Методическая разработка "От окраины к центру (из опыта создания литературной экскурсии)
методическая разработка по литературе на тему

Столбова Наталья Павловна

Материал может быть интересен учителям литературы и педагогам дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_sozdaniya_lit._eksk.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «От окраины к центру (из опыта создания литературной экскурсии)»

Столбова Н.П., педагог дополнительного образования ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка представляет опыт создания литературной экскурсии по стихотворению Иосифа Бродского «От окраины к центру» и может быть интересна педагогам при создании литературных экскурсий.

Стихотворение Иосифа Бродского «От окраины к центру», кажется, было знакомо всегда и каждая строчка имела ассоциации, связанные уже с собственным опытом. А потом в «Диалогах с Иосифом Броским» Соломона Волкова поразила мысль об окраине, идея о том, что окраина «...Это конец привычного мира, но это начало непривычного
мира, который, конечно, гораздо больше, огромней, да? И идея была впринципе такая: уходя на окраину, ты отдаляешься от всего на свете и выходишь в настоящий мир».

Так появилась и главная мысль в моей книге «Охта старейшая окраина Санкт-Петербурга» да, собственно, и понимание этой окраины. То, что было антитезой центру получило свое звучание, стало созвучным местности, объяснило и заставило «прочесть» ее по-новому. И это новое понравилось, хотя было давно знакомым и обыденным. Прав был другой поэт, который сказал, что «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...»

Идея экскурсии, посвященной городу Иосифа Бродского возникла давно, но подступиться к ней было непросто. Будучи действующим экскурсоводом, не раз сама обращалась к этой теме в своих экскурсиях. Но одно дело речь устная, а совсем другое — написанная экскурсия. Казалось, что неосторожным, скорее неумелым словом, можно разрушить то тонкое, что связывало Бродского с городом и что словами мог выразить только он сам.

И все-таки, являясь педагогом, вместе со своей воспитанницей Аней Курдюковой из «Краеведческого объединения «Охта» приступили к сбору материалов и составлению маршрута. Так появилась экскурсия «...Не я, а город мой герой...» , посвященная Петербургу-Ленинграду Иосифа Бродского.

Как составить маршрут, какими принципами руководствоваться, в какой части города проводить экскурсию? Вокруг Преображенской площади — самые ранние адреса, связанные с поэтом. Здесь, на улице Рылеева в угловом доме жил совсем маленьким вместе со своей матерью. А почти напротив — знаменитый дом Мурузи с совсем уж знаменитыми «Полуторами комнатами», в котором прошла юность и который он в 1972 году покинул навсегда. В Соляном городке школа, где учился, неподалеку на Шпалерной Дом писателей, где выступал...

А напротив, через Неву - завод “Арсенал”, где недолго работал и морг при областной больнице, в котором был санитаром, тюрьма “Кресты”, где сидел в 1964 году. Неподалеку от дома, еще одна тюрьма, внутренняя тюрьма КГБ, где пробыл несколько дней после ареста в 1962 году. Опять же, недалеко, на Фонтанке в здании РЭУ помещался суд, где поэта судили за то, что он - поэт. И еще суд на улице Восстания, 36 и много других адресов. Ведь только вокруг Преображенской площади много мест, составляющих, скорее Ленинград – советскую действительность, нежели Петербург Бродского. А Петербург - он в стихах..., хотя и Ленингорад тоже. Такой дуализм среды и сознания, тела и души...

В итоге наших размышлений выстроился следующий маршрут экскурсии, камертоном к созданию которой послужил «Петербургский романс», написанный Бродским в 1961 году и другие стихи. Начинаем экскурсию возле углового дома на улице Рылеева, остановка называется «…О, Петербург средины века…». Это один из ранних адресов Бродского, здесь жил с матерью совсем маленьким, отсюда после самой страшной блокадной зимы уехали в эвакуацию в Череповец. Вторая остановка «Меж Пестеля и Маяковской стоит шестиэтажный дом…» возле дома Мурузи со стороны Преображенской площади не требует комментариев. Третья остановка «…Мне говорят, что нужно уезжать…» на Литейном проспекте у мемориальной доски, посвященной Иосифу Бродскому, здесь звучит тема отъезда. Четвертая остановка около школы № 181 в Соляном переулке, где учился (Бродский учился в течение восьми лет в пяти школах). Пятая остановка «…Литейный, бежевая крепость, подъезд четвертый КГБ…» возле дома № 22 по набережной реки Фонтанки, где в помещении клуба 15-й Ремстройконторы Бродского судили за то, что он - поэт. Шестая остановка «…Значит, нету разлук. Существует громадная встреча…» на углу Невского и Владимирского возле кафе «Сайгон». Седьмая остановка «…Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду...» возле филологического факультета Санкт-Петербургского университета, на Васильевском острове, где короткое время был вольнослушателем. Восьмая остановка «...И горький вымысел стиха» около Дворца Культуры имени Горького, здесь состоялось первое крупное публичное выступление Бродского. Заканчиваем экскурсию посещением Американского кабинета Иосифа Бродского во флигеле Фонтанного дома.

Как оказалось, составленная нами экскурсия, была первой написанной, а потом и опубликованной (2009) экскурсией, посвященной поэту. Безусловно, возможны и другие маршруты, но мы остановились на представленном.

Еще одно обращение к творчеству Иосифа Бродского, это попытка создания краеведческого комментария к стихотворению “От окраины к центру” с Ритой Дорофеевой, тоже занимающейся в Краеведческом объединении “Охта”. Таких комментариев существует немало и гланым и первым, конечно, является комментарий самого поэта в уже упоминающихся здесь “Диалогах”.

Последующие комментарии, скорее литературно-педагогические, но не краеведческие. Занимаясь историей Охты, хотелось попробовать сделать краеведческий комментарий по приведенному в стихотворении контексту. Но пока можно говорить только о попытке, потому что работа над ним продолжается...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Литературный проект: из опыта реализации. Литературный флешмоб.

Для того чтобы рассказать о том, что делали мы с моим 9 классом в рамках общешкольного литературного проекта «Живая книга», нужно вспомнить, что  Социальное проектирование – это технология с...

Методическая разработка: «Из опыта создания инновационного продукта «Музейно-педагогический комплекс»

Санкт-Петербург называют культурной столицей России благодаря сосредоточению большого количества памятников архитектуры и истории, уникальным музеям, высокому уровню развития театрального, хореографич...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»

Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»...

Анализ стихотворения И.Бродского «От окраины к центру»

Это конспект урока по литературе в 11 классе с анализом....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ. ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕДИА-СЛУЖБЫ.

Зачем нужна ребенку журналистика? Как мотивировать подростка заниматься важным делом, а не сидеть перед монитором, заполняя мозг пустой или даже вредной информацией? Делюсь опытом создания медиа-служб...