Проект урока по литературе. " Герасим в доме барыни"
проект по литературе (5 класс) на тему
Цель урока: формирование умений речевой и информационной переработки текста.
Задачи урока:
-обучить учащихся различным видам речевой деятельности;
-способствовать развитию умений строить логичную, локоничную речь;
-представлять информацию в виде таблицы;
-обучить созданию текстов различных типов речи.
Планируемые образовательные результаты: научить учащихся выделять необходимую информацию из текста, совершенствовать работу с изобразительно-выразительными средствами языка, создавать тексты различных типов речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gerasim_v_dome_baryni.doc | 52.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_literatury.ppt | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор проекта: Иванкова Г.Н., учитель русского языка и литературы.
Ростовская область, ст.Боковская.
МБОУ «Боковская сош имени Я.П.Теличенко»
Боковского района
Предмет: Литература
Класс: 5.
Тема: Герасим в доме барыни (по рассказу И.С.Тургенева «Муму».)
Цель урока: формирование умений речевой и информационной переработки текста.
Задачи урока:
-обучить учащихся различным видам речевой деятельности;
-способствовать развитию умений строить логичную,
локоничную речь;
-представлять информацию в виде таблицы;
-обучить созданию текстов различных типов речи.
Планируемые образовательные результаты: научатся выделять необходимую информацию из текста, смогут усовершенствовать работу с изобразительно-выразительными средствами языка, создавать тексты различных типов речи.
Содержание урока
Целеполагание:
- показать роль портретной характеристики и других видов характеристик героя , роль противопоставления в рассказе;
- помочь учащимся увидеть языковые средства, используемые для характеристики героя произведения;
- обратить внимание на метафоричность высказываний Тургенева и уметь их соотносить с основными сюжетными линиями и образами главных героев.
-развивать речь учащихся (н а основе создаваемых текстов).
Цели для учащихся:
- характеризовать главного героя произведения;
- находить языковые средства, используемые для характеристики
героя произведения;
- создавать тексты различных типов речи;
- воспитывать гуманизм (слайд №3).
- Целеполагание.
II. Актуализация опорных знаний.
- Прежде мы приступим к работе над темой урока. Давайте вспомним, каковы окружавшие барыню люди, разберемся в их положении в доме, в их занятиях; зачитаем слова из словарика. (слайд №4)
Приживалка-бедная женщина, жившая в доме из милости; её положение было бесправным.
Компаньонка-женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам
Челядь - слуги ,крепостные, не имеющие никаких прав
Лакей-1)слуга, 2)раболепный приспешник, подхалим
Кастелянша- женщина, ведавшая бельём
Дворецкий-управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве
- К какому сословию принадлежат все эти люди?
(Сообщения учащихся о сословном составе России)
Все население Росси делилось на сословия - большие группы: дворянство, купечество, мещанство, мелкие купцы, ремесленники, крестьянство).
Дворяне имели право владеть землей и людьми - крепостными, которые считались собственностью своего господина. Часть крепостных обслуживала богатых помещиков. Это была так называемая дворня (слайд №5).
Сословный состав России.
Купечество Дворянство Крестьянство
Мещанство Духовенство Работающие на земле,
обслуживающие помещиков
III.Работа над темой.
1.Беседа по вопросам с комментированным чтением.
- Где и когда происходит действие рассказа?
(В Москве, в доме барыни.)
- Можно ли по первому абзацу судить об отношении автора к этой героине? А каково ваше отношение к этой героине и почему?
- Что означает фраза: «День её нерадостный уже прошел ,но и вечер её был чернее ночи»?
- Какой художественный приём использует автор для обозначения периодов жизни человека?( И.С.Тургенев использует метафору )
- Давайте посмотрим в словарики и вспомним определение метафоры.
- С какими периодами жизни человека связана метафора – день, вечер? (день - зрелость, вечер-старость)
- Как вы думаете ,почему барыне посвящен 1-й абзац, а дальше автор знакомит нас с главным героем?
- Давайте обратимся к этимологии имени героя, что оно означает?
Герасим (в переводе с греческого) - «почтенный, глубокоуважаемый».
- Как вы думаете, случайно ли Тургенев дает своему герою такое имя?
- А чем можно заслужить уважение?(поступками, отношением к людям)
2.Комментированное чтение(с.175,2 абзац)
- Перечитайте 2-й абзац, какими средствами описывает героя автор?
