Проект урока по литературе. " Герасим в доме барыни"
проект по литературе (5 класс) на тему

Иванкова Галина Николаевна

Цель урока: формирование  умений речевой и информационной  переработки текста.

Задачи урока:

                -обучить учащихся различным видам речевой деятельности;

                -способствовать развитию умений строить логичную,   локоничную  речь;

                -представлять информацию в виде таблицы;

                -обучить созданию текстов различных типов речи.

Планируемые образовательные результаты: научить учащихся выделять необходимую информацию из текста, совершенствовать работу с изобразительно-выразительными средствами языка, создавать тексты различных типов речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gerasim_v_dome_baryni.doc52.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_literatury.ppt132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта: Иванкова Г.Н., учитель русского языка и литературы.

                           Ростовская область, ст.Боковская.

                           МБОУ «Боковская сош  имени Я.П.Теличенко»

                           Боковского района

Предмет: Литература

Класс: 5.

Тема: Герасим в доме барыни (по рассказу И.С.Тургенева «Муму».)

Цель урока: формирование  умений речевой и информационной  переработки текста.

Задачи урока:

                -обучить учащихся различным видам речевой деятельности;

                -способствовать развитию умений строить логичную,

                 локоничную  речь;

                -представлять информацию в виде таблицы;

                -обучить созданию текстов различных типов речи.

Планируемые образовательные результаты: научатся выделять необходимую информацию из текста, смогут усовершенствовать работу с изобразительно-выразительными средствами языка, создавать тексты различных типов речи.

              Содержание урока

Целеполагание:

- показать роль портретной характеристики и других видов   характеристик героя , роль противопоставления в рассказе;

- помочь учащимся увидеть языковые средства, используемые для характеристики героя произведения;

- обратить внимание на метафоричность высказываний Тургенева и уметь их соотносить с основными сюжетными линиями и образами главных героев.

-развивать речь учащихся (н а основе создаваемых  текстов).

Цели для учащихся:

- характеризовать главного героя произведения;

- находить языковые средства, используемые для характеристики

 героя произведения;

 - создавать тексты различных типов речи;

 - воспитывать гуманизм (слайд №3).

  1. Целеполагание.

II. Актуализация опорных знаний.

- Прежде мы приступим к работе над темой урока. Давайте вспомним, каковы окружавшие барыню люди, разберемся в их положении в доме, в их занятиях; зачитаем слова из словарика. (слайд №4)

Приживалка-бедная женщина, жившая в доме из милости; её положение было бесправным.

Компаньонка-женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам

Челядь - слуги ,крепостные, не имеющие никаких прав

Лакей-1)слуга, 2)раболепный приспешник, подхалим

Кастелянша- женщина, ведавшая бельём

Дворецкий-управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве

- К какому сословию принадлежат все эти люди?

(Сообщения учащихся о сословном составе России)

Все население Росси делилось на сословия - большие группы: дворянство, купечество, мещанство, мелкие купцы, ремесленники, крестьянство).

Дворяне имели право владеть землей и людьми - крепостными, которые считались собственностью своего господина. Часть крепостных обслуживала богатых помещиков. Это была так называемая дворня (слайд №5).

                                      Сословный состав России.        

Купечество               Дворянство                        Крестьянство

Мещанство                Духовенство             Работающие на земле,

                                                                        обслуживающие помещиков

III.Работа над темой.

          1.Беседа по вопросам с комментированным чтением.

- Где и когда происходит действие рассказа?

(В Москве, в доме барыни.)

- Можно ли по первому абзацу судить  об отношении автора к этой героине? А каково ваше отношение к этой героине и почему?

- Что означает фраза: «День её нерадостный уже прошел ,но и вечер её был чернее ночи»?

- Какой художественный приём использует автор для обозначения периодов жизни человека?( И.С.Тургенев использует метафору )

- Давайте посмотрим в словарики и вспомним определение метафоры.

- С какими периодами жизни человека связана  метафора – день, вечер? (день - зрелость, вечер-старость)

- Как вы думаете ,почему барыне посвящен 1-й абзац, а дальше автор знакомит нас с главным героем?

- Давайте обратимся к этимологии имени героя, что оно означает?

Герасим (в переводе с греческого) - «почтенный, глубокоуважаемый».

- Как вы думаете, случайно ли Тургенев дает своему герою такое имя?

- А чем можно заслужить уважение?(поступками,  отношением к людям)

           2.Комментированное чтение(с.175,2 абзац)

- Перечитайте 2-й абзац, какими средствами описывает героя автор?

