Духовная крепость Земли русской
элективный курс по литературе по теме
Программа элективного курса «Духовная крепость земли Русской» по литературе для 8-10 классов в канун славного юбилея - 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Русская духовностьт и патриотизм в контексте русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnaya_krepost_zemli_russkoy.doc | 314.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Слободского Кировской области
Элективный курс по литературе для 8-10 классов
Духовная крепость земли
Русской
В канун славного юбилея - 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
ЧАСТЬ 2
цикл «УРОКИ МУЖЕСТВА ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО СЛОВА»
34 часа
Урванцева Татьяна Григорьевна
учитель русского языка и литературы
город Слободской
2014
Пояснительная записка
Кем был Преподобный Сергий Радонежский, этот неиссякаемый родник крепкого русского духа, для людей своего времени и что есть для нас, ныне живущих? Ответ на этот вопрос сокрыт в душе каждого, кому не безразлична судьба России, кто любит русскую литературу и изучает отечественную историю. Курс занятий «Духовная крепость земли Русской» знакомит с основными событиями из жизни святого, вводит, насколько возможно, в его внутренний мир; даёт возможность полюбоваться его духовными достоинствами и «подышать» воздухом той эпохи, в которой он жил.
Концептуальной основой данного элективного курса является идея диалога. Ведущая тенденция в развитии философии человека – стремление представить его как существо целостное, интегративное, являющееся, в свою очередь, интегратором окружающего мира. При этом в качестве главного интегратора выступает личность со всем комплексом её взаимосвязей с другими личностями, обществом, природой, культурой, космосом. Известный литературовед и теоретик искусства М.М.Бахтин придавал диалогу значение общегуманитарной идеи, одновременно описывающей человеческую реальность и предписывающей определённый подход к этой реальности.
Диалог свойственен прежде всего гуманитарным знаниям. Само гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодействия. Кроме того, знания гуманитарных наук рефлексивны, в связи с чем мы можем говорить о диалоге познающего субъекта с самим собой (о внутреннем диалоге). В ходе диалога ученик размышляет над окружающей действительностью, её законам, наблюдает за жизнью персонажей книги, их поведением, поступками в определённой ситуации, что способствует воспитанию духовно-нравственному, эстетическому, стремлению занять достойное место в обществе, соответствующее желаниям и возможностям сформированной личности.
Потому программа целиком обращена к ученику. К совершенствованию его интеллектуальных и эмоциональных возможностей, к совершенствованию его личности , его нравственных качеств.
Программа элективного курса «Духовная крепость земли Русской» основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.
Элективный курс «Духовная крепость земли Русской» имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусств и литературы.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Цели элективного курса:
– становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей;
- формирование у учащихся представлений о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы;
- формирование коммуникативных навыков обучающихся;
- создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами.
Задачи элективного курса:
1. Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
2. На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественного – образного мышления великих русских мастеров.
3. Воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению и формированию личности.
Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность. Позволяет вывести ученика из состояния пассивности в состояние активного действия, когда резко возрастает познавательный интерес к предмету, растут качественные показатели, т.е. результативность обучения.
Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы, которая направлена на совместную работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств, на воспитание читающего, грамотного гражданина.
Отбор произведений литературы подчинён этим задачам.
Программа представляет собой цикл занятий, посвящённых творчеству авторов разных эпох, и опирается как на книжные. ТАК И ЖУРНАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ.
Актуальность элективного курса «Духовная крепость земли Русской» определяется тем, что в современных педагогических теориях всё большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания . Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.
Представленный информационный и иллюстрированный материал используется в сочетании с такими формами работы , которые позволяют учащимся расширить познания в области литературы, истории, живописи, иконописи и культуры в целом:
-лекции учителя с различными видами заданий;
-доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;
-беседы;
-работы в больших и малых группах;
-самостоятельная работа учащихся;
- упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента);
-чтение, исследование древнерусских текстов, их перевод;
-самостоятельный отбор материала;
-выборка материала из художественной литературы, его анализ;
-проведение деловых игр по типу научных конференций, практикумов.
