художественное языковое чутье;
-воспитать внимательного читателя;
- воспитание чуткости, неравнодушия, деятельного сострадания;
Средства обучения: слайдовая презентация, портреты Улицкой.
Методы и приемы обучения: художественное чтение текста, беседа по тексту с комментированием и иллюстрированием, групповая работа, исследовательская работа.
План урока.
- Постановка целей и задач.
- Художественное чтение текста рассказа учителем.
- Рефлексия после прочтения.
- Исследование художественного слова и замысла произведения. Работа с тематическими группами слов.
- Заглавие.
- Художественное время.
- Художественное пространство.
- Типология персонажей.
- Проблематика произведения.
- Д/З: сочинение «Поступок, за который мне стыдно до сих пор?»
Ход урока.
- Мне хочется, чтобы сегодня вы открыли для себя магию слова и новое имя в современной литературе – Людмила Евгеньевна Улицкая . Творчество её только изучается, а литературные критики уже называют её лучшим автором современности. Людмилу Евгеньевну интересуют не проблемы и идеи, явления, а собственно человек . Проблемы человечности, совести, сострадания, смысла человеческого бытия – ведущие. На Западе её сравнивают с Чеховым. И это не случайно. Тот же лаконизм, те же ёмкость, сжатость, концентричность мысли. Кинематограф уже ставит фильмы по ее произведениям: «Из ниоткуда с любовью» по рассказу «Веселые похороны».
- Обратимся к тексту.
- - Каковы ваши первые впечатления от рассказа?
- Расскажите о вашем отношении к прочитанному.
- Нужны ли такие произведения, которые показывают темные стороны нашей жизни?
- Обратимся к смыслу заглавия рассказа. Записываем название.
Григорьев: «Название – это аббревиатура текста. Название – это уже ключ к интерпретации худ. произведения».
- О чем говорит уменьшительно-ласкательный суффикс слова «уточка»? (что-то дорогое, милое сердцу, желанное)
Трогательность, трепетность…
- «Восковая» - значит какая? (недолговечная, призрачная, миражная, растает, игрушка, мечта)
Воск способен видоизменяться, преображаться.
- А может быть, это символ? Чего? (ее будущего)
III. - Давайте обратимся к художественному времени рассказа. Найдем слова, соответствующие трем категориям времени:
1 группа: Записываем: художественное время:
- историческое: послевоенное время, его реалии: чемодан, старьевщик, старая шинель, «крылятник».
- реальное (воскресенье, лето)
- биографическое (сейчас – и через два года, потом)
2 группа – найдите и подчеркните слова, характеризующие пространство произведения:
- посреди двора, мощенная булыжником улица, другие города, мир.
3 группа – типология персонажей:
- первый – Родион.
- Что о нем можно сказать?
(Его имя – производное от какого русского слова? (родной). Почему? (для всех он свой)
- А занимается чем? (старьем, грязью)
- Какие слова и поступки характеризуют его? (старый, жалел отдать, долго торговались, буркнул, ковырнул, бросил)
- Валька Боброва. - О чем говорит имя?
Автор тоже ее не одобряет. Но неужели только это?
- Почему не Валя? (нелюбимый ребенок в семье, всеми)
И здесь мы с вами задумаемся: какую проблему затрагивает автор?
(проблема брошенности, бесприютности)
- Почему по фамилии? (вроде бы обращение как ко взрослой, но в то же время что еще чувствуется?- отстраненность, отделенность от всех).
-Что мы узнаем о ее семье? Воспитывали ли они ее? Почему? Это их вина?
- А как жили все? (обстановка, типичная после войны)
- Люди должны были – что? – Выживать! Что война сделала с людьми? - искалечила душу…
- Кто еще приходит к Родиону? Кто они? (дети, вор Шурка Турок и женщины)
- Что несут ему люди?
- Чем представляется содержимое чемодана детям? Найдите слова в тексте.
Это представление, сокровища.
(драгоценности, легкие сережки с красными и зелеными камушками, колечки, воздушная кучка восковых уточек, стеклянные шары с рыбками и лебедями)
Взросление Вальки происходит у нас на глазах.
- Давайте понаблюдаем.
