Коллоквиум как эффективная форма промежуточного контроля.
статья по литературе (5, 6 класс) на тему

Казаченко Игорь Павлович

В наш век образовательных открытий и новых стандартов в обучении на первые роли выходит интересы человеческой личности и раскрытие его огромных способностей. Полагаю, что для полноценного раскрытия ученического потенциала требуются особые формы контроля. На сегодня, привычными формами, в частности промежуточного контроля ЗУН учащихся, являются: устные и письменные опросы, карточки, краткая самостоятельная работа, тестовый материал. По моему мнению, одной из  эффективных форм может стать коллоквиум. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollokvium_i.p.kazachenko.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛЛОКВИУМ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ.

В наш век образовательных открытий и новых стандартов в обучении на первые роли выходит интересы человеческой личности и раскрытие его огромных способностей. Полагаю, что для полноценного раскрытия ученического потенциала требуются особые формы контроля. На сегодня, привычными формами, в частности промежуточного контроля ЗУН учащихся, являются: устные и письменные опросы, карточки, краткая самостоятельная работа, тестовый материал. По моему мнению, одной из  эффективных форм может стать коллоквиум.

Как вы думаете, что такое коллоквиум? В лингвистических словарях С.И.Ожегова  и Т.Ф.Ефремовой, мы находим следующее. 1. Беседа преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний. Коллоквиум по химии.
2. Научное собрание с обсуждением докладов на определённую тему. Коллоквиум геологов. (Толковый словарь С.И. Ожегова. -М.,2000.)
1) Одна из форм учебных занятий (обычно в вузе) - беседа преподавателя со 
студентами с целью выяснения и повышения знаний студентов.
2) Совещание, семинар, посвященные обсуждению определенной (научной, 
общественно-политической и т.п.) темы. (Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.)

БЭС отмечает это слово, как 1) одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися (обычно в вузах) для выяснения знаний.2) Научное собрание, на котором обсуждаются доклады.

Таким образом, коллоквиум (с латинского “беседа, разговор”) можно представить, как, – форму учебного занятия, понимаемую как беседу преподавателя с учащимися с целью активизации знаний, форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования.

 Если это форма контроля успешно используется в вузе, почему бы ее не применить, адаптировав в школьной системе. Отметим, что коллоквиум проводится в середине четверти после изучения какой-либо темы в форме устных, заранее подготовленных учителем вопросов.

Задачи коллоквиума

Коллоквиум ставит следующие задачи:

- проверка и контроль полученных знаний по изучаемой теме;

- расширение проблематики в рамках дополнительных вопросов по

данной теме;

- углубление знаний при помощи использования дополнительных

материалов при подготовке к занятию;

- ученики должны продемонстрировать умения работы с различными

видами литературных источников;

В коллоквиуме активно и гармонично использую разные методы обучения, такие как: наблюдение, опрос. Из методов применяю словесный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный, стимулирования.

Этапы проведения коллоквиума

1.Определение тематики предстоящего коллоквиума (за 2-4 недели).  

2. -Подготовка учащихся в течения отведенного срока по разным источникам (чтение произведения, анализ текста, составление вопросов, использование интернета, чтение дополнительной литературы)

- Формулирование вопросов (педагог должен заранее продумать проблемные вопросы, в соответствии с уровнем учащихся в классе, вопросы в которых будут дифференцироваться по уровню сложности);

- Постановка целей и задач занятия;

- Разработка структуры занятия;

- Консультация по ходу проведения занятия;

3. Начало коллоквиума:

- Подготовка класса. Поскольку каждый  ученик работает индивидуально, он должен сесть один за парту. Оговорюсь, что в последнее время стал практиковать рассаживание школьников в пары.

- Рассаживание школьников по порядку в зависимости от их успеваемости.

-Учащиеся с более низким уровнем успеваемости располагаются вначале ряда.

4.Ход коллоквиума:

Перед началом самого коллоквиума зачитываю правила поведения на уроке, куда включаются такие требования как: запрет на использование учебников, тетрадей, шпаргалок, сотовых телефонов, подсказок, выкрики с мест и тому подобное.

-Зачитывание вопросов «по цепочке». Подготовка учащихся по поставленным вопросам (5-10 секунд).

- Если ученик не ответил на поставленный вопрос, последний  заданный вопрос передается следующему учащемуся. Такая процедура длиться до тех пор, пока заданный педагогом вопрос не получит правильного ответа.

