Герасим в доме барыни ( по рассказу И.С.Тургенева "Муму" )
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Жданова Наталия Геннадьевна

конспект урока литературы в 5 классе, поток "Литература с элементами театрализации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx848.91 КБ
Файл krossvord_po_mumu_1.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  5 класс Литература с элементами театрализации

Герасим в доме барыни

( по рассказу И.С.Тургенева «Муму» )

Цели:

  1. образовательные:
  1. проанализировать первую часть рассказа – образы барыни и Герасима
  2. показать авторское отношение к персонажам
  3. направить читательское восприятие
  4. выйти на проблематику рассказа
  1. развивающие:
  1. развивать умение использовать элементы театрализации при анализе текста
  2. развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы
  3. формировать умение анализировать текст художественного произведения
  1. воспитательные:
  1. учить слышать и слушать друг друга, уважать чужое мнение
  2. воспитание нравственности через анализ поступков героев

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами начинаем анализировать рассказ И.С.Тургенева «Муму». У вас было домашнее задание: прочитать первые три страницы рассказа. Даже не спрашиваю – надеюсь, что это сделали все.

- Какие персонажи вам встретились?

/Герасим и барыня

- Если взять процентное соотношение – кому Тургенев отдает предпочтение, кого он описывает более подробно?

/Герасима

- Интересно, а почему? Кто такая барыня?

/хозяйка Герасима, дворянка.

- А кто такой Герасим?

/ Герасим всего лишь дворник, ее крепостной.

- Тем не менее большее внимание Тургенев уделяет именно Герасиму. Почему?

/Герасим – главный герой рассказа, автор выделяет его.

- Получается, что в начале рассказа мы знакомимся с Герасимом и барыней, вернее с Герасимом в доме барыни, так как о ней мы узнаем немного.

Записываем тему урока: Герасим в доме барыни.

Цели нашего сегодняшнего урока:

  1. познакомиться с некоторыми героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»,
  2. составить о них свое мнение,
  3. опираясь на текст, попытаться определиться с некоторыми проблемами, затронутыми в произведении.

(цели урока произносятся только губами, без голоса)

 - Ой, что-то с голосом моим стало… Наверное, неспроста – ведь наш главный герой – глухонемой. Ребята, помогите мне озвучить цели нашего урока. Анализируя любое произведение, что мы обязательно рассматриваем? Какие цели мы перед собой ставим?

/Познакомиться с текстом, выявить образы и проблемы, затронутые автором в тексте.

- Спасибо.

Запись на доске: ОБРАЗЫ И ПРОБЛЕМЫ

- Итак, давайте ближе познакомимся с героями. Первой на страницах текста появляется барыня, с нее и начнем.

Анализируем первый абзац текста, выходим на запись на доске

Запись на доске: барыня – дворянка, старая, скупая, одинокая

- Как к ней относится автор?

/Отрицательно

- Но все-таки главный герой – это, несомненно, Герасим. К сожалению, сам о себе он рассказать не может, так как глухонемой от рождения. Что значит «глухонемой»

/Не слышит, не говорит

- А мы можем судить о человеке, если он ничего не говорит?

/Да

- Как? Как нам понять, что за человек Герасим?

/По поступкам: внешности, отношению к работе, к людям, по интерьеру комнаты

- Согласна. Давайте и рассмотрим эти моменты. Но не следует забывать, что наш поток называется как?

/Литература с элементами театрализации

- Поэтому и анализировать образ Герасима мы будем, используя… театрализацию

Задание:

1 ряд – ваша тема – «Отношение Герасима к работе», используете прием «живые картины». Ваша задача – разработать и представить нам эту тему.

2 ряд – ваша тема – «Герасим и челядь», используете прием инсценирования.

3 ряд – занимаетесь оформительской работой – разрабатываете эскиз костюма Герасима и эскиз декорации – «Комната Герасима».

У вас 5-7 минут, потом представляете свои работы.

1 ряд представляет «живые картины»

 - Вопрос к зрителям – На что вы обратили внимание?

/Как Герасим упал и лежал не двигаясь.

- Почему? О чем Герасим думал, вспоминал, может быть,  мечтал?

/О деревне

- Неужели ему так плохо живется в городе?

/Нет, но его сюда привезли по воле барыни, он не может понять – зачем он здесь, ему непривычно, одиноко

- Как ему жилось в деревне?

/Жил один, много работал, на его работу было весело смотреть

2 ряд представляет свою сценку

 На что обратили внимание?

/На важность, степенность Герасима, уверенность в себе

3 ряд представляет эскизы костюмов и декорации

презентация эскиза. Что мы можем сказать о человеке, у которого такая комната?

/Основательный

Запись на доске: Герасим – дворник, крепостной, работяший, уверенный в себе, основательный

- Итак, мы познакомились с двумя героями рассказа. Конечно, их намного больше, и на следующих уроках мы продолжим знакомство с образами рассказа. Какие же проблемы затрагивает автор в своем произведении?

/Одиночество, произвол, крепостничество.

-  Замечательно, Запишем.

Запись на доске: одиночество, произвол, крепостничество

- Сегодня мы с вами только начали изучать рассказ И.С.Тургенева «Муму», познакомились с некоторыми образами и проблемами этого произведения. На следующих уроках мы продолжим работу.

Д/з – разгадать кроссворд, подготовить рассказ о герое, загаданном в кроссворде

Приложение №1

Приложение №2



Предварительный просмотр:

«Муму»

Вопросы:

  1. В каком городе служили сыновья барыни?
  2. Старинная мужская одежда, сшитая для Герасима в городе.
  3. При крепостном праве: крепостная повинность - оброк или барщина, выполняемые крепостными, а также участок земли, обрабатываемый крепостными крестьянами.
  4. В старинных дворянских домах верхний этаж с низкими потолками.
  5. При крепостном праве: дворовые слуги помещика.
  6. Что Герасим хранил под кроватью в своей каморке?
  7. Жилище Герасима в деревне.

«Муму»

Вопросы:

  1. Назовите «городскую» должность Герасима.
  2. В каком городе происходят события, описанные в рассказе «Муму»?
  3. Какую обувь купили Герасиму в городе?
  4. Устаревшее слово, в тексте обозначает «за столом».
  5. Устаревшее слово, в тексте обозначает «окружающая местность, окрестность».
  6. Какую ёмкость с водой дважды в день привозил Герасим?
  7. «Покривившаяся» архитектурная деталь дома барыни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"

На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного  анализа художественных текстов раскрыв...

Проект урока по литературе. " Герасим в доме барыни"

Цель урока: формирование  умений речевой и информационной  переработки текста.Задачи урока:                -обучить...

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...

План-конспект урока по литературе в 5 классе на тему: «Сочинение-отзыв «Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».

При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном,  оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем....

Конспект урока по теме: И.С. Тургенев. «Муму»: Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)

Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов...