Дополнительная общеразвивающая программа «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ЗЕМЛИ ТАМБОВСКОЙ »
рабочая программа (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_duhovnoe_kraevedenie_zemli_tambovskoy.docx | 49.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Цнинская СОШ №2" в с.Донское
Принята на заседании методического совета Руководитель ШМС __________________ А.А.Ворожейкина протокол № от г | Утверждаю: Директор школы _________________ Черникова С.В. приказ № от г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ЗЕМЛИ ТАМБОВСКОЙ »
для детей 11-13 лет, срок реализации 2 года
Подъяблонская Н.Н. - учитель географии, Помогова Д.А. - социальный педагог, Глинина А.А. - педагог-психолог
Тамбов
2018г.
Пояснительная записка
На сегодняшний день важной задачей современного общества является – воспитание молодого поколения таким образом, чтобы привить ему основные понятия и законы нравственного поведения и любви к ближним, которые помогали бы им в будущем быть достойными гражданами своей страны!
Ведь в нынешний век развитых информационных технологий молодому поколению доступно большое количество информации, направленной на развращение детского и подросткового сознания, начиная от непочтения к родителям и учителям, сквернословия, курения и заканчивая наркотиками, детской преступностью, суицидом.
Нравственное воспитание малоэффективно, если в человеке не пробуждаются и не возрастают обостренная совесть и стыд. А стыд и совесть у подавляющего большинства людей невозможно пробудить и укрепить без их веры, которая на самом деле и помогает стать и быть высоконравственным, достойным человеком.
Важной необходимостью становится духовно-нравственное воспитание ребенка, которое необходимо начинать как можно раньше посредством введения в отечественную духовную и культурную традицию.
Актуальность данной программы заключается в том что она связана с решением задач, направленных на социально – творческое развитие личности, социализацию и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Новизна разработанной программы в том, что она позволяет учащимся приобщиться к истории не только своей страны в целом, но и к истории своего родного края, к его традициям и обычаям, помогает им не только теоретически, но и практически изучить и познакомится с основными духовными богатствами Тамбовской земли, тем самым прививая любовь, уважение, гордость и трепетное отношение в тому месту в котором они живут.
Занятия развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию, воспитывают терпение, благоразумие, доброту, заботливость, знакомят с историей Тамбовской области, жизненными подвигами православных святых Тамбовской земли, основными духовными центрами родного края.
Цель:
Помочь детям усвоить основные духовно – нравственные понятия и законы, для дальнейшего становления их личности, а также для раскрытия и развития их творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
1-й год обучения
- сформировать у учащихся знания, которые дали бы им первоначальное представление о духовных и культурных традициях родного края.
- дать первоначальные сведения по ряду тем: история возникновения крепости Тамбов, святые места города Тамбова, православные святые земли Тамбовской.
2-й год обучения
- закрепить и расширить знания, дающие учащимся представление о духовных и культурных традициях родного края, закрепить их на эмоциональном и интеллектуальном уровнях.
- обеспечить устойчивые знания по ряду тем: история Тамбовской области и родного края, святые места земли Тамбовской, святые места моей малой Родины.
Воспитательные:
1-й год обучения
-привитие культуры общения;
-формирование представления об этнических нормах духовности;
-способствовать формированию уважительного, трепетного отношения к традициям, духовным устоям, святыням родного края.
-способствовать воспитанию у обучающихся таких духовных и нравственных качеств, как: любовь к родному краю, умение ценить наследие, оставленное нашими предками, милосердие, сопереживание, доброта и т.д.
2-й год обучения
-сформировaть у обучающихся представление об этических нормах духовности.
-познакомить учащихся с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности и духовности.
- пробуждение интереса к истории Русской Православной Церкви;
-формирование собственного мировоззрения, выработка умения отстаивать свою точку зрения;
-воспитание любви к Родине, к близким и родным.
Развивающие: 1-й и 2-й год обучения
- способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений.
- содействовать развитию волевой сферы ребенка: осознанности поведения, самоконтроля.
- раскрытие индивидуальных способностей; творческой активности.