Эффективной формой развития монологической речи школьников являются их выступления на занятиях, а также дискуссии по поводу этих выступлений.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
- прочитать и под руководством учителя изучить ряд произведений древнерусской и русской литературы;
-уметь охарактеризовать и оценить главных героев, знать основные проблемы и важнейшие идейно- нравственные особенности произведений;
-уметь оценить произведение с позиции современности;
-освоить сведения по теории и истории литературы, особенности построения и языка художественного произведения. Сведения о жизни и творчестве писателей;
-овладеть культурой чтения, чтобы эмоционально воспринимать и оценивать произведения разных жанров;
-уметь грамотно высказывать своё отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте по вопросам литературы, выразительно читать наизусть отдельные произведения или их фрагменты;
-уметь сопоставить произведения литературы с произведением живописи (иллюстрациям к ним), с кино- и телеэкранизациями, с музыкальными произведениями, созданными на их основе.
Формы контроля знаний учащихся
Чтение произведений и их фрагментов наизусть.
Устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы.
Характеристика персонажа и сравнительная характеристика нескольких персонажей (устная и письменная).
Составление плана, тезисов по материалу биографии писателя.
Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.
Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении и его авторе.
Написание сочинений, рефератов, докладов.
Решение тестов и выполнение творческих заданий, составленных учителем по изученным темам.
Составление презентаций в соответствии с темами занятий.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Коли-чество часов | Формы урока, виды деятельности учащихся Краткое содержание |
1 | Смысл названия и предмет изучения курса Пролог русской литературы. | 1 | Лекция О радость, о любовь, о свет, О мудрость, кроткая, благая, О дух, зри тройственный завет: Престол, ковчег, святых святая, Расторгнув мудрости покров, Зри связь и сущность всех миров. Древняя Русь, её трагическая, но гордая доля, её люди. Осмысление времени. Фольклор - бесценное художественное свидетельство времени. |
2 | Илья Печерский – прообраз былинного героя Ильи Муромца | 1 | Знакомство с фильмом об Илье Муромце и ответы на вопросы. Что значат слова: «Сила Божия в немощи совершается»? Почему сила даётся в ограниченном размере? ( «Будет с тебя и этого, » - сказали калики перехожие.) Характерные черты русского богатыря. Основной смысл былины. Представители сил добра и зла в былинах? Привести примеры гиперболизации. В чём заключаются особенности былинной речи? |
3 | «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв о древнерусской литературе | 1 | Конспектирование статьи. Беседа Основы христианской морали в произведениях древнерусских князей и церковнослужителей («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, письмо Владимира Мономаха Олегу Святославовичу – отрывок из «Повести временных лет») |
4 | Мир литературы Древней Руси Соединение религиозных государственно-патриотических мотивов в литературе периода монголо –татарского ига | 1 | Урок – размышление Категория добра, справедливости, веры в произведениях древнерусской литературы Краткие сведения об особенностях появления монастырей на Руси. |
5 | Русская крепость. Н.Андреев о появлении русских городов и секрете «крепости» славян. Троице-Сергиева лавра была не только духовной опорой Москвы, но и её сильнейшей крепостью. | 1 | Семинар Сообщение учащихся , изготовление чертежей крепостей разного периода с историческими комментариями, Монастырь – крепость стояла на важной ярославской дороге, ведущей в глубину северо-восточных русских земель. «Основатель Троицкого монастыря чудотворец Сергий одобрял объединительную политику московских князей и давал им своё благословение» Работа с разными видами словарей ( Определяется многозначность слова «крепость» и составляется словарь устаревших, но благозвучных и мудрых слов) Создание макета русской крепости . |
