Урок литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..."
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
План-конспект урока литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..." с использованиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Урок дан в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "педагог года Подмосковья - 2011" в номинации лучший учитель. По итогам выступления на муниципальном этапе автор разработки заняла I место.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе по теме
"Размышляя над стихотворением И.Бродского «Пилигримы»"
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 5
г.о. Железнодорожный Московской области
Волошко Любовь Игоревна
Тип урока: исследование художественного текста.
Цель урока:
1. Анализ стихотворения И.Бродского «Пилигримы»;
2. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с текстом, наблюдение); учебно-коммуникативных (ответы на вопросы, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;
4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.
Используемые педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо,
-компьютерные технологии.
Ход урока (сопровождается презентацией по теме)
- Стадия вызова.
-Легко ли увидеть в настоящем прошлое? Почему? Как это можно сделать? А кому это сделать проще - обыкновенному человеку или представителю творческой профессии? Как?
-Действительно, соединить прошлое и настоящее, вообще пересечь какие-либо границы - временные, пространственные - проще человеку творческому: художнику, писателю.
-Перед вами гравюра известного литовского художника Стасиса Красаускаса, который создал цикл «Вечно живые» по мотивам произведения «Реквием» Роберта Рождественского.
-Как бы вы могли определить главную мысль гравюры?
-Как в этой работе соединено прошлое и настоящее? Какое художественное средство использует художник для передачи этой мысли? (Композицию, гравюра разбита на 2 части)
- Итак, действительно, в арсенале художника, писателя, поэта есть специальные художественные средства создания художественного образа. Поскольку сегодня мы будем работать со стихотворением, подумайте, какие художественные средства из перечисленных вам знакомы? (Отметьте «галочкой»)
-Обсудите значения терминов с соседом по парте.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Фонетика (звукопись) Лексика (тропы)
Морфология (использование частей речи) Синтаксис
Рифма Композиция |
Проверка.
2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.
-Итак, сегодня мы поразмышляем над стихотворением И.Бродского «Пилигримы» и ответим на вопрос, как поэт создает художественный образ в стихотворении и как художественные средства помогают понять замысел поэта.
Заполняют графу Хочу узнать.
- Осмысление содержания
-Стихотворение «Пилигримы» было написано Иосифом Бродским – замечательным русским поэтом современности, в 1958 году, т.е. когда ему было всего 18 лет. Таким образом, данное стихотворение относится к его раннему творчеству.
Прогноз.
-Кто такие пилигримы? (Пилигрим – это путешественник, скиталец. В русском языке часто в качестве синонима слова пилигрим употребляют странник, имея в виду человека, который странствует, путешествует. )
-Предположите, о чем пойдет речь в стихотворении. ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ. (Пилигрим, дорога, движение, страны, странствующие люди, рюкзак и т.д.)
Деятельность учащихся.
- Обратимся к стихотворению.
I. Выразительное чтение.
1. Первичное впечатление от стихотворения.
-Понравилось ли Вам стихотворение?
-Какие картины вы себе представили?
-Что не удалось представить?
2. Словарная работа с мультимедийной поддержкой, разъяснение лексического смысла слов: ристалище, капище, Мекка.
-Оправдались ли наши ожидания: это действительно обычные странники, пилигримы, или нет? Что нами угадано, а что - нет7 (Подчеркнуть ключевые слова, которые нами угаданы) Почему?
Указана ли страна или город, в который они держат путь? (Бродский говорит здесь не о простом путешествии, а о путешествии во времени. Его пилигримы идут не из страны в страну, не из города в город, а из века в век.)
3. Но все-таки стихотворение настолько необычное, что надо поработать над его содержанием.
Задание: делимся на 3 группы
- Найдите в стихотворении строки, в которых создается образ дороги, движения пилигримов. Как создается образ дороги?
- Найдите в стихотворении строки, в которых говорится о пилигримах. Как создается их образ?