Отличительной особенностью Программы является то, что ключевой темой программы является проблема духовности человека и общества, духовности мира в целом. Программа способствует воспитанию духовно развитой, нравственно богатой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к истории русского народа, к ценностям отечественной культуры.
Направленность программы:
изучение духовных ценностей родного края;
культурологическая и интеллектуально-познавательная направленность;
обучение с использованием различных видов деятельности;
проблемно-поисковые методы организации учебного процесса;
направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
Занятия рассчитаны на два года для учащихся 5-7 классов.
Количество часов – 156
Количество часов в неделю -2
Количество детей в группе : 1 и 2-й годы обучения – по 15.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования средней школы.
Формы проведения занятий:
- урок-объяснение;
- беседа;
- экскурсия;
- лекция;
- работа с книгой;
- исследование
- презентация
Технологии обучения:
-объяснительно-иллюстративная;
-коммуникативно-диалоговая деятельность;
-информационно-коммуникационная;
-здоровьесберегающая;
-личностно-ориентированная.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
-тестирование
-опрос
-проекты
Планируемые результаты образовательного процесса:
По окончании изучения курса дети должны
знать:
-основные события отечественной и региональной истории;
- закономерности формирования таких духовных ценностей, как семья, забота о ближнем, забота о младших; почитание старших;
- историю возникновения крепости Тамбов; историю создания самых известных храмов и монастырей Тамбовщины, а также знать события или жития святых, которым эти храмы и монастыри посвящены
- жития православных святых земли Тамбовской, таких, как: епископ Питирим, святители Феофан, Затворник Вышенский, Тихон Задонский, Лука Войно-Ясенецкий, преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, преподобные Силуан Афонский и Феодор Ушаков и другие;
уметь:
-давать духовную оценку реалиям пространства и времени;
- аргументировано объяснять свою личностную духовную ориентацию;
-определять духовный смысл сущностей окружающего мира;
-строить и оценивать поведенческую модель человека.
- провести в тот или иной храм города (рассказать, где он находится);
- рассказать историю возникновения крепости Тамбов, монастырей Тамбовщины (например, Трегуляевского), того или иного храма (Казанского, например);
- рассказать основные вехи жития Тамбовских подвижников благочестия, таких, как: святитель Питирим, святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Феофан Вышинский и др., а также особо почитаемых русских и вселенских святых (например, князя Александра Невского или святителя Николая Мирликийского);
- пользоваться картой края, района, ориентироваться в плане микрорайона и города.
приобрести навыки:
-культуры общения;
-работы с православной литературой;
-русских обычаев и традиций;
Таким образом, предмет имеет целью обучить и воспитать творчески мыслящую и духовно богатую, ответственную личность.
Учебно-тематический план
Первый год обучения (78 часов) | |||||
№ | Раздел | Тема | Количество часов | ||
Теор | Практ | Всего | |||
1. | 1.История родного края. | 1.1. История возникновение крепости Тамбов. 1.2 Экскурсия в Тамбовский краеведческий музей. 1.3 Итоговая работа конкурс чтецов "Славим святую Русь - святую Тамбовщину!" | 2 | 3 2 | 7 |
2 | 2.Святые места Тамбовщины. | 2.1. Храмы и монастыри города Тамбова: 1)Спасо-Преображенский собор. 2). Покровский храм. 3). Казанский мужской монастырь. 4). Казанский собор. 5). Иоанно-Предтеченский храм. 6). Храм Лазаря Четверодневного. 7). Храм святых Новомучеников и исповедников Российских. 8). Храм Святой Троицы 9). Скорбященский храм. 10). Вознесенский женский монастырь. 2.2 Утраченные храмы города Тамбова. 2.3 Экскурсия по местам разрушенных храмов Тамбова. 2.4. Итоговая работа "Краеведческий путеводитель по храмам города Тамбова (по выбору). | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 3 3 3 3 3 3 3 3 2 | 56 |