- О чем говорит последняя характеристика героя? (об ущербности)
-Каково общественное положение героя?(он дворник,крепостной.)
-Если Герасим крепостной ,какие права он имеет?(не имеет никаких прав)
- Какие слова передают отношение автора к герою?
(«замечательное лицо», «славный мужик», «весело было смотреть на него»)\
- Чем Герасим выделялся среди крестьян?(необыкновенной силой и одаренностью)
- Какой прием использует автор, противопоставляя Герасима с его необыкновенной силой?(прием контраста)
-Расскажите, как Герасим оказался в Москве?
- Как об этом пишет автор?
-Почему Герасиму не полюбилось сначала его новое жильё?
- Какие синтаксические конструкции использует автор и для чего?
-Почему Герасиму не полюбилось сначала его новое жильё?
-Как относились к Герасиму окружающие, за что уважали?
-А как Герасим относился к окружающим?
3.Создание текста – описания.
- Расскажите ,как выглядит каморка Герасима. Каким типом речи вы будете пользоваться?
-Как описание каморки характеризует героя?
4.Самостоятельная работа.
- Используя материалы учебника и знания, полученные на уроке, заполните таблицу «Характеристика Герасима». (слайд №2)
Характеристика Герасима.
Портрет героя. | |
Его отношение к людям. | |
Отношение к герою окружающих. | |
Как автор относится к Герасиму. | |
Мое отношение к герою. |
IV. Итог урока:
-Что сегодня на уроке было интересно? – Какая цель была поставлена?
-Как вы считаете ,она достигнута? С помощью каких средств И.С.Тургенев дает всестороннюю характеристику героя? (И.С. Тургенев в начале рассказа знакомит читателей с главным героем и даёт ему всестороннюю характеристику с помощью портрета, описания действия, интерьера, изобразительно-выразительных средств языка. Вслед за автором и мы проникаемся уважением к герою.)
V. Домашнее задание: Написать сочинение «Каким я увидел(а)Герасима.
Этап урока | Содержание и виды деятельности Учащихся. |
Вводный (организационно-мотивационный)этап | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. |
Основной (информационно-аналитический) | Работать с текстом учебника, выделять необходимую информацию из текста, анализировать поступки героя, сопоставлять свои выводы с выводами одноклассников, представлять информацию в виде таблицы, формулировать свои мысли в устной и письменной речи Создавать тексты различных видов. |
Заключительный(оценочно-рефлексивный) | Оценивать свою работу и работу одноклассников, анализировать и редактировать собственные высказывания. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика Герасима Портретная характеристика героя Его отношение к людям. Отношение к герою окружающих. Авторское отношение к Герасиму. Мое отношение к герою.
Цели для учащихся: характеризовать главного героя произведения; находить языковые средства, используемые для характеристики героя произведения;создавать тексты различных типов; воспитывать гуманизм.
Приживалка-бедная женщина, жившая в доме из милости; её положение было бесправным Компаньонка-женщина. которую нанимали в барские дома для развлечения дам (Любовь Любимовна) Челядь-слуги ,крепостные, не имеющие никаких прав Лакей-1)слуга,2)раболепный приспешник, подхалим Кастелянша-женщина, ведавшая бельём Дворецкий-управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве
Сословный состав России. Купечество Мещанство Дворянство Духовенство Крестьянство Работающие на земле Обслуживающие помещиков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герасим в доме барыни ( по рассказу И.С.Тургенева "Муму" )
конспект урока литературы в 5 классе, поток "Литература с элементами театрализации"...
Социальный проект "Новогодние игрушки на ёлку сельского Дома культуры с.Чернуха"
Внеурочная деятельность по профилактике девиантного поведения у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида....
План-конспект урока по литературе в 5 классе на тему: «Сочинение-отзыв «Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».
При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном, оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем....
Индивидуальный творческий проект «Логопед в детском саду и дома»
Индивидуальный творческий проект «Логопед в детском саду и дома»...
Разработка урока по теме "В старом доме" в 3 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме "В старом доме", совершенствование коммуникативных навыков.
Разработка урока по УМК “Starlight 3”. В ходе урока решаются следующие задачи урока: активизация лексических единиц по теме «дом», грамматической структуры «there i...