6 7 | Повесть о житии Александра Невского «Не в селе Бог, а в правде» Страшны ли русским бронированные кони? - Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет! | 2 | Письменная работа Особенности жанра (житие и военная повесть) Новый тип житийного героя Черты художественного стиля (Выбрать из текста эпитеты, метафоры, олицетворения. сравнения, риторические восклицания, гиперболы и т. д.) Почему Александра Невского народ прозвал Солнцем земли Русской? |
8 | Куликовская битва. Значение и духовный смысл победы Дмитрия Донского | 1 | Рецензия к мультфильму «Непрядва» Русь, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, воины – иноки Ослябя и Пересвет, воевода Боброк – основные герои фильма. Разноплановость лирического движения, разнохарактерность тематических решений, необыкновенная концентрация чувств в уникальном поэтическом мире. Символика фильма ( красота русских рек, лесов. полей , белые лебеди, белые кони, стальной меч); музыкальные образы фильма |
9 | Из «Жития Сергия Радонежского» Перевод М.Ф.Антоновой и Д.М. Буланина. Печальник Земли Русской | 1 | Урок – исследование Сын радости. Родители благословенного дитяти - Кирилл и Мария |
10 | «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К.Зайцева Становление характера подвижника. | 1 | Исследование Детское горе. Чудное видение. «Научение» свыше. Детские подвиги. |
11 12 | «Житие Сергия Радонежского» архимандрита Никона Рождественского. Образ «русского огонька» Птицы небесные – пророческое видение. УЧЕНИКИ СЕРГИЕВЫ | 3 | Исследование Анализ эпиграфа: «Мир видит в пустынниках людей бесполезных для гражданских обществ…Но мир не понимает значения нравственных сил для общества, не знает ни силы молитвы, ни обширности зрения духовного» Святитель Филарет Черниговский |
13 | Великое стояние на реке Угре – победа русского духа, победа истинного православия над басурманами.(1480 год, хан Ахмат против Ивана III…) Заступничество Владимирской Божией Матери. Молитва преподобного Тихона Калужского чудотворца («внук» и «ученик ученика» Сергия Радонежского) о победе и сохранении русского войска. | 1 | Лекция и просмотр авторского документального фильма Л.Шапрана «Великое стояние на реке Угре» (2013год) Святая вера! Ты не раз Людей спасала от мучений, И только твой небесный глас Рассеет мрак земных сомнений. Надеждин С какого года русская держава больше никогда не теряла своей независимости? Где на карте России «течёт» пояс Пресвятой Богородицы? Почему Россия является «ковчегом завета», «престолом Божиим», то есть: к какому высшему служению она призвана? |
14 | Изображение Сергия Радонежского иконописцами и художниками | 1 | Практикум Составление презентаций Во славу «аввы Сергия» Похвала Сергию Радонежскому «Святая Троица» Рублёва |
15 | Заочное путешествие в Троице-Сергиеву лавру. | 1 | Составление презентации |
16 | «Она светится» Анализ отрывка из произведения Ивана Шмелёва «Куликово поле» | 2 | Многогранность эмоциональной палитры, неординарность мысли и интонации Чтение отрывка наизусть Создание стилизации |
17 | Иван Шмелёв «Богомолье». По дороге к Троице. Смысл названия автобиографической повести | 1 | Дискуссия Каковы особенности архитектоники данного произведения? С помощью каких языковых средств создаётся панорама героев, событий и духа того удивительного времени? Чем радовал Сергий Радонежский богомольцев? Анализ эпиграфа , предложенного издателями книги: «Богомолье! Оно выражает самое естество России – и пространственное, и духовное… Это способ быть, искать, обретать и совершенствоваться. Это её путь к Богу. И в этом открывается её святость.» Иван Ильин |
18 | Анализ эпизодов повести 1.Анализ главы «Царский золотой» Образ старца Варнавы – важнейшее звено в архитектонике книги | 1 | Уроки – погружения в текст Как Мартын «не проступился»? Как Горкина сохранила Царица Небесная? |
19 | 2.Анализ главы «Сборы» | 1 | Работа в двух группах (автор разделил эту главу на две части) Многозначность слова «лисица» «Скрепами» главы являются фрагменты из жития Сергия Радонежского |
20 | 3.Анализ главы «Богомольный садик» Ирония автора в названии главы | 1 | Поиски доказательств утверждения: антитеза - основной приём композиции главы |
