Тема охраны памятников Отечества в рассказе А.И.Солженицына «Захар – Калита"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Цель урока :познакомиться с великим мыслителем, великим писателем, великим гражданином А.И.Солженицыным;
на примере рассказа «Захар-Калита» совершенствовать умение анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Тема охраны памятников Отечества в рассказе А.И.Солженицына «Захар – Калита» (1965г.)
Цель: познакомиться с великим мыслителем, великим писателем, великим гражданином А.И.Солженицыным;
на примере рассказа «Захар-Калита» совершенствовать умение анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности;
формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных произведений;
уметь отвечать на вопросы проблемного характера;
делать выводы и заключения;
воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности на примере жизни и творчества писателя.
Тип урока: изучение нового материала, внеклассное чтение.
Вид урока: конференция с элементами метода проекта.
Методическая цель: расширение изучения творческого наследия А.И.Солженицына.
Оборудование: портрет А.И.Солженицына, портрет Ивана Калиты, иллюстрации М.И.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», А.П.Бубкова «Утро на Куликовом поле», сборник стихов А.Блока «На поле Куликовом», роман Юрия Михайловича Лощицы «Дмитрий Донской» (фрагменты)
Словарь:
кулики – небольшая болотная птица с длинными ногами.
калита – кошель, денежная сумка.
«Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит».
И.Гёте
«…Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам нынче попросту необходим – мы должны его знать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права».
А.Залыгин
Ход урока.
I Основные вехи творчества А.И.Солженицына (индивидуальное задание, защита проекта).
II Краткое содержание рассказа «Захар–Калита».
Рассказ «Захар–Калита» написан в 1965 году. В нём говорится о событиях отечественной памяти 14 века - Куликовской битве, о том, какое значение эта битва имела для русского народа и как граждане российского государства в лице правительства, министерства культуры отнеслись к памяти тех тысяч русских воинов, которые решили судьбу России.
Это была первая русская победа над монголо-татарами.
Автор ведёт наших путников на то святое место, именуемое Полем Куликовым. Горько и больно смотреть на плиты, отвалившиеся от памятника, на полуразрушенную церковь, воздвигнутую в честь Сергея Радонежского.
Далее мы знакомимся со Смотрителем этого памятника старины – Захаром-Калитой, который пытается своими силами сохранить хоть что-то для потомков, для истории.
Два чувства противоборствуют в душе Захара-Калиты: желание быть полезным Отечеству и полнейшая беспомощность от бесправия истории перед официальной современностью. Захар – и богатырь, хранитель, и большой ребёнок, бессознательно «играющий» рядом с историей. Но это не его вина, а наша общая беда.
III Анализ рассказа «Захар-Калита».
Вопросы:
Жанр рассказа всегда привлекал Солженицына:
«В малой форме всегда можно очень много поместить…и можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя»
Читаю начало рассказа.
- Как вы думаете, зачем понадобилась автору сказовая манера повествования?
(Затем, что речь идёт о старине, об истории; жанровая форма рассказа показывает разрыв между историей и современностью.)
- Как готовит нас автор к встрече с героем и, так сказать, с событием рассказа?
(Неспешно перебираются глаголы: «давно целились», «подбираться вздумали нескладно, пошли глухими просёлками»;
в рассказе происходит не только движение по старой затравеневшей дороге, но с каждым шагом вперёд – шаг назад, мысленный шаг в Историю «Нам без помех думалось о тех русоволосых ратниках, о девяти из каждого пришедшего десятка, которые вот тут, на сажень под теперешним наносом, легли и до кости растворились в земле, чтоб только Русь встряхнулась от басурманов»;
А.Солженицын обращает наше внимание на начало Куликовской битвы, на Куликовскую ночь, опетую Александром Блоком:
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск, и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед боем,
Теперь твой час настал – молись!)
Учитель:
Итак, перед нами события 1980 года, когда многочисленное войско хана-Мамая, мечтавшее завоевать весь мир, двинулось на Русь, чтобы разорить все русские города.
И вот на поле Куликовом встретились русские и монголо-татарские войска «Тут-то, в самой заверти злой сечи – поставлен и памятник героям Куликовской битвы».
- О каких героях Куликовской битвы рассказывает Солженицын? Кому отдаёт предпочтение?
