Урок литературы в 9 классе "Трагедия А.С. Пушкина "Борис Годунов"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок можно провести как интегрированный (литература-история). Поставить перед детьми задачу - сравнить взгляд историка и поэта на эпоху правления Годунова, объяснить разницу. Урок учит размышлять, вдумчиво читать текст, делать выводы. Имеются цитаты из Карамзина, учителю не надо дополнительной работы с этим источником при подготовке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_9_klasse_po_teme.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе по теме «Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»
Цели:
- обучающая: анализировать художественный текст;
- развивающая: сравнить, как описываются события правления Бориса Годунова в «Истории…» Н. Карамзина и в трагедии А. Пушкина;
- воспитательная: воспитывать интерес к родной истории и литературе.
Формы работы: групповые.
Ход урока.
- Сообщение темы, постановка задач урока.
На доске ключевые слова: Карамзин, Пушкин, Борис Годунов.
Уч-ся самостоятельно формулируют тему и задачи урока.
- Задание для самостоятельной работы. Класс делится на группы. Группа 1 работает с текстом Карамзина (историки), группа 2 – с текстом Пушкина (литераторы).
Прослушав сообщение историка (подготовленный ученик) дайте оценку Годунову как политическому деятелю:
- к какому классу принадлежал;
- интересы каких классов выражал;
- какие ср-ва использовал для достижения цели .
Б. Годунов – русский царь с 1598 года. Выдвинулся во время опричнины, брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель при нем в течении 13 лет. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство, усиливал закрепощение крестьян. Борис был умен и осторожен, стараясь держаться в тени. Во внутренней политике укреплял государственность. При нем был избран первый русский патриарх, что свидетельствовало о возросшем престиже России. Строил города, крепостные сооружения, церкви. Стремился облегчить жизнь посадских людей. Прежде крупные служилые люди держали торговых людей и ремесленников в «белых слободах», освобожденных от уплаты налогов. Теперь же все, кто занимался торговлей и промыслами, должны были войти в состав посадских общин и участвовать в платеже повинности в казну – «тянуть тягло». Таким образом, уменьшалась тяжесть сборов с каждого плательщика. Хозяйственный кризис 1570-нач. 1580 г. Заставил пойти на установление крепостной зависимости. В 1597 году вышел указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ, подлежали сыску, суду и возвращению назад (те, кто бежал 5 лет назад).
Во внешней политике – талантливый дипломат, заключил мирный договор между Россией и Швецией, вернул Ивангород, Ям, волость Корелу..
Путь к трону нелегкий. В Угличе подрастал наследник престола Дмитрий, сын шестой жены Ивана Грозного. Он погиб. Не исключено, что к этому причастен Годунов. 6 января 1598 года умер царь Федор. 17 февраля Земский собор избрал на царство Годунова. При нем – голод в течении 3 лет. Хлеб подорожал. Старался помочь голодающим, раздавал деньги, открыл для голодающих царские амбары, хлеба не хватало. 127 тыс. чел. Умерло и похоронено в Москве. Появились случаи людоедства. Люди думали, что это кара Божья за незаконное царствование. Разразились народные бунты. Ходили слухи, что царевич жив.. 16 октября 1604 года Лжедмитрий, якобы находившийся у казаков, с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Царские войска их разбили. Самозванец ушел в Путивль. Но сила его была не в армии, а в вере народа, что он законный наследник престола. К Дмитрию стали стекаться казаки со всех окраин России. 13 апреля 1605 года Годунову стало плохо. Он умер. Ходили слухи, что он отравился. Царем стал его сын Федор, образованный и умный. Вскоре в Москве произошел мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Федора и его мать убили. В живых оставили дочь Ксению, ставшую наложницей самозванца.
Ответы обеих групп.
- Постановка проблемного вопроса.
- Почему Пушкин обращается к истории царствования Годунова?
( К ответу на вопрос вернуться в конце урока ).
Учитель:
Следуя в целом Карамзину Пушкин вносил свои поправки в волновавшую его проблему. «Писана в 1825 году. Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль оживить в драматических формах одну из самых драматических эпох новейшей истории. Шекспиру я подражал в широком и вольном изображении характеров, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий; в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени. Источники богатые!» (А.С. Пушкин «О царе Борисе и Гришке Отрепьеве»)
- Анализ трагедии
- В чем Пушкин следует канонам классицизма, а где он отступает от них? Почему?