- Вальке нечего принести Родиону.
- Что она выбирает из всего богатства? Почему? Какие эпитеты использует автор?
(чтобы не тратить попусту желание - прогматичность и холодный расчет, уточка – попорченная! Наперсток – единственный)
- И что дает ей Родион? (испорченную вещь, потому что знает - что? – что она принесла ворованное и не будет жаловаться)
- Почему Родион от Петьки Разуваева не берет старую шинель, а от Шурки Турка что-то берет? (потому что его «никто еще не словил»)
- Как это характеризует самого Родиона?
Проследим за поведением Вальки.
Память у Вальки была – «невиданная».
«Всегда уходила последней…»
«понеслась открывать…» (услужливо… - она училась выживать)
«решимость и холод вдруг обрушились на Вальку…»
- Холод. Запишем ассоциативный ряд. ( утрата совести, ужас, тревога, волнение, одиночество, отстутствие любви, нежности, осиротелость…)
- Решимость – запишем синонимический ряд: непреодолимое желание, неудержимость, готовность к действию.
-Все это заглушило в ней что? - Голос разума и совести!
Далее действие происходит стремительно.
- Какие глаголы указывают на это?
(подобралась, как пружина, минуты не думая, схватила и понеслась, ловко пробралась…)
- Как в дальнейшем проявятся эти качества в жизни Вальки?
(станет спортсменкой, известной на весь мир)
«Язык не ворочался во рту», но чудо свершилось – осуществилась мечта…
- Почему колотилось сердце и хотелось пить? (совесть)
Ведь ее надо спрятать…
- После этого поступка что с ней происходит? Холод ее сковал, она осталась одна, она окаменелая…
- А в большом спорте каждый – сам за себя. А это уже - эгоизм, любыми путями цель оправдывает средства.
- Как далось Вальке совершенное?
- Что стало с уточкой? (она растаяла под горячими пальцами) Отчего? (работа сердца, совесть!) Ей жгло руки, а значит, не все еще потеряно…
- Она вспоминала всю жизнь о восковой уточке, как о чем? (о пределе мечтаний, который ей достался большими переживаниями…)
- На уровне горячих рук она вспоминает всю жизнь об этом случае…
- Итак, запишем: какие социальные и нравственные проблемы раскрываются перед читателем?
1. Люди меняли старье на старье. Это значит, в стране - нищета, убогость, но нищета не только материальная, но и какая?
Люди должны были выживать, война искалечила душу.
1 – деградация духовная.
- У ребенка ничего не было, мать и сестра ее били. – Чего не хватает ребенку?
(отсутствие ласки, тепла, любви, а отсюда – 2 проблема обделенности, страдания детей...)
- Какова проблема? – безотцовщина, отсутствие внимания…
- Какая основная проблема объединяет все?
– Когда ей руки жгло… - это 3 проблема - совести.
Попробуйте дать прочитать этот рассказ родителям, знакомым, учителям, друзьям. Соберите их мнения о рассказе.
Д/З: написать сочинение: «Поступок, за который мне стыдно до сих пор».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настольно-печатная игра "Подбери слова к рассказу"
Уважаемые взрослые! Эта игра предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Игра поможет детям развить связную речь и расширить словарный запас, потренироваться в чтени...
Статья "Слово о рассказе Н. С. Лескова "Зверь"
Данная статья - приложение к уроку-практикуму "Эпиграф в литературном произведении". Она поможет учителю в подготовке к данному уроку по святочному (рождественскому) рассказу Н. С. Лескова "Зверь" (вп...
Праздник детской поэзии "Веселая уточка"
Праздник детской поэзии. Содержатся методические материалы, предваряющие его....
Презентация к статье "Слово о рассказе Лескова Н.С. "Зверь"
Презентация к статье "Слово о рассказе Лескова Н.С. "Зверь" содержит основные положения выступления на Рождественнских чтениях в Духовной семинарии....
Открытый урок "Уточка из воздушных шаров"
План открытого занятия "Уточка из воздушных шаров"....
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.
Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа....
"Роль "сибирских" диалектизмов и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Технологическая карта урока литературы, разработанная с применением технологии проектов...