Интегрированный урок по литературе и математике для 6 класса
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Тема урока:
«Мертва наука без искусства, оно ей прибавляет чувства…»
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, обработав найденную информацию, доказать, что сочетание талантов математика и писателя в одной личности возможно;
- показать связь математики и литературы на примере научных открытий, творчества известных ученых, писателей, поэтов;
- расширить знания учащихся о связи наук в окружающем нас мире;
- развить навыки и умения работы с информацией, подготовки доклада и публичного выступления;
- сформировать ответственность, потребность к самообразованию, воспитывать патриотизм;
- воспитать гармоничную личность учащихся.
Задачи:
- стимулирование мотивации детей на приобретение знаний, воспитание представлений о взаимосвязи науки и искусства и целостного восприятия мира;
- содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в нестандартных ситуациях, включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;
- развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению.
Форма урока: творческая мастерская
Оборудование: распечатанные материалы о писателях-математиках, медиа-проектор.
Результаты освоения УУД
Познавательные УУД, аспект обработка информации:
обучающийся анализирует информацию из нескольких источников и делает вывод на ее основе, подтвердив его аргументами.
Регулятивные УУД, аспект планирование и организация деятельности по достижению цели:
обучающийся организует свою деятельность с помощью учителя;
Коммуникативные УУД, аспект работа в группе:
обучающийся принимает активное участие в обсуждении предложенных идей и предлагает свои;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по литературе и математике для 6 класса | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Мертва наука без искусства, оно ей прибавляет чувства…»
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, обработав найденную информацию, доказать, что сочетание талантов математика и писателя в одной личности возможно;
- показать связь математики и литературы на примере научных открытий, творчества известных ученых, писателей, поэтов;
- расширить знания учащихся о связи наук в окружающем нас мире;
- развить навыки и умения работы с информацией, подготовки доклада и публичного выступления;
- сформировать ответственность, потребность к самообразованию, воспитывать патриотизм;
- воспитать гармоничную личность учащихся.
Задачи:
- стимулирование мотивации детей на приобретение знаний, воспитание представлений о взаимосвязи науки и искусства и целостного восприятия мира;
- содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в нестандартных ситуациях, включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;
- развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению.
Форма урока: творческая мастерская
Оборудование: распечатанные материалы о писателях-математиках, медиа-проектор.
Результаты освоения УУД
Познавательные УУД, аспект обработка информации:
обучающийся анализирует информацию из нескольких источников и делает вывод на ее основе, подтвердив его аргументами.
Регулятивные УУД, аспект планирование и организация деятельности по достижению цели:
обучающийся организует свою деятельность с помощью учителя;
Коммуникативные УУД, аспект работа в группе:
обучающийся принимает активное участие в обсуждении предложенных идей и предлагает свои;
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I Этап Мотивации 2мин. | Прозвенел звонок для нас. - Здравствуйте, ребята, этот урок мы сегодня проведем вместе под девизом: «Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось.» А что это значит? (слайд 2 ) | Учащиеся высказывают свое понимание пословицы и приходят к выводу, что нужно работать сообща, дружно, всем вместе, поддерживая друг друга. | Планирование учебного сотрудничества |
II.Этап Погружение в проблему 5мин. | - Послушайте стихотворение Бориса Слуцкого «Физики и лирики» (слайд 3 ) - Как вы думаете, люди каких профессий скрыты под масками «лириков» и «физиков»? - О чем пойдет речь на занятии? Определите тему занятия - Уточним: «Писатели и математики». Наука и искусство, математика и художественная литература, казалось бы, такие далекие области человеческого интеллекта, и их обладатели осуждены на вечное противостояние… Согласны? - Сформулируйте проблемный вопрос по теме. Действительно, математика и литература - это разные способы познания жизни, НО сочетание талантов математика и писателя в одной личности возможно- гипотеза, которую мы постараемся сегодня доказать (слайд 4 ) | Стихотворение читают Осипова Ирина Сандакова Ксения Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе. Значит, что-то не раскрыли мы, что следовало нам бы! Значит, слабенькие крылья – наши сладенькие ямбы, и в пегасовом полете не взлетают наши кони... То-то физики в почете, то-то лирики в загоне. Это самоочевидно. Спорить просто бесполезно. Так что даже не обидно, а скорее интересно наблюдать, как, словно пена, опадают наши рифмы и величие степенно отступает в логарифмы. - Лирики: писатели, поэты, художники,; физики: математики…. - Физики и лирики. - Может ли талант писателя и математика сочетаться в одной личности? | |
III. Этап Организация деятельности 3 мин. | - Вы нашли информацию о таких личностях? - О ком План действий: 1. Отобрать факты для сообщения и доказательства гипотезы. 2. Составить текст сообщения. 3. Подготовить материал для буклета и презентации. 4. Сделать вывод. (слайд 5 ) | - Да. Нашли - Л. Кэролл, Софья Ковалевская, А.Волков | |
