ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЬНОГО ИСКУССТВА»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Жабина Галина Николаевна

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который вы сможете использовать на уроках ИЗО. Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Современные требования программы обучения предпологают обязательное наличие контрольно-измерительных материалов. Показать практическую значимость использования тестовых заданий различных видов, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на занятиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Школа–интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Городского округа Подольск Московской области»

Выступление на городском методическом объединении учителей изобразительного искусства, черчения и МХК.

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

 «ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО   КОНТРОЛЯ

НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЬНОГО ИСКУССТВА»     

C:\Users\Галина\Desktop\izo.pngreferaty

Учитель изобразительного искусства и черчения,

Высшей квалификационной категории,

                                                               Жабина Галина Николаевна      

10 января 2019 год.

г. Подольск

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

 «ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО   КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЬНОГО ИСКУССТВА»

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который вы сможете использовать на уроках  изобразительного искусства.

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности.     Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности.  

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль» говорит сам за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения            (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль. Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету. Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением ЕГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля.

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку ). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными. В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными. Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора.

Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.

  • Открытыми. Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении..

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам.
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля.

 Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности преподавателей по использованию тестовых заданий, необходимых для комплексной проверки соответствия достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения по программе «Изобразительное искусство», в том числе динамики его общего развития, формирования познавательных интересов, ценностных ориентаций.

Задачи:

• познакомить участников практикума с классификацией педагогических тестов, с преимуществами тестовых форм контроля.

 • раскрыть содержание посредством показа подготовленных тестовых заданий и раскрытия их структуры;

• показать практическую значимость использования тестовых заданий различных видов, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на занятиях.

Тест – стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тест в переводе с английского означает «проба, испытание». Тест как средство педагогического измерения дает возможность осуществлять управление деятельность учащихся в общеобразовательном процессе. Тесты используются как средство проверки, контроля и оценки. Педагогический тест – это система заданий специальной формы, позволяющая измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания. Как средство внешнего контроля тест работает наилучшим образом.

ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТА:

определение объема и качества освоения содержания программного материала;

 проверку и контроль уровня освоения основных видов деятельности учащихся (изобразительной, учебной, исследовательской);

проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребенка, необходимых для занятий изобразительной деятельностью;

оценку педагогической деятельности самого педагога.

 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НАПРАВЛЕНЫ НА:

Входящие (вступительные) тесты – предназначены для предварительного измерения степени готовности к освоению учебного содержания, являются способом адаптации к требованиям учебной дисциплины, при этом главная их функция связана с самооценкой

Текущие – направлены на:

  1. диагностирование хода дидактического процесса;
  2. проверку одной из единиц содержания образовательного процесса;
  3. организацию экспресс контроля осознания усвоения информации программного содержания. Этот тип тестов имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к самостоятельной систематической работе на уроках, повышает интерес к учебе.

Промежуточные – позволяют оценить качество освоения учебного содержания темы урока или учебного периода (полугодие).

Содержание этих тестов основано на большом объеме материала. Оценка этих тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой.

 Итоговые – предназначены для:

1) контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе или по завершению изучения учебной дисциплины;

2) оценки уровня учебных достижений учащихся по основным компонентам содержания изобразительного образования.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ в системе дополнительного образования подразделяются на виды: вступительные, текущие и тесты промежуточной и итоговой аттестации.

ВИД ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ ЗАВИСИТ ОТ СРЕДСТВ ЕГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ в практике преподавания предмета «Беседы об искусстве» используются следующие виды тестовых заданий: компьютерные или «бумажные» (распечатка теста на бумаге). Компьютерные тесты позволяют выявить индивидуальные особенности ребенка, так как каждому испытуемому может быть предоставлен уникальный набор заданий. В этих тестах могут сочетаться различные формы заданий. Многовариантность компьютерных тестов исключает списывание учащихся друг у друга. Бумажные тесты наиболее распространенные и доступные. Испытуемому предоставляется распечатка на бумажном носителе, где должно быть хорошее качество печати. Отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий. Содержание тестов может быть разработано на основе блоков.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕСТАМ

Они должны быть: Относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени для выполнения тестовых заданий.

Однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий. Относительно краткими, требующими сжатых ответов.

Информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотношения количественной оценки за выполнение теста, с порядковой шкалой измерения.

Удобными, т.е. пригодными для практического использования всеми учащимися.

Проверяемыми, т.е. соответствовать проектируемым целям обучения. Надежными, т.е. показывать устойчивый результат.

Валидными, т.е. ценными, имеющими значение для процесса обучения. Объективными, т.е. демонстрирующими в результате измерения именно то, что предусмотрено целью контроля. На основе оценки итоговых тестов педагог может делать выводы об эффективности и результативности своей педагогической деятельности.

ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕСТОВЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ:

1. Индивидуальный характер контроля каждого ребенка.

2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах контроля обучения.

3. Возможность сочетания её с другими традиционными формами педагогического контроля.

 4. Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

5. Объективность тестового контроля.

 6. Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.

7. Эффективность, позволяющая проводить контроль за короткое время с минимальными затратами.

8. Тестовые формы контроля как средство стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке. Конечно, у тестирования как метода контроля знаний есть свои недостатки. Различные тесты имеют определенные ограничения в применении. Для использования в практике надо учитывать вид теста, для какой цели составлен, каким образом апробирован. Тест, всего лишь, - один из способов оценивания учебных достижений, и не стоит им злоупотреблять в учебном процессе.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ: 

В тесте должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок. Основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из 7-8 слов. Задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию, в основной тест задание вводится не более одного придаточного предложения. Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины. Номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке. Из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путём ввода их в основной тест задания. В ответах не рекомендуется использовать слова “все”, “ни одного”, “никогда”, “всегда” и т.д., так как в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа. Из числа тестовых заданий исключаются такие, которые содержат оценочные суждения и мнения обучающегося по какому-либо вопросу. Основная часть задания формулируется в форме утверждения.

ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ. Выбор содержания теста зависит от цели тестирования. Оно связано с: опознанием автора произведения определением названия произведения ответом на вопросы поиском ошибки в тексте дополнением недостающего ключевого понятия и т.д. Вид тестового задания зависит от средств его предъявления. В практике преподавания предмета «Беседы об искусстве» я использую следующие виды тестовых заданий: компьютерные, графические (с использованием рисунка, графического изображения), «бумажные». Логическая структура текстового задания определяется выбором формы: с выбором ответа на дополнение на соответствие на установление порядка

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА Тестовые задания с выбором ответа (эти задания состоят из двух частей): первая – содержит постановку проблемы; вторая – варианты готовых ответов. Чем больше ошибок в вариантах готовых ответов, тем меньше вероятность угадывания правильных ответов. Неправильные ответы называют ошибками. Число ошибок не должно превышать более пяти. Все ошибки должны быть правдоподобными.

Тестовые задания сопровождаются инструкцией по их выполнению. Задания с двумя ответами – ответы на эти задания основаны на утверждении того, что является верным. Среди двух ответов один – ошибка, другой верный. Такие формы тестовых заданий используются во всех типах тестов. Например, задание: Можно ли выполнить изделие декоративно-прикладного искусства своими руками? А) ДА; Б) НЕТ.

I. Задания с выбором нескольких правильных ответов – в этом случае в инструкции, предваряющей тестовое задание, должно быть указано количество правильных ответов. Такая инструкция может иметь следующий вид: обведите номера трёх (двух) правильных ответов.

 Например, задание: В какой строке перечисляются жанры изобразительного искусства?

 А). Графика, скульптура, живопись.

Б). Натюрморт, пейзаж, портрет.

В). Энкаустика, фреска, пастель.

Г). Бытовой, мифологический, батальный.

 II. Задания на выбор неправильного ответа – в этом случае инструкция имеет вид: обведите номер неправильного ответа.

 Например, задание: Какая картина не принадлежит Ивану Константиновичу Айвазовскому? А). «Кораблекрушение» Б). «Утро в сосновом лесу» В). «Девятый вал» Г). «Сотворение мира. Хаос»

III. Тестовые задания на дополнение – в этом случае готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам обучающийся. В тексте задания не должно быть повторов. Задания бывают двух видов:

1) с ограниченным ответом (конкретным);

2) свободный (сочинение-эссе).