(Князю Дмитрию Донскому, возглавившему русское войско. «Быть бы Дмитрию и тогда Донским, да с другого конца. Но верно он всё расчёл и сам держался, как не всякий сумел бы великий князь. Под знаменем своим он оставил боярина в убранстве, а сам бился как ратник, и видели люди: рубился он с четырьмя татарами сразу…»;
перед боем Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и выделил ему двух своих иноков (монахов) Александра Пересвета и его брата Андрея Ослябя для поддержания духа войска русского. И действительно, именно Александр Пересвет воодушевит русское войско перед боем, вызвавшись сразиться с грозным Челубеем. Не случайно А.Солженицын упомянул о поединке перед боем Челубея с Пересветом, который вошёл в историю Куликовского сражения как настоящий герой, позже возведённый в лик святых.)
Обратимся к картине М.И.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», где художник изобразил Пересвета лежащим поверх поверженного им врага, с рукой, застывшей в благословляющем движении. Он будто показывал рукой то направление, в котором, минуя его тело, русские пойдут вперёд, дальше.
Нельзя не сказать, как описывает этот поединок современный писатель Юрий Михайлович Лощиц в романе «Дмитрий Донской» (гл.7, стр.96).
И далее после описания поединка читаем у Солженицына «И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами».
- Как вы думаете, почему в один из моментов повествования автор вместо третьего лица местоимения ставит первое? «И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами».
- Каким увидели путники памятник героям Куликовской битвы?
- И вот перед нами главный герой рассказа – Смотритель Куликова поля Захар-Калита. Расскажите, пожалуйста, о нём.
- С какой целью Солженицын проводит параллель между царём Иваном Калитой и Смотрителем Захаром-Калитой?
(Иван I Данилович Калита (1288 – 1340) – великий московский князь.
Был жестоким и хитрым в достижении своих целей правителем. Сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и Золотой орды, для которой он собирал с русских дань. Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» - «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях.
Он заботился о культурном наследии своего государства. На накопленные средства строил храмы, крепости. При Иване I появились первые каменные здания в Москве (например, Успенский собор). Московский кремль был обнесён дубовым частоколом.
Герой А.Солженицына Захар-Калита не был великим князем, да и богатства у него не было. В своём мешочке (калите) он носил Книгу отзывов, память о великом историческом событии.
И так же, как Иван I Калита, Захар трепетно относился к культурному наследию своего государства.)
- Почему автор так подробно описывает быт и образ жизни Захара Дмитрича?
- Что волнует нашего героя?
(Безответственное отношение стоящих у власти к памятнику старины, проявление вандализма среди людей.
«Да без меня б тут всё прахом!» - с болью в сердце скажет Захар.)
- Можно ли Захара-Калиту назвать праведником?
(Не только можно, но и нужно. Не случайно А.Солженицын слово Смотритель пишет с большой буквы. Это человек, который правильно понимает своё назначение – быть полезным обществу, людям. Нетерпим к проявлениям стяжательства, равнодушия. Бескорыстно служит своему делу, заботится о культурно-историческом наследии своей страны.)
- В каких произведениях русской литературы XX века звучит тема праведничества?
- В рассказе очень много риторический вопросов. Как вы думаете, о чём заставляет поразмышлять Солженицын на страницах своего произведения?
- Почему автор не позволил читателю заглянуть в эту примечательную книгу Захара «Книгу отзывов»?
- Какую запись сделали бы вы в «Книгу отзывов»?
(Читаются выдержки из творческих работ учащихся)
- Изменилось ли отношение к памятникам культуры на сегодняшний день?
(Ответ готовит группа учащихся по защите проекта)
- Подводя итоги нашей беседы, хочется задать вопрос: «Какую ценность представляет для вас урок по творчеству А.И.Солженицына?»
(1. Я благодарна этому замечательному писателю, мыслителю за то, что он призывает всех нас любить свою родину не на словах, а на деле.
Своим маленьким рассказом «Захар-Калита» Солженицын приглашает нас поразмышлять о человеческих ценностях, о величии русского народа, о том, как надо жить, чтобы потомки оценили по достоинству твои деяния и приумножили богатства своего народа.
2. Для нас, современных школьников, Солженицын является путеводной звездой во всём: в стремлении быть полезным своему народу, смотреть правде в глаза и не пасовать перед трудностями.
3. Именно А.И.Солженицын доказал всем нам своими поступками, своей жизнью, своим правдивым творчеством, своей любовью к жизни, что и один в поле воин.
Для нас с вами он настоящий герой.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Трагедия 30-х годов в истории России и отражение ее в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Интегрированный урок литература- история...
Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
же спасёт человека в бесчеловечной жизни, каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...
Урок внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)
Данный урок - урок внеклассного чтения по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита», тематически не связан с основным курсом литературы 10 класса, но служит подготовкой дл...
Презентация к уроку внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)
Презентация к одноименному уроку делает его более интересным, наглядным....
Самоанализ урока внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)
Самоанализ урока внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита») составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:«ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)...