21 | 4.Анализ главы «На святой дороге» Эпизод «Красавица Дуняша – кормилица царевича» | 1 | Работа в творческих группах. Ответы на вопросы: 1.Что имел в виду Государь Николай Павлович, сказав: «Как Расея наша! Корми Сашу моего, чтоб здоровый был.» 2.Что имеет в виду «царёв брат», когда утверждает: «Молочко-то …оно своё сказало!» |
22 | 5.Анализ главы «На святой дороге» Монтаж мини-спектакля «Федины сапоги» | 1 | Создание иллюстраций – портретов Феди, больного парня, «охальников» в реке |
23 | 6.Анализ главы «У Троицы на Посаде» | 1 | Сочинение-рассуждение «Надо же так случиться…» (Случайно ли «чудо с коляской»?) |
24 | 7.Анализ главы «У Троицы» Разное благословение старца Варнавы | 1 | Диспут Составление проблемных вопросов по тексту |
25 | Литературная игра по повести И.С. Шмелёва «Богомолье» | 1 | |
26 | «Блажен, кто в дни борьбы мятежной, В дни общей мерзости людской, Остался с чистой, белоснежной, Неопороченной душой.» Сергей Бехтеев | Знакомство с фильмом «РОМАНОВЫ : Великая княгиня Елизавета». Сочинение – рассуждение «Что меня потрясло в удивительном образе великой княгини Елисаветы?» Ответ на вопрос: каким образом судьба великомученицы связана с именем Сергия Радонежского? (Горячо любимый муж, убитый террористами носил имя Сергий, сама княгиня приняла мученическую смерть 5 июля, в день памяти Сергия Радонежского) | |
27 | Христианские образы в творчестве А.С.Пушкина | 1 | Обзор с элементами беседы КЕМ и зачем нам дана жизнь? Переписка поэта с митрополитом Филаретом (Дроздовым), посылающим свои письма из Троице – Сергиевой лавры |
28 | Архимандрит Тихон «Несвятые святые» | 1 | Читательская конференция по рассказам, события в которых связаны с Троице – Сергиевой лаврой |
29 | Наталия Сухинина «Где живут счастливые?» | 1 | Беседа Первоклассница Мария – яркий пример русского характера Радость получения серёжек от преподобного Сергия Радонежского и опыт сосредоточенной молитвы. |
30 | Наталия Сухинина «Дорога, ставшая судьбой» | 1 | «Прозрение» Наталии Сухининой. Анализ глав: «Встречи в пути» , «В ожидании благодатного огня» |
31 | Наталия Сухинина «Не продавайте жемчужное ожерелье» | 1 | Семинар Смысл названия книги Доклады учащихся |
32 | Повесть протоиерея Александра Торика «Русак» | 1 | Спецназовец Сергей – главный герой повести. |
33 | «Иных времён татары и монголы» Анализ статьи Василия (Фазиля) Ирзабекова «Русское солнце или Новые тайны русского слова» | 1 | Конспектирование статьи. Беседа Осмысление строк Н.Рубцова и составление тезисов в подтверждение высказывания молодежной патриотической группы : «Ваша «Раша» - Не наша. А наша Россия – Красота и сила!» |
34 | Итоговая конференция | 2 | Проба пера (создание оды в честь Сергия Радонежского) Подведение итогов викторины, которую ученики выполняли дома Выступления – отзывы учеников после изучения данного курса |
ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
1.Вагаков Д. Риторика.—М.,2001
2.ПавловаЛ.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.,1991.
3.Андреев Н. Русская крепость. – М.: Центр детской книги, 1995
4.Тимофеев Л,И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2001
5.Иван Шмелёв . Богомолье – М.: Православный Свято – Тихоновский Богословский Институт, 1997
6.Древнерусская литература. Хрестоматия 5-9 классы / Сост. О.В.Творогов. – М.: Просвящение, 1998
7.Преподобный Сергий Радонежский /Составитель Никон (архимандрит). – М.: Вече, 2011.
8.Архимандрит Тихон «Несвятые святые» и другие рассказы. – М. : Издательство Сретинского монастыря, 2012
Для учителя
1.Сборник элективных курсов / Сост. Г.М.Вялкова. – Волгоград,: учитель, 2006
2.Программы элективных курсов. Обществознание. Литература. Экономика. Предпрофильное обучение. – М. : Дрофа, 2006
3.И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. Практическия методика. Книга для учителя. – М. : Просвящение,2001
4.Н.Н.Гудзий. История древней русской литературы. – М.: Просвящение, 1966 5.Тимофеев Л. И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2001
6.Иван Шмелёв. Богомолье – М.: Православный Свято – Тихоновский Богословский Институт, 1997
7.Древнерусская литература. Хрестоматия 5-9 классы / Сост. О.В.Творогов. – М.: Просвящение, 1998
8.Преподобный Сергий Радонежский /Составитель Никон (архимандрит). – М.: Вече, 2011.