Инструкция состоит из одного слова – дополните.

Например, задание: Как и любой другой вид искусства, изобразительное искусство имеет множество жанровых разновидностей.

Продолжи этот ряд: а) портрет; б) пейзаж; в) натюрморт; г) …. д) ….                               IV. Тест на установление правильной последовательности

Например, задание: Расположите в хронологической последовательности основные художественные стили в искусстве: А) барокко, Б) готика,      В) классицизм, Г) ренессанс, Д) романский

Верный ответ — романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм (Д, Б, Г, А, В) Интерес у детей вызывают тесты, оформленные в слайдах. Работать с такими тестами можно в группах, по очереди или одновременно отвечая на вопросы.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТОВЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

 Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся). «5» (отлично) - 90% - 100% правильных ответов; «4» (хорошо) - 70% - 89% правильных ответов; «3» (удовлетворительно) - 50% - 69% правильных ответов.

Заключение: Подводя итоги, следует сделать вывод, что систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим. В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений, таких как тесты, раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся. Практические методы и приемы работы с тестовыми заданиями рекомендуется применять на уроках предмета «Беседы об искусстве» или занятиях во внеурочной деятельности с младшими школьниками. «Систематическое и всестороннее использование различных форм контроля знаний и умений приводит к повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, в следствии которого будет повышаться степень усвоения необходимых теоретических знаний и практических навыков «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры».  А. Д. Кабалевский. Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.



Предварительный просмотр:

МОУ «Школа–интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Городского округа Подольск Московской области»

Выступление на городском методическом объединении учителей изобразительного искусства, черчения и МХК.

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

 «ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО   КОНТРОЛЯ

НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЬНОГО ИСКУССТВА»     

C:\Users\Галина\Desktop\izo.pngreferaty

Учитель изобразительного искусства и черчения,

Высшей квалификационной категории,

                                                               Жабина Галина Николаевна      

10 января 2019 год.

г. Подольск

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

 «ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО   КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЬНОГО ИСКУССТВА»

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который вы сможете использовать на уроках  изобразительного искусства.

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности.     Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности.  

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль» говорит сам за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения            (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль. Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету. Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением ЕГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля.

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку ). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными. В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными. Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора.

Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.

  • Открытыми. Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении..

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам.
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля.

 Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности преподавателей по использованию тестовых заданий, необходимых для комплексной проверки соответствия достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения по программе «Изобразительное искусство», в том числе динамики его общего развития, формирования познавательных интересов, ценностных ориентаций.

Задачи:

• познакомить участников практикума с классификацией педагогических тестов, с преимуществами тестовых форм контроля.

 • раскрыть содержание посредством показа подготовленных тестовых заданий и раскрытия их структуры;

• показать практическую значимость использования тестовых заданий различных видов, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на занятиях.

Тест – стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тест в переводе с английского означает «проба, испытание». Тест как средство педагогического измерения дает возможность осуществлять управление деятельность учащихся в общеобразовательном процессе. Тесты используются как средство проверки, контроля и оценки. Педагогический тест – это система заданий специальной формы, позволяющая измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков в той или иной области содержания. Как средство внешнего контроля тест работает наилучшим образом.

ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТА:

определение объема и качества освоения содержания программного материала;

 проверку и контроль уровня освоения основных видов деятельности учащихся (изобразительной, учебной, исследовательской);

проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребенка, необходимых для занятий изобразительной деятельностью;

оценку педагогической деятельности самого педагога.

 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НАПРАВЛЕНЫ НА:

Входящие (вступительные) тесты – предназначены для предварительного измерения степени готовности к освоению учебного содержания, являются способом адаптации к требованиям учебной дисциплины, при этом главная их функция связана с самооценкой

Текущие – направлены на:

  1. диагностирование хода дидактического процесса;
  2. проверку одной из единиц содержания образовательного процесса;
  3. организацию экспресс контроля осознания усвоения информации программного содержания. Этот тип тестов имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к самостоятельной систематической работе на уроках, повышает интерес к учебе.

Промежуточные – позволяют оценить качество освоения учебного содержания темы урока или учебного периода (полугодие).

