Урок литературы в 8 классе по теме "Пути добра и зла в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Алимова Юлия Равшановна

Осмысление философских понятий добра и зла при изучении повести Н.В. Гоголя; составление схемы, проблемный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_otktyryy_urok_literatury_.docx161.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Пути добра и зла в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

В течение урока заполняется схема:

        

Цели урока:

1) обучающая: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, навыков владения устной и письменной речью,  закрепление знаний о способах создания образа литературного героя; раскрытие социального, нравственного, эстетического  смысла повести;              

2) развивающая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; художественного вкуса, потребности в самостоятельном творческом  чтении;            

3) воспитательная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости. Осмысление существующих понятий добра и зла, соотношение собственной позиции с позицией автора.

Задачи:

Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы;

развивать монологическую речь учащихся, знакомить с ключевыми словами произведения;

обозначить основные проблемы повести и подвести учащихся к пониманию жизненных уроков;

сопоставить образы живописца и Чарткова;

определить проблему повети, сформировать идею произведения;  

определить роль II части;  

осмыслить понятие литературной классики.

Предварительное задание:

Написать «Слово о добре и зле.»

Оборудование: картина А. Иванова «Явление Христа  народу», философский словарь.

Эпиграф: «Граница между светом и тенью – ты»

                                                                                           Станислав Ежи Лец.

Ход урока.

  1. Выступают учащиеся: «Слово о добре и зле».
  2. Обращение к толкованию добра и зла в философском словаре.
  3. Как решает эту проблему Гоголь в повести «Портрет»?
  4. Беседа:
  • Каким мы видим мир окружающий героев повести?

(Этот мир полон зла и враждебен человеку, которого на каждом шагу подстерегает соблазн.)

  • Что является воплощением зла? (портрет)
  • Какие герои повести сталкиваются с проблемой выбора? В какой момент жизни?

(Обращение к тексту)

  Чарткову предстоит выбрать: продолжить трудный путь жертвенного служения искусству или превратиться в ремесленника и получить легкую славу и деньги.

 Живописцу необходимо решить: жить прежней жизнью или встать на путь искупления греха перед миром.

  • Что объединяет Черткова и живописца ?

( В жизни обоих происходит встреча со злом в образе Портрета. Оба они попадают под власть его дьявольской силы и соблазняются).

  • Какой момент стал решающим в судьбе каждого из них?

( У обоих наступает прозрение. Чартков видит картину молодого художника и осознает свою творческую несостоятельность.

Живописец с ужасом замечает, что придал персонажам конкурсной картины на евангельскую тему дьявольские выражения глаз ростовщика, преследующего его.)

  • Как дальше складывается судьба героев? Какой путь они выбрали?
  • Почему Чартков  гибнет, а живописец находит в себе силы возродиться?

(Чартков осознал лишь гибель своего таланта, а живописцу  - человеку более мудрому - открылось, что гибнет его душа. Чартков обвиняет в своей трагедии внешние силы, а живописец находит причину бед в своих поступках.)

  • Есть ли в тексте указание на то, что живописцем избран верный путь?

(Читается отрывок о чудесной картине, созданной им в монастыре в момент божественного откровения.)

  • Можем ли мы, соотнеся образы Чарткова и живописца, обозначить основную проблему повести?

( формулировки учащихся)

 Проблема: Что помогает человеку встать на путь добра и спасти свою душу?

(Предлагается сформулировать и записать в тетради идею).

Идея: Путь спасения души лежит через осознание своего греха и его искупление.

Ориентирами человеку служат нравственные основания, для Н.В. Гоголя – это христианские заповеди.

« Те, которые хотят очистить и убелить лицо свое, обыкновенно смотрятся в зеркало.

Христианин! Твое зеркало Господни заповеди, если положишь их перед собою и будешь смотреться в них пристально, то они откроют тебе все пятна, всю черноту души твоей».

                                                                                          Святитель Тихон.

Человеку, чтобы противостоять злу в мире, необходимо увидеть темные стороны своей души и побороть их.

Повесть состоит из двух из двух частей, каждая из которых имеет завершенный сюжет. Мнение критиков о второй части неоднозначно. Многие, например Белинский, высказывали мнения о том, что она написана ради истории Портрета и лишь перегружает произведение.

  • Согласны ли вы с эти?

(Безусловно вторая часть является ключевой в понимании повести: описывая судьбу живописца, Гоголь указывает читателям путь добра).

 - Можете ли вы назвать героев повести, кроме живописца, которые воплощают добро?

( молодой художник, чья работа потрясла Чарткова.  У него есть реальный прототип – это русский живописец Иванов («Явление Христа народу»))

  - Почему автор с таким участием относится к судьбе живописца и очень мало говорит о молодом художнике, являющимся, безусловно, образом добродетели?

( Образ художника идеален, обычный человек не может ему соответствовать. В жизни каждого происходит встреча со злом. Писателю важно показать путь его преодоления, воплощенный в судьбе живописца.)

   - Посмотрите на эпиграф, созвучен ли он повести? Ведь Гоголь жил в другую эпоху, в другой стране.

( Проблема соотнесения добра и зла в мире относится к разряду вечных, волнующих всех людей  во все времена.  Это произведение оказывает сильное эстетическое воздействие на каждое поколение новых читателей.)

  Итоговая работа: 

письменный ответ – рассуждение  на вопрос: «Почему повесть Гоголя «Портрет» является  классическим произведением литературы?»


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

Урок литературы в 8 классе по теме "Пути добра и зла в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Осмысление философских понятий добра и зла при изучении повести Н.В. Гоголя; составление схемы, проблемный урок....

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Портрет"

Презентация служит дополненим к уроку, который способствует развитию творческих способностей учащихся. В основу данного урока положен системно-деятельностный подход, который реализуется в творческой д...

Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....

Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").

Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (слова...