IV Этап Осуществление деятельности 10 мин. | Переходим к работе в группах: Сегодня на занятии у нас будет действовать 3 группы, задания на столах: (Распределение обязанностей и ролей в группах). 1.Аникина Вика Ефремов Миша Жиркова Маша Сандаков Никита Коновалова Катя Кулешникова Яна Чернова Полина 2. Медведков Макс Мошкина Даша Нигамитьянова Д Осипова Ирина Павлова Настя Поздеева Ол Ращупкин Артем 3. Разинов Данил Сандакова Ксения Сапожников Глеб Тарасова Настя Торопова Маша Уткин Саша Федорова Аня | Обучающиеся выполняют практическую работу, извлекают необходимую информации, выдвигают гипотезы, рассуждают, высказывают своё мнение, корректируют написанное , работают над созданием буклета. | Выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности; выдвигают гипотезы (П) Рассуждают, высказывают своё мнение (К) Корректируют написанное (Р) Ощущение успеха (Л) |
V.Этап Динамическая пауза 1 мин | Гимнастика для глаз. (Жиркова Маша, Федорова Аня) Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много – много, Чтоб усилить в тыщу раз! | Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать. | |
VI. Этап Предъявление результата деятельности 15 мин. | Вывод: (слайд 18) - К какому выводу мы пришли, доказывая гипотезу: математика и литература - это разные способы познания жизни, НО сочетание талантов математика и писателя в одной личности возможно.? - Почему стало возможным сочетание в одной личности качеств, присущих и писателю и математику? Что объединяет, на первый взгляд, такие разные сферы деятельности? | Выступление представителей групп по заданиям 1гр.(слайд 6-9 ) 2гр. .(слайд 10-13) .3гр.(слайд 14--17) - Приведя примеры из жизни математиков, ставших писателями, и писателей, любивших математику, мы доказали, совмещение таких разных, на первый взгляд, талантов не только возможно, но и закономерно Творческое начало, богатая фантазия, способность к прогнозированию, умение мыслить логически и последовательно, но нестандартно. | Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.(Л) Оценка деятельности; саморегуляция (Р). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К). Подведение к выводу (Л). |
VII.Этап Рефлексии учебной деятельности на уроке. 2 мин. (слайд 19) | Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока: Я узнал... | Способность к самооценке(Л) Оценка деятельности; саморегуляция (Р). Умение выражать свои мысли (К). | |
VIII.Этап Итоги урока. 2мин. | Объявленный в шестидесятых годах спор между физиками и лириками можно считать законченным, а нашу гипотезу доказанной. Тем более что и математики и писатели доказали, что могут быть талантливы и в «противоположной» сфере. Думаем, деление на физиков и лириков в корне неправильное: ибо технарю всегда на пользу творческий подход к работе, а к творчеству полезно относиться с холодной головой, как к решению математической задачи. Успех в любом деле зависит от совмещения тех и других качеств в нужной пропорции. - Вот как говорит об этом поэт Алексей Сисакян — российский ученый, доктор физико-математических наук: | Выразительное чтение стихотворения уч-ми:(Ефремов Михаил, Коновалова Екатерина) Мертва наука без искусства, оно ей прибавляет чувства. В загоне – лирики, в почете – физики, мне кажется, что это – ерунда, придумали, наверно, это циники… мы в жизни друг без друга – никуда… Здесь жизнь – строка, дыханье – рифма, сердцебиенье – ритм, угаданный меж строк, и строгости здесь нету алгоритма. А каждая неискренность – подлог. Науке – лирик предназначен, Без рифмы – формулы сухи. Душа должна быть тоже зрячей, И ей, как свет, нужны стихи… | |
IX.Этап Домашнее задание. | Домашнее задание:
|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар- Олы
с углублённым изучением отдельных предметов»
«Мертва наука без искусства,
оно ей прибавляет чувства…»
(интегрированный урок литературы и математики)
6 класс
Учитель русского языка и литературы высшей категории Панова Г.Ю.
Учитель математики первой категории Мельникова Т.В.
2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по информатике и математике 6 класс
Данный конспект урока демонстрирует метапредметную связь по математике и информатике по теме "Коордитнатная плоскость". При изучении данной темы у чащихся вызывает большой интерес рисовать, используя ...
Интегрированный урок по литературе и истории 10 классе
«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир») ...
Интегрированный урок по литературе и математике "Бородино в цифрах"
Урок литературы и математике по теме "Бородинское сражение". На этом уроке дети выполняют вычислительные действия и пополняют свой багаж знаниями об историческом событии....
Интегрированный урок по литературе и истории. 5 класс
На уроке учащиеся знакомятся с историческим событием - Бородинским сражением, выясняют его значение в ходе Отечественной войны 1812, знакомятся с литературным произве...
Интегрированный урок по литературе и математике в 5 классе по теме «Л.Н. Толстой – педагог, писатель и математик»
Урок обобщения и закрепления знаний.Этапы урока: 1. Создание проблемной ситуации. Спор математики и литературы. 2. Исторические сведения о педагогической деятельности Л.Н. толстого и о его "Азбуке". 3...
Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс
Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс имеет цель -показать учащимся особенности межнациональных отношений в современном мире, на постсоветском пространс...
Конспект интегрированного урока по литературе и математике с применением компьютерных технологий в 11 классе. Тема: О главном…
Урок позволяет оценить результаты усвоения тем учащимися: роман «Мастер и Маргарита», проценты, теория вероятности, площадь поверхности объемных тел, развивать у учащихся умение работать в...