Статья "Связной"(Размышляя над прочитанным)
статья по литературе на тему
Размышление над стихотворением Н.Корнеева "Связной".Стихотворение о долге оставшихся в живых поэтов- фронтовиков перед павшими товарищами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Связной (Размышляя о прочитанном…)
Не выпускаю трубку из руки,-
Мой телефон не может замолчать.
Я еле успеваю на звонки
Однополчан погибших отвечать.
-Ну, как вы там?
В тылах или в бою?
Давно ль бывал за Доном, за Десной?
По голосам друзей я узнаю,
И лица их встают передо мной.
-Так, значит, пишешь?
Почитай, связной!
Не скажешь им,
что мне невмоготу
Быть их связным.
И стих недавний свой
Я им читаю,
правя на лету.
-Ну, что ж, пиши…
А к празднику готов?
Знай, если б можно, мы б из-под земли
На улицы любимых городов
Пришли б, приковыляли, приползли…
С полуночи
который час подряд,
В предгорье Дня Победы,
наяву,
Однополчане мертвые звонят
В тот новый дом,
в котором я живу.
Н.Корнеев
Поэты-фронтовики… Это отдельная страница в истории нашей литературы. Я надеюсь, что так и будет. Навеки. Читая стихотворения поэтов-фронтовиков, я неизменно убеждаюсь, что все они, как один, верны своей теме. Изменить ей- значит, изменить своей памяти, которая, сколько бы ни проходило лет, цепко хранит события, имена, лица, связанные с ней.
Тема эта-Война! Именно так, а не иначе, одним словом я хочу ее назвать. Слово это - как выдох, как нечто, произносящееся на одном дыхании, сказав которое, ждешь внутреннего освобождения, а оно никак не хочет приходить, ибо за ним- непрекращающаяся боль… Кто-то сказал, что время- лучший лекарь. Может быть… Но не в этом случае. Можно забыть многое, но память сердца - особая страница, не попадающая под общие категории…
Недавно я открыла для себя Н.Корнеева, курского поэта-фронтовика. Открыла- не значит впервые соприкоснулась с его творчеством . Поняла его душу, его боль; перечитываю его стихи, и каждый раз меня охватывает чувство, что я давно знаю этого человека, так близок мне его внутренний мир. Именно Н.Корнеев ответил на мой вопрос: почему поэты-фронтовики до конца, до рубежа остаются верны своей теме. Как ясно и просто я поняла это, прочитав его стихотворение «Связной». А.Твардовский в знаменитом стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» объяснил это чувством вины оставшихся в живых перед павшими, чувством, которое не дает покоя и заставляет снова и снова браться за перо. У Н.Корнеева это звучит несколько иначе. Здесь не вина, а скорее, долг перед павшими. Вечный долг. Его нельзя отдать сразу или по частям. Его нужно отдавать всю жизнь.
Н.Корнее - «связной». Это звание пожизненно закрепили за ним его павшие товарищи. Он – связной между прошлым и настоящим. В его стихах павшие оживают, мы видим их лица и слышим их голоса, мы примеряем на себя их боль. И эта примерка тяжким грузом ложится на сердце и душу. Что же это такое- быть связным? Не спать ночами, вздрагивая от малейшего шума, снова и снова идти в бой в своих снах, иметь «сверхсрочную» память. И самое главное- писать. Писать так, будто ты живешь последний день и боишься не успеть рассказать обо всех, с кем свели тебя фронтовые дороги, писать о тех, кто не дожил… Писать - потому что ты жив! Пусть изранена, искалечена душа, но ты - жив! Ведь, если б можно , они, павшие, «пришли б, приковыляли, приползли…» Но нельзя. Нельзя прийти наяву, поэтому они приходят к нему во сне, они звонят «в предгорье Дня Победы». Ведь это их праздник. Они хотят, чтобы о них вспоминали не только их живые товарищи, чтобы о них знали и мы, не видевшие этой страшной войны. И рассказать о них, об их безмерном подвиге должен их связной. А быть связным «невмоготу». Но им не скажешь об этом. Это его долг, за которым- вечная боль…Можно ли забыть о ней, не вызывать в памяти лица товарищей? Для Н.Корнеева такого вопроса не существует. Он- связной. И этим все сказано. Настанет час, и он уйдет вслед за ними. Нет, он уйдет к ним:
Настанет день последнего причала,
Глаза затянет мутью пелены,
И я уйду к моим однополчанам,
Не возвратившимся домой с войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что человек чувствует, о чем размышляет"
презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н.,Ивановой Л.Ф....
Что человек чувствует о чём размышляет
презентация к уроку обществознания...
СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (размышляя над прочитанным)
Панова Н.М.,зам. директора по научно-исследовательской работе, учитель русского языка и литературы г.Курск МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева М.А.Каргалова, учит...
Урок литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..."
План-конспект урока литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..." с использованиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Урок дан в рамках м...
«Без героики и патетических мест…» (Размышляя над страницами дневника военных лет)
Эссе написано на базе семейного архива. Может использоваться как сценарий проведения вечера памяти, посвящённого 18-19-летним мальчишкам сороковых, тем, кто ушёл на фронт со школьной...
Урок литературы "Читай, размышляя" в 7 классе с использование методов и приемов технологии группового обучения и технологии РКМЧП (по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Урок литературы в 7 классе использованием приемов разных технологий...
СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (размышляя над прочитанным)
создание системы патриотического воспитания, духовно-нравственного возрождения - немаловажная роль принадлежит школьному музею им. К.Д.Воробьева. Здесь собран материал о жизни и творчестве К.Д.Воробье...