КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Поступок непрактичного человека в праздничную ночь». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Анализ эпизода главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Конспект урока в 11 классе составлен с использованием технологической карты. Может послужить опорой для обучения анализу эпизода любого эпического произведения.Поможет учителю рационально распределить время на уроке.Окажет помощь при подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока-анализа эпизода в 11 классе | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»
Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания
Контрольная работа по методике преподавания литературы:
«Конспект урока в 11 классе по анализу эпизода главы 24 романа М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита»
Работу выполнила: Петрова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 6
Центрального района Волгограда,1кв. категория.
Работу проверила: Фокина Ольга Анатольевна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры филологических дисциплин и методики их
преподавания.
Волгоград 2017 г.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Поступок непрактичного человека в праздничную ночь».
Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.
Анализ эпизода главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
время | Планируемый результат | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Методы и приёмы |
Организационный момент ( 2 мин.) | Цель: настроить обучающихся на усвоение материала урока. Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Предметные УД | Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. Формируем умение слушать и понимать других. Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что ещё неизвестно. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Формируем умение работать с планом анализа эпизода и умение активно пользо-ваться им на уроке; работа с эпиграфом. | 1. Вступительное слово учителя о том, что при жизни писателя было много отрицательных критических отзывов. Лишь Ахматова сразу дала восторженную оценку. 2.Чтение эпиграфа к уроку. «Он гений» А.А. Ахматова. На уроке используется мультимедийная презентация (слайд с эпиграфом). 2. Объявление темы урока (слайд с темой урока) 3. Учитель предлагает обучающимся подумать о правильности оценки, которую дала А.Ахматова творчеству Булгакова на примере 24 главы романа, но высказаться об этом предлагается в конце урока. | Слушают вступительное слово учителя.
Слушают эпиграф к уроку и пытаются определённым образом его оценить. Запись числа и темы урока. Первичное осмысление темы и вопроса, заданного учителем. | Словесный Наглядный Словесный Частично- поисковый |
Опрос учащихся по заданно-му на дом материа-лу. (Должна быть прочита-на глава 24) ( 8 мин.) | Цель: проверить домашнюю подготовку учащихся, которая поможет усвоению нового материала. Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Предметные УД | Формируем умение извлекать информацию из текста. Формируем умение слушать и понимать других. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем умение использовать знания о литературном портрете; видеть языковые особенности текста Булгакова при описании Воланда и Маргариты. | 1. Учащимся предлагается вспомнить главных героев эпизода (сообщения готовились дома). 2. Учитель просит учащихся записывать в тетради ту информацию, которая им ещё недостаточно известна (слайды с изображением Маргариты и Воланда). 3. Учитель предлагает учащимся понаблюдать за героями в этой главе и решить: изменится ли их отношение к этим героям. Оценят ли ученики их по- новому? | Обучающиеся готовятся к выступлению и выступают с сообщениями (по 24 главе) «Цитатный портрет Маргариты», «Цитатный портрет Воланда», «Поведение свиты Воланда» Остальные учащиеся делают записи в тетрадях. Обучающиеся вспоминают образы Маргариты и Воланда и дают им свою оценку. Обучающиеся включаются в обсуждениеи отмечают, какие изменения происходят с этими героями романа? | Сообщения Репродуктив- ный Беседа |
Работа над новым материа-лом (анали-зом эпизода) (20 мин.) | Цель: используя анализ текста, определить место эпизода в романе; увидеть, как в данном эпизоде раскрываются образы Воланда и Маргариты. Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Предметные УД | Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста, Формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Формируем умение анализировать отдельный эпизод произведения, видеть роль эпизода в композиции всего романа.