- Что говорится об окружающем пилигримов мире? Как создается образ мира?
Поработаем с таблицей (записывайте примеры, которые найдете в ходе чтения, прямо в таблицу,) Самостоятельная работа.
-Обсудите с соседом по парте, что вам удалось найти.
II. _Проверка.
- Прочитайте ту часть стихотворения, в которой создается образ дороги.
Проверка 1 группы.
-Как создается движение? (мелькают объекты, само слово пилигрим, повторяется предлог - мимо, это подчеркивает движение взгляда и какую-то бесконечную дорогу, пейзаж меняется все время, повторяются слова - рассветы, закаты) А глагол тут только один - «идут».
-Обратите внимание, один из ведущих приемов создания образа дороги - анафора (единоначатие, повторение каких-либо элементов в начале предложения) Как это помогает представить дорогу?
Новое: морфология, звукопись, анафора.
Проверка 2 группы. Прочитайте.
Какие они, пилигримы, в стихотворении Бродского? Обычные?(идут мимо всего, своя цель в жизни, не нужна суета жизни).
-Как вы поняли смысл фразы глаза их полны заката, сердца их полны рассвета? В каком значении используются слова ЗАКАТ, РАССВЕТ? (прямое?переносное?) В чем символическое значение этих слов?
-Что в описании пилигримов, их отношения к миру вызвало удивление? С чем не согласны? (Мимо горя идут мимо)
-Почему? (У каждого свой путь и предназначение)
Проверка 3 группы. Прочитайте.
-Почему солнце СИНЕЕ?(эпитет)
-Как нарисован окружающий мир? Какой он? (разнообразный, бесконечный) На каком художественном приеме основана рифма СНЕЖНЫЙ-НЕЖНЫЙ? (Антитеза) Приведите еще примеры антитезы.
-Почему слова, противоположные по смыслу, объединены соединительным союзом?
Как это помогает понять образ мира? Какой он? (мир противоречивый)
-Как мир относится к пилигримам? (Птицы хрипло кричат ).
-Не кажется ли вам, что это аллегория?
-Какую роль играет здесь многоточие? (Еще много можно говорить)
-О чем хотят сказать?(Ничего не изменится, не стоит тратить силы. В жизни так много интересного, зачем искать что-то еще))
-Почему, по мнению мира, не будет толка от веры в себя и в Бога? (Иногда ничто не помогает объяснить мир, постичь его).Значит, остается только иллюзия - чего? (того, что ты что-то понял)
ВОПРОСЫ ко всем группам
-Пилигримы согласны с этим? (нет, они продолжают свой путь). Почему? (Они верят, что во всем есть смысл)
--Как эпиграф помогает понять смысл стихотворения? Что же это за дорога, по которой идут пилигримы? (Это вечная дорога всего человечества, к смыслу жизни).
- Каково настроение стихотворения? Созвучно ли оно настроению гравюры Красаускаса? В чем? (Смысл есть у всего в жизни, все - не зря).
-И именно такую жизнь - бесконечную, противоречивую, но полную смысла одобрят поэты и напишут стихи.
III. Рефлексия
-Используя свою таблицу, анализируя свой поэтический образ, напишите 3-4 связных предложения на тему: «Как использованные поэтом художественные приемы помогают понять смысл образа __________?»
Проверка.
-Выразительное чтение стихотворения учеником.
IV. Подведение итогов урока. - Итак, что нового узнали?
Оцените свою работу:
- Было интересно?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что удивило?
-Выставление оценок.
Домашнее задание. Устно подготовьте ответ на вопрос «Что я увидел и понял, читая стихотворение И.Бродского»
Волошко Л.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».
Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....
конспект урока литературы в 7 классе "Стихотворения Маяковского"
Работа над стихотворением Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»....
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".
Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Урок литературы в 11 классе "Стихотворения Юрия Живаго..."
Урок по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго"...