3 | 3.Православные святые земли Тамбовской. | 3.1. Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Посещение Преображенского собора. 3.2. Святитель Феофан, Затворник Вышенский. 3.3. Святитель Тихон Задонский. 3.4. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Экскурсия в музей больницы №2(посвященная архиепископу Луке) и к памятнику святителю Луке. 3.5. Преподобная Марфа Тамбовская. Посещение Вознесенского монастыря. 3.6. Преподобный Феодор Санаксарский. 3.7. Святой праведный Феодор Ушаков. 3.8. Преподобный Силуан Афонский. 3.9. Преподобный Амвросий и другие старцы Оптинские. 3.10. Преподобный Серафим Саровский и Саровская пустынь. 3.11. Новомученики Тамбовской земли. 3.12. Митрополит Владимир Богоявленский. 3.13. Итоговая работа. презентация на тему «Земной подвиг святых подвижников земли Тамбовской». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 3 3 3 3 | 24 |
Итого | 25 | 53 | 78 |
Второй год обучения ( 78 часов) | |||||
№ | Раздел | Тема | Количество часов | ||
Теор | Практ | Всего | |||
1. | 1.История родного края. | 1.1.История возникновения Тамбовской Епархии 1.2История Тамбовской губернии 1.3 Тамбов после 1917 г. 1.4 Церковное и светское Строительство в 17-начало 20 в.в.. Памятники архитектуры Тамбовской губернии в 17-начало 20 в.в. 1.5Экскурсия по основным достопримечательностям города Тамбова. 1.4 Краеведческий путеводитель по городу Тамбов. | 2 3 3 4 | 4 6 | 21 |
2 | 2. Святые места Тамбовщины. | 2.1. Действующие храмы и монастыри земли Тамбовской: 1)Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. 2)Богородице-Знаменский женский монастырь в селе Сухотинка 3) Свято-Никольская Мамонтова пустынь. 4. Михаило-Архангельский храм в с. Мордово 5) храм Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Новотомниково 4)Санаксарский мужской монастырь. 5)Вышенский Успенский монастырь. 2.2 Разрушенные храмы и монастыри земли Тамбовской: 1) Историческая справка о храмах и монастырях Тамбовской губернии. 2) Лебедянский Троицкий мужской монастырь 3) Борисоглебский Носовский Спасо-Преображенский мужской монастырь 4) Оржевский Боголюбовский Тишениновский женский монастырь 5) Свято-Троицкая церковь в селе Масловка 2.3. Итоговая работа Доклад на тему: "История одного храма". | 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 | 4 4 4 4 4 6 | 39 |
3 | Храмы Тамбовского района | 3.1 Иоанно-Предтеченский храм Архиерейского подворья с. Донское. Экскурсия. Краеведческий путеводитель 3.2 Церковь архистратига Михаила в с. Полковое. Экскурсия. Краеведческий путеводитель | 2 2 | 6 6 | 18 |
Итого | 25 | 43 | 78 |
Содержание изучаемого курса
Первый год обучения
Раздел 1. История родного края.
Теоретическое занятие:
Тема 1.1. История возникновение крепости Тамбов.
Практическое занятие:
Тема 1.2. Экскурсия в Тамбовский краеведческий музей.
1.3 Конкурс чтецов "Славим святую Русь - святую Тамбовщину!"
Раздел 2. Святые места Тамбовщины.
Теоретические занятия:
Тема 2.1. Храмы и монастыри города Тамбова. История возникновения и дальнейшего существования храмов и монастырей города Тамбова.
1). Спасо-Преображенский собор.
2). Покровский храм.
3). Казанский мужской монастырь.
4). Казанский собор.
5). Иоанно-Предтеченский храм.
6). Храм Лазаря Четверодневного.
7) Храм Святой Триоцы
8). Храм святых Новомучеников и исповедников Российских.
9). Скорбященский храм.
10). Вознесенский женский монастырь.
Практические занятия:
1). Спасо-Преображенский собор. Экскурсия.
2). Покровский храм. Экскурсия.
3). Казанский мужской монастырь. Экскурсия.
4). Казанский собор. Экскурсия.
5). Иоанно-Предтеченский храм. Экскурсия.
6). Храм Лазаря Четверодневного. Экскурсия.
7) Храм Святой Триоцы Экскурсия.