Содержание этих тестов основано на большом объеме материала. Оценка этих тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой.

 Итоговые – предназначены для:

1) контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе или по завершению изучения учебной дисциплины;

2) оценки уровня учебных достижений учащихся по основным компонентам содержания изобразительного образования.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ в системе дополнительного образования подразделяются на виды: вступительные, текущие и тесты промежуточной и итоговой аттестации.

ВИД ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ ЗАВИСИТ ОТ СРЕДСТВ ЕГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ в практике преподавания предмета «Беседы об искусстве» используются следующие виды тестовых заданий: компьютерные или «бумажные» (распечатка теста на бумаге). Компьютерные тесты позволяют выявить индивидуальные особенности ребенка, так как каждому испытуемому может быть предоставлен уникальный набор заданий. В этих тестах могут сочетаться различные формы заданий. Многовариантность компьютерных тестов исключает списывание учащихся друг у друга. Бумажные тесты наиболее распространенные и доступные. Испытуемому предоставляется распечатка на бумажном носителе, где должно быть хорошее качество печати. Отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий. Содержание тестов может быть разработано на основе блоков.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕСТАМ

Они должны быть: Относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени для выполнения тестовых заданий.

Однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий. Относительно краткими, требующими сжатых ответов.

Информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотношения количественной оценки за выполнение теста, с порядковой шкалой измерения.

Удобными, т.е. пригодными для практического использования всеми учащимися.

Проверяемыми, т.е. соответствовать проектируемым целям обучения. Надежными, т.е. показывать устойчивый результат.

Валидными, т.е. ценными, имеющими значение для процесса обучения. Объективными, т.е. демонстрирующими в результате измерения именно то, что предусмотрено целью контроля. На основе оценки итоговых тестов педагог может делать выводы об эффективности и результативности своей педагогической деятельности.

ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕСТОВЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ:

1. Индивидуальный характер контроля каждого ребенка.

2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах контроля обучения.

3. Возможность сочетания её с другими традиционными формами педагогического контроля.

 4. Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

5. Объективность тестового контроля.

 6. Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.

7. Эффективность, позволяющая проводить контроль за короткое время с минимальными затратами.

8. Тестовые формы контроля как средство стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке. Конечно, у тестирования как метода контроля знаний есть свои недостатки. Различные тесты имеют определенные ограничения в применении. Для использования в практике надо учитывать вид теста, для какой цели составлен, каким образом апробирован. Тест, всего лишь, - один из способов оценивания учебных достижений, и не стоит им злоупотреблять в учебном процессе.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ: 

В тесте должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок. Основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из 7-8 слов. Задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию, в основной тест задание вводится не более одного придаточного предложения. Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины. Номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке. Из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путём ввода их в основной тест задания. В ответах не рекомендуется использовать слова “все”, “ни одного”, “никогда”, “всегда” и т.д., так как в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа. Из числа тестовых заданий исключаются такие, которые содержат оценочные суждения и мнения обучающегося по какому-либо вопросу. Основная часть задания формулируется в форме утверждения.

ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ. Выбор содержания теста зависит от цели тестирования. Оно связано с: опознанием автора произведения определением названия произведения ответом на вопросы поиском ошибки в тексте дополнением недостающего ключевого понятия и т.д. Вид тестового задания зависит от средств его предъявления. В практике преподавания предмета «Беседы об искусстве» я использую следующие виды тестовых заданий: компьютерные, графические (с использованием рисунка, графического изображения), «бумажные». Логическая структура текстового задания определяется выбором формы: с выбором ответа на дополнение на соответствие на установление порядка

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА Тестовые задания с выбором ответа (эти задания состоят из двух частей): первая – содержит постановку проблемы; вторая – варианты готовых ответов. Чем больше ошибок в вариантах готовых ответов, тем меньше вероятность угадывания правильных ответов. Неправильные ответы называют ошибками. Число ошибок не должно превышать более пяти. Все ошибки должны быть правдоподобными.

Тестовые задания сопровождаются инструкцией по их выполнению. Задания с двумя ответами – ответы на эти задания основаны на утверждении того, что является верным. Среди двух ответов один – ошибка, другой верный. Такие формы тестовых заданий используются во всех типах тестов. Например, задание: Можно ли выполнить изделие декоративно-прикладного искусства своими руками? А) ДА; Б) НЕТ.