- О чем говорит последняя характеристика героя? (об ущербности)

-Каково общественное положение героя?(он дворник,крепостной.)

-Если Герасим крепостной ,какие права он имеет?(не имеет никаких прав)

- Какие слова передают отношение автора к герою?

(«замечательное лицо», «славный мужик», «весело было смотреть на него»)\

- Чем Герасим выделялся среди крестьян?(необыкновенной силой и одаренностью)

- Какой прием использует автор, противопоставляя Герасима с его необыкновенной силой?(прием контраста)

     -Расскажите, как Герасим оказался в Москве?

     - Как об этом пишет автор?

     -Почему Герасиму не полюбилось сначала его новое жильё?

     - Какие синтаксические конструкции использует автор и для чего?

    -Почему Герасиму не полюбилось сначала его новое жильё?

    -Как относились к Герасиму окружающие, за что уважали?

    -А как Герасим относился к окружающим?

          3.Создание текста – описания.

- Расскажите ,как выглядит каморка Герасима. Каким типом речи вы будете пользоваться?

-Как описание каморки характеризует героя?

          4.Самостоятельная работа.

- Используя материалы учебника и знания, полученные на уроке, заполните таблицу «Характеристика Герасима». (слайд №2)

                              Характеристика Герасима.

Портрет  героя.

Его отношение к людям.

Отношение к герою окружающих.

Как автор относится к Герасиму.

Мое отношение к герою.

 

       

 IV. Итог урока:

-Что сегодня на уроке было интересно? – Какая цель была поставлена?

-Как вы считаете ,она достигнута? С помощью каких средств И.С.Тургенев дает всестороннюю характеристику героя? (И.С. Тургенев  в начале рассказа знакомит читателей  с главным героем и даёт ему всестороннюю характеристику с помощью портрета, описания действия, интерьера, изобразительно-выразительных средств языка.  Вслед за автором и мы проникаемся уважением к герою.)

V. Домашнее задание: Написать сочинение «Каким я увидел(а)Герасима.

Этап урока

Содержание и виды деятельности

Учащихся.

Вводный (организационно-мотивационный)этап

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Основной (информационно-аналитический)

Работать с текстом учебника, выделять необходимую информацию из текста, анализировать поступки героя, сопоставлять свои выводы с выводами одноклассников, представлять информацию в виде таблицы, формулировать свои мысли в устной и письменной речи Создавать тексты различных видов.

Заключительный(оценочно-рефлексивный)

Оценивать свою работу и работу одноклассников, анализировать и редактировать собственные высказывания.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Боковская СОШ им.Я.П. Теличенко» Боковского района Презентация открытого урока по литературе Учитель: Иванкова Г.Н. Тема: Герасим в доме барыни

Слайд 2

Характеристика Герасима Портретная характеристика героя Его отношение к людям. Отношение к герою окружающих. Авторское отношение к Герасиму. Мое отношение к герою.

Слайд 3

Цели для учащихся: характеризовать главного героя произведения; находить языковые средства, используемые для характеристики героя произведения;создавать тексты различных типов; воспитывать гуманизм.

Слайд 4

Приживалка-бедная женщина, жившая в доме из милости; её положение было бесправным Компаньонка-женщина. которую нанимали в барские дома для развлечения дам (Любовь Любимовна) Челядь-слуги ,крепостные, не имеющие никаких прав Лакей-1)слуга,2)раболепный приспешник, подхалим Кастелянша-женщина, ведавшая бельём Дворецкий-управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве

Слайд 5

Сословный состав России. Купечество Мещанство Дворянство Духовенство Крестьянство Работающие на земле Обслуживающие помещиков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Герасим в доме барыни ( по рассказу И.С.Тургенева "Муму" )

конспект урока литературы в 5 классе, поток "Литература с элементами театрализации"...

Социальный проект "Новогодние игрушки на ёлку сельского Дома культуры с.Чернуха"

Внеурочная деятельность по профилактике девиантного поведения у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида....

План-конспект урока по литературе в 5 классе на тему: «Сочинение-отзыв «Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».

При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном,  оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем....

Индивидуальный творческий проект «Логопед в детском саду и дома»

Индивидуальный творческий проект «Логопед в детском саду и дома»...

Разработка урока по теме "В старом доме" в 3 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме "В старом доме", совершенствование коммуникативных навыков.

Разработка урока по УМК  “Starlight 3”. В ходе урока решаются следующие задачи урока: активизация лексических единиц по теме «дом», грамматической структуры «there i...