8). Храм святых Новомучеников и исповедников Российских. Экскурсия.
9). Скорбященский храм. Экскурсия.
10). Вознесенский женский монастырь. Экскурсия.
Теоретическое занятие:
Тема 2.2 Утраченные храмы города Тамбова. Краткая историческая справка.
Практические занятия:
2.3 Экскурсия по местам разрушенных храмов Тамбова.
2.4.Итоговая работа. Составление краеведческого путеводителя по храмам города Тамбова (по выбору).
Раздел 3. Православные святые земли Тамбовской
Теоретическое занятие:
3.1. Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Знакомство с историей жизни святого.
Практическое занятие:
Экскурсия в Спасо-Преображенский собор
Теоретические занятия:
3.2. Святитель Феофан, Затворник Вышенский.
3.3. Святитель Тихон Задонский.
3.4. Святитель Лука Войно-Ясенецкий.
Практическое занятие:
Экскурсия в музей больницы №2(посвященная архиепископу Луке) и к памятнику святителю Луке.
Теоретическое занятие:
3.5. Преподобная Марфа Тамбовская.
Практическое занятие:
Экскурсия в Вознесенский монастырь
Теоретические занятия:
3.6. Преподобный Феодор Санаксарский.
3.7. Святой праведный Феодор Ушаков.
3.8. Преподобный Силуан Афонский.
3.9. Преподобный Амвросий и другие старцы Оптинские.
3.10. Преподобный Серафим Саровский и Саровская пустынь.
3.11. Новомученики Тамбовской земли.
3.12. Митрополит Владимир Богоявленский.
Практическое занятие:
3.13. Итоговая работа. Презентация на тему «Земной подвиг святых подвижников земли Тамбовской».
Второй год обучения
Раздел 1: История родного края.
Теоретические занятия:
Тема 1.1. История возникновения Тамбовской Епархии. Краткая историческая справка. Основные понятия и определения.
1.2История Тамбовской губернии. История возникновения Тамбовской губернии, основные даты и события до 1917 года.
1.3 Тамбов после 1917 г.. Жизнь города во времена революции и после. Утраченные и возрожденные Святыни города Тамбова.
1.4 Церковное и светское строительство в 17-начало 20 в.в.. Памятники архитектуры Тамбовской губернии в 17-начало 20 в.в.
Практические занятия:
1.5Экскурсия по основным достопримечательностям города Тамбова.
1.4 Итоговая работа. Составление краеведческого путеводителя по городу Тамбов.
Раздел 2: Святые места Тамбовщины
Теоретическое занятие:
2.1 Действующие храмы и монастыри земли Тамбовской:
1)Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. История создания и жизнь монастыря в наше время.
Практическое занятие:
Экскурсия в Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь.
Теоретическое занятие:
2)Богородице-Знаменский женский монастырь в селе Сухотинка. История основания монастыря. Периоды разрушения и возрождения Стятыни.
Практическое занятие:
Экскурсия в Богородице-Знаменский женский монастырь в селе Сухотинка
Теоретическое занятие:
3) Свято-Никольская Мамонтова пустынь. История создания и ее основатели.
Практическое занятие:
Экскурсия в Свято-Никольскую Мамонтову пустынь
Теоретическое занятие:
4) Михаило-Архангельский храм в с. Мордово. История создания, особенности архитектурного исполнения и внутреннего убранства храма.
Практическое занятие:Экскурсия в Михаило-Архангельский храм в с. Мордово
5) Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Новотомниково. История создания и его основатели
Практическое занятие:
Экскурсия в Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Новотомниково.
Теоретические занятия:
4)Санаксарский мужской монастырь.
5)Вышенский Успенский монастырь.
Теоретические занятия:
2.2 Разрушенные храмы и монастыри земли Тамбовской.
1) Историческая справка о храмах и монастырях Тамбовской губернии.
2) Лебедянский Троицкий мужской монастырь
3) Борисоглебский Носовский Спасо-Преображенский мужской монастырь
4) Оржевский Боголюбовский Тишениновский женский монастырь
5) Свято-Троицкая церковь в селе Масловка
Практическое занятие:
2.3. Итоговая работа. Доклад на тему: "История одного храма".