9.Архимандрит Тихон «Несвятые святые» и другие рассказы. – М. : Издательство Сретинского монастыря, 2012
10.Наталия Сухинина. Не продавайте жемчужное ожерелье. – М.: ООО «Алавастр», 2010
11.Наталия Сухинина. Где живут счастливые? - М. ООО «Алавастр»
12.Наталия Сухинина. Дорога, ставшая судьбой. – М.ООО «Алавастр»2011
13.Протоиерей Александр Торик Русак. - М.. «Флавиан - ПРЕСС» 2012
Приложение № 1
Сергий Радонежский – духовная крепость земли Русской
в и к т о р и н а
I ТУР
1.Семья – малая, домашняя, церковь: бас отца, ласковый мамин голос переливаются в сердце ребёнка в золото добра, радости, веры. Имена благочестивых ростовских бояр, родителей святого, которые сами стали святыми
А.Пётр и Феврония
Б.Кирилл и Мария
В.Иоаким и Анна
Г.Адриан и Наталия
2.Этот преподобный в двадцать лет пришёл к Сергию Радонежскому, оставив имущество и сменив мягкие одежды на иноческое рубище, и стал духовником братии.
А.Никон
Б.Андроник
В.Савва
Г.Афанасий
3.Это крупнейший мастер московской школы иконописи. Заглавный герой стихотворения Н.Гумилёва:
Всё это кистью достохвальной
… … мне начертал,
И этой жизни труд печальный
Благословеньем Божьим стал.
А.Андрей Рублёв
Б.Виктор Васнецов
В.Евангелист Лука
Г.Архимандрит Зинон
4.По просьбе князя Юрия, преподобный Савва, ученик Сергия Радонежского, ушёл в…….и там основал Савино-Сторожевский монастырь.
А.Москву
Б.Звенигород
В.Серпухов
Г.Заволжье
5.В Библии, в книге Бытия (гл.18), повествуется о том, что Господь явился Аврааму в образе трёх странников у дубравы…
А.Массифа
Б.Мером
В Мамре
Г.Маон
6.Архангел Гавриил был послан к Деве Марии с благой вестью о том, что у неё родится сын – Спаситель мира. Пресвятая Дева смиренно ответила: «Се, раба Господня: да будет Мне по слову…» (Лк.1,26-38)
А.его
Б.моему
В.твоему
Г.вашему
7.Изображение одного из его чудес – поражение змея, жившего в озере близ Ливанских гор, - является гербом города, Этот святой почитается и как покровитель православного воинства, и как небесный покровитель земледельцев.
А.Илья Муромец
Б.Иоан Воин
В.Георгий Победоносец
Г.Дмитрий Солунский
8.ПараклИт – наименование Св. Духа, в переводе с греческого обозначает «…».
А.Утешитель
Б.Благодать
В.Духовный
Г.Святой
9.Священный сосуд из благородного металла с крестом на конце рукояти, этот премет напоминает те клещи, которыми серафим взял раскалённый уголь и коснулся уст пророка Исаии (Ис. 6,6-7)
А.ковчежец
Б.литийный сосуд
В.лжица
Г.ладонница
10.Жизнь преподобного Сергия Радонежского была отмечена многочисленными чудесами и чудотворениями. Одно из них: когда при постройке обители возникли проблемы с водой, то преподобный «нашёл немного дождевой воды, преклонил над нею колена и помолился…» Предание говорит, что появившийся источник существует и по сей день, а именуется он…
А.Пятницкий колодец
Б.Святой источник
В.Сергиев колодец
Г.Сергиев источник
II ТУР
- Преподобный Сергий, совершая своё келейное правило перед иконой Богородицы , пел ******* Это песнопение исполняется стоя и состоит из кондаков и икосов, расположенных в определённом порядке. (Акафист)
- Однажды во время молитвы преподобный Сергий Радонежский увидел ********. В видении ему было сказано: «Так умножится стадо учеников твоих» (Стаю птиц)
- Игумен *********, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, автор стихов. По его мнению, стихи кратчайшим путём доходят до страждущего сердца, поддерживают упование на Бога, согревают любовью и верой…(Виссарион)
- О каком ските идёт речь:
Скит сей раньше отличался
Благочестием отцов.
Враг лукавый ополчался
На смиренных чернецов.
Духовник - отец Варнава –
Всех с любовью принимал.
Сам он кроткого был нрава.
Скорбь народа понимал.