- В коллоквиуме есть момент, когда заданный вопрос можно переадресовать другому ученику, либо задать свой, заранее подготовленный вопрос.

-Учитель регулирует процесс, имея возможность задавать наводящие вопросы, корректирует неправильные ответы;

- После полученного от ученика ответа, учитель ставит школьнику один балл передает право хода другому участнику.

- После обсуждения всех предложенных вопросов, педагог подводит  итоги выступления учеников.

5. Итоги  коллоквиума:

- Преподаватель должен соотнести цели и задачи данного занятия и

итоговые результаты, которых удалось добиться;

- Заключительный этап суммирует все достигнутое с тем, чтобы дать

новый импульс для дальнейшего изучения и решения изученных

вопросов (в рамках одного занятия невозможно решить все

поставленные проблемы, одна из задач подобного вида занятий,

спровоцировать интерес к обсуждаемым вопросам);

-Учитель должен охарактеризовать работу каждого ученика,

выделить наиболее грамотные и корректные ответы учащихся;

Ученики, безошибочно ответившие на все предложенные вопросы, получают оценку «отлично», при 1-2 ошибках-ставится оценка «хорошо», при 3-4 ошибках- «удовлетворительно», при 5 и более- «неудовлетворительно. Школьник, ответивший безошибочно на все вопросы, освобождается от следующего коллоквиума.

После проведения коллоквиума, у учеников было замечено:

 + теоретический материал по предмету стал прорабатываться учениками более тщательно и скрупулезно;

+ на уроках литературы повысился интерес к чтению;

+ увеличился темп работы класса;

+ кругозор у детей расширился (использование межпредметных связей);

+ стала хорошо прослеживаться система подготовки класса, цепочка знаний, умений и навыков;

+ повысилась дисциплина в классе, что не могло, не отразится на общей успеваемости коллектива.

Хочу поделиться своим опытом проведения коллоквиума на примере некоторых вопросов из занятия по В.М.Шукшину. Вопросы затрагивают биографию писателя, его программный рассказ «Срезал».

1.Как звали отца Василия Шукшина? (Макар)

2. Где родился Василий Макарович Шукшин? (Село Сростки)

3.В.М. Шукшин был не только писателем, но и известным…(режиссером)

4.Назовите два кинофильма из четырех возможных, режиссером которых был В.М. Шукшин? («Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная»)

5.В каком жанре был написано произведение В.М. Шукшина «Срезал»? (рассказ)

6. Какое событие встревожило жителей деревни? (приезд гостей к старухе Агафье)

7.  Что за герой раскрывается на фоне этого события? (Глеб Капустин)

8. Почему Капустин выделен автором среди других героев произведения? (он отличается начитанностью, необычными, непривычными для деревни словами)

9. Что объединяет Константина Ивановича из рассказа «Срезал» и Игоря Павловича с точки зрения их рода деятельности? (наука филология)

10.Кто такой краснобай? (человек, который много и цветисто говорит)

11.Что является главным средством характеристики героя Глеба Капустина? (слово)

12.Русская пословица о слове, связанная с птицей? (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь)

Таким образом, коллоквиум может стать одной из эффективных форм контроля на уроках русского языка и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма промежуточного контроля в 10 классе по МХК, тема "Эгейское искуство"

ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ  в 10 классе по предмету МХК, тема «Эгейское искусство». В архиве – тест в виде презентации и удобный для проверки учителем бланк для проведения теста. Одновре...

ФОТОТЕСТ - вариант формы промежуточного контроля в 10 классе по предмету МХК , тема «Эгейское искусство».

ФОТОТЕСТ - вариант формы промежуточного контроля  в 10 классе по предмету МХК , тема «Эгейское искусство». В архиве – фототест в виде презентации и удобный для проверки учителем бланк для проведения т...

Форма промежуточного контроля в 8 классе по предмету "ИСКУССТВО"

ТЕСТ для промежуточного контроля  в 8 классе по предмету «ИСКУССТВО» (авторы Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская)по темам первой четверти. В архиве – тест в виде презентации и удобный для...

"Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ "Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЬНОГО ИСКУССТВА»

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который вы сможете использовать на уроках ИЗО. Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Современные требования програ...

Коллоквиум – как форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»

Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как ...