Сценарий интерактивно-познавательной программы в музее русского быта "Берегиня".
методическая разработка по теме
При Доме детского творчества работает музей истории фотографии г. Торопца и русского быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bereginya.docx | 226.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
в музее русского быта к Дню города
«БЕРЕГИНЯ»
Приветствие.
Мир вам, люди дорогие, вы явились в добрый час.
Встречу теплую такую мы готовили для вас.
По обычаям российским всем гостям поклон мой низкий!
(пирог на рушнике с кусочками белого подсоленного хлеба)
Хлебом с солью угощайтесь, как дома располагайтесь!
( разбирают кусочки, рассаживаются на лавки)
Меня зовут Берегиня, хранительница старины русской.
А гостям всегда я рада, самых умных ждет награда!
Правильно отвечайте, задания выполняйте - карточки получайте!
Кто больше всех наберет, того подарок в честь праздника ждет!
А какой сегодня праздник? (День города).
- Сколько же лет сегодня исполнилось нашему славному Торопцу? (938 лет).
(1.1 С какого года идет летоисчисление нашего города? (1074 года))
Молодцы! Все то вы знаете!
На самом деле основание города Торопца теряется в дохристианской древности. По данным замечательного историка Михаила Ивановича Семевского, впервые упоминание о Торопце встречается в летописи 1016 года, благодаря Киево-Печерскому отшельнику Исаакию, который был родом из Торопца.
Только тогда наш город назывался по-другому.
- Кто знает, как изначально величался Торопец? ( Кривит).
Это название прошло через многие столетия.
Это был центр самостоятельного княжества, где правил князь…
- Назовите имя первого торопецкого князя? (Мстислав Ростиславович Храбрый – сын смоленского князя Ростислава).
Название города — по расположению на реке Торопе (в ранние годы Торопица). В свою очередь, происхождение этого гидронима связывают с русским тороп «поспешность», происходящим от высокой скорости течения речки у порога перед впадением в Западную Двину.
Богатое историческое прошлое города оставило немалое наследие, маленькую часть которого вы видите в нашем музее.
Сегодня мы немножко прикоснемся к историческим страничкам быта торопчан в старые времена.
Изба.
- А теперь попробуйте отгадать загадку.
Друг на дружке ровно в ряд
Эти бревнышки лежат,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет. (дом)
А как раньше русские люди называли дом? (изба).
Слово "изба" известно с самых древнейших времен. Изба – это отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). Изба топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход, или через открытые окна и двери. Вот поэтому в избе стены были черные от копоти и дыма.
Строительство дома было знаменательным событием.
- А из каких деревьев рубили избы?
Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы.
Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы или барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.
Горница.
В домах зажиточных крестьян кроме отапливаемого русской печью помещения собственно избы было еще одно, парадное помещение.
- Как же оно называлось? (горница)
Горница в больших семьях использовалась и в повседневной жизни. Печь в горнице круглая или четырёхугольная, с изразцами.
В горнице по русскому обыкновению особо выделялся один угол, и называли его очень красиво! Вот и сейчас мы сидим за столом именно в этом углу.
- Как называется этот угол? (красный)
Красный угол.
- А кто знает, почему ему дали такое название - красный?
"Красный" означает "красивый", "хороший", "светлый".
Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". В красном углу торопчане совершали ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол является самым почетным местом в доме. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками.
Субботки.
Только один раз в год на непродолжительное время из некоторых изб торопчан выносились иконы, а их место занимал нарядно украшенный лентами и цветами фонарь. У молодых торопчан начинались субботки- сборища девушек по вечерам с первого дня Рождества Христова до Крещенья. Подле стен избы намащивались скамейки в три ряда, один ряд над другим. Девушки рядились в лучшие наряды и рассаживались по скамейкам, которые побогаче внизу, а кто победнее вверху. А парни толпами обходили все избы в городе, над которыми светились на высоких жердях фонари – знак субботки. За вход парни платили. На субботках пелись особые песни, часто прославлявшие языческих божков. Песни сменялись балагурством с парнями.
С древних времен жители нашего города любят праздновать всякие веселости. Помимо субботок в Торопце особое внимание уделялось посиделкам, ночным прогулкам по улицам города, общественные гулянья вокруг церквей, гульбища в рощах (за городом), кулачные кровавые бои.