Раздел 3: Храмы Тамбовского района
Теоретическое занятие:
3.1 Иоанно-Предтеченский храм Архиерейского подворья с. Донское. Основные даты и события. Возрождение храма в наше время. Беседы с благотворителями и основателями нового храма в с. Донское.
Практическое занятие:
1) Экскурсия в Иоанно-Предтеченский храм Архиерейского подворья с. Донское.
2) Составление краеведческого путеводителя.
3.2 Церковь архистратига Михаила в с. Полковое.
Практические занятия:
1) Экскурсия на место расположения церкви архистратига Михаила в с. Полковое.
2) Составление краеведческого путеводителя.
Методическое обеспечение
Для реализации программы «Духовное краеведение» используется:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
- подборка видео- и DVD-фильмов, а также аудио-постановок по темам; - библиотека книг духовно-нравственного содержания; энциклопедического содержания. - компьютерный класс. | - подборка информационной и справочной литературы (см. список литературы для педагога и обучающихся); - маршруты экскурсий по городу; |
На первом и втором году обучения
в основном ведущую роль играют практические занятия:
-экскурсии в музеи города, к памятникам истории и культуры, посещение православного храма;
-творческие работы и творческие проекты учащихся: например, составление путеводителя по городу ныне существующих и разрушенных храмов;
-работа со справочной и информационной литературой;
Литература для учащихся:
10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.
15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.- Том 1: стр., том 2: 368 стр. с ил.
21. Кученкова В.А. «Святыни Тамбовской епархии». Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 год.
29. Преподобне отче Серафиме. Сборник рассказов, преданий, воспоминаний о преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском чудотворце и Серафимо-Дивеевской обители. Издательская группа Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря. 2003.
38. Серафим Саровский. Гражданин небесного Отечества. Александр Толстиков. Серия «История России». – М.: изд. «Белый город», 2007.
41. Святая Русь. Подросткам о Русской Православной Церкви. Сост. Проказов Б. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2007.
42. Святые русской земли. Сборник под общей редакцией игумена Петра (Пиголя). 15-е Международные образовательные чтения. – М., 2007.
43. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый Завет. Сост. Протоиерей Александр Соколов. – М., 2003.
45. Тамбов. Справочник-путеводитель. Сост. Горелов А.А., Щукин Ю.К. в трех частях, 1999 – 2006 гг.
46. Тамбов старый, Тамбов новый. Фотоальбом. Авторский коллектив: Щукин Ю.К., Горелов А.А. и др. Тамбов, 2004.
47. Тамбовская энциклопедия. Главный научный редактор Протасов Л.Г. ООО «Издательство ЮЛИС», 2004.
50. Храмы Тамбовской епархии. Фотоальбом. Сост. Чеботарев С.А. ООО «Изд. ЮЛИС», 2005.
Литература для педагога:
2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997. – 144 стр.
3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается». АО «Форма-Пресс», Москва, 1994. – 416 стр.
15. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.
18. Духовное краеведение Тамбовщины: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007
19. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сборник 1 – Москва: Институт экспертизы образовательных программ и государственных конфессиональных отношений, 2007.
20. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.
21. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год. – 120 стр.
22. Духовные посевы: Духовно-нравственное чтение для народа, школы и семьи. НООФ «Родное пепелище», с. Николо-Погост, 2005. – 592 стр.
31. История религиозной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Бородина А.В. Москва, «Православная педагогика», 2004. – 62 стр.
32. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \ ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004. - 212 стр.
33. История Тамбовского края: век двадцатый: Учебное пособие \ ред. А.А.Слезина. Тамбов. Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2006. – 92 стр.
34. История Тамбовского края: Практикум. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004. – 120 стр.
35. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \ ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004. - 212 стр.
40. Кученкова В.А. «Святыни Тамбовской епархии». Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 год.
41. Лисичкин В.А. Земский путь святителя Луки. – Москва: Издательство «Псалтирь», при участии Миссионерского Центра общинной педагогики «Спас», 2005.
42. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. В двух частях. Сост. Священник Сергий Коротких. Часть 1: 152 стр., часть 2: 184 стр. – Москва, 2003.
43. Мироведение. Комплекс методических разработок. Сурова Л.В. Издательство «Христианская жизнь», г. Клин, 2004.
46. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. Янушкявичус Р.В., Янушкявичуне О.Л. – Москва: ПРО-ПРЕСС, 2000 год.
47. Основы православной культуры: Методическое пособие для учителя. Авторы-составители протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичене О.Л. Москва: ПРО-ПРЕСС, 2006 - 98 стр.
48. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса. А.В.Бородина. – Издание 2-е.- М.: Изд-во «Основы православной культуры», 2007. – 68 стр.: цветные ил.
49. Педагогика духовного развития: формы и методы работы. Из опыта работы областной экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ совхоза им. Ленина Мордовского района. Сборник ТОИПКРО, Тамбов, 2007.
57. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 3-й (4-й) годы обучения: в двух книгах. Автор Шевченко Л.Л., - Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005 год.
59. Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации», 1-й год обучения. Изд. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва, 2004. – 112 с. – ил
69. Преподобная Марфа, старица Кирсановская. Специальный выпуск журнала «Вестник Православия». – Вознесенский женский монастырь. Тамбов, 2002.
70. Преподобная Марфа, старица Кирсановская. – Тамбов: ТГТПС, 2005. - 30 стр.
71. Преподобне отче Серафиме. Сборник рассказов, преданий, воспоминаний о преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском чудотворце и Серафимо-Дивеевской обители. Издательская группа Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря. 2003.
82. Святая Русь. Подросткам о Русской Православной Церкви. Сост. Проказов Б. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2007.
83. Святые русской земли. Сборник под общей редакцией игумена Петра (Пиголя). 15-е Международные образовательные чтения. – М., 2007.
86. Серафим Саровский. Гражданин небесного Отечества. Александр Толстиков. Серия «История России». – М.: изд. «Белый город», 2007.
87. Сергий Радонежский. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.
94. Судьба России в свете Православия. Книга для чтения при изучении курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и воскресных школах. Митрополит Исидор (Кириченко). М.: «Троицкое слово», 2007.
95. Тамбов старый, Тамбов новый. Фотоальбом. Авторский коллектив: Щукин Ю.К., Горелов А.А. и др. Тамбов, 2004.
96. Тамбов. Справочник-путеводитель. Сост. Горелов А.А., Щукин Ю.К. в трех частях, 1999 – 2006 гг.
97. Тамбовская энциклопедия. Главный научный редактор Протасов Л.Г. ООО «Издательство ЮЛИС», 2004.
99. Тамбовский патерик. Православные святые и подвижники благочестия Тамбовского края: В двух книгах. Составители Алленов А.Н., Лёвин О.Ю., Бочаров А.С. – Тамбов, ТГТПС, 1999.
103. Храмы Тамбовской епархии. Фотоальбом. Сост. Чеботарев С.А. ООО «Изд. ЮЛИС», 2005.
105. Четвертые Питиримовские чтения (14-15 мая 1997 года). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1998. – 141 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Экологическое краеведение»
Программа «Экологическое краеведение»направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»
Дополнительная общеразвивающая программа «Историческое краеведение «Моя Бурятия»»...
Отчет Дополнительной общеразвивающей программы духовно-нравственного развития культуры народов Ямала «Хозяйка чума» в рамках реализации МИП.
Отчет по программе...
"Горячие сердца " Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации. ...
Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников "Мысли. Образы. Чувства"
Цель ДОП "Мысли. Образы. Чувства" - создание условий для успешного развития духовно-нравственных ценностных ориентаций у подростков средствами русской художественной литературы....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Экологическое краеведение»
Кружок «Экологическое краеведение» является частью реализации программы по непрерывному экологическому образованию учащихся. Введение в систему дополнительного образования кружка &la...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Дополнительная общеразвивающая программа студии «Иконопись» имеет художественную направленность. Программа студии «Иконопись» ориентирована на развитие компетенций в области ос...