(Он создает образ царя-самодержца – отсюда такой жанр, как трагедия. Цель Пушкина – показать, что судьбу власти решает народ. А в трагедии невозможно изображение народа (кроме слуг).
Ответы обеих групп.
Группа 1:
- Каким видит Бориса Карамзин?
Подготовленный ученик:
«Величественной красотой, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех вельмож, Борис имел не только добродетели; хотел, умел благотворить, но единственно из любви к славе, видел в добродетели не цель, а ср-во к достижению цели, если бы он родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире, рожденный подданным, с необузданной страстью к господству, он не мог одолеть искушения там, где зло казалось для него выгодно, и проклятие веков заглушает в истории добрую славу Бориса».
Группа 1:
- В чем видит Карамзин трагедию Бориса?
Нечистая совесть делает Бориса подозрительным, он видит всюду измену, обрушивает на невинных жестокие репрессии, вызывая всеобщее недовольство. «Он не был, но бывал злодеем»
Группа 2:
- Каким предстает Годунов в трагедии Пушкина?
Воля правителя, даже самая добрая, обречена на неудачу, если ср-ва дурны. На Борисе кровь младенца.
Группа 2:
- Какими ср-вами передает Пушкин внутреннее состояние Бориса?
Через внутренние монологи, через психологический портрет деспота-самодержца. Он отворил житницы, но не дал народу волю. Вот почему народ противостоит царю как грозная сила.
- Как Карамзин и Пушкин показывают отношение народа к царю?
Группа 1:
Карамзин говорит о едином желании народа видеть Бориса монархом, первоначальный отказ вызывает взрыв отчаяния6 матери бросили своих грудных младенцев и не слышали их криков.
Группа 2:
Анализ сцены «Девичье поле. Новодевичий монастырь». Реплики народа полны притворства. Народ как бы со стороны смотрит на происходящее. Мусоргский в опере «Борис Годунов» посредством музыки передал всеобщее ликование, восторг, радость народа. Но сквозь радость пробивается тревожная нота. Мусоргский уловил замысел Пушкина. (Заслушивание фрагментов оперы).
- Почему Пушкин, в отличие от Карамзина, ставит притворство на первый план?
Вывод в группах: Кто бы ни восседал на троне, по мнению Пушкина, он не может быть поддержан народом. Сущность самодержавия – тирания.
- Каковы причины появления в трагедии Самозванца?
Вывод в группах: Пушкин их противопоставляет. Самозванец по нравственным качествам ниже Бориса, он предает своих сообщников на границе, предает веру отцов, обещая обратить Русь в католичество. Но до тех пор пока его замысел и поступки не стали явными, пользуется всеобщим сочувствием.
- Итог урока. Возвращение к проблемному вопросу.
- Прав ли Белинский, говоря, что Пушкин во всем следовал Карамзину?
- Как развивался социальный конфликт в трагедии?
У Пушкина народ вершит историю. Безмолвие народа в конце пьесы показывает, что зреет грозная сила. Пушкин раскрыл двойственность психологии народа: забитость, закрепощенность и зреющая мощь. Пушкин писал трагедию накануне восстания декабристов, когда царь и образованное дворянство оказались на разных полюсах. Он видел пропасть между народом и правительством и пытался найти истоки этого конфликта, проведя параллель между временем царствования Годунова и Александра I. Трагедия открыла новый этап в творчестве Пушкина реалистический.
- Рефлексия.
- Является ли проблема «народ и власть» актуальной и в наше время?
Синквейн
Власть,
Деспотичная, жестокая,
Порабощает, давит, унижает.
Такой власти противостоит народ.
Закон жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Урок литературы в 7 классе по теме «Роль языковых средств в изображении летописца Пимена» ( по трегедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)
Урок литературыТема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».Роль языковых средств в изображении летописца Пимена.Цели урока: Образовательная: углубление и примение на практике знания художе...
Презентация к уроку литературы на тему "Борис Годунов"
Данная презентация освещает историю создания трагедии "Борис Годунов" и может использоваться в качестве наглядного пособия на уроке....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Презентация к уроку литературы 7 класс А.С. Пушкин "Борис Годунов".
Два чувства дивно близки нам –В них обретает сердце пищу –Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробамА. С. Пушкин....
Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)
Урок литературы в 7 классе по теме « Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре)...