Посиделки.
После субботок начинались ежедневные посиделки – от Крещенья до Великого поста, и потом во время поста по воскресеньям. Подмостки заменялись обыкновенными лавками, примерно такими на которых вы сейчас сидите. Изба освещалась 1 или 2 свечками, девушки приходили на посиделки в обычной одежде с работой.
- Какой же работой были заняты торопчанки на посиделках?
Прядение.
Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Первую маленькую прялку отец дарил дочери, когда той исполнялось 7 лет. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель (пучок вычесанных льна, пеньки или шерсти) и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.
Миляхи – молодые торопецкие молодцы внимательно наблюдали за девушками, как будущими хозяйками. Не зря на Руси была такая поговорка: У плохой пряхи нет про себя рубахи.
В прядении важную роль играло веретенышко.
- Интерактивный момент.
На смену ручной прялке пришла - самопрялка. Предполагается, что появилось в Индии, откуда распространилась по миру.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.
Вышивание.
Предпочтение отдавалось вышивке крестиком. Для вышивания использовались деревянные пяльца, тонкая игла и разноцветные нитки, сейчас они называются мулине.
Общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.
Торопчанки владели искусством вышивания золотыми и серебряными нитями, со временем это было утрачено (остал. Торжок).
Различные узоры, часто символизирующие языческие символы.
Одежда торопчанок.
Торопчанки с древних времен любили прихорашиваться и наряжаться. На гулянья приходили во всем блеске своих затейливых нарядов.
(раздатка – сарафан)
Типичное платье – сарафан (зимой на вате), у богатых из парчи, у тех, кто победнее – штофный или атласный.
Сарафан торопчанки распашной на золотых или серебряных пуговицах. Считается, что пуговицы – это обереги, от слова «пугать» нечистую силу, поэтому пуговиц на сарафане было всегда много.
Обычно сарафан был подпоясан золотым поясом или широкой лентой. Пояс тоже считался оберегом.
У некоторых женщин был длинный цветной передник, почти полностью охватывающим сарафан.
Бедные девушки носили сарафан шерстяной, шелковый или кисейный передник.
Рукава рубашек вышиты в тамбур с решетками, около рукавов манжеты из кружев. Ворот и манжеты стягивались золотыми или жемчужными запялами, или широкими лентами.
(раздатка – женщина 1)
На шее бусы из нескольких ниток жемчугу. У вдов сарафан, платок и лента – черные. По торопецкому обычаю, вдовы носят траур три года, а иногда и всю жизнь.
- Как называется головной убор замужней торопчанки? (кокошник – шишак).
В день свадьбы после венчания прямо в церкви девичий венец заменялся на шишак.
(раздатка женщина в кокошнике)
Передняя часть богато украшена жемчугом, которого в свое время в Торопце было много, шишки на кокошнике тоже выполнялись из жемчуга, числом около 30 и более. Самая большая шишка посередине лба, на верху каждой шишки крупная жемчужина. Стоил такой кокошник от 2 -х до 7 тыс. рублей. На кокошник сверху надевали белый шелковый или тюлевый, шитый золотом платок, который широким клином спускался на спину, под платок подкладывалась накрахмаленная плать.
Утварь
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапли-вавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме». Фактически утварь - это все предметы, необходимые человеку.
Давайте познакомимся с некоторыми предметами, утварью, которую использовали люди в старину.
А помогут нам в этом старинные русские загадки.
- На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришёл — семью кормил.
(Глиняный горшок)
(Демонстрация любого горшка.)
На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом.
Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской печи. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.
- Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,
Людям отдает, сам на отдых идет.
(Ухват)
С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.
А вот как это делалось, мы сейчас узнаем у хозяек.
- Интерактивный момент (поиск нужного ухвата и показ в действии).
А какие же еще предметы использовали хозяйки, мы сейчас попробуем отгадать и найти их среди утвари.
- Хоть оно бывает ново, -
В мелких дырочках все дно.
(Решето)
Утварь для просеивания муки, состоящая из широкого обруча и натянутой на него с одной стороны сетки. Решето отличается от сита более крупным размером отверстий сетки.
- Без рук, без ног, а зерно крошит.
(Мельница)
Мельницы для перемалывания зерна применялись ещё в древнее время. А вот ее прародителями были пестик и ступка.