| 1. Учитель просит учащихся обратить внимание на тему урока и выделить в теме ключевые слова (милосердие, всепрощение, справедливость) 2. Учитель предлагает вспомнить, какие писатели обращались к теме милосердия, всепрощения, справедливости. 3.Учитель предлагает объяснить причины, которые заставляют писателей обращаться к этой теме. 4.Учитель обращает внимание учащихся на слайд, где даны лексические значения этих слов, имена писателей и названия их произведений. 5. Вопрос: Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь? 6. Маргарита в последний раз виделась с Мастером перед его арестом. Много месяцев она не знает, что с ним. «Ах, право, дьяволу я бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» И оказывается, подручный дьявола тут как тут. За сведения о Мастере она должна расплатиться присутствием на балу у сатаны. С достоинством вынесет Маргарита страшную ночь. Но Мастера нет. Спросить о нем она не может. «Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь». Вопрос: -Почему Маргарита не видит для себя другого выхода, чем утопиться? 7.Учитель предлагает обратиться к экранизации В.Бортко и посмотреть фрагмент фильма ( 5 минут). 8.Учитель предлагает понаблюдать за действиями главных героев эпизода – Маргариты и Воланда. 9.Учитель предлагает отметить особенности речи ( глаголы говорения) Воланда и Маргариты, промаркировав слова, характеризующие эти особенности. Затем попробовать составить сравнительную таблицу. 10.Учитель помогает обучающимся сделать вывод : суховатость тона Воланда вызвана тем, что Маргарина оказывается вне норм бесовской компании. К тому же «гордая женщина ничего не просит для себя и хочет лишь избавить Фриду от нескончаемой пытки. Воланд поражён мужеством и достоинством Маргариты. «Мы вас испытывали…» 11.Вопрос: Почему именно Фрида достойна избавления? Как объясняет это сама М, и как видит это автор? Кто спасает Фриду? А кто - Мастера? 12.Учитель предлагает поработать с раздаточным материалом, на котором записаны два высказывания. Кому они принадлежат? В чём их принципиальное различие? 13. «Я о милосердии говорю. Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щёлки». Как можно понять эти слова Воланда? | Обучающиеся находят ключевые слова и пытаются объяснить свой выбор. Обучающиеся приводят примеры литературных произведений, авторы которых обращаются к теме милосердия. («Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Гроза»,« Поединок», «Гранатовый браслет») Обучающиеся дают ответ на поставленный вопрос и доказывают свою точку зрения. Возможно, обучающиеся, предваряя текст слайда, сами дадут лексические значения этих слов. Обучающиеся, размышляя, пытаются ответить на вопрос: Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа. Люди сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргари- те нечистая сила. Обучающиеся приходят к выводу о том, что образ Маргариты в той или иной степени похож на образ Бога. Она нравственно чиста и абсолютно искренна. Но она простой человек со своими слабостями и ошибками. Обучающиеся понимают, что Маргарита, продав душу дьяволу, чувствует себя обманутой Воландом, а жить без Мастера она не может и не хочет. Обучающиеся следят за действием по тексту романа, маркируя слова и выражения. Воланд : « спросил вежливо, но суховато; улыбнулся вежливо и равнодушно; вдруг повелительно сказал; гулко и страшно прокричал; продолжал, смягчая свой голос; отвечал, понимающе улыбаясь; заговорил, усмехнувшись; пробормотал; заговорил» Маргарита: «робко сказала; совсем смутившись, повторила; чуть слышно сказала; с гордостью ответила; вздохнула и сказала; изумилась; с силой ответила; тихо спросила; пронзительно крикнула; сказала и поднялась; сказала и лицо её исказилось судорогой» Отмечаем приём градации: восходящей – у Маргариты, нисходящей - у Воланда. Обучающиеся записывают вывод в тетради. Обучающиеся находят ответы в тексте. Маргарита говорит, что опрометчиво пообещала Фриде избавление , и если та будет обманута, то М. «не будет иметь покоя всю жизнь». Автор считает, что только Фрида искренне раскаивается в содеянном, но только Маргарита понимает это: она не Бог, а человек и видит души грешные, но живые (чувство стыда у Фриды). Фриду спасает Маргарита, а Мастера – Воланд. 1 высказывание: «Никогда и ничего не просите!...» 2 высказывание: «Стучите - и вам откроют, просите – и дано вам будет» 1 –цитата из романа, слова принадлежат Воланду, это зеркальное отражение слов Христа(2).Они (2)подразумевают свободу выбора перед лицом высших сил: ты не только просишь о чём-то, но и готов отвечать за последствия. Воланд же предлагает молча ждать и терпеть. Свобода В. не оставляет нам выбора. Свобода есть только у него. А людям он предлагает вместо неё гордость ( «гордая женщина»), права на которую кончатся, когда будет его воля. (Конечно, такой вывод ученики смогут сделать только под руководством учителя !) Обучающиеся формулируют в тетрадях ответ, состоящий из 2-3 предложений. По желанию несколько ответов зачитываются вслух. Записывается общий вывод: Воланд предостерегает Маргариту от милосердия, но « не желая наживаться…» требует , чтобы Маргарита высказала желание для себя. Таким образом, побеждает здесь не жестокая справедливость Воланда, а человечность Маргариты и Иещуа. Союз с нечистой силой заключён, чтобы вернуть Мастера и его роман к жизни. Это не честолюбивый мотив, а путь любви и милосердия. | Частично- поисковый Приём «Ключевых слов» Беседа Беседа Частично- поисковый Частично- поисковый
