Ершалаимские главы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Красота Ирина Семеновна

Урок литературы в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_11_klass_urok_po_bulgakovu.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 11 класс.

Тема     Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тип       Об. и сист. з.

Цель:

- заметить и осмыслить переклички линий романа;

- уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель;

- работа с текстом, умение составлять опорный конспект по материалу урока.

Методические приёмы

          Работа с текстом (комментированное чтение, анализ эпизодов); беседа.

Оборудование    

          Видеофильм «Дом Мастера»; фотопортреты М. А. Булгакова и Е. С. Булгаковой; УМК учащегося.

Словарь

          Конформизм, нонконформизм, дуализм.

  1. Организационный момент (рапортичка)
  2. Проверка д/з:  1) 3р.: составить предложение с новыми словами прошлого урока

                                     2) устный монологический ответ 1-го учащегося по экзаменационному вопросу «Сатира в романе «Мастер и Маргарита». 1-2р.: дать рецензию на ответ учащегося.

III.        Работа по основной теме урока. Запись числа, темы урока, постановка целей.

План.

  1. Задание учащимся: сформулировать пункт плана.
  2. Ершалаимские главы романа.

а) Композиция метаромана

б) Интерпретация образа Христа

в) тема совести

г) добро и зло

  3.  Творчество и любовь в судьбе главных героев.

 Слово учителя.

Вдумаемся в формулировку темы: философско-библейские мотивы. Какое из этих понятий шире?

(философские мотивы).

Проблемный вопрос: Как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Какова их роль в нашем понимании его идеи?

Работа по плану урока.

  1. Задание классу: Сформулировать пункт плана.

Слово учителя:

Образ Христа в русской литературе.

Образ Христа и связанные с этим именем нравственные ценности – добро, любовь к людям, прощение – являются ведущими в русской классической литературе. Пушкин признавал Евангелие ценнейшей книгой человечества. С Евангелием в руках возродился к новой жизни Родион Раскольников. Ценности христианской морали несут в себе любимые герои Достоевского – князь Мышкин, Алёша Карамазов, Соня Мармеладова. Воплощением жизненного кредо Л. Толстого стал образ Платона Каратаева. С наступлением Серебряного века русской литературы образ Христа получил новое развитие, он «вочеловечился», стал более реальным, по-прежнему оставаясь символом гуманности. Недаром у Блока рядом с двенадцатью красногвардейцами, которым надо б на «спину бубновый туз», идёт « в белом венчике из роз, Впереди – Иисус Христос».

Промежуточный итог: варианты формулировки 1-го пункта плана.

Слово учителя: Как мы выяснили на прошлом уроке, роман имеет несколько планов, композиция его необычна  и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира. Какие?

  1. Ершалаимские главы романа.

   а)- Какова композиция метаромана?

         Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?

       гл. 2 «Понтий Пилат» (Воланд)

       гл. 16 «Казнь» (сон Ивана Бездомного в сумасшедшем доме)

       гл. 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» (Маргарита читает воскресшие                    рукописи Мастера).

        гл. 26 «Погребение» (продолжение чтения).

Вывод: История даётся с нескольких точек зрения, что придаёт ей достоверность.

Слово учителя: 

б) Не знающим Библии кажется, что Ершалаимские главы – парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.

(выступление учащихся).

Иисус Христос

Иешуа Га-Ноцри

Возраст

33 года

27 лет

Происхождение

дева Мария, непорочное зачатие

мать – женщина сомнительного поведения, отец – сириец; родителей не помнит.

Положение в обществе

Бог, сын Божий

нищий бродячий философ самого низкого происхождения

ученики – 12 апостолов

Левий Матвей

въехал в Иерусалим на осле; его знали в народе

отсутствие популярности; вошёл в Ершалаим – никто не узнал

Нагорная проповедь

«Все люди добрые»

Иуда повесился

Иуда убит по приказанию Понтия Пилата

божественное происхождение Евангелий

пергамент Левия Матвея, «несвязная цепь каких-то изречений, каких-то дат, хозяйственных заметок и поэтических обрывков».

«крест», «распятый»

«столб», «повесить»

Вывод: Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов. У Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор.

в) Тема совести в романе

- Как меняется стилистическая окраска 2 главы?

- Что за человек Пилат, в изображении Булгакова? (жесток, закон силы, равнодушие)

- Проследим психологическое состояние Понтия Пилата в гл. 2.

анализ гл. 2.

Вывод: Писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, способен ему препятствовать, но не делает это из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру. Трусость – крайнее выражение внутренней подчинённости, «несвободы духа», главная причина социальных подлостей на земле. Таким образом, тема совести – одна из центральных в романе.

- Назовите другие важнейшие философские и нравственные вопросы, поставленные в главах об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. (Что есть истина? В чем смысл человеческой жизни? Что такое добро и что такое зло?)

г) Добро и зло в романе.

- Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова. В чем сходство мотивов с эпиграфом романа?

Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?

                                            М. Ю. Лермонтов

(Добро и зло взаимосвязаны)

 - Каково выражение этой взаимосвязанности в романе (время событий – пасха, центр событий – Тайная Вечеря, причащение вином – Бал Сатаны, причащение кровью)

Акцент в характеристике героев:

Воланд

Иешуа

1. Рот какой-то кривой… Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой

1. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью

2. …сведение, которое мне, как путешественнику, чрезвычайно интересно, - многозначительно подняв палец, пояснил заграничный чудак  

2. У меня нет постоянного жилища, - застенчиво ответил арестант, - я путешествую из города в город

3. – А вы один приехали или с супругой?

    - Один, один, я всегда один, - горько ответил профессор

3. – Родные есть?

- Нет никого. Я один в мире.

4. - Вы по-русски здорово говорите, - заметил Бездомный

    - О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков, - ответил профессор

4. – Знаешь ли ты какой-либо язык, кроме арамейского?

 - Знаю. Греческий.

- Я не спросил тебя, - сказал Пилат, - ты, может быть, знаешь и латинский язык?

- Да, знаю, - ответил арестант  

5. Вот теперь всё и объяснилось! – подумал Берлиоз в смятении, - приехал сумасшедший немец или только что спятил на Патриарших.

Бродячий философ оказался душевнобольным

Падший ангел Люцифер

 

Но наиболее полно взаимодополняемость добра и зла раскрывается в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнёс эти слова так, как будто ты не признаёшь теней, а также и зла. Не  будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

 

- Почему Бал Сатаны происходит именно в Советской России, в Москве 30-х гг.? Прослушайте эпизод из 1 гл. второй (1929г.) редакции «Мастера и Маргариты» и ответьте на этот вопрос.

Воланд предлагает Иванушке наступить, в доказательство своего неверия, ногой на им же, Иванушкой, сделанное изображение Христа на песке.

Воланд убеждает Берлиоза удержать «юного безумца» от действия, кощунственный смысл которого никем из собеседников не пояснён, но предполагается.

« - Остановите его, остановите! Вы старший!

- Это так глупо всё! – в свою очередь закричал Берлиоз, - что у меня уже в голове мутится! Ни поощрять его, ни останавливать, я, конечно не стану. И Иванушкин сапог вновь взвился, послышался топот, и Христос разлетелся по ветру серой пылью. И был час девятый».

(Ответы учащихся)

(Распространявшееся в стране зло приобрело такой размах, хочет сказать Булгаков, что сам Сатана вынужден вмешаться, потому что не осталось никакой другой силы, способной это сделать).

Итог: Воланд берёт на себя несвойственные ему функции: освобождает Фриду, возвращает Мастеру рукопись, соединяет его с Маргаритой.

  1. Любовь и творчество в судьбе главных героев.

- Посмотрите видеофильм и скажите чьи судьбы спроецированы на судьбы Мастера и Маргариты?

(М. А. Булгакова и Е. С. Булгаковой).

(При жизни писателя из 300 рецензий на роман 298 были разгромными. Лишь А. Ахматова: «Он гений»).

История Мастера и Маргариты.

- Как вы объясните, почему на вопрос Бездомного «Вы - писатель?», герой романа сурово отвечает: «Я – мастер!». Что значит, по мнению Булгакова, быть Мастером?

(Чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в историю. Иван Бездомный обещает «не писать больше» бездарных стихов).

 - Какие черты сближают Мастера и Иешуа?

 - Почему Левий Матвей говорит о Мастере «Он не заслужил света, он заслужил покой»?

 - Образы ершалаимских глав зеркально отражаются в московских. Есть ли двойник у Маргариты?

(Булгаков подчеркивает её избранность. Маргарита доходит до полного самопожертвования и заключает сделку с дьяволом).

(сочинение «Любимые страницы о романе Мастера и Маргариты).

Итог: Рассмотрите ОК и ответьте на проблемный вопрос.

(Какое дело нам, людям 21 века, до трагического духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата? Надо знать о пустынной вершине горы, где врыт столб с перекладиной. Роман о Понтии Пилате и Иешуа описывает в качестве метаромана современную автору жизнь, служит ключом к ней; сама же эта жизнь пока не может описать ни жизнь, ни историю.

Д/з: - «Что в мире и человеке открыл мне роман М. Булгакова» - сочинение.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...

"Свидание с Мастером" (урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")

Урок – обобщение по творчеству М. Булгакова  проводится в форме игры.  Класс заранее делится на 3 команды. За правильные ответы выставляются баллы (для удобства можно приготовить жетоны). Иг...

«Свидание с мастером» (Литературная игра по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Литературная игра, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Поступок непрактичного человека в праздничную ночь». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Анализ эпизода главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Конспект урока в 11 классе составлен с использованием технологической карты. Может послужить опорой для обучения анализу эпизода любого эпического произведения.Поможет учителю рационально распределить...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...