(Черниговский)
- Имя старца Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
Всем желательно от роду
Сохранить столь светлый ум,
Чтоб полезным бать народу,
Как наш батюшка ****.
(Наум)
- Название собора, в котором почивают мощи преподобного Сергия Радонежского:
С большой любовию приходит
Страдалец в ******** собор,
К гробнице Серия подходит,
Надеждою исполнен взор…
В собор – священную ограду –
Стремятся люди в наши дни,
В нём получают всю отраду
И славят Троицу они.
- Сияние, изображаемое на иконах вокруг головы и означающее божественную славу святости - ****. (Нимб)
- Круглой формы хлебец с оттиснутой сверху печатью, употребляемый для совершения проскомидии и таинства Евхаристии.
«Старец бережно взял тремя перстами частицу св.********, и благословляя ею Варфоломея, промолвил: «Сие даётся тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания…»
( Просфора)
III ТУР
Задание 1. История и культура России
«Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодёжи распространено мнение. что всё русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно,»- так справедливо отмечал академик Д.С.Лихачёв. Обратим же свой взгляд в глубину веков , чтобы иметь не «поверхностное» суждение о прошлом.
«.Повесть временных лет»- это сказания о древних русичах. Перелистаем некоторые страницы древней летописи.
Вместо многоточия вам нужно вставить пропущенные слова .
- По потопе трое сыновей Ноя разделили землю- Сим, Хам и …
(Иафет)
2. От этих же семидесяти двух языков произошёл и народ …. От племени Иафета- так называемые норики, которые и есть славяне.
(Славянский)
3.И утром встал (Андрей) и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия , будет город великий, и воздвигнет бог много церквей». И взошёл на горы эти , благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошёл с горы этой, где впоследствии возник …
(Киев)
4.Поляне же в те времена жили отдельно и управлялись своими…
(родами)
5.В год 6415 (907). Пошёл … на греков.
(Олег)
6 В год 6478 (970).Святослав посадил Ярополка в …, а Олега у древлян.
(Киеве)
7. Владимир же, услышав, что схвачен был Василько и ослеплён, ужаснулся, заплакал и сказал: «Не бывало ещё на Русской земле ни при дедах, ни при отцах наших такого …»
(зла)
8. И пришли Святополк с Давыдом в Киев, и рады были люди все, но только дьявол огорчён был их…
(любовью)
9. Всеволодова же вдова и митрополит пришли к Владимиру и молили его, и поведали мольбу киевлян_ заключить мир и блюсти зелю Русскую , и биться с …
(погаными)
Задание 2. Святые и святыни
Узнайте икону по описанию.
В 1155 году из Византии в Киев привезли драгоценный дар константинопольского патриарха – икону Богоматери. По преданию, написал её сам евангелист Лука на доске того стола, за которым сидел Христос со своей Матерью.
Великий князь Юрий Долгорукий с благоговением принял дар и поместил икону в Вышгородском монастыре близ Киева. Это было время жестоких междоусобиц. Сын Юрия, Андрей Боголюбский, решил уехать из Киева в более спокойные северные земли. И «вместо иных сокровищ, взял с собой греческий образ Марии, украшенный, как говорят летописцы, пятнадцатью фунтами золота, кроме серебра, жемчугу и камней драгоценных».
Там построил он в честь Богоматери Успенский собор на высоком берегу Клязьмы. И засияла в том храме икона, и стала называться …
Когда князь Андрей отправился в поход против болгар, он взял с собой икону. Молва о ней расходится далеко за пределы Владимирского княжества. Люди видели в ней свою заступницу Руси от врагов. Накануне Куликовской битвы молились перед иконой Богоматери московский князь Дмитрий и всё его войско.
В XV веке в Московском Кремле знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиоравенти построил Успенский собор, и там поместили икону. Предание гласит , что она не раз спасала Москву от врагов.
Ответ: икона «Владимирской» Божией Матери
Задание 3.1. Языкознание
Узнайте автора данного отрывка , о какой Лавре идет речь? Прокомментируйте ключевые слова с лексической точки зрения, выделенные автором.
Какое ещё произведение этого же автора посвящено описанию этой святыни.
« И тут увидал я солнечно-розовую Лавру.
