Встреча с Сергеем Есениным
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Конспект урока литературы в 11 классе о личности и творчестве Сергея Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_3.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока литературы в 11 классе
по теме: «Встреча с Сергеем Есениным»
Цель: Познакомиться с биографией писателя, с особенностями его творчества
Совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения.
- Использовать работу с разными источниками информации (художественными текстами, мемуарами, периодическими изданиями, биографическим и автобиографическим материалом, критической литературой, документами и др.)
- Формировать основные эстетические и теоретико-литературные понятия как условие полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения.
- Писать творческие работы разных жанров (эссе, письмо, хокку, синквейн, доминанта, дневниковая запись и др.)
ОБОРУДОВАНИЕ:
портреты Есенина, иллюстрации к его произведениям, рисунки детей, цитаты
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
- познакомиться с биографией С.А.Есенина, воспоминаниями о поэте его современников, стихи о Есенине других авторов, выявить «белые» пятна в жизни Сергея Александровича;
- подобрать стихотворения Есенина, наиболее точно, с вашей точки зрения, отражающие особенности художественного видения поэта;
- попытаться отразить свои впечатления от стихотворений Есенина (нарисовать иллюстрации к произведениям, написать небольшой отзыв на художественный фильм о Есенине, составить психологический портрет поэта.
ХОД УРОКА.
- Фаза вызова.
- демонстрация видеоряда с фотографиями С.Есенина
1. Формулировка цели урока: попытаться увидеть Сергея Александровича Есенина – человека и лирического поэта, определить особенности его творчества.
2. Вопросы учащимся:
- Каким представляете Сергея Есенина вы? Подберите слова (какие части речи здесь наиболее уместны?), которые наиболее точно, с вашей точки зрения, отражают особенности личности Есенина? (запись в тетради)
- Какие определения вы подобрали бы к словам поэт Есенин? (запись в тетради)
- В русской поэзии традиционна тема памятника поэту ( стих. «Памятник» Ломоносова, Державина, Пушкина). Какие поэтические заслуги создали «памятник нерукотворный» Сергею Есенину? (запись в тетради)
3. Чтение статей о писателе и его творчестве. Читая текст, учащиеся делают карандашом пометки в тексте:
? - непонятно
V - основной материал
! - удивило
+ - уже знаю
II. Фаза осмысления
1. Беседа по прочитанному:
-что уже знали о поэте?
-что нового узнали о жизни Сергея Александровича Есенина?
-что удивило?
-что огорчило?
2. Просмотр эпизода фильма о Есенине.
3. После обсуждения коллективное составление беседы кластера и презентация от каждой группы.
4. В ходе обсуждения и презентации все учащиеся делают в тетради записи по форме «продвинутая лекция» ( таблица из двух граф: | ранее известное | новое | )
5. Работа с текстами стихотворений Сергея Есенина.
- Прочитайте, строки, строфы, стихотворения С.Есенина, показавшиеся вам наиболее яркими.
- Насколько интонация стихотворения совпадает с психологическим портретом, составленным вами?
- Какие качества добавили в понимании личности поэта?
6. Прогнозирование («верные – неверные утверждения»)
Из предложенных утверждений выбрать верные и неверные, аргументировать свой ответ
( предложить высказывания о поэте, характерные поэтические приемы, нормы, факты биографии и творчества;
- выберите те иллюстрации, которые соответствуют или не соответствуют настроению стихотворений Есенина.
7. Что еще в жизни и творчестве Есенина осталось неразгаданным? Если бы у вас была такая счастливая возможность задать вопрос лично Сергею Есенину, какие вопросы бы вы задали?
8. Какие темы, идеи в творчестве Есенина показались самыми важными.(записать ключевые слова)
На основе ключевых слов составить небольшую творческую работу (ученик свободен в выборе жанра): эссе, письмо, хокку, синквейн, доминанта, дневниковая запись и др.
III. Фаза рефлексии.
- Какие моменты на сегодняшнем уроке показались вам неожиданными? Что удивило?
- Что нового узнали вы о жизни и творчестве Сергея Есенина? На какие бы вопросы мы не смогли ответить? А есть ли необходимость искать ответы на эти вопросы? Есть ли среди них, на ваш взгляд, неразрешимые?
- Что показалось вам трудным и почему? Что не удалось?
- Что, с вашей точки зрения, на этом уроке было удачным?
Выразите свое впечатление одним словом.
Оценка работы учащихся (по группам и индивидуально)
Домашнее задание.
- Ответить на вопросы, заданные на уроке и оставшиеся без ответа ( Для этого подобрать дополнительно материалы о жизни и творчестве С.Есенина).
- Выучить стихотворение С.Есенина, где выражается его отношение к великой и трагической эпохе 20 – 30 годов.
- Проанализировать последнее стихотворение С.Есенина. Привести аргументы за и против версии о том, что оно не принадлежит поэту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного вечера "Лирика Сергея Есенина"
Сценарий литературного вечера, посвященный творчеству русского поэта Сергея Есенина, будет интересен творческим учителям литературы и их ученикам. Судьба поэта в его стихах - так можно коротко с...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
урок литературы на тему "Голубая Русь" Сергея Есенина"(Тема Родины в творчестве С.Есенина)
Урок-исследование проводится после знакомства с творческой биографией поэта. Объектом исследования становится "голубая Русь" С Есенина....
Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "
Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина. Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...
Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"
Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А.Есенина- «В гостях у Сергея Есенина».
Литератуно - музыкальная гостиная, посвящённая творчеству С.А. Есенина - " В гостях у Сергея Есенина"...