Метод «Ключевых Слов» Выразитель-ное чтение Частично- поисковый Беседа Беседа Рассказ Беседа Беседа Частично- Поисковый Беседа Частично- поисковый Работа с текстом Презентация слайдов Составление таблицы «Речевая характеристика персонажей» |
Закрепление учебного материала ( 8 мин.) | Цель: проверка усвоения учащимися темы урока. Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Предметные УД | Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Формируем умение слушать и понимать других. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формировать умение делать выводы, уметь вычленять главное, аргументированно доказывать точку зрения, используя страницы романа. Усвоить механизм анализа эпизода. | 1.Используя информацию на слайде, учитель предлагает охарактеризовать данный эпизод с разных сторон. Слайд: Роль эпизода в тексте: А) Характерологическая Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. Б) Психологическая Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. В) Поворотная Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. Г) Оценочная Автор даёт характеристику персонажа или события 2.Используя информацию на слайде, учитель предлагает охарактеризовать эпизод как сюжетную часть. Слайд: Эпизод как часть сюжета: А) Экспозиция Б) Завязка В) Развитие действия Г) Кульминация Е) Развязка Ж) Эпилог 3.Учитель предлагает учащимся вновь вернуться к эпиграфу и подумать: Как вам понравилась глава, согласны ли вы со словами Ахматовой. Учитель для создания эмоционального настроя предлагает посмотреть ролик с арией Градского из рок - оперы «Мастер и Маргарита». | Обучающиеся анализируют роль эпизода в тексте как психологическую и поворотную, потому что именно в нём особенно ярко раскрывается психологическое состояние героини ,и после этого эпизода происходит главное событие- вызволение Мастера. Обучающиеся анализируют место эпизода в тексте как падение действия и подготовку к развязке – спасению Мастера. Обучающиеся отвечают на постав- ленный вопрос учителя и вместе с учителем подводят итог урока: Булгаков в небольшом эпизоде сумел заставить читателя задуматься о многих вопросах бытия и смысле жизни. По мнению А.А. Ахматовой, « это гениально». Автор в уста Воланда вкладывает слова: «Все будет правильно, на этом построен мир». У романа не получилось бы такого финала, у людей так и не открылись бы глаза на правду, они не смогли бы осознать все убожество быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви и подлинного добра, если бы не жестокая справедливость Воланда и милосердие Маргариты и Иешуа. Главное: в мире всегда должно сохраняться равновесие между милосердием и справедливостью. | Беседа Частично- поисковый Метод Эвристического исследования |
Задание на дом ( 2 мин.) | Цель: Проверить уровень готовности написать сочинение по Творчеству М.А. Булгакова. Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Предметные УД | Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Формируем умение слушать и понимать других. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Данный вид домашнего задания дает представление об усвоении материала. | Учитель предлагает ученикам домашнее сочинение по анализу трёх эпизодов (на выбор). План написания сочинения- анализа эпизода есть у каждого обучающегося. Можно предложить альтернативные, более простые темы. | Обучающиеся записывают домашнее задание : написать сочинение-анализ эпизода или на другую тему. | Беседа Метод Сравнения версий Репродуктивный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам литературы по изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация содержит иллюстративный материал к урокам по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"....
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ на тему: «История создания, жанровое и композиционное своеобразие, система образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом...
урок литературы в 11 классе на тему "Философско - этическиеческие проблемы "ершалаимских глав"романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа
Данная работа была представлена на «Ярмарку инноваций в образовании-2010». по гуманитарному направлению. Тема урока: «Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа Михаила Афана...
Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта», два часа) Технологии: проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),...
Презентация открытого урока по литературе на тему: "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Электронная презентация к отрытому уроку в 11 классе по литературе....
План – конспект урока Особенности композиции и проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок литературы в 11 классе....
ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравствен...
- Мне нравится (1)