Она с в е т и л а с ь, веяло от неё покоем. Остановился, присел на столбушке у дороги, смотрел и думал… Сколько пережила она за свои пять веков! Сколько светила русским людям!..Она светилась… - и, знаете, что почувствовал я тогда, в тихом, что-то мне говорящем, её сиянии?.. – Сколько ещё увидит ж и з н и!..» Поруганная, пленённая, с в е т и л а с ь она – нетленная. Было во мне такое…чувство ли, дума ли… - «всё , что творится, - дурманный сон, при зрак, ненастоящее… а вот э т о – живая сущность, творческая народная идея, завет веков… э т о - вне времени, нетленное… можно разрушить эти сияющие стены, испепелить, взорвать, и её это не коснётся…» Высокая розовая колокольня, 2свеча пасхальная2, с золотой чашей, крестом увенчанной…синие и золотые купола… - не грустью отозвалось во мне, а светило. Впервые тогда, за мутные и давящие восемь лет, почувствовал я веру, что - е с т ь з а щ и т а, необоримая. Без веры, никакой, инстинктом, что ли , почувствовал, в ч ё м – о п о р а. Помню, подумал тут же: «вот почему и ютились з д е с ь, искали душе – покоя, з а щ и т ы и о п о р ы».
«Куликово поле»
Ответ: Иван Шмелёв описывает Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
В повести «Богомолье» мы вновь встречаемся с этой святыней.
Задание 3.2.Языкознание.
Сравните предыдущее произведение со стихотворением Николая Рубцова «По вечерам», что их объединяет и в чём различие? Анализируя идейно -художественное своеобразие стихотворения, задумайтесь над многозначностью выделенных слов.
По вечерам
С моста идёт дорога в гору.
А на горе – какая грусть! –
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь.
Былая Русь! Не в те ли годы
Наш день, как будто у груди,
Был вскормлен образом свободы,
Всегда мелькавшей впереди!
Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И всё ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила.
Всё так же весело и властно
Здесь парни ладят стремена,
По вечерам тепло и ясно,
Как в те былые времена…
Задание 4. Заполни пропуски
Вставьте слова, которые сказал Сергий Радонежский своей братии. Варианты слов: учить, учиться, начальствовать, повиноваться, не, угодно.
Когда братия монастыря стала бороться за руководство обителью, Сергий покинул стены будущей Лавры. Когда же братия уговорила его вернуться и стать её пастырем, преподобный сказал: «Желаю лучше __________, нежели________; лучше ___________________ ,нежели ___________________; но боюсь суда Божия; _________ знаю, что ______________ Богу; святая воля Господня да будет!»
ОТВЕТ: Когда братия монастыря стала бороться за руководство обителью, Сергий покинул стены будущей Лавры. Когда же братия уговорила его вернуться и стать её пастырем, преподобный сказал: «Желаю лучше учиться , нежели учить; лучше повиноваться , нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господня да будет!»
Задание 5. Святые и святыни
Вспомните житие Сергия Радонежского, что одел преподобный Сергий вместо «шлемов и щитов бранных» на своих монахов, известных в прежней мирской жизни воинов, –Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета)- перед Куликовской битвой?
ОТВЕТ: Схимы с изображением креста Христова.
Задание 6. Творческое.
Слава преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи стали селиться и крестьяне.
«Не может град укрыться верху горы стоя»… Нельзя скрыть цветка благоухающего и дикой траве: его найдут по запаху. По благоуханию: так же мог укрыться и Сергий в дремучем лесу, в любезном своём одиночестве. Далеко разносилось благоухание его жизни святой, и услышали, сердцем ощутили это благоухание люди, имевшие, по выражению святителя Филарета, очищенное чувство духовное, или , по крайней мере, ищущие очищения. А скорбныя обстоятельства того времен…ещё более располагали таких людей бежать из мира в дебри пустынныя: благо там нашёлся благодатный муж, способный утолить жажду души, зажечь и поддержать в ней тот огонёк, при свете которого легко несётся всякое бремя жизни и становится лёгким благое иго Христово,» - эти строки мы читаем в «Житии преподобного Серия Радонежского» ,написанном архиепископом Никоном (Рождественским).
В настоящее время Сергиев Посад – крупный административный , промышленный, культурный, туристический центр Подмосковья, жемчужина Золотого кольца России.
Вопрос 1. Почему автор жития использует слово «огонёк», а не «огонь»? Какие ещё средства выразительности вы заметили?