(демонстрация ступы и пестика)
- Назовите русские народные сказки, где один общеизвестный персонаж использовал ступу не по назначению.
Ручная мельница.
- А теперь отгадайте новую загадку.
В полотняной стране по реке простыне
Плывет пароход то назад, то вперед.
(Утюг)
Посмотрите, какие у нас есть утюги.
(каждый участник знакомится с видами утюгов)
Утюг – одно из древнейших изобретений человека. Конечно, совсем древний утюг ничем не походит на утюг современный. В качестве утюга наши далекие предки использовали простой предмет.
- Какой?
Разогретые булыжники, которыми прижимали слегка влажную одежду, после чего она чуть-чуть разглаживалась.
На Руси для того, чтобы выстиранная одежда стала мягче, его гладили так – наматывали на скалку и прокатывали специальным инструментом – рубелем.
- Попробуйте найти скалку и рубель.
- Интерактивный момент.
Первый утюг, который по внешнему виду похож на современные утюги, появился в 1636 году. Его сделал для царицы кузнец Ивашка Трофимов. Спустя два века такие утюги стали распространены, но стоили по тем деньгам очень дорого – целый рубль, и наличие утюга в доме было признаком зажиточности.
Посмотрите, эти утюги похожи на печку. Внутрь клали угли. Для тяги по бокам делали отверстия. Иногда делали трубу. Чтобы угли не потухали, утюгом нужно было помахивать, и раздувать тем самым угли. А весил он не мало, и глажка становилась тяжелым физическим упражнением.
В 18 веке появились чугунные литые утюги. Они могли весить до 10 кг. Для того чтобы погладить белье, утюг нужно было разогреть на огне. Это занимало часа полтора. Как только утюг разогреется, им можно было гладить – главное, не обжечься, ведь утюг был очень горячий. Такие утюги выпускались до 60-х гг. 20 века. В космос уже полетел Юрий Гагарин, а чугунные литые утюги продолжали выпускать и пользовались спросом.
(выход в первый зал)
Семьи торопчан, как и по всей Руси были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.
Отец наставлял сыновей.
Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя.
За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.
Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери.
От всей души и от самого чистого сердца искренне желаю, чтобы ваши семьи были такие же дружные, как когда-то были в Торопце.
А теперь пришла пора подвести итоги. Посчитайте карточки. Приз.
Сейчас вы можете рассмотреть остальные предметы обихода, которые использовались торопчанами, оставить свои отзывы, сфотографироваться. Желающие могут сделать благотворительную подать на развитие нашего музея.
И на прощание хочу вам сказать следующие слова: ищите добра на стороне, а дом люби по старине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная познавательная конкурсная программа для среднего школьного возраста "РОССИЯ - наш общий дом"
Целью проведения интерактивной познавательной конкурсной программы "РОССИЯ - наш общий дом" является проверка и закрепление знаний о России, государственных символах, воспитание патриотизма, чувства г...
Сценарий праздника "15 лет школьному музею "Нижегородская старина""
В данном сценарии показан большой путь нашего школьного музея, его традиции и особенности. В нём приводятся стихи, написанные учащимися и их родственниками, рассказывается об открытии музея, об участи...
Сценарий "С юбилеем школьный наш музей"
Сценарий«С юбилеем школьный наш музей!»,посвященный 50-летию музею боевой славы Место проведения: МОУ «СОШ №93», актовый залВремя проведения: 21.02.2014 г. в 15 .00Участники: ру...
Методическая разработка Интерактивно-познавательной игры " Вспомним годы боевые"
Интерактивная интеллектуально-познавательная игра "Вспомнимгоды боевые", посвящена Победе в Великой Отечественной войне и рассчитана на учащихся 10–11 летИгра состоит из 5 номинаций: ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Музей в чемодане» 1-й год обучения "Русская изба"
Программа кружка "Музей в чемодане" 1-й год обучения «Русская изба» является программой нравственно-патриотической направленности. Программа создана на основе результатов с...
Интерактивная познавательная викторина о России «Народные промыслы»
Игровой ресурс особенно актуален в 2022 году, т.к. он объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огро...
Сценарий праздника русского языка "В музее русского языка"
И. Бунина:И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бесценный – речь....