I. Задания с выбором нескольких правильных ответов – в этом случае в инструкции, предваряющей тестовое задание, должно быть указано количество правильных ответов. Такая инструкция может иметь следующий вид: обведите номера трёх (двух) правильных ответов.

 Например, задание: В какой строке перечисляются жанры изобразительного искусства?

 А). Графика, скульптура, живопись.

Б). Натюрморт, пейзаж, портрет.

В). Энкаустика, фреска, пастель.

Г). Бытовой, мифологический, батальный.

 II. Задания на выбор неправильного ответа – в этом случае инструкция имеет вид: обведите номер неправильного ответа.

 Например, задание: Какая картина не принадлежит Ивану Константиновичу Айвазовскому? А). «Кораблекрушение» Б). «Утро в сосновом лесу» В). «Девятый вал» Г). «Сотворение мира. Хаос»

III. Тестовые задания на дополнение – в этом случае готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам обучающийся. В тексте задания не должно быть повторов. Задания бывают двух видов:

1) с ограниченным ответом (конкретным);

2) свободный (сочинение-эссе).

Инструкция состоит из одного слова – дополните.

Например, задание: Как и любой другой вид искусства, изобразительное искусство имеет множество жанровых разновидностей.

Продолжи этот ряд: а) портрет; б) пейзаж; в) натюрморт; г) …. д) ….                               IV. Тест на установление правильной последовательности

Например, задание: Расположите в хронологической последовательности основные художественные стили в искусстве: А) барокко, Б) готика,      В) классицизм, Г) ренессанс, Д) романский

Верный ответ — романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм (Д, Б, Г, А, В) Интерес у детей вызывают тесты, оформленные в слайдах. Работать с такими тестами можно в группах, по очереди или одновременно отвечая на вопросы.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТОВЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

 Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся). «5» (отлично) - 90% - 100% правильных ответов; «4» (хорошо) - 70% - 89% правильных ответов; «3» (удовлетворительно) - 50% - 69% правильных ответов.

Заключение: Подводя итоги, следует сделать вывод, что систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим. В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений, таких как тесты, раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся. Практические методы и приемы работы с тестовыми заданиями рекомендуется применять на уроках предмета «Беседы об искусстве» или занятиях во внеурочной деятельности с младшими школьниками. «Систематическое и всестороннее использование различных форм контроля знаний и умений приводит к повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, в следствии которого будет повышаться степень усвоения необходимых теоретических знаний и практических навыков «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс усвоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры».  А. Д. Кабалевский. Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма промежуточного контроля в 10 классе по МХК, тема "Эгейское искуство"

ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ  в 10 классе по предмету МХК, тема «Эгейское искусство». В архиве – тест в виде презентации и удобный для проверки учителем бланк для проведения теста. Одновре...

ФОТОТЕСТ - вариант формы промежуточного контроля в 10 классе по предмету МХК , тема «Эгейское искусство».

ФОТОТЕСТ - вариант формы промежуточного контроля  в 10 классе по предмету МХК , тема «Эгейское искусство». В архиве – фототест в виде презентации и удобный для проверки учителем бланк для проведения т...

Форма промежуточного контроля в 8 классе по предмету "ИСКУССТВО"

ТЕСТ для промежуточного контроля  в 8 классе по предмету «ИСКУССТВО» (авторы Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская)по темам первой четверти. В архиве – тест в виде презентации и удобный для...

Разноуровневые тестовые задания (технология уровневой дифференциации) для проведения урока контроля в 6 классе по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Применяя на уроках литературы и русского языка технологию уровневой дифференциации, можно достичь положительных результатов в развитии учебных возможностей всех учащихся....

Коллоквиум как эффективная форма промежуточного контроля.

В наш век образовательных открытий и новых стандартов в обучении на первые роли выходит интересы человеческой личности и раскрытие его огромных способностей. Полагаю, что для полноценного раскрытия уч...

Банк тестовых заданий для проведения текущего контроля по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело форма обучения очная 2020-2021

Банк тестовых заданий для проведения текущего контроля по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело форма обучения очная...