Вопрос 2.Каковы ,по- вашему, нравственные заветы Древней Руси?
Вопрос 3.Игумен Земли Русской! Так называют Сергия Радонежского. Каковы заслуги Сергия Радонежского перед Русью и христианством?
Задание 7. За поэтической строкой
1.Вставьте в стихотворение слова – синонимы, у которых в тексте дана только последняя буква .
2.Объясните лексическое значение выделенных слов.
3.Николай Рубцов написал своё стихотворение «Видения на холме» в 1960-1964 годах, но стихотворение звучит очень актуально. Как вы думаете, о чём предупреждает нас автор, что скрывает метафора в последних двух строках (бессмертные звёзды Руси) ?
Видения на холме
Взбегу на холм
и упаду
В траву.
И__________ю повеет вдруг из дола!
Засвищут стрелы будто наяву,
Блеснёт в глаза кривым ножом монгола!
Пустынный свет на звёздных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя…
Россия, Русь –
Куда я ни взгляну!
За всё твои страдания и битвы.
Люблю твою, Россия, __________у,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времён татары и монголы,
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.
Кресты, кресты…
Я больше не могу!
Я резко отниму от рук ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они - и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной – бессмертных звёзд Руси,
Спокойных звёзд безбрежное мерцанье….
ОТВЕТЫ:
1Древностью, старину.
2. Погост – сельское кладбище; дол – то же. что долина; стреножить(треножить) – связывать путами обе передние ноги(у лошади) с одной задней или только передние.
Задание 8. За поэтической строкой
Иеромонах Роман написал стихотворение, где используется оксюморон (совмещение несовместимых понятий), но жизненный путь монаха столь же парадоксален: стремление к спасению через лишения.
1. Подберите нужное слово-ключ к первому катрену, чтобы «открыть» секретный смысл всего стихотворения.
2. В последнем катрене скрыто название иконы Божией Матери, перед которой молился преподобный Серафим Саровский.
3. Что обозначает слово АВВА?
Страх Господень – авва воздержания,
Воздержанье дарит исцеление.
Лучшая поэзия - …,
Лучшее … - моление.
Лучшая молитва – покаяние,
Покаянье тщетно без прощения.
Лучшее пред Богом предстояние –
В глубине высокого смирения.
Я забудусь в таинстве молчания
Пред иконой чудной «….».
Да очистят слёзы покаяния
Высшую поэзию – моление.
28 марта 1991. Печоры
ОТВЕТЫ:
- Молчанье
- «У м и л е н ь е»
3. Авва (сир.) – отец . В Новом Завете относится также к Отцу Небесному. Употребляется для выражения преданности, духовной любви и послушания.
Литература
- Архиепископ Никон Рождественский Житие преподобного Серия Радонежского. - Свято – Троицкая Сергиева Лавра,1997
- С.Е.Молотков. Практическая энциклопедия православного христианина. Санкт-Петербург: Сатис,2000
- Игумен Виссарион ( Остапенко). Храните православие. Стихи.:Свято – Троице Сергиева Лавра,1996
- Православные святыни России: «Харвест»,2006
- Иеромонах Роман. Благословен молитвословья час. -С.-П.: «Новый город»,1997
- Журнал «Слово» («В мире книг») – М. «Книжная планета»1990г.№1;1991г.№1
- С.Успенский. Катехизис в рассказах. Выпуск 1.Символ веры: Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1995
- Акафисты избранные: Издание Задонского Богородицкого монастыря,1996г.
- Журнал «Божий мир»,1998г. №2-3
- Ерёменко Н.И. Занимательные материалы по литературе. -Волгоград:Корифей,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»
На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
Духовная жизнь. Интегрированный урок по обществознанию (тема: «Духовная жизнь») и русскому языку (тема: «Развитие речи. Высказывание в публицистическом стиле).
Методическая разработка интегрированного урока в 9 классе по обществознанию и русскому языку....
Крепость земли Тульской
конспект урока "Крепость земли Тульской"...
Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".
Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» ...
Дополнительная общеразвивающая программа «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ЗЕМЛИ ТАМБОВСКОЙ »
Краткая аннотация работыВажной задачей современного общества является – воспитание молодого поколения таким образом, чтобы привить ему основные понятия и законы